Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт

Урок – игра: «Посвящение в юные музыканты».
Разработка открытого контрольного урока по сольфеджио за вторую четверть.
Урок – игра: «Посвящение в юные музыканты».

Кирилина Наталья Геннадьевна – преподаватель сольфеджио и руководитель хора в Шульбинской Средней Общеобразовательной школе – комплекс эстетического образования и воспитания /ДМШ/. Окончила Усть – Каменогорское музыкальное училище Казахской ССР по классу хоровое дирижирование (1993г.) и Восточно – Казахстанский Государственный университет по специальности «Музыка» (1998г.).

Данный урок посвящён теме «Применение музыкально – дидактических игр на уроках сольфеджио».
Цели и задачи: проверка и оценивание знаний, умений и навыков учащихся за четверть.
Ход урока:
Учитель.
«Тихо, тихо рядом сядем –
Входит музыка в наш дом.
В удивительном наряде:
Разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены –
Вся земля видна вокруг.
Плещут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
Вдаль бегут степные тропки,
Тают в дымке голубой
Это музыка торопит
И зовет нас за собой».

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну музыки. Для этого нам необходимо сесть в музыкальный поезд. Но это необычный поезд. Если вы не справитесь с заданием, то он не тронется с места. Какие станции ждут нашего прибытия? Давайте сейчас все вместе отправимся в путь и все узнаем. В добрый путь!
/Звучит музыкальная заставка: «Поезд» И.Арсеева, из сборника Н.Ветлугиной «Музыкальный букварь»/.
/Стоят 4 лавочки – вагончика, спереди на каждом нарисован скрипичный ключ и размер . Дети сидят за партами.
Учитель.
Дети, для приобретения билетов просьба всем пройти в «кассу», сесть в поезд, заполнить вагончики правильно.
/В «кассе» берут билеты – ноты разных длительностей, паузы. Вагончики нельзя перегружать, т. к. размер . Детям раздают «билеты» - они заполняют вагончики на своё усмотрение. Например, Оля - четвертная нота, Вика – восьмая, Рахметолла – восьмая пауза, а значит, могут все разместиться в одном вагоне/
Учитель.
Билеты все проданы, всем хватило места в вагонах? Тогда отправляемся в путешествие. А чтобы нам не было скучно, давайте споём песню: « Нотная песенка » Л.Абеляна. (из сборника «Забавное сольфеджио»).
Учитель.
Как весело в нашем волшебном поезде! Смотрите, впереди следующая станция./Звучит музыкальная заставка: «Ту - ту» - два первых аккорда из «поезда». Знак прибытия/.
Учитель.
Станция «нотная». На этой станции вам предстоят следующие испытания – дружно отвечать на вопросы.
– Люди издавна прислушивались к звукам природы и слышали в них музыку. А вы когда-нибудь слышали музыку дождя, музыку ветра, музыку птичьих голосов? Музыка живет повсюду, проявляясь в разных звуках. Это звуки какие? (шумовые)
А еще, какие звуки бывают? - (музыкальные).
Чем они отличаются? - (Музыкальные звуки имеют высоту, длительности, тембр. Примеры для слушания).
Учитель.
Дети, а сейчас отгадайте загадку:
Пять ступенек – лесенка,
На ступеньках – песенка. - (Ноты)
- Дети, а как можно записать музыку? С помощью чего? - (нот).

Семь подружек голосистых,
Семь звоночков серебристых,
Дружно, весело живут,
Звонко песенки поют.
Домик их открыт всем детям.
Заходите – вас там встретят
Тайны музыки расскажут.
В мир волшебный путь покажут.

А сейчас, дети, мы поиграем в игру: « Ёлочка»
/На доске или ватмане нарисована ёлочка. На веточках ёлки недописаны, то есть, зашифрованы слова. Надо расшифровать слова, в которых есть ноты, а затем расположить на нотном стане. Например: Мишка, такси, речка, коляска и т.п. Данная игра позволит ребятам без труда и с большим удовольствием запомнить названия нот и расположение нот на нотном стане/.
Учитель.
Дети, давайте продолжим наш путь, а чтобы в пути нам не было скучно, разгадаем музыкальные шарады.

/Звучит музыкальная заставка: «Поезд» и дети разгадывают шарады/.

/Звучит музыкальная заставка «Ту – Ту» /.
Учитель.
Вот мы и прибыли на следующую станцию: «альтерированная».
Дети, какие вы знаете знаки альтерации? - (диез, бемоль, бекар).
Что это за знаки? - (Диез – знак повышения ноты на пол - тона; Бемоль – знак понижения ноты на пол - тона; Бекар – знак отмены.)
Дети, а давайте споём с вами песенки: «Про диез», «Про бемоль», «Про бекар»
(Музыка и слова Л.Абеляна), из сборника «забавное сольфеджио»
Учитель.
А сейчас, дети, мы подъезжаем к станции: «Ладо - интонационная»
Слушая или исполняя песню, обратите внимание на то, как звуки в ней связаны между собой. Сплетаясь, они образуют красивый узор. В этом узоре есть звуки, на которых держится мелодия, и поэтому их называют УСТОЙЧИВЫМИ или опорными.
Назовите устойчивые звуки в тональности до мажор? - (До, ми, соль).
Что такое тоника? - (главный опорный звук лада).
Назовите неустойчивые звуки? - ( Ре, фа, ля, си).
Нам пора с вами, дети, продолжить путь.
./Звучит музыкальная заставка: «Поезд»/.
Учитель.
Дети, сейчас мы с вами споём упражнения по «Лесенке» и «Столбице».
/пение устойчивых ступеней, неустойчивых ступеней/.
Учитель.
Дети, а вы знаете, что все неустойчивые ступени тяготеют в ближайшие устойчивые?
Давайте с вами споём песню: «Неустойчивые звуки»
(музыка Е.Тиличеевой). Учебник «музыка за 3 кл.» Т.Бейдер, В.Белобородова, А.Тилевич.
Дети отгадайте загадку:
«Звукоряд, звукоряд, встали ноты на парад!
В звукоряде – восемь нот, их скрипичный ключ ведёт» - (гамма).
-Что называется гаммой? - (гамма – это звуки лада расположенные по высоте вверх или вниз от тоники до её октавного повторения)
-Каждый звук гаммы называется? - (ступенями).
-Какими цифрами обозначаются? - (римскими цифрами).
-Сколько ступеней содержит гамма? - (восемь ступеней, восьмая является повторением первой).
А сейчас, дети, мы споём с вами припев из песни: «До, ре, ми, фа, соль» музыка А.Островского, из сборника «Улыбка» серия музыка отдыха, Москва, Советский композитор, 1989 год.
А сейчас мы с вами поиграем в игру: «Звучащий ряд».
/ Учитель распределяет между детьми названия нот, запомнив название и высоту своего звука, должны спеть по руке педагога. Исполнение песни: «Во поле берёза стояла»/.
Учитель.
Все звуки согласуются между собой, ладят. Чаще всего встречаются 2 лада:
Мажорный и минорный.
Чем они отличаются? - (мажор - весёлый, радостный).
(минор - грустный, печальный).
Показ двух цветков – наглядности. /На доске висят два цветка. Один – из светлых, ярких лепестков (что символизирует – мажор), второй – из темных, мрачных лепестков (минор)/.
Учитель.
А сейчас, дети, мы с вами поиграем в игру: «Солнышко и тучка»
/ звучат произведения, дети угадывают, в каком ладу звучит мелодия. Если звучит мажор – дети поднимают карточку с солнышком, если минор – тучку/.
/Звучит музыкальная заставка «Ту – ту»/.
Учитель.
- Дети, мы прибыли на станцию: «Ритмичная».
Какие длительности нот вы знаете? - (целые, половинные, четвертные и восьмые).
Как они считаются? - (целые – 1и 2и 3и 4и; половинные – 1и 2и; четвертные – 1и; восьмые – раз или и).
Что надо сделать, чтобы четвертные ноты превратились в восьмые? - (надо добавить «хвостик»).
Превратите половинные в четвертные ноты? - (надо закрасить половинные)
Превратите целые в половинные? - (добавить штили).
/Работаем с наглядными пособиями/
Учитель.
Дети, а какие размеры вы знаете? - ( , , ).
Что они означают? - (размер две четверти означает, что в такте две доли и они четвертные; размер три четверти – в такте три доли и они четвертные; размер четыре четверти – в такте четыре доли и они четвертные).
Дети, сейчас мы с вами поиграем в игру: «Игра в дирижёра»
/ упражнять детей в точном воспроизведении ритмического рисунка, деление на 2 группы (оркестр).
Тот учащийся, кто не ошибается – становится дирижёром. Для детей предлагаются карточки – наглядности с ритмическим рисунком/.
А сейчас поиграем в игру: «Ритмический оркестр»
/ Заранее выучивается песенка на металлофоне: «Едет, едет паровоз» Г.Эрнесакс. из сборника сольфеджио 1 кл. А.Барабошкина. Выучить мелодию и слова песни/.
1 часть детей играют на металлофонах мелодию,
2 часть детей показывают ритмический рисунок песни на погремушках,
3 часть детей простукивают ложками четвертные доли,
4 часть детей ударяют палочками половинные длительности,
Учитель или ребёнок поёт слова песни.
Учитель.
Поехали дальше.
/Звучит музыкальная заставка: «Поезд»/.
Учитель.
Следующая станция: «Ноточитальная». Там мы будем заниматься чтением с листа: «Песенки» Е.Тиличеевой, из сборника сольфеджио 1 кл. А. Барабошкина.
/1 – настройка,
2 – сольфеджирование песни, отмечать рукой каждую долю бодро, как марш,
3 – исполнить песню со словами, рукой показывая сильную долю – начало такта,
4 – разделиться на 2 группы и петь песню, называя ноты и отмечая каждую долю.1группа поёт ноты верхней строчки, а вторая – ноты нижней строчки. Обратить внимание детей на то, что в то время, как 1группа поёт весь такт половинную ноту, 2группа успевает спеть две четвертных ноты./
/Звучит музыкальная заставка: «Ту – ту»/.
Учитель.
А сейчас мы прибыли на станцию: «Слуховая». Дети, как вы думаете, чем отличаются понятия: СЛУШАТЬ и СЛЫШАТЬ?
Играем в игру: «Сколько нас поёт»?
/На фортепиано звучат:1,2, или 3 звука, дети угадывают и поднимают нужные карточки. На карточках изображены 1, 2 или 3 ребенка/.
Играем в игру: «Музыкальная лесенка».
/ Учитель или ученик играет песенки – попевки на фортепиано, дети определяют движение мелодии/.
Играем в игру: «Повтори мелодию».
/Учитель играет или поёт мелодию, дети поют сразу нотами или на любой слог/. Дети получают фишки за правильные ответы.
/Звучит музыкальная заставка: «Ту – ту»/.
Учитель.
Дети, мы прибыли на станцию: «Инструментальная».
Дети, какие музыкальные инструменты вы знаете? - (ответы детей)
Какие инструменты относятся к струнным?- (ответы детей)
Какие инструменты относятся к духовым? - (ответы детей)
Какие к клавишным? - (ответы детей)
Какие к струнно – клавишным? - (ответы детей).
Учитель.
Давайте поиграем в игру: «Определи инструмент»
./ Звучат фрагменты из произведений, дети угадывают инструменты: (скрипка, гитара, домбра, аккордеон, фортепиано, барабан).
Учитель.
В дальнем пути всегда хочется угоститься, чем нибудь вкусненьким, вот и мы с вами посетим кафе «Загадкино» и изучим их «Меню».
« Меню»

Он по виду брат баяну,
Где веселье, там и он
Я подсказывать не стану
Всем знаком аккордеон.

У какого инструмента
Есть и струны и педаль?
Что же это? Несомненно,
Это славный наш рояль.

Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны,
Мотив журчит издалека,
Поет про ветер лунный.
Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка,
Звучит мечтательный мотив.
Его названье скрипка.
Приложил к губам я трубку –
Полилась по лесу трель,
Инструмент тот очень хрупкий
Называется свирель.

На коленях я часто сижу,
Нахожусь постоянно в движенье,
Как живая, я дышу,
И все слышат мое пенье. (Гармонь)

Сверху кожа, снизу тоже,
На весь дом стучит он громко. (Барабан).

У него есть язык.
Он болтать им привык;
Но когда болтает он,
Слышно не слова, а звон. (Колокол)

/За правильные ответы вручаются шоколадки/.
/Звучит музыкальная заставка: «Поезд»/.

Учитель.
Следующая станция: «Динамическая».
Дети, какие динамические оттенки вы знаете? - (pp, p, mp, mf, f, ff)
Давайте поиграем с вами в игру: «Динамический поезд».
/ Учитель исполняет музыкальную пьесу, дети при повторном слушании выкладывают в нужной последовательности динамические оттенки, используя карточки с динамическими оттенками/.
Учитель.
А сейчас поиграем в игру: «Эхо».
/ Учитель громко поёт отдельные ноты и соединения. Ученики тихо повторяют данные звуки, как отголосок эха, а в другой раз - не очень тихо и наоборот.
/звучит музыкальная заставка «Ту – ту»/.
Учитель.
Вот мы и прибыли на следующую станцию: «Творческая».
Сейчас мы с вами поиграем в игру: «Закончи фразу».
/ Учитель поёт начало фразы (вопрос), дети поют продолжение (ответ)
/Музыкальная заставка. Поезд доезжает до конечной станции/.
Учитель.
Дети, вы прошли все испытания, прибыли на станцию: «Юный музыкант».
Поздравляю вас. Сегодня мы вас посвятили в юные музыканты.
Никогда не расставайтесь с музыкой.
Если вы подружитесь с музыкой крепко-крепко, вам откроется удивительный мир музыкальных звуков, вы научитесь понимать музыку. Слышать ее в окружающей природе, как слышали русские и зарубежные композиторы.
/Дети «посвящаются в юные музыканты» с вручением медалей и памятных подарков/.
Учитель.
«Урок окончен,
Музыка вдруг смолкла.
Но так ли это?
Кажется, сейчас она звучит.
И будет долго-долго
Еще звучать для каждого из нас!»

Категория: Опыт | Добавил: Альфи (2011-03-14)
Просмотров: 5392 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 8:24 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru