Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
Каждый взрослый помнит те недалекие времена, когда существовала подписка на собрание сочинений, когда солидная часть семейного бюджета шла на подписные издания, а телевизионные передачи ходили смотреть к соседям. Информационный дефицит испытывали на себе и педагоги - не хватало текстов, методик, наглядного материала. Актуальность темы. Сегодня информационные потоки захлестнули человека, и поэтому нынешнее образование - это умение вести активную оборону от потока средств массовой информации. "Активную" - потому что от потока нужно не отгораживаться, а смело черпать из него, фильтровать и брать по возможности все, что в нем найдется пусть и не "вечного", но хотя бы "разумного, доброго", или, на худой конец, полезного. Иными словами, сделать так, чтобы в результате этого образования человек мог со знанием дела пользоваться окружающими его СМИ, а не наоборот. В семидесятые годы впервые появился термин "медиаобразование". Под медиаобразованием следует понимать обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической и автономной области знаний в педагогической теории и практике; его следует отличать от использования СМИ как вспомогательных средств в преподавании других областей знаний, таких, как, например, математика, физика, география. Во всем мире уже оценили значение медиаобразования школьников для активного избирательного чтения газет и журналов, просмотра телепередач, работы с новыми ИКТ - технологиями. В этой связи резко возросли требования к информационной компетентности личности, как одного из важных структурных компонентов профессиональной компетентности, то есть определенный уровень информационной культуры и культуры поведения в информационной среде. Под компетенцией, следуя В.В. Краевскому и А.В. Хуторскому, будем понимать «круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. …Компетентность в определенной области – это обладание соответствующими знаниями и способностями, позволяющими обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней». Компетентность, по существу, представляет собой категорию, определяющую систему взаимозависимости знаний, получаемых учащимися, и готовности использовать усвоенные знания, а также умения и навыки в реальной практической деятельности. Важную роль в этом процессе играет информатика как наука и учебный предмет, так как компетентности, формируемые на уроках информатики, могут быть перенесены на изучение других предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся. Особое внимание хотелось бы заострить на умении учащихся критически оценивать поток негативной, разрушающей информации. Это комплекс умений – залог того, что выпускники смогут занять достойное место в информационном обществе и сберечь свое психологическое и физическое здоровье. Таким образом, ставлю перед собой основную цель: достичь такого уровня информационно-коммуникативной компетентности, которая позволит учащемуся успешно адаптироваться в информационных потоках взрослого мира. Главная задача: заложить основы информационной компетентности личности, сформировать информационную культуру, позволяющую овладеть методами сбора и накопления информации, технологией ее осмысления, обработки и практического применения. Гипотеза: если создать в школе систему медиаобразования, то уровень сформированных информационно-коммуникационных компетентностей учащихся позволит ему успешно адаптироваться во взрослом мире. Два года назад наш коллектив стоял перед выбором – какое профильное направление станет актуальным как для городского образовательного пространства, так и для учащихся школы-гимназии? В целях обретения своего «образовательного лица» и удовлетворения гуманитарно - одаренных детей и педагогов мы остановили свой выбор на медиаобразовании. Новизна: экспериментальная площадка «Создание школьной системы медиаобразования как условие развития информационно-коммуникационных компетентностей и повышения качества обучения и воспитания учащихся» (август 2010 г.). Личность ученика формируется под воздействием многих факторов. Но позитивная личность возможна только при наличии позитивного опыта жизни. Наша школа-гимназия концептуально определила для себя главную задачу - создание условий для успешной социализации личности: как учителя, так и учащихся. Информационно - коммуникационные технологии, прочно вошедшие в нашу жизнь, составляют сегодня значимую часть жизненных навыков успешного человека: работника и гражданина. Школьное образование наконец-то повернулось лицом к реальной жизни и понимает, что учитель и ученик – не единственный источник информации, что ребенка нужно учить избирательному и критическому отношению к получаемой, доступной ему, информации: интернет, TV, СМИ, радио. Система работы нашей школы представлена экспериментальной площадкой по внедрению программы «Медиаобразование», которая основывается на определенной концепции (Приложение 1). Суть концепции – в создании информационной среды, способной обеспечить обучение детей в условиях использования медиаобразовательного пространства. На основании этого постулата строится стратегия работы школы-гимназии №31, как центра развивающей среды для создания положительной мотивации к обучению и выявления одарённости учащихся. В итоге, образовательная модель школы базируется на приоритетных идеях, позволяющих раскрыть сущность главных направлений развития учащихся. В своей работе я опираюсь на третью идею: Создание открытой информационно-коммуникативной среды для формирования профессиональных компетенций учащихся в области медиаобразования. Когда в прошлом году мы познакомились с заданиями Международного тестирования для 15-летних учащихся «Pisa», поняли, что не готовы воспринимать такой тип задач, которые должны уметь решать выпускники, ориентируясь на ситуации, в которые может попасть человек в реальной жизни. Многие из них связаны с умением критически воспринимать информацию, осмысленно прочитывать тексты, анализировать методы решения задачи, и даже применять интуицию. Создание спецкурса «Мультимедиатехнологии» и методической разработки «Основы журналистики для школьников» по внеклассной студийной, кружковой и клубной работе с учащимися позволяют расширить возможности формирования информационной компетентности не только на уроках информатики, но и в процессе изучения других учебных предметов с целью создания целостного информационного пространства (Приложение 2). Нет никакого сомнения в том, что уроки информатики призваны влиять на формирование и развитие информационных компетенций. Можно выделить следующие виды деятельности: Кроме этого творческий характер является неотъемлемой частью системы и требованием к любой задаче (заданию). На уроках информатики и во внеклассной работе применяю следующие виды творческих заданий (Приложение 3): Учащийся выполняет задание, которое является осмысленным, интересным и важным лично для него, и при этом: Таким образом, к окончанию изучения курса информатики и ИКТ учащиеся умеют приводить примеры информационных объектов: текстовых, числовых, графических, звуковых, осуществлять передачу, поиск, преобразование, хранение (в том числе на компьютере) информации, упорядочивать информацию по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию) и т.д. Развитию информационно-коммуникативной компетентности учащихся способствует активное применение ИКТ-технологий в общешкольной воспитательной работе (Приложение 4): В результате: Умения и навыки, формирующиеся при использовании ИКТ в современных условиях, принимают общеобразовательный и общеинтеллектуальный характер и переносятся на изучение других учебных предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся. Это служит достижению информационной компетентности учащихся. На это указывают реальные результаты полученные в ходе участия школьников школы-гимназии №31 в городских, республиканских творческих конкурсах и научных проектов учащихся (Приложение 5). В заключении хотелось бы отметить, что известный казахстанский ученый, доктор педагогических наук, профессор Ж.А. Караев экспериментально доказал, что использование в обучении достижений ИКТ-технологий, компьютеров, аудиовизуальных средств, интернет-технологий, в значительной степени способствует интенсификации и индивидуализации учебно-воспитательного процесса, активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, развитию интеллектуальных способностей, обеспечивает доступ к мировым информационным технологиям. В конечном счете, это ведет к существенному повышению качества образования. | |
Просмотров: 1935 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|