Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
Часть 2
5. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ
5.1.1. истинная образовательная технология – это всегда гармоничное построение; 5.1.2. все элементы технологии интегрированы в целостную цепочку действий и взаимодействий, обеспечивая КРР; 5.1.3. подлинная технология воспитательного воздействия и взаимодействия учителя с учащимися рождается тогда, когда есть такой элемент, как подготовка учащихся к восприятию воспитательных воздействий, к решению поставленных задач; 5.1.4. гуманистический подход к воспитанию и моделирование процесса воспитания должно воспринимать ребенка как ЦЕЛЬ, СУБЪЕКТ и РЕЗУЛЬТАТ педагогического воздействия. 5.2. Любого ребенка можно всему научить, если верить в него и не делать за него, делать вместе с ним, обучая его в зоне ближайшего развития. Гуманистическая технология помогает развитию личности, направлена на ее преобразование, которое проявляется в переходе личности в новое, более высокое качество. 5.3.Основа гуманистической технологии воспитания – СВОБОДА и ТВОРЧЕСТВО. Весь процесс воспитания носит творческий характер. Творчество есть высшая деятельность человека. Оно связано со свободой: творчество возможно при свободе самовыражения личности, реализации ее убеждений. Именно в творчестве человек выступает как свободный представитель рода человеческого. Развитие творческой активности ребенка является одним из главных условий гуманистической системы воспитания. 5.4.Воспитание без принуждения, без насилия. Идея ненасилия лежит в основе гуманизма, является основой технологии гуманистического воспитания. Педагогика ненасилия немыслима без следующих качеств: терпимость, милосердие, уважение, альтруизм. По гуманистической технологии воспитания уделяется внимания развитию качеств как взаиморасположенности, доброжелательности, полной открытости поведения, целенаправленности, умения общаться и расширять рамки общения, не быть высокомерным, понимать другого, проявлять выдержку, давать себе самооценку. 5.5. Гуманистическая технология – это модель для ребенка, на благо ребенка, во имя ребенка, краеугольным камнем которой является этическое мышление: умение мыслить гуманно и действовать локально. Главное – отточить свой ум, вернуть себе свежесть и их ясность мысли. 5.6. Обращение личности к самой себе. 5.7. Воспитывающие ситуации – основа коррекции в воспитании; игра, игровая деятельность, развитие творческих начал личности при праве выбора созидательной деятельности и партнеров. 5.8. МАСТЕРСТВО общения учителя: кодекс гуманистического воспитания, законы, кодекс «Воспитанный воспитатель»; создание условий для профессионального роста и совершенствования педагогического мастерства; стимулирование ответственного отношения к делу, инициативы, творческого развития; овладение технологиями педагогики ненасилия, развитие способности к диалогу; обретение гуманной педагогической позиции; формирование в коллективе благоприятного климата для профессионального поиска, атмосферы поддержки и взаимопонимания, повышение педагогической культуры и соблюдение педагогической этики. Логика технологии гуманистического воспитания – это последовательное и непрерывное движение взаимосвязанных между собой этапов образовательного процесса и действий его субъектов. Учитель не принуждает, а вовлекает учащихся в процесс воспитания. Являясь активным членом Международной ассоциации исследователей детского движения, КАБУШ В.Т. уделил большое внимание детским объединениям как формам общественного детского движения, имеющие свободную организационную структуру, демократическую иерархию построения, инициативную деятельность, самоуправленческую систему. Автор определяет педагогический потенциал объединений их духом и строит их деятельность на моральных ценностях, которые служат эталоном, идеалом для всех участников детских объединений. Морально-этические ценности поддерживаются специальными правилами: добровольность, творчество, поиск. Им разработана таблица морально-этических ценностей воспитательного коллектива и детского объединения, которая успешно используется в школах Алматинской области. Таблица представляет цикл назначений ценностей: эстетические, моральные, социальные, политические – формирование целостной личности как высшей ценности, личности, способной самостоятельно и творчески мыслить, имеющей чувство собственного достоинства, понимающей свое предназначение и сохраняющей личностный статус. Предпочтение отдается моральным ценностям, которые должны начинаться с определения идеала, усиливая веру в общечеловеческие идеалы – истину, добро и красоту. Кабуш В.Т. подчеркивает, что истина открывает путь к знаниям, доброта – к человеку, красота создает гармонию и упорядоченность. Эти нравственные ценности должны быть материализованы в каждом детском объединении, в каждом классном воспитательном коллективе и выступить основным средством развития и саморазвития личности. В Республике Казахстан насчитывается более 250 детских организаций. Основателем организации детских движений в нашей стране является директор Акмолинского областного департамента образования Дмитриенко Елена Александровна со своей авторской программой «Жулдыз», нацеленная на повышение воспитательного потенциала детских общественных организаций как социокультурное поле притяжения детей, ценностное значимое для ребенка и социума. Детские объединения воспитывают лидеров, патриотов, с высоким уровнем интеллектуальности, помогают найти истину и проявить себя в ней. А ИСТИНА есть сила ума, гибкость ума, выносливость ума, координация ума! Дмитриенко Е.А., опираясь на идеи Кабуша В.Т. по развитию морально-этических ценностей, подчеркивает: «Нужны надежные ориентиры. Это – добрые дела, светлые открытия, большие и малые победы над собой». Кабуш В.Т. также выделяет педагогический /воспитательный/ потенциал детского объединения, классного воспитательного коллектива, который определяется их духом – как то, что воспринимается интуитивно, без всяких утверждений и объяснений. Дух определяет лицо коллектива. Результат этой духовности в самочувствии личности в коллективе, ее эмоциональном благополучии, социальной защищенности, этических гарантиях, удовлетворенности общением, наличии потребности в самовоспитании, формировании устойчивой самооценки, создании условий для самоутверждения. Цель творца и вершина творенья – МЫ. Мудрость, разум, источник призренья – МЫ. Этот круг мироздания перстню подобен – В нем граненный алмаз, без сомнения, - МЫ. Омар Хайяма ДЕВИЗ: Vincero! Одержу победу! Назначение ценностей – формирование и развитие личности: 1. ГУМАННОЙ – милосердие, доброта, способность к сопереживанию, уважение человеческого достоинства, справедливость, ответственность, понимание ценности человеческой жизни; 2. ДУХОВНОЙ – потребность в познании мира и самопознании, позитивное и оптимистическое отношение к жизни, целостность внутреннего мира, мировоззренческий поиск; 3. ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОЙ – любовь к людям, бескорыстие, потребность творить добро, осознание себя частью природы, любовь к окружающему миру, способность радоваться успехам других людей, терпимость к чужим недостаткам и слабостям; 4. МИРОЛЮБИВОЙ – открытость, терпимость, уважение прав и свобод другого человека, способность позитивно решать проблемы, умение работать в коллективе, работать умнее коллективно, работать вдумчивей, работать на более высоком уровне. Главное, работать с умом; 5. КУЛЬТУРНОЙ – гармония внешней и внутренней культуры; знание этикета и культуры быта, развитые эстетические вкусы; разносторонность интересов и знаний; культура речи; способность управлять своим внутренним состоянием. Посвящение: Коль пришла тебе идея, Поделись ею скорее. Пусть опять придет общение – К дружбе, разуму стремленье. Пусть дух творчества царит И надежду нам дарит! Кабуш В.Т. указывает отдельные ценности гуманистической системы воспитания и детского объединения. В действительности их больше и шире само пространство функционирования. ВЫВОДЫ: 1. Кабуш В.Т. определил моральные ценности, которые должны быть выдвинуты на первый план. Это - 1.1. ВЕРА в общечеловеческие ИДЕАЛЫ; 1.2. ПРАВДА как «источник нашей веры и надежды» /А.Барбюс/; 1.3. ОБЯЗАННОСТИ как нравственные требования, которые выступают как долг каждого участника ОП; 1.4. ПРАВА как нормы поведения, которые регулируют жизнедеятельность и взаимоотношения участников объединений и воспитательного процесса; они охраняются тем коллективом, от имени которого приняты; 1.5. ПРАВИЛА как добровольность, творчество, поиск. Добровольность необходима, чтобы детским коллективам и детям предоставить свободный выбор содержания деятельности, форм и методов работы для достижения целей; 1.6. ЗАКОНЫ как общепринятые нормы, которые признаются обязательными для всех. ЗАКОНЫ – один из важнейших элементов демократии, поскольку в коллективе, жизнь строится на основе принципа равенства всех его членов перед ними. В коллективе должен царствовать закон, а не человек. Законы выступают как нормы нравственных отношений в коллективе, т.к. моральные ценности, нормы, правила, принципы каждый коллектив оформляет в виде законов; 1.7. ЧЕСТЬ как незапятнанная репутация, доброе имя. Честный человек значит правдивый, прямой, добросовестный, доброжелательный. Честь раскрывает отношения человека к самому себе, окружающим людям, обществу, Отечеству. Необходимо учить и воспитывать детей поступать по чести, защищая честь фамилии + честь школы + честь класса /объединения/. Морально-этические ценности создают в детском коллективе атмосферу духовности и душевности. Духовность ставит ребенка в позицию поиска смысла жизни, обращения к идеалу, совершенству. Душевность способствует эмоциональному отношению к окружающим людям, проявлению к ним заботы, внимания, интереса. Эти ценности строятся на основе любви, истины, мира, добра, ненасилия. КОДЕКС «ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО» Кабуша В.Т. 1. Верить в ребенка, в его силы, в его благоприятные шансы; учащихся надо не контролировать, а стимулировать, не руководить ими, а вместе с ними участвовать в делах, доверять их самостоятельности, способствовать их нравственному выбору. 2. Уважать личность ребенка, его позиции, достоинство, свободу, права. 3. Любить себя, ребенка, людей, Родину. 4. Заботиться о ребенке, помогать, сопереживать ему, поддерживать, эмоционально одобрять, прощать его. 5. Взаимодоверять, т.е. слышать ребенка, понимать его, защищать. 6. Искать взаимосогласие, пути к сотрудничеству, взаимодействию, сотворчеству, соразделению ответственности. 7. Гуманно оценивать: оценивать не личность, а поступки, оценивать меру труда. Наша авторская формула об образовательной технологии КАБУША В.Т.: КАБУШ В.Т. – Креативная Андрагогико-акмеологическая Белорусская Уникальная Школа Воспитания и Творчества! В МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС участников деловых игр входит: 1. ЧЕСТЬ – это главное внутреннее нравственное достоинство участника игры, его доблесть, благородство души и чистая совесть. 2. Быть личностью творческой и самостоятельной в действиях и мыслях, благородной в поступках и намерениях. 3. Всегда, в любых условиях и ситуациях вести себя сдержанно, тактично и вежливо, соблюдать установленные правила общественного поведения и межличностного общения. ЦЕННЫЕ ПУБЛИКАЦИИ КАБУША В.Т. 1. Гуманистическое воспитание школьников: теория и методика. – Мн., 2004 2. Воспитание школьников в условиях обновления общества. – Мн., 1994 3. Самоуправление учащихся. – Мн., 2004. – Творческая педагогика, 2003 и 2004 гг., №№ 1-4; 2005г. - №№ 1, 2 /г.Алматы/. 4. Гуманистическая технология воспитания /В сборнике материалов международной научно-практической конференции «Технология саморазвития личности А.А.Ухтомского – Г.К.Селевко». – Ярославль – Москва, 2005 5. ЧЕЛОВЕК. Программно-методические рекомендации. – Мн., 2000 Приложение: Разработки Кабуша В.Т. ЗАКОНЫ 1. ЗАКОН ПРАВДЫ. Запомни: правда нужна не только тебе, но окружающим тебя людям! БУДЬ ПРАВДИВ! 2. ЗАКОН ДОБРА. Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе. 3. ЗАКОН СВОБОДЫ. Отстаивай свою свободу, не забывай о свободе другого человека. 4. ЗАКОН ЗАБОТЫ. Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям. Помни об их интересах, нуждах, потребностях. 5. ЗАКОН ЛЮБВИ. Любовь – одно из древнейших и наиболее уважаемых чувств; не стесняйся его. Любовь – это чудо, Любовь – это сказка, Любовь – это нежность, Любовь – это ласка, Любовь – это шопот ласковых слов, Любовь – это ясно – Основа основ! Наташа Науменко, гимназия № 6. ЗАКОН ЧЕСТИ. Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе: ДОЛГЕ, БЛАГОРОДСТВЕ, ДОСТОИНСТВЕ. | |
Просмотров: 5792 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|