Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
Т.М.Мажикеев, заслуженный работник образования РК Часть первая
Уважение чувством. Самое высшее воспитание – Воспитание словом … … Самое наивысшее
Ничем неизмеримое,
Ничем незаменимое родство
Родство духовное!
Разработал и осуществил внедрение в образовательную практику концептуальные основы гуманистической системы воспитания, гуманистическую технологию воспитания, авторской модели самоуправления учащихся, программно-методических рекомендаций «Человек», гуманно-личностный подход. Опубликовано свыше 80 научно-методических и учебно-методических пособий по проблемам воспитания учащихся /Гуманистическое воспитание школьников: теория и практика; Воспитание школьников в условиях обновления общества; Пионерская организация: вчера, сегодня, завтра; Символы пионерской организации и др./. Почетный член Всесоюзного пионерского лагеря «Артек», член Международной ассоциации исследователей детского движения. Возглавляет республиканский научно-методический журнал «Проблемы выхавания». Лауреат премии комсомола Белорусской ССР. Заведовал кафедрами и был первым проректором РАПО Республики Беларусь. Им подготовлено 19 кандидатов педагогических наук. 20 лет сотрудничает с организациями образования Республики Казахстан /Алматинская, Восточно-Казахстанская, Южно-Казахстанская, Акмолинская, Жамбылская, Западно-Казахстанская области/. Внес большой вклад в организации педагогической деятельности, обеспечивающая процессы становления индивидуальности человека и его САМости /самосовершенствование, самовоспитание, саморазвитие, др./ на основе гуманизации воспитания, подтверждая величие слов М.Твена «Великий человек внушает вам чувство, что вы можете стать великим». В этом значимость педагогической поддержки профессора Кабуша В.Т. в совершенствовании воспитания в школах ВКО и Алматинской области. Благодаря целенаправленной поддержке и научной помощи в этом направлении успешно защитила докторскую диссертацию Кожахметова К. /проректор по воспитательной работе ЖенПИ, бывшая заведующая кафедрой РИПКРО и директор Института воспитания КАО им.И.Алтынсарина/. Используя технологический подход к образованию, разработанный профессором Селевко Г.К. /г.Ярославль, Россия/, впервые даются нами описания гуманистической технологии воспитания Кабуша В.Т. по его классификационным параметрам. 1. КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ПАРАМЕТРЫ ТЕХНОЛОГИИ КАБУША В.Т. 1.1. УРОВЕНЬ и ХАРАКТЕР ПРИМЕНЕНИЯ: общепедагогический и частнометодический, локальные и модульные. 1.2. ФИЛОСОФСКАЯ ОСНОВА: гуманистическая, природосообразность, свободное воспитание, открытость. 1.3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД: гуманно-личностный, личностно-ориентированный. 1.4. ВЕДУЩИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ: биогенные, социогенные /в комплексе/. 1.5. НАУЧНАЯ КОНЦЕПЦИЯ УСВОЕНИЯ /ОСВОЕНИЯ/ ОПЫТА: развивающая + ассоциативно-рефлекторная. 1.6. ОРИЕНТАЦИЯ НА ЛИЧНОСТНЫЕ СФЕРЫ и СТРУКТУРЫ: эмоционально-нравственная /СЭН – сфера эстетических и нравственных отношений/, информационные /ЗУН/, саморазвитие /СУМ – самоуправляющие механизмы личности/, эвритетические /творческие способности/. 1.7. ХАРАКТЕР СОДЕРЖАНИЯ: воспитательный и обучающий, гуманитарный, общеобразовательный, человеко-ориентированный, светские + элементы культуры, профессионально-ориентированный. 1.8. ВИД СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: педагогическая поддержка ребенка как оперативная помощь участнику педагогического воздействия, направленная на решение его проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, воспитанием, обучением, жизненным и профессиональным самоопределением. 1.9. ТИП УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ: система малых групп, психологическое и воспитательное консультирование, КТД, КМД. 1.10. ПРЕОБЛАДАЮЩИЕ МЕТОДЫ: академические, игровые /ОДИ, ДИ, ролевые/ + элементы проблемности и творчества, саморазвивающие. 1.11. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ: дифференциация и индивидуализация. 1.12. ПРЕОБЛАДАЮЩИЕ СРЕДСТВА: проблемные и поисковые, практические, творческие, ситуативные, игровые, информационные. 1.13. ПОДХОД к РЕБЕНКУ и ХАРАКТЕР ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ: гуманно-личностный, педагогика сотрудничества и сотворчества, педагогика ненасилия, свобода и творчество. 1.14. НАПРАВЛЕНИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ: на основе демократизации и гуманизации, ноосферного образования, акмеологии и андрагогики; авторские. 1.15. КАТЕГОРИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ: массовая и продвинутая, трудные и одаренные, дети риска, осуществляя гуманно-личностный и личностно-ориентированный, андрагогический и акмеологический подходы к детям. 2. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТАЦИИ 2.1. Ценности для человека, а не человек для ценностей. Ценностная личность ребенка: ее цель, объект и КРР /конечный реальный результат/. Общечеловеческие, личностные, гражданские, духовные, межличностные, коллективные ценности как цель воспитания ЧЕЛОВЕКА, ГРАЖДАНИНА, ЛИЧНОСТИ. 2.2. Формирование у детей потребности и готовности совершенствовать свою личность, развивать свои способности, склонности, интересы, мышление и самосознание. 2.3. Формула цели и воспитания: ЧЕЛОВЕК + ЧЛЕН ОБЩЕСТВА + ГРАЖДАНИН + ЛИЧНОСТЬ. 2.4. Воспитание гражданственности, патриотизма, правовой культуры, формирование культуры мира. 2.5. Воспитание как интегративное целое: становление самостоятельной и свободной, творческой и развивающейся личности на основе овладения общечеловеческими ценностями, национально-культурным наследием, развитием склонностей и способностей путем реализации своих гражданских прав и обязанностей. 2.6. Гражданские ценности направлены на уважение к государственным символам, раскрывая понятия «родина», «страна», «народ», «семья», воспитывая достойных граждан страны, способных осознать и реализовать свои права и обязанности на пользу самому себе, своей семье, окружающим людям, Отечеству. 2.7. 3. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 3.1. Гуманистическая система воспитания как концептуальные основы. 3.2. Открытые воспитательные системы. Система воспитания понимается как взаимоподчиненность и взаимообусловленность всех ее элементов. Она рождается, развивается, зреет и отмирает. В основе каждой воспитательной системы – совокупность социально-педагогических идей. Система воспитания – это целенаправленное, продуманное воздействие на процесс развития личности. Система воспитания всегда имеет цель. Она объединяет компонент системы в единое целое. Цель определяет КРР и содержание педагогической деятельности. Цели тесно связаны с идеальными образами, мировоззрением, они определяют задачи, функции и содержание. 3.3. Демократический и гуманистический характер воспитания. Формируется гуманистическая педагогика, которая ставит в центр человека его творческие силы. Ориентация на лучшие качества ребенка – главный отличительный признак гуманистического воспитания школьников. Оно утверждает, что растущий человек сам должен создать себя и прожить свою жизнь. Ребенок сам является творцом самого себя и своей собственной судьбы /по Шадрикову В.Д./. Гуманизм как основополагающая ценность базируется на общечеловеческих принципах и сочетает в себе индивидуальное и общественное, коллективное и личное, идеологическое и социальное, отражает социально-ценностные и нравственно-психологические основы жизнедеятельности воспитанника, формирует у него демократическую культуру и способность к социальному творчеству. Гуманизация является условием, ключевым моментом и феноменом любой воспитательной системы. Гуманистическая система формируется и развивается, совершенствуется и саморазвивается на основании полной демократии с участием всех субъектов снизу. Она строится на определенных психолого-педагогических принципах: ДУХОВНОСТЬ, ТОЛЕРАНТНОСТЬ, ПЕРСОНИФИКАЦИЯ, ГАРМОНИЗАЦИЯ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ, ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ, РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ. Критериями сформированности гуманистической системы являются конкретные, реальные признаки: представление о школе как о целостной воспитательной системе; стиль и образ жизни коллектива, который охватывает все стороны жизнедеятельности учащихся; гуманистический характер межличностных отношений; ощущение чувства принадлежности к школьному коллективу. 3.4. Формирование нравственных качеств у детей с ориентацией на высшие человеческие ценности. Реализация формулы: цель воспитания + мотивы учащихся + гуманистическая деятельность. 3.5. Сотрудничество – сотворчество – содружество – партнерство, их постулаты. 3.6. Управление, самоуправление и соуправление в современной школе, при демократическом управлении. Все они звенья одной цепи. Самоуправление учащихся – самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации в интересах коллектива и реализуется благодаря самоанализу, самооценке, самокритике и самоустановкам. Соуправление как совместная деятельность общественных или самодеятельных органов самоуправления с государственными органами управления или другими общественными формированиями на равных правах при равных обязанностях для достижения общих целей. Соуправление дает возможность объединить в социальной деятельности взрослых и детей. Воспитательный процесс должен формироваться совместно с учащимися в рамках содружества – сотрудничества – сотворчества. Это и есть педагогика сотрудничества, которая рождает новую форму взаимодействия – партнерство, которое дает возможность включить ребят в выполнение реальных дел. 4. ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ 4.1. Основная платформа – общечеловеческая мораль и культура. Семейное воспитание. Культура ЗОЖ /здорового образа жизни/: правильное отношение самим собой, выполнение нравственных и правовых норм человеческого общежития. Социальная культура: взгляды, установки, отношения социальной средой, атмосфера коллектива. 4.2. Национальная культура: приобщение к ценностям национальной гуманистической культуры. Это исторически оправданный уровень развития творческих сил общества, человека; совокупность материальных и духовных ценностей. Гражданская культура как общественное благо, права человека, свобода, справедливость, равенство, плюрализм, правдивость, патриотизм; обретение нового смысла патриотизма. Это освоение и реализация своих прав и обязанностей /к себе, семье, людям, Отечеству/. Культура мира – ценности, подходы и поведенческие нормы, основанные на ненасилии и уважении прав и свобод человека; ведение его к социальной справедливости, гуманизму и демократии. Семейная культура – культ семьи, бережное отношение детей и родителей друг к другу. Ценности семьи: индивидуализм, упор на право личности, коллективизм, главенство семьи, патриотизм, свобода, труд, инициативность. Воспитание начинается в семье. Определяются требования, направления, содержание и критерии, нормы и результаты. Взаимодействие социальных институтов воспитания. Все виды воспитательных воздействий на ребенка должны быть гармонично взаимосвязаны между собой. Переход от педагогики мероприятий к организации социально-педагогических центров с целью удовлетворения интеллектуально-познавательных, физкультурно-оздоровительных, культурно-досуговых потребностей детей, подростков, молодежи. Хобби-центры, объединения, подразделения, которые направлены на реализацию интересов, склонностей, дарований, способностей детей в науке, технике, культуре, спорте, социальном и народном творчестве, на защиту чести, достоинства и прав ребенка. Поддержка детских организаций и объединений способствует развитию социально-педагогического фактора, который имеет уникальные воспитательные возможности. Они выступают формой реализации прав и интересов ребенка, оказывают помощь их членам в социальной адаптации к новым социально-экономическим условиям. Обеспечение детям право на здоровый образ жизни. Различные движения, акции /«Дом без одиночества» - шефство над престарелыми людьми; «Дети Гиппократа» - помощь больным; «Дружба» - сбор средств для пострадавших в стихийных бедствиях; «Младший друг» - помощь животным; «Забота» - шефство над детскими домами и др./ формируют у воспитанников убеждения в том, что милосердие – это настоящее людей, которым помогают, но и собственное будущее. 4.3. Управление системой гуманистического воспитания как создание условий для реализации целей гуманистического воспитания личности и как процесс воздействия на систему воспитания в целях развития личности ребенка. Внимание к личности ребенка. Обращенность к ребенку как к человеку, укрепляя веру у каждого ученика. Вера порождает волю к борьбе за себя. Цель в воспитательной деятельности - самоопределение, самореализация, самореабилитация. Важно содружество учителя и воспитанников как акт сотворчества, акт развития друга друга, совместное восхождение к раскрытию способностей каждого, осуществляя САД /совместную аналитическую деятельность/. Царство атмосферы сотрудничества, содружества, соуправления как подлинная деятельность, неформальное общение, гуманистическое отношение, как проявление ДЧО /добрых человеческих отношений/. Демократическое управление направлено на обеспечение учащимися идеологических, социальных, организационных и методических гарантий. Важные признаки: наличие собственной идеологии, формирование образа жизни, в котором доминируют позитивные установки, гуманные отношения, направленность на развитие и саморазвитие, сохранность традиций, определяющее лицо воспитательного коллектива; разработка и принятие коллективами учителей и учащихся идеалов, прав, обязанностей, законов, правил, критериев воспитанности; оформление морально-этических ценностей коллектива в символах и закрепление их в традициях. Управление системой воспитания имеет гностическую, проективную, конструктивную, коммуникативную, организационно-координационную функции. Возникли новые подходы - инноватика, выращивание. 4.4. Повседневный тренинг в мироволюбивом поведении, в поведении ребенка к жизненному самоопределению и жизнеспособности. 4.5. Программно-методические рекомендации по воспитанию учащихся «ЧЕЛОВЕК» /авторская/, «ГРАЖДАНИН» и «ЛИЧНОСТЬ» /авторы Мартынова В.В. и Тесова Е.Г. под научным руководством Кабуша В.Т./ раскрывают примерное содержание, формы и методы формирования у учащихся нравственных качеств с ориентацией на высшие человеческие ценности, формирования у подростков гражданственности, подготовке их к самовоспитанию. Общечеловеческие ценности – фундамент гуманистического воспитания. Нравственность – средство духовного развития человека. Идет процесс духовного восхождения личности к высшим человеческим ценностям через усвоение, освоение, присвоение общечеловеческих моральных ценностей. Достоевский Ф.М. очень умно сказал: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». | |
Просмотров: 5167 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|