Разработка открытого контрольного урока по сольфеджио за вторую четверть. Урок – игра: «Посвящение в юные музыканты». Кирилина Наталья Геннадьевна – преподаватель сольфеджио и руководитель хора в Шульбинской Средней Общеобразовательной школе – комплекс эстетического образования и воспитания /ДМШ/. Окончила Усть – Каменогорское музыкальное училище Казахской ССР по классу хоровое дирижирование (1993г.) и Восточно – Казахстанский Государственный университет по специальности «Музыка» (1998г.). Данный урок посвящён теме «Применение музыкально – дидактических игр на уроках сольфеджио». Цели и задачи: проверка и оценивание знаний, умений и навыков учащихся за четверть. Ход урока: Учитель. «Тихо, тихо рядом сядем – Входит музыка в наш дом. В удивительном наряде: Разноцветном, расписном. И раздвинутся вдруг стены – Вся земля видна вокруг. Плещут волны речки пенной, Чутко дремлют лес и луг. Вдаль бегут степные тропки, Тают в дымке голубой Это музыка торопит И зовет нас за собой». Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну музыки. Для этого нам необходимо сесть в музыкальный поезд. Но это необычный поезд. Если вы не справитесь с заданием, то он не тронется с места. Какие станции ждут нашего прибытия? Давайте сейчас все вместе отправимся в путь и все узнаем. В добрый путь! /Звучит музыкальная заставка: «Поезд» И.Арсеева, из сборника Н.Ветлугиной «Музыкальный букварь»/. /Стоят 4 лавочки – вагончика, спереди на каждом нарисован скрипичный ключ и размер . Дети сидят за партами. Учитель. Дети, для приобретения билетов просьба всем пройти в «кассу», сесть в поезд, заполнить вагончики правильно. /В «кассе» берут билеты – ноты разных длительностей, паузы. Вагончики нельзя перегружать, т. к. размер . Детям раздают «билеты» - они заполняют вагончики на своё усмотрение. Например, Оля - четвертная нота, Вика – восьмая, Рахметолла – восьмая пауза, а значит, могут все разместиться в одном вагоне/ Учитель. Билеты все проданы, всем хватило места в вагонах? Тогда отправляемся в путешествие. А чтобы нам не было скучно, давайте споём песню: « Нотная песенка » Л.Абеляна. (из сборника «Забавное сольфеджио»). Учитель. Как весело в нашем волшебном поезде! Смотрите, впереди следующая станция./Звучит музыкальная заставка: «Ту - ту» - два первых аккорда из «поезда». Знак прибытия/. Учитель. Станция «нотная». На этой станции вам предстоят следующие испытания – дружно отвечать на вопросы. – Люди издавна прислушивались к звукам природы и слышали в них музыку. А вы когда-нибудь слышали музыку дождя, музыку ветра, музыку птичьих голосов? Музыка живет повсюду, проявляясь в разных звуках. Это звуки какие? (шумовые) А еще, какие звуки бывают? - (музыкальные). Чем они отличаются? - (Музыкальные звуки имеют высоту, длительности, тембр. Примеры для слушания). Учитель. Дети, а сейчас отгадайте загадку: Пять ступенек – лесенка, На ступеньках – песенка. - (Ноты) - Дети, а как можно записать музыку? С помощью чего? - (нот). Семь подружек голосистых, Семь звоночков серебристых, Дружно, весело живут, Звонко песенки поют. Домик их открыт всем детям. Заходите – вас там встретят Тайны музыки расскажут. В мир волшебный путь покажут. А сейчас, дети, мы поиграем в игру: « Ёлочка» /На доске или ватмане нарисована ёлочка. На веточках ёлки недописаны, то есть, зашифрованы слова. Надо расшифровать слова, в которых есть ноты, а затем расположить на нотном стане. Например: Мишка, такси, речка, коляска и т.п. Данная игра позволит ребятам без труда и с большим удовольствием запомнить названия нот и расположение нот на нотном стане/. Учитель. Дети, давайте продолжим наш путь, а чтобы в пути нам не было скучно, разгадаем музыкальные шарады. /Звучит музыкальная заставка: «Поезд» и дети разгадывают шарады/. /Звучит музыкальная заставка «Ту – Ту» /. Учитель. Вот мы и прибыли на следующую станцию: «альтерированная». Дети, какие вы знаете знаки альтерации? - (диез, бемоль, бекар). Что это за знаки? - (Диез – знак повышения ноты на пол - тона; Бемоль – знак понижения ноты на пол - тона; Бекар – знак отмены.) Дети, а давайте споём с вами песенки: «Про диез», «Про бемоль», «Про бекар» (Музыка и слова Л.Абеляна), из сборника «забавное сольфеджио» Учитель. А сейчас, дети, мы подъезжаем к станции: «Ладо - интонационная» Слушая или исполняя песню, обратите внимание на то, как звуки в ней связаны между собой. Сплетаясь, они образуют красивый узор. В этом узоре есть звуки, на которых держится мелодия, и поэтому их называют УСТОЙЧИВЫМИ или опорными. Назовите устойчивые звуки в тональности до мажор? - (До, ми, соль). Что такое тоника? - (главный опорный звук лада). Назовите неустойчивые звуки? - ( Ре, фа, ля, си). Нам пора с вами, дети, продолжить путь. ./Звучит музыкальная заставка: «Поезд»/. Учитель. Дети, сейчас мы с вами споём упражнения по «Лесенке» и «Столбице». /пение устойчивых ступеней, неустойчивых ступеней/. Учитель. Дети, а вы знаете, что все неустойчивые ступени тяготеют в ближайшие устойчивые? Давайте с вами споём песню: «Неустойчивые звуки» (музыка Е.Тиличеевой). Учебник «музыка за 3 кл.» Т.Бейдер, В.Белобородова, А.Тилевич. Дети отгадайте загадку: «Звукоряд, звукоряд, встали ноты на парад! В звукоряде – восемь нот, их скрипичный ключ ведёт» - (гамма). -Что называется гаммой? - (гамма – это звуки лада расположенные по высоте вверх или вниз от тоники до её октавного повторения) -Каждый звук гаммы называется? - (ступенями). -Какими цифрами обозначаются? - (римскими цифрами). -Сколько ступеней содержит гамма? - (восемь ступеней, восьмая является повторением первой). А сейчас, дети, мы споём с вами припев из песни: «До, ре, ми, фа, соль» музыка А.Островского, из сборника «Улыбка» серия музыка отдыха, Москва, Советский композитор, 1989 год. А сейчас мы с вами поиграем в игру: «Звучащий ряд». / Учитель распределяет между детьми названия нот, запомнив название и высоту своего звука, должны спеть по руке педагога. Исполнение песни: «Во поле берёза стояла»/. Учитель. Все звуки согласуются между собой, ладят. Чаще всего встречаются 2 лада: Мажорный и минорный. Чем они отличаются? - (мажор - весёлый, радостный). (минор - грустный, печальный). Показ двух цветков – наглядности. /На доске висят два цветка. Один – из светлых, ярких лепестков (что символизирует – мажор), второй – из темных, мрачных лепестков (минор)/. Учитель. А сейчас, дети, мы с вами поиграем в игру: «Солнышко и тучка» / звучат произведения, дети угадывают, в каком ладу звучит мелодия. Если звучит мажор – дети поднимают карточку с солнышком, если минор – тучку/. /Звучит музыкальная заставка «Ту – ту»/. Учитель. - Дети, мы прибыли на станцию: «Ритмичная». Какие длительности нот вы знаете? - (целые, половинные, четвертные и восьмые). Как они считаются? - (целые – 1и 2и 3и 4и; половинные – 1и 2и; четвертные – 1и; восьмые – раз или и). Что надо сделать, чтобы четвертные ноты превратились в восьмые? - (надо добавить «хвостик»). Превратите половинные в четвертные ноты? - (надо закрасить половинные) Превратите целые в половинные? - (добавить штили). /Работаем с наглядными пособиями/ Учитель. Дети, а какие размеры вы знаете? - ( , , ). Что они означают? - (размер две четверти означает, что в такте две доли и они четвертные; размер три четверти – в такте три доли и они четвертные; размер четыре четверти – в такте четыре доли и они четвертные). Дети, сейчас мы с вами поиграем в игру: «Игра в дирижёра» / упражнять детей в точном воспроизведении ритмического рисунка, деление на 2 группы (оркестр). Тот учащийся, кто не ошибается – становится дирижёром. Для детей предлагаются карточки – наглядности с ритмическим рисунком/. А сейчас поиграем в игру: «Ритмический оркестр» / Заранее выучивается песенка на металлофоне: «Едет, едет паровоз» Г.Эрнесакс. из сборника сольфеджио 1 кл. А.Барабошкина. Выучить мелодию и слова песни/. 1 часть детей играют на металлофонах мелодию, 2 часть детей показывают ритмический рисунок песни на погремушках, 3 часть детей простукивают ложками четвертные доли, 4 часть детей ударяют палочками половинные длительности, Учитель или ребёнок поёт слова песни. Учитель. Поехали дальше. /Звучит музыкальная заставка: «Поезд»/. Учитель. Следующая станция: «Ноточитальная». Там мы будем заниматься чтением с листа: «Песенки» Е.Тиличеевой, из сборника сольфеджио 1 кл. А. Барабошкина. /1 – настройка, 2 – сольфеджирование песни, отмечать рукой каждую долю бодро, как марш, 3 – исполнить песню со словами, рукой показывая сильную долю – начало такта, 4 – разделиться на 2 группы и петь песню, называя ноты и отмечая каждую долю.1группа поёт ноты верхней строчки, а вторая – ноты нижней строчки. Обратить внимание детей на то, что в то время, как 1группа поёт весь такт половинную ноту, 2группа успевает спеть две четвертных ноты./ /Звучит музыкальная заставка: «Ту – ту»/. Учитель. А сейчас мы прибыли на станцию: «Слуховая». Дети, как вы думаете, чем отличаются понятия: СЛУШАТЬ и СЛЫШАТЬ? Играем в игру: «Сколько нас поёт»? /На фортепиано звучат:1,2, или 3 звука, дети угадывают и поднимают нужные карточки. На карточках изображены 1, 2 или 3 ребенка/. Играем в игру: «Музыкальная лесенка». / Учитель или ученик играет песенки – попевки на фортепиано, дети определяют движение мелодии/. Играем в игру: «Повтори мелодию». /Учитель играет или поёт мелодию, дети поют сразу нотами или на любой слог/. Дети получают фишки за правильные ответы. /Звучит музыкальная заставка: «Ту – ту»/. Учитель. Дети, мы прибыли на станцию: «Инструментальная». Дети, какие музыкальные инструменты вы знаете? - (ответы детей) Какие инструменты относятся к струнным?- (ответы детей) Какие инструменты относятся к духовым? - (ответы детей) Какие к клавишным? - (ответы детей) Какие к струнно – клавишным? - (ответы детей). Учитель. Давайте поиграем в игру: «Определи инструмент» ./ Звучат фрагменты из произведений, дети угадывают инструменты: (скрипка, гитара, домбра, аккордеон, фортепиано, барабан). Учитель. В дальнем пути всегда хочется угоститься, чем нибудь вкусненьким, вот и мы с вами посетим кафе «Загадкино» и изучим их «Меню». « Меню» Он по виду брат баяну, Где веселье, там и он Я подсказывать не стану Всем знаком аккордеон. У какого инструмента Есть и струны и педаль? Что же это? Несомненно, Это славный наш рояль. Движенья плавные смычка Приводят в трепет струны, Мотив журчит издалека, Поет про ветер лунный. Как ясен звуков перелив, В них радость и улыбка, Звучит мечтательный мотив. Его названье скрипка. Приложил к губам я трубку – Полилась по лесу трель, Инструмент тот очень хрупкий Называется свирель. На коленях я часто сижу, Нахожусь постоянно в движенье, Как живая, я дышу, И все слышат мое пенье. (Гармонь) Сверху кожа, снизу тоже, На весь дом стучит он громко. (Барабан). У него есть язык. Он болтать им привык; Но когда болтает он, Слышно не слова, а звон. (Колокол) /За правильные ответы вручаются шоколадки/. /Звучит музыкальная заставка: «Поезд»/. Учитель. Следующая станция: «Динамическая». Дети, какие динамические оттенки вы знаете? - (pp, p, mp, mf, f, ff) Давайте поиграем с вами в игру: «Динамический поезд». / Учитель исполняет музыкальную пьесу, дети при повторном слушании выкладывают в нужной последовательности динамические оттенки, используя карточки с динамическими оттенками/. Учитель. А сейчас поиграем в игру: «Эхо». / Учитель громко поёт отдельные ноты и соединения. Ученики тихо повторяют данные звуки, как отголосок эха, а в другой раз - не очень тихо и наоборот. /звучит музыкальная заставка «Ту – ту»/. Учитель. Вот мы и прибыли на следующую станцию: «Творческая». Сейчас мы с вами поиграем в игру: «Закончи фразу». / Учитель поёт начало фразы (вопрос), дети поют продолжение (ответ) /Музыкальная заставка. Поезд доезжает до конечной станции/. Учитель. Дети, вы прошли все испытания, прибыли на станцию: «Юный музыкант». Поздравляю вас. Сегодня мы вас посвятили в юные музыканты. Никогда не расставайтесь с музыкой. Если вы подружитесь с музыкой крепко-крепко, вам откроется удивительный мир музыкальных звуков, вы научитесь понимать музыку. Слышать ее в окружающей природе, как слышали русские и зарубежные композиторы. /Дети «посвящаются в юные музыканты» с вручением медалей и памятных подарков/. Учитель. «Урок окончен, Музыка вдруг смолкла. Но так ли это? Кажется, сейчас она звучит. И будет долго-долго Еще звучать для каждого из нас!»
|