Современный урок- это открытие, по содержанию превосходящее заключенное в учебнике, и изобретение по форме, которого в учебнике нет О вопросе современности урока… Методическая тема нашей школы “Современный урок- урок развития творческой индивидуальности личности ”. Вопрос современности урока волнует всех участников образовательного процесса: администрацию школы, учителей, родителей, учащихся. Все понимают, что современный урок соответствующий современным требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника с оптимальным уровнем качества образовательной подготовки, владеющего ключевыми компетенциями и имеющего способность к социализации в иных, отличных от школьной образовательной среды, условиях, направлен на выполнение социального заказа общества. Составляющими методической темы являются разделы: «Современный урок как основа эффективного и качественного образования», Современный урок- урок развития творческой индивидуальности личности», «Современный урок в системе электронного образования» которые последовательно отрабатываются на различных уровнях методической работы: от педсоветов, методических семинаров, конференций, педчтений, курсов до самообразования учителей и т.д. В результате этого, я как руководитель школьного методического объединения учителей математики, физики, информатика взяла на вооружение вопросы: «Какой он, современный урок в действительности? И какой, собственно урок, нужен сегодняшним ученикам?» «Что влияет на «современность» урока? Мастерство педагога? Совокупность методических приемов? Наличие технических средств обучения? Вообще, каким он должен быть?» Можно перечислять до бесконечности. Но, прежде чем анализировать, строить проекты и планы, говорить о том «как надо», стоит ответить на поставленные вопросы. Работа по данной проблеме велась через семинары- практикумы, самообразование учителей, через организацию взаимопосещения открытых уроков. Были проведены семинары- практикумы: “Морфология современного урока. Современный урок- как основа эффективного и качественного образования”(2009-2010 уч.г), “Современный урок и ИКТ”(2010-2011 уч.г). Это темы очень сложные, много проблем, которые еще предстоит решать ни один год… Итак, приведу лишь некоторые разработки семинаров, которые проводились на школьном уровне: I семинар- практикум “ Морфология современного урока. Современный урок- как основа эффективного и качественного образования ”.( Примечание автора: весь материал систематизирован http://18.astana-mektep.kz/- раздел Методическая работа). Основная цель данного мероприятия: ознакомить учителей с основными критериями организации современного урока. В ходе семинара учителя попытались определить значение современного урока и ответить на волнующий вопрос: «Каким он должен быть современный урок?» Из высказываний учителей: 1. По - моему мнению, современный урок должен строится на личносто-ориентированном подходе. Учитель должен не сам объяснять тему, а учить детей самим определить тему урока и ее цель. В наше время это очень актуально, т.к сегодняшние дети не очень активны, у них не богат словарный запас, а такой подход помогает построить диалог между учителем и детьми и между самими детьми. 2. Современный урок не возможен без позитивного настроя. Очень важно, создать "настроение урока" и его "образ". Только воспринятое с легкостью, юмором остается в памяти ребенка, а образ выходит из подсознания и становиться реальностью. 3. Современный урок, наверное, сегодня немыслим и без использования педагогических технологий. "Обучение в сотрудничестве", "погружение","проекты" и т.д. - как они много дают как ученику, так и учителю. За такими уроками будущее. Более насыщенным урок еще делают и использование информационных технологий. Применение интерактивных средств обучения позволяет сделать урок более интересным, познавательным, насыщенным. 4. Современный урок должен быть личностно-ориентированным. 5. Современный урок должен отвечать валеологическим требованиям. 6. Интересным, полезным, насыщенным, динамичным, продуктивным информативным. 7. Современный урок невозможен без осознания собственной деятельности, как учеником, так и учителем. 8. По - моему мнению, это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный урок. 9. Урок должен быть творческим, способствовать самореализации школьников, востребованности их творческого потенциала. 10. Современный урок должен воспитывать творца и деятеля! Итак, можно долго спорить о том, каким должен быть современный урок, но неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя. Анализируя высказывания своих коллег, невольно на ум приходят слова Амонашвили: «Где ты рождаешься, где ты живешь, Урок? В классной комнате? Но ты не можешь жить там один, ты ведь не можешь существовать без меня! Я тебя обдумываю, планирую, провожу! Вот и получается, что ты живешь в моей голове, в моем сердце. Ты живешь в нашей классной комнате, но не тогда, когда она пустая, а только тогда, когда я и мои ученики заполняем ее. Они сядут за парты, я стану у доски – вот ты и рождаешься и начинаешь жить! Урок, ты не думай, что существуешь от звонка до звонка… Ты, может быть, совсем не кончаешься, потому, что после звонка мы покидаем тебя с желанием поскорее встретиться. Ты отправляешь нас домой с беспокойными мыслями. Я бы воздвиг тебе – Уроку – самый великолепный памятник. Памятник твой я поставил бы перед школой, чтобы каждое утро, проходя мимо, останавливаться перед тобой, поклоняться тебе и говорить: Здравствуй, Урок! Время твое – священное время и нельзя терять из него ни минуты!» 2 семинар- практикум: “Современный урок и ИКТ” ”.( Примечание автора: весь материал систематизирован http://18.astana-mektep.kz/- раздел Методическая работа). Главная цель семинара: активизация деятельности учителей по применению ИКТ в педагогической практике. Использование компьютерных технологий – это необходимость, которую диктует уровень развития современного образования. Конечно, подготовка уроков с применением ИКТ более тщательная, трудоёмкая. Требует больше времени. ИТ используются на любом этапе урока: для обозначения темы урока; как сопровождение объяснения (презентации, схемы, рисунки, видеофрагменты, видеклипы, флипчарты и т.д.); для контроля учащихся. Эффективность таких уроков значительно выше. Создаётся эффект присутствия, у учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше. В силу своего образования я не только учитель информатики, но еще и учитель математики с удовольствием использую ИКТ на своих уроках(особенно на уроках геометрии). При использовании компьютера или интерактивной доски на уроке информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичными видео- и аудиорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала. Использование ИКТ при обучении школьников ведёт к повышению качества образования. Анализируя данную ситуацию, напрашивается вывод, что учащиеся: • с большим успехом усваивают учебный материал, если в урок включаются ИКТ; • более значимой становится роль ИКТ в плане интеллектуального и эстетического развития обучающихся; • формируется информационная культура, которая так необходима современному школьнику в современном социуме. В ходе проведения семинара был представлен опыт в использовании ИКТ при решении различных педагогических задач, участников семинара познакомили с возможностями интерактивной доски, ЭОР, Интернет-ресурсов и пр. В результате проделанной методической работы над поставленной проблемой мы получили следующие положительные результаты: - активизировалась деятельность учителей-предметников по применению ИКТ в педагогической практике(хочется озвучить имена моих коллег: Бекишева Г.К., Искакова Г.Б.- учителя физики, Выродова Е.В., Жаксыбай Л.Б., Даметова М.А.- учителя математики ); - повысилось качество методики преподавания предметов МЦ; –учителя максимально стараются строить уроки на основе внедрения современных технологий; – разнообразились типы уроков, на уроках по возможности используются информационные технологии( не все кабинеты математики и физики оснащены специальным техническим оборудование); В перспективе МО продолжит работу над проблемой анализа современного урока, но уже в системе электронного образования. Выродова Е.В., учитель информатики, руководитель ШМО математики, физики, информатики СШ № 18 г. Астаны
|