Пояснительная записка Важнейшей функцией современного общества, обеспечивающего свое самосохранение и воспроизводство, является забота о молодом поколении. Улучшение положения детей в обществе, создание благоприятных условий для их жизнедеятельности, обучении, развития и социальной защиты - ключевая цель национального развития, обязательное условие прогресса демократического общества. В то же время реальное положение детей и молодежи определяется конкретными возможностями страны, уровнем ее экономического развития, рядом других объективных и субъективных факторов. В условиях глобализации и урбанизации наиболее острой социальной проблемой становиться проблема асоциального поведения подростков в его самых разных формах: табакокурение, алкоголизм, наркомания, преступность, что требует от системы образования особой повседневной превентивной работы среди несовершеннолетних. В связи с преобразованиями, происходящими в казахстанском обществе, перед педагогикой в целом и системой образования, в частности, встает ряд новых задач, связанных с осмыслением проблемы подростка в условиях социально-экономической и политической нестабильности. Актуализируется интерес к психолого-педагогическим проблемам, находящимся на периферии научного анализа. Одной из таких проблем является проблема социальных отклонений, девиантного поведения подростков, превентивной и коррекционно-воспитательной деятельности специализированных служб и учреждений. Для транзитивного общества характерны такие явления, как ломка социальных стереотипов, изменение системы ценностей, размывание социально-ролевой структуры общества. В современном обществе намечаются тенденции, характерные для поведения мифологического героя Эрисихтона («комплекс Эрисихтона»): разрушение имеющихся культурных традиций; разрушение взаимоотношений человека и природы; навязанные ценности; самопожирание; разрушение самого человека и т.д. Все эти факторы обусловливают возникновение кризиса идентичности, проявляющегося в различных типах, видах и формах девиантного поведения. И хотя глубокий кризис - достояние далеко не всех, те или иные проблемы, связанные с поиском идентичности, встают практически перед каждым человеком. Особенно уязвимы в этом плане подростки, у которых обострено чувство «самости», у которых происходит наслоение двух кризисов: связанного с психогормональной перестройкой организма и кризисом идентичности. Объективно кризис идентичности можно определить как несоответствие сложившейся к данному моменту структуры идентичности изменившемуся контексту ее существования. Субъективно же кризис может переживаться как состояние поиска новых возможностей и решения проблемы (конструктивный кризис) или как состояние неверия в себя и свое будущее, в других людей, депрессии (деструктивный кризис), и как следствие, - демонстрация ценностного отношения к приобретенным или усвоенным социальным нормам, идеалам, ценностям, роли и нравственным качествам. В Казахстане и странах СНГ, в условиях социально-экономического и духовного кризиса, проблемы детства достигли предельной остроты. Нарастают неблагоприятные тенденции в демографических процессах, состоянии здоровья детей; инфляция, либерализация цен резко ухудшили положение детей, существенно отразились на их питании, условиях быта, образе жизни и т.п. Коммерциализация социальной и образовательной сфер резко ограничила возможности детей и подростков получить полноценный отдых, школьное и внешкольное образование и воспитание, приобщаться к культуре. В результате возрастает подростковая преступность, безнадзорность, бродяжничество и попрашайничество. Среди детей и подростков возрастает число социально обусловленных и социально значимых заболеваний. Проблема токсикомании, наркомании, алкоголизма смещается в более ранние возрастные периоды и быстрыми темпами нарастает. Как свидетельствует правоохранительная статистика, 90% случаев хулиганства, 90% изнасилований при отягчающих обстоятельствах, почти 40% других преступлений связаны с опьянением. Убийства, грабежи, разбойные нападения, нанесение телесных повреждений в 70% случаев совершаются лицами в нетрезвом состоянии. Социологические опросы, проведенные среди казахстанских старшеклассников показывают, что 70% опрошенных когда-либо употребляли спиртные напитки, причем первое знакомство с ними произошло в 11-13 лет. Исследования показывают, что уже 10-12-летнего подростка интересуют наркотики, их действие и процедура употребления. Как правило, многие из них никогда не слышали или не воспринимали всерьез информацию о жутких последствиях употребления. Знакомство подростков и молодежи с психоактивными веществами зачастую вызывают у них неподдельный интерес и желание попробовать, и, как правило, сопровождается распущенным сексуальным поведением и асоциальными поступками. Такие данные представляют особую тревогу и актуальную социальную проблему. Так по данным Центра медико-социальной реабилитации, только в столице по результатам анонимного тестирования на факт выявления учащихся, употребляющих наркотические вещества, на учете состоят 676 учащихся общеобразовательных школ, ПШ и колледжей. Превентивную работу в школе необходимо проводить системно, в тесной связи с психологами и другими специалистами, особое внимание следует уделять аналитической деятельности, изыскивать новые формы работы с подростками. Эти направления являются перспективными для системы образования. С сентября 2004 года в работе организаций образования Республики Казахстан используется Многоступенчатая образовательная программа по профилактике табакокурения, наркомании среди учащихся, целью которой является формирование негативного отношения детей и молодежи к употреблению алкогольных напитков, табака и наркотиков, представления о здоровом образе жизни, мотивации к отказу от вредных привычек и формированию жизненных навыков. Однако, пока на снижении статистических показателей данная программа не оказывает, причины чего на взгляд разработчиков, является недостаточная организационно-методическая оснащенность превентивной работы. При такой ситуации актуальной задачей является скорейшая разработка и внедрение инновационных образовательных программ, ориентированных на формирование жизненных навыков и здорового образа жизни в процессе социализации и развития школьной молодежи, направленных на минимизацию и преодоление негативных тенденций, ведомственной разобщенности и противостояния в работе по профилактике социальных девиаций детей и подростков, защиту их прав. Именно такая программа «От 16 и старше: школа выживания» разработана и предложена авторским коллективом под научным руководством доктора педагогических наук, профессора А.Н.Тесленко. Это интерактивная учебная программа, направленная на успешную социальную адаптацию современного подростка, в духе курса выживания Ди Снайдера, программы «Time Out» и «Подросток Поволжья» (Ю.А.Клейберг). Главной целью данной программы является создание оптимальных условий для подготовки несовершеннолетних к сложным жизненным ситуациям, подготовку их к самостоятельной жизни в современном обществе, их безболезненную адаптацию к социальной среде. Основными задачами программы являются: - расширить представления о типичных трудностях современных подростков, о том, что они считают своими проблемами; - получить информацию об особенностях их отношения к себе, миру и своим проблемам; - создание новых моделей социально-ролевого поведения подростка, нацеливающих его на принятие оптимального жизненного решения: - создание условий по предупреждению асоциального поведения, борьбу с различными формами социальных девиаций; - развенчание мифов, связанных с подростковой субкультурой, и обогащение личной шкалы ценностей каждого из участников; - увидеть, насколько сформированы у них некоторые жизненно важные навыки. Основой учебной программы "От 16 и старше: время подумать" является универсальная многовариантная модель ролевой ситуативной групповой игры, рассчитанной на 2 месяца (10 ч.). Коррекционно-воспитательная деятельность здесь направлена, главным образом, на разрушение определенных установок, представлений, ценностей, мотивов, стереотипов поведения, и сознания новых с целью достижения самореализации личности в социуме. Посредством коррекционно-воспитательной работы (КВР) разрешается для обеих сторон возникший конфликт: "личность - общество", "личность - социальная среда", "личность - группа", "личность - личность", "личность - собственное Я". Благодаря этой деятельности происходит разрушение ранее сформированных мотивов, установок и т.п., осуществляемое психологическими и педагогическими средствами, проявляющееся в их подмене, изменении, сознании личности в соответствии с принятыми в социальном окружении, в обществе в целом нормами. Рассматривая социальное и психологическое развитие подростка как непрерывный процесс самопроектирования личности, мы выделяем в нем три основные стадии психологической перестройки личности: самоопределение, самовыражение и самореализацию. На стадии самореализации соотнесение знаний о себе происходит в рамках "Я" и творческое "Я". На этой стадии формируется жизненная философия человека, тем самым подросток не только достигает самоосознания себя и своих возможностей, но и гармонично развивает свою личность, творчески самореализуясь в различных видах деятельности (трудовой, учебной, игровой, досуговой и др.). Здесь же происходит включение подростка в различные типы адаптивного поведения, но не как слепое подчинение внешним требованиям, а как осознанный выбор оптимального поведенческого решения. Для этого используется разработанная нами психологическая технология конструктивного изменения поведения. Эта технология предполагает преобразование мотивационной, интеллектуальной, аффективной и, в конечном счете, – поведенческой структур личности, в результате чего внешняя детерминация жизнедеятельности меняется на внутреннюю. Данная технология предполагает выделение 4-х стадий изменения поведения девиантного подростка: подготовка, осознание, переоценка, действие (поступок). Здесь объединяются основные процессы изменения поведения: мотивационные (1-ая стадия), когнитивные (2-ая стадия), аффективные (3-я стадия), поведенческие (4-ая стадия). Таким образом, данная программа – новая парадигма коррекционно-воспитательной работы с девиантными подростками и технология конструктивного изменения поведения позволяют решать вопросы, связанные с диагностикой, прогнозом, коррекцией и развитием личности, а также строить инновационные программы и проекты, направленные на разрешение проблем адаптации, социализации, ресоциализации и воспитания, с одной стороны, и разработки авторских программ и педагогической технологии подготовки психологов и социальных работников, с другой. Практическое внедрение данной модели потребует основательного демонтажа сложившейся педоцентрической модели учебно-воспитательного процесса современной школы. Программу можно использовать как на уровне обычной школы, так и в масштабах всей страны. С этой целью предполагается: - определение школ, где будет установлена программа; - обучение преподавателей и инструкторов по принципу «равный-равному»; - установку программы и постановку учебных материалов. Тематический план Дата (неделя) Тема Количество часов Форма занятий Форма контроля 1-ая неделя Вводное занятие: Кто я или легко ли быть молодым? 1 ч. Интерактивная слайд-лекция Карта социального развития молодого человека 2-ая неделя Поговорим о себе и о нас … 1 ч. Социально-психологический тренинг Психологический практикум 3-ая неделя Социализация личности: нормы и отклонения 1 ч. Интерактивная слайд-лекция Тест 4-ая неделя Свободное падение 1 ч. Видео-занятие Эссе «Письмо моему другу-наркоману» 5-ая неделя Осторожно – наркотики! 1 ч. Интерактивная слайд-лекция Творческие задания 6-ая неделя Сделай выбор в пользу жизни! 1 ч. Имитационная игра-тренинг Анализ реальных жизненных ситуаций 7-ая неделя Подростковая субкультура: мифы и реальности группового общения 1 ч. Интерактивная слайд-лекция Творческий проект: КТО есть КТО в молодежной культуре или родителям о нас! 8-ая неделя Как сказать «НЕТ» и не потерять друзей? 1 ч. Социально-психологический тренинг Анализ реальных жизненных ситуаций 9-ая неделя) Война наркотикам: ЗА и ПРОТИВ (дебаты в Молодежном Парламенте) 1 ч. Ролевая игра Совместная резолюция 10-ая неделя Думая о будущем (проблемы целеполагания и построения жизненной перспективы) 1 ч. Дискуссия Эссе «Мои мечты и ценности» ИТОГО: 10 ч. Содержание интерактивных лекций Вводное занятие: кто Я или легли ли быть молодым? Понятие и психологические признаки личности. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность». Взаимодействие социальных и биологических факторов в процессе формирования личности. Личность и деятельность. Я-концепция личности и ее самооценка. Динамика развития самооценки личности. Иерархия основных компонентов направленности личности. Характеристика интересов личности: содержание, цель, широта, устойчивость. Темперамент и характер. Акцентуация характера личности, склонной к совершению правонарушений. Понятие о способностях и уровнях их развития. Молодость как биологический возраст и социокультурный статус. Возрастные границы молодости. Основные социальные характеристики молодежи. молодежь в пересечении двух векторов: движение от зависимости – к независимости, и от безответственности – к ответственности. Ступени личностного роста: семья, школа, группа сверстников. Безответственность и ответственность: механизмы изменения. Проблемы социальной интеграции и психологической адаптации к взрослой жизни. Социализация личности: нормы и отклонения Понятие и характеристика основных факторов социализации личности. Основные психологические механизмы социализации: подражание, идентификация, адаптация. Характеристика социально-педагогической деятельности различных институтов социализации: семья, учебно-воспитательные учреждения, различные типы и виды общественных объединений, СМИ, учреждения культуры и искусства, армия. Традиционные и инновационные модели социализации молодежи. Понятие социальной нормы и девиации. Формы девиантного поведения личности: табакокурение, алкоголизм, наркомания, проституция, суицид, агрессивное поведение. Факторы, влияющие на формирование девиатного поведения личности. Молодой человек как жертва неблагоприятных условий социализации. Формы и средства профилактической и коррекционной работы с молодежью. Подростковая субкультура: мифы и реальности группового общения Группа сверстников и механизмы группообразования. Общение как средство социализации личности. Структура общения в малой группе (по Г.М.Андреевой). Коммуникативная (информационная) сторона общения: модель коммуникационного процесса. Перцептивная сторона общения (восприятие человека человеком): факторы, влияющие на формирование модели партнера по общению. Интерактивная сторона общения: основные формы взаимодействия. Коммуникативные барьеры. Факторы, определяющие межличностностную привлекательность при общении. Понятие субкультуры и ее стилевое многообразие. Субкультуры как альтернативные способы взросления. Субкультурные стили: ценности, установки и ритуалы. Практические занятия Имитационная игра: Осторожно – наркотики! Дискуссия: Думая о будущем (проблемы целеполагания и построения жизненной перспективы) Содержание видео-занятий Занятие 1. Свободное падение 1. Просмотр документального фильма казахстанских кинематографистов «Свободное падение» (2002 г.). Фильм содержит документальные свидетельства лиц, проходящих в Республиканском научно-практическом Центре медико-социальных проблем наркомании (ЗНПЦ МСПН) лечение от наркозависимости. Цель фильма – адекватное просвещение в отношении основных механизмов вовлечения в наркозависимость и эффективных способов противодействия. 2. Обсуждение фильма: постановка себя в жесткие условия закрытого воспитательного учреждения, моделирование дальнейшего жизненного пути героев, выявление причин девиантного поведения. Содержание социально-психологических тренингов Поговорим о себе и о нас … Подростковый возраст – период становления личности и формирования самосознания. Цель данного тренинга: • получение группового опыта; • осознание и проработка личностных проблем; • выработка конкретных практических навыков и приемов, использование которых в повседневном общении позволит самоутвердиться и успешно адаптироваться; • психологическое сопровождение, поддержка и формирование навыков достойного поведения. Количество участников: 12-17 человек Гений общения Вступая в мир взрослых, подростки начинают больше взаимодействовать с социумом, им приходиться нарабатывать навыки коммуникативной компетентности и уверенного поведения. Цель данного тренинга: • сформировать у подростков навыки общения со сверстниками (повысить коммуникативную компетентность); • дать представление о трех уровнях общения: поверхностном, глубоком, задевающем; • предложить стратегии поведения в «задевающих» ситуациях и сопротивления манипулированию. Количество участников: 11-17 человек Как сказать «НЕТ» и не потерять друзей Программа данного тренинга направлена на формирование уверенного, но не агрессивного поведения. Цели тренинга: • научить подростков отстаивать свои интересы в критических ситуациях; • познакомить с неотъемлемыми правами личности; • обучить пяти психологическим техникам сопротивлению групповому давлению сверстников. Навыки, формируемые в ходе данного тренинга и происходящие в результате изменение отношения к ситуациям группового давления делают подростка более устойчивым к ранней алкоголизации, наркомании и табакокурению, более независимым и поэтому, как правило, более уважаемым в среде сверстников. Количество участников: 11-17 человек
|