Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
Особое внимание в своей работе я уделяю проблеме создания и повышения мотивации к изучению информатики в школе. Практически, при изучении любой школьной дисциплины можно применять слова, типа: "В современном обществе нельзя прожить без знаний физики (информатики, химии, биологии, истории, ...- подставить сюда можно любой предмет из школьного расписания)". А в действительности дети видят, что многие малообразованные люди живут куда лучше учителей и преподавателей ВУЗов. Так что такой прием создания мотивации малоэффективен. Но у детей есть внутренняя мотивация к изучению информатики. Хоть и изредка, но от учеников иногда можно услышать фразу "Зачем мне информатика? - я не собираюсь быть тем-то и тем-то". Обычно это происходит при необходимости изучать математические аспекты информатики (теория алгоритмов, мат. логика, методы вычислений и т.д.). Мотивом для изучения информатики, конечно, в первую очередь выступает интерес к компьютеру. Он завораживает детей тайной своей могущественности и демонстрацией все новых возможностей. Он готов быть другом и помощником, он способен развлечь и связать со всем миром. Однако, с каждым днем для большинства детей компьютер становится фактически бытовым прибором и теряет свой таинственный ореол, а вместе с ним и мотивационную силу. Замечу, что, не смотря на декларации некоторых учеников "Я не буду это учить, потому что это никогда не понадобится", звучат гораздо чаще, чем "Я не буду учить, потому что это неинтересно". Таким образом, можно взять на вооружение тот факт, что в создании мотивации интерес всегда имеет приоритет над прагматикой. Сейчас мне хотелось бы остановиться на тех методах создания мотивации, которые позволяют наиболее эффективно начинать или продолжать изучение материала на любом из дидактических уровней. Прием первый: апелляция к жизненному опыту детей. Прием заключается в том, что учитель обсуждает с учащимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых возможно лишь при изучении предлагаемого материала. Необходимо только чтобы ситуация была действительно жизненной, а не надуманной. Прием второй: создание проблемной ситуации или разрешение парадоксов Бесспорно, что для многих из нас этот прием рассматривается как универсальный. Состоит он в том, что перед учащимися ставится некоторая проблема, преодолевая которую, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему необходимо усвоить согласно программе. Мы думаем, что не всегда создание проблемной ситуации гарантирует интерес к проблеме. И здесь можно использовать какие-то парадоксальные моменты в описываемой ситуации. Пример: Также очень эффективно "срабатывает" преднамеренное создание проблемной ситуации в названии темы урока. "Как измерить количество информации", на наш взгляд, гораздо интереснее унылого "Единицы измерения информации". "Как в компьютере реализуются вычисления" - вместо: "Логические принципы работы компьютера". "Что такое алгоритм" - вместо обычного "Понятие алгоритма" и т.д. Третий прием: ролевой подход и как следствие - деловая игра. В этом случае ученику (или группе учащихся) предлагается выступить в роли того или иного действующего лица, например, формального исполнителя алгоритма. Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех условиях, усвоение которых и является учебной целью. Четвертый прием: решение нестандартных задач на смекалку и логику. По-другому, такой вид работы можно назвать "Ломаем голову " Задачи такого характера предлагаются учащимся либо в качестве разминки в начале урока, либо для разрядки, смены вида работы в течение урока, а иногда, и для дополнительного решения дома. Кроме того, такие задачи позволяют выявить одаренных детей. Вот некоторые из таких задач: Пример!. Шифр Цезаря Этот метод шифрования основан на замене каждой буквы текста на другую путем смещения в алфавите от исходной буквы на фиксированное количество символов, причем алфавит читается по кругу. Например, слово байт при смещении на два символа вправо кодируется словом гвлт. Пример 2. При изучении программирования мы предлагаем стихотворение, написанное в 60-х годах программистом Марковым С. А., в котором необходимо подсчитать количество слов, связанных с синтаксисом языка программирования (зарезервированные слова, названия операторов, типы величин и т.п.) НАЧАЛО светлое весны Даны значения двух величин а и Ъ. Произвести обмен их значений. Решение "в лоб" а=b , b=а результата не даст. Как быть? Всем нам известно как трудно удержать внимание ребенка в течение урока или пары. Для разрешения этой проблемы мы предлагаем игровые и конкурсные ситуации следующего характера: Пример 1: Игра "Веришь, не веришь" Верите ли вы, что... • Основатель и глава фирмы Microsoft Билл Гейтс не получил высшего образования (да) Пример2. Конкурс "Ищи ответы в приведенном тексте " Детям раздаются тексты, в которых некоторые идущие подряд буквы нескольких слов образуют, термины, связанные с информатикой и компьютерами. Например, В качестве поощрения за наилучшие результаты работы учащихся на уроке мы предлагаем сюрпризы - потайные игры, встроенные в офисные программы. Процесс запуска таких игр также помогает ученикам глубже освоить навыки работы с какой-либо офисной программой. Шестой прием: кроссворды, квадворды, сканворды, ребусы, творческие сочинения и т.п. Привычные для детей (и многих учителей!) такие способы контроля знаний, как контрольные, самостоятельные работы, диктанты и т.д., вызывают у них дискомфорт, волнение, что сказывается на результатах. Также очень эффективен в младшем и среднем звене такой вид работы как написание сказки, фантастической истории или рассказа, главными героями которых могут являться изученные на уроках устройства компьютера, программы и т.д. Хотелось бы отметить, что на данном этапе реформации системы образования Республики Казахстан наиболее востребованным и актуальным способом контроля является использование тестов. Именно систематическая работа по решению и самостоятельной разработке тестов позволяет учащимся быть психологически подготовленными к Единому Национальному Тестированию, проводимому по окончании средней школы. | |
Просмотров: 2531 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|