Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт

Самостоятельная работа с элементами тестирования на уроках информатики
Самостоятельная работа с элементами тестирования
на уроках информатики

Совершенствование методики преподавания и методов обучения неразрывно связано с вопросами развития самостоятельности учащихся. Именно в развитии самостоятельности кроются большие возможности улучшения всего педагогического процесса, повышение эго эффективности.
Внимание к проблеме развития самостоятельности учащихся объясняется тем, что она играет весомую роль не только в деле общего образования, но и в подготовке учащихся к их дальнейшей трудовой деятельности. Она необходима для человека независимо от того, в какой области он будет работать после окончания школы.
Вышесказанное свидетельствует о том, что самостоятельность является одним из главнейших качеств учащихся важнейшим условием их обучения. Самостоятельность – это качество человека, которое характеризуется сознательным выбором действия и решительного его осуществления. Она в той или иной степени присуща любому человеку. Сознательный выбор того или иного действия характеризует активную умственную деятельность учащихся, а осуществление его – решительность. Без самостоятельности в обучении немыслимо глубокое усвоение знаний. Самостоятельность неразрывно связана с активностью, что в свою очередь является движущей силой в процессе познания. При этом безусловно, далеко непоследнюю роль играют настойчивость, увлеченность и другие качества, которые развиваются вместе с самостоятельностью. Недостаточность самостоятельности делает учащихся пассивным, тормозит развитие его мышления и в конечном итоге делает его не способным к применению полученных знаний. Самостоятельность мыш-ления и самостоятельность целенаправленной деятельности являются важ-нейшими качествами человека.
Одним из наиболее эффективных методов активизации мыслитель-ной деятельности учащихся является самостоятельная работа на уроке. Виды самостоятельной работы могут быть самыми разнообразными в зависимости от темы и цели урока, от методов проведения урока, от видов наглядных пособий, используемых на уроке, и т.д.
Назначение тестов – предоставление учащимся и педагогам объек-тивного средства контроля за выполнением программных требований по предмету.
Каждый тест структурно разбит на два уровня. Первый уровень содержит задания, позволяющие проверить, насколько учащийся может повторить новую информацию. Задания второго уровня позволяют проверить, насколько учащийся понял и научился применять новые задания. Задания, включенные в тесты, оцениваются в зависимости от их уровня сложности.
Задания с выбором ответа особенно ценны тем, что каждому уча-щемуся дается возможность четко представить себе объем обязательных требований к овладению знаниями по каждой теме курса, объективно оце-нить свои успехи, получить конкретные указания для индивидуальной дополнительной работы.
Тестовые задания удобно использовать при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала.
Тестовые задания с ответами и решениями, в отличие от обычных контрольных работ, оценивают только конечный результат, помогают вы-явить причину, по которой ученик не справился с заданием.
Тестовые задания можно использовать в комплексе – в качестве средства итоговой проверки. Для этого после ответов к тестам предлагается примерная оценка ученика в зависимости от суммы баллов, которую он набрал
Тесты с успехом можно использовать наряду с другими формами контроля, обеспечивая информацию по ряду качественных характеристик знаний и умений учащихся.
Тесты должны удовлетворять следующим требованиям:
1. Валидность (или адекватность целям проверки). При составле-нии задания выделяются существенные и несущественные признаки элементов знаний; степень решения тестом поставленной задачи, числовой показатель отсутствует;
2. Определенность. После прочтения заданий каждый учащийся понимает, какие действия он должен выполнить, какие знания продемонст-рировать.
3. Надежность. Коэффициент линейной корреляции между ре-зультатами выполнения четных и нечетных заданий, есть числовой показа-тель.
4. Простота. Формулировки заданий и ответы должны быть чет-кими и краткими. Показателем простоты является скорость выполнения за-дания.
5. Однозначность. Задание должно иметь правильный единствен-ный ответ – эталон.
6. Равнотрудность. При составлении тестов в нескольких вариантах равнотрудность определяется стабильностью результатов по вопросам во всех вариантах одного и того задания.
7. Дифференцирующая способность. Единица минус относительное количество заданий, которые выполняют все или не выполняет никто.
При составлении тестов желательно использовать вопросы и задачи, проверяющие все основные знания и умения в соответствии с программными требованиями. Основная часть задания должна быть ориентирована на проверку достижения учащихся планируемых результатов обучения. В конце задания должны быть вопросы и упражнения, позволяющие проверить способности учащихся применять полученные знания в новой или изменой ситуации.
Задания должны обеспечивать проверку знаний и умений на трех уровнях: узнавания и воспроизведения, применения в знакомой ситуации, применения в новой ситуации или творческого применения. Такая диффе-ренциация требований к учащимся на основе достижения всеми обязательного уровня подготовки поможет создать основу для разгрузки слабых учащихся, обеспечивая их посильной работой и формируя положительное отношение к учебе.
Составленные с учетом всех требований тесты удобны как для те-кущего, так и итогового контроля знаний и умений учащихся, а также для проверки поэлементного анализа этих знаний.
Знания информатики, людей мыслящих и ищущих, способны тво-рить чудеса. Очень важно, поэтому воспитывать каждого школьника в убеждении важности информатики и ее методов для жизни современного общества. Воспитать это убеждение одними словами невозможно, необходим показ информатики в действии. Только так можно добиться, чтобы школьник видел не «железку с телевизором», предназначенную для игр, но и реальные возможности компьютера как метода познания и обучения, пусть даже в самой простой форме. Показ информатики во всем ее разнообразии – как дедуктивной дисциплины, как орудия познания и метода решения задач практики, с позиций философии и истории науки – крайне важная для общественного развития задача.

Категория: Опыт | Добавил: мышка (2011-04-05) | Автор: Растокина Наталья Владимировна E
Просмотров: 1651 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 7:41 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru