Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт

Инновационно методическая работа с кадрами в условиях дошкольной гимназии-начальной школы
Инновационно-методическая работа
с педагогическими кадрами в условиях дошкольной гимназии- школы.
Методист УВК №42 г. Павлодара
Котелкина Галина Анатольевна
Сегодня стал общепризнанным тезис о том, что в образовательном учреждении необходимо создать все условия для реализации личностно-ориентированного и деятельностного подхода к развитию, воспитанию и обучению детей. При этом никто не будет отрицать тот факт, что воспитать Личность может только Личность.
Поэтому в основу методической работы УВК положен личностно-ориентированный подход к работе с педагогами, направленный на формирование у них личностной и профессиональной готовности к работе в условиях формирования личностных смыслов профессиональной педагогической деятельности.
Это возможно только в условиях формирования такой системы , в рамках которой происходит не только развитие педагогической деятельности и становление профессионально значимых качеств личности педагога , но и появляется способность к самостоятельному конструированию личностного смысла профессиональной деятельности педагога. Для этого вся система методической работы с кадрами перестроена, переориентирована с режима функционирования на режим развития.
Быстрые перемены, которые происходят сегодня в мире, требуют от человека самостоятельности, инициативности, интеллекта, умения творчески мыслить и работать, строить коммуникативные связи, способности воспринимать происходящие изменения и принимать самостоятельные решения в сложившейся ситуации.
Педагоги нашего комплекса работают в системе РО, которая предполагает реализацию инновационных психолого-педагогических технологий, обеспечивающих неуклонное развитие форм и способов обучения и наиболее полную реализацию способностей педагогов и учащихся.
Успех определяется в толковом словаре “как удачи в достижении чего-либо”. Если представить наше учебное заведение в образе яхты, паруса будут надуваться 3 ветрами:
успех ребенка;
успех педагога;
успех семьи ребенка и семьи педагога.
Успех любой деятельности чаще всего приходит в хорошо сплоченной команде. Такой командой является коллектив УВК- которому исполняется в этом году 15 лет
Считаем, что система РО + информационные технологии + материальная база + здоровье всех участников образовательного процесса умноженные на любовь к детям, при условии движущей силой желание творить - это и есть наш успех.


Цель методической службы УВК
выявить и попытаться развить способности каждого педагога, творчески думающего, обладающего современными методами и технологиями образования, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса, умением прогнозировать свой конечный результат
Задачи:
формирование высококвалифицированного кадрового состава дошкольного образовательного учреждения;

выявление перспективы применения потенциальных возможностей педагогического персонала;
определение необходимости повышения квалификации, профессиональной подготовки педагогов;
эффективное использование каждого сотрудника в соответствии с его специальностью и уровнем квалификации;
распространение передового педагогического опыта
стимулирование роста профессионализма педагогических работников, их карьерный рост.
Решение поставленных задач осуществлялось 2-мя путями:
1-й - работа внутри УВК по совершенствованию профессиональной подготовки педагогов, учитывая возросшую активную позицию педагогов, в методической работе с педагогическими кадрами все более широкое применение находят нетрадиционные активные формы. К ним можно отнести организацию работы методических объединений, творческих групп. Нетрадиционные семинары- практикумы, тренинги, мастер-классы, причем их проведение поручается как опытным педагогам- стажистам, так и молодым педагогам.
Работа методического объединения спланирована с учетом годовых задач и тематики семинаров. Считаем, что нашли удачную форму планирования и контроля через проведение ежемесячных тематических недель – это позволяет четко спланировать всю работу, организовать открытые просмотры, обучение педагогов через семинары, консультации, проведение мастер-классов. Причем, каждый педагог в начале года сам выбирает, какой вид занятий он будет проводить на коллектив, а какой только внутри кафедры- где присутствует меньшее количество педагогов и ставятся другие задачи- например, сравнение выполнения ГОСО в параллельных группах. Удобно проводить контроль- за месяц делается анализ планирования- во время проверки планов глубоко анализируется только один раздел, одна образовательная область, проверяется оснащенность данного раздела или центра активности, проводится анализ линейности в планировании от возраста к возрасту, приглашаются на открытые просмотры родители и учителя. Педагоги, которые проводят открытые занятия, готовят полный самоанализ проведенного занятия. И если раньше педагоги обижались на критические замечания, неудавшиеся моменты, то сейчас стараются разобрать пошагово все мероприятие, чтобы впредь избежать неудач и ошибок. Педагоги поняли, что это один из путей обучения и самообразования.
Руководителями методобъдинений назначаются педагоги с высшей категорией на первом педсовете. К проведению тематических недель, привлекаются не только опытные педагоги, но и начинающие. Преследуется несколько целей- педагог активно включается в поиск и погружается в изучение литературы по данному вопросу, т.е. повышается уровень его самообразования, затем этому-же, педагогу поручаю проверить состояние данного вопроса во всех возрастных группах- линейное выстраивание по возрастным требованиям программы- это уже идет анализ, потом предлагаю написать справку о просмотренном. Такое делегирование полномочий позволяет педагогу почувствовать доверие и свою значимость.
Руководители методобъединений - это мои первые помощники и единомышленники. В этом году мы спланировали работу по методическим неделям. Для нас это тоже новая форма работы с кадрами. В методическую неделю по дням спланировали каждый день открытые просмотры- это был День начинающего педагога, День специалиста-предметника, День здоровья, Мастер-классы педагогов стажистов и т.д. На методической неделе проходят семинары, педсоветы, консультации, круглые столы, практикумы и тренинги, гостевой обмен опытом. Каждый день преследует собственные цели и задачи.
Использование этих форм способствует проявлению самостоятельности, творческому поиску, выработке собственной позиции, развитию способности анализировать свою работу и работу коллег, принимать решения.
Одной из задач плана развития УВК было направление совершенствования перспективных технологий в обучении и выявление их влияния на качество образования. Успешно внедряются информационно-коммуникативные технологии- использование интерактивной доски, технологии здоровьесбережения, личностно-ориентированного обучения, сотрудничества.
На сегодняшний день коллектив полностью владеет компьютерами, активно пользуется интернетом. Умеют самостоятельно разрабатывать разноуровневые карточки, интересные задания. Умеют скачивать новинки методической литературы, охотно делятся своими находками, через электронку.
3 группы планирование ведут через набор текста на компьютере, что значительно улучшает качество планирования, а главное, проверку планов.
Кроме того, мы осваиваем дистанционные формы научного и методического консультирования, принимаем участие в дистанционных «круглых столах» и проводим мастер-классы.
Воспитатели и учителя самостоятельно готовят электронные презентации. Эти формы организации методической работы — хорошая альтернатива традиционным формам работы с педагогическим коллективом и дает возможность для обмена и расширения опыта, для включения в международное образовательное пространство и получения информации в сфере инновационных образовательных технологий.
Формы работы с педагогичес­кими кадрами, используемые в процессе повышения квалификации, выступают в качестве промежуточного звена меж­ду теорией и практикой, способствуют устранению формаль­ной методической опеки.
Главное в их исполь­зовании - стимулировать творческое начало в деятельности каждого педагога.
2- й путь –базовая площадка для ИПК. Работа по технологии «Step by step» способствует формированию единого методического сообщества педагогов и совершенствованию профессионализма. Изначально только педагоги с высшей и первой категорией проводили открытые занятия для слушателей курсов повышения квалификации, постепенно стали поручать более молодым педагогам проведение занятий, а более опытным представлять свой опыт через выступления перед слушателями .
Специфика такого подхода заключается в осознании единых целей для всего коллектива, требующих объединения усилий всех его членов и сотрудничества. Такое делегирование полномочий и осуществление процесса самоконтроля способствует повышению результатов индивидуальной деятельности педагога.
Конечно, перечисленные формы методической работы с педагогическим коллективом не исчерпывают всего их многообразия.
В начале создания дошкольной гимназии и школы на практике получалось так, что в детском саду в основном использовались свои формы, в школе — свои, так о каком же сотрудничестве шла речь? Мы научились делиться опытом своих побед и поражений, используя его как в качестве «кирпичиков» в общем деле — воспитании личности, которая осознает свои возможности и умеет их реализовать, умеет делать выбор и отвечать за него.
В нашем УВК разрабатывается и реализуется практико-ориентированный подход к организации педагогической практики. Например, стажерская практика психолога, позволила еще в процессе обучения погрузиться в педагогическую деятельность, познакомиться с педагогическим коллективом, понять сущность комплекса и затем в качестве молодого специалиста прийти на работу. Именно это дает возможность выпускнику адаптироваться к современным требованиям и найти свое место в педагогическом сообществе еще до окончания вуза.
Например, одна из задач года была : Развитие творческого потенциала личности педагога и ребенка в контексте развивающего обучения .( Участие в интернет-фестивалях, обобщение передового педагогического опыта, издание печатных материалов из опыта работы педагогов, участие в областных и городских семинарах , проведение мастер классов из опыта работы, издание собственной газеты УВК типографским способом с 2005 года .Дети являются разработчиками мини-проектов, сочинений, творческих работ, персональных выставок)
Проведены слудующие семинары:
«Исследовательская деятельность в ДОУ»,
«Современное занятие на основе требований ГОСО ( по технологической карте)
Проблемно-методический семинар «Урок как педагогический феномен»
Проведены педагогические советы :
«Развитие педагогической культуры педагога с целью повышения качества образования»
«Современные педагогические технологии: за и против»
«Гуманизация образовательного пространства в условиях гимназии»
Тематика педсоветов, семинаров, подбирается с учетом поддержания интереса учителей, специалистов-предметников, воспитателей дошкольной гимназии и воспитателей ГПД.
В работе используются:
* Педагогическое проектирование
*Активно – игровые методы
*Практикумы и тренинги
*Компьютерные технологии
*Микрогрупповые исследования
*Профессиональные конкурсы
*Лекции (проблемные, лекции-диалоги)
*Интернет-поиск под определенное задание
*Часы заинтересованного информационного обмена
*Разработка и реализация индивидуальных программ.
Разрабатываются индивидуальные программы для детей со слабыми способностями- поддерживающее обучение для детей нуждающихся в педагогической поддержке, для высокомотивированных детей-программа опережающего развития.
Технологии обучения в УВК.
Изменение целей современного образования повлекло за собой изменение всех составляющих методической системы педагога. Как инновационное образовательное учреждение мы просто обязаны применять в практике работы современные стратегии обучения.
Это означает переход с объяснительно-иллюстративного способа обучения на деятельностный, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Чтобы это получилось, педагог должен уметь моделировать урок в разных технологиях.
Образование рассматривалось раньше как фабрика, где куется образование. Учитель стоит в классе, как единственный источник информации, а дети были источниками для принятия этой информации. Вся учебная программа делилась на единицы информации. Эта модель не учитывала реакцию ребенка на эту информацию, ребенок выступал в роли робота, который должен запомнить и воспроизвести информацию, а поток ее возрастал с каждым днем.
Общество пришло к тому, что эта старая модель образования не работает, ребенок не робот, детям необходимо прививать навык умения принимать информацию и увязывать ее с сегодняшним днем, детям дать возможность понять, что они живут во взаимосвязанном обществе, мире.
Приоритетом стало развитие человеческой индивидуальности и личности, поощряется неповторимость человека. Каждый ребенок заслуживает собственной траектории движения по учебному материалу, отвечающий его целям, потребностям и интересам. «Сегодня разрабатываются концепции подлинно развивающего образования, идеалом которого становится «человек способный» и «человек свободный». Субъектом образования в этом случае выступает личность, способная ориентироваться во всем многообразии противоречий современного мира. Меняются ценностные установки в обществе и образовании: обсуждается переход от «школы памяти» - к «школе мышления» (Э.В. Ильченков) и далее – к «школе развития».
По новой модели обучения каждому ребенку дается возможность высказаться, теперь не учитель, а сам ребенок будет делиться информацией, из опыта своих наблюдений. Ребенок никогда не поймет что-то, если он не соотнесет это со своим опытом. Все новое должно основываться на жизненный опыт ребенка, должен быть мост между старым и новым.

Ряд вопросов, связанных с коллективным обучением дошкольников , призвана решить технология " Step by step ". Это один из базовых проектов института "Открытое общество" (Фонд Джорджа Сороса) в Казахстане. Авторы технологии видят свою главную задачу в создании новой модели обучения, которая бы сделала каждого ребенка самостоятельным.

Воспитатели, работающие по технологии " Step by step ", побуждают детей к исследованию, коллективному решению проблем и активному диалогу. В ходе проведения групповых обсуждений, в процессе работы в центрах обучения у детей накапливается опыт рефлексивной деятельности. Работа в группе организована так, чтобы стимулировать и поощрять взаимодействие между детьми, их содружество. Это достигается посредством совместной деятельности детей в больших и малых группах. Такой опыт помогает детям сблизиться со своими сверстниками и научиться сотрудничеству.
В совместной работе ребята учатся слушать товарища, а если товарищ ошибается, то аргументировано доказать ему неправильность его рассуждений. Успешность, которую они испытывают в деятельности, развивает у них устойчивое положительное отношение к себе. Когда у детей появляется уверенность в своих силах, у них возникает желание проявлять инициативу и самостоятельность. Педагоги проводят занятия на деятельностной основе в системе развивающего обучения. Весь педагогический коллектив успешно применяет данную технологию и делится своим опытом с педагогами области и города.
Обобщили опыт работы комплекса по теме «УВК- как центр непрерывного образования» (2009г)

При организации исследовательской деятельности, планируется работа с различными справочниками, энциклопедиями, словарями, картами и атласами. Ребятишки, работая с ними, ищут дополнительный материал по теме занятия, у них появляется интерес к научной литературе, они могут ориентироваться в словарях, справочниках, пользоваться картой и атласом. Так расширяется кругозор детей, обогащается их словарный запас, развивается зрительная память и грамотное письмо, а самое главное развивается познавательный интерес и умение работать с информацией, что очень важно при реализации новых ГОСО- где выделен раздел работа с информацией.
Такие занятия являются лабораторией для экспериментирования и проектирования детьми своих идей, способствуют формированию умения решать проблемы. Образовательный процесс построен так, что педагог не руководит действиями детей, а умело направляет их в нужное русло, дети сами добывают информацию, переосмысливают ее, ищут ответы на вопросы, при этом используют много дополнительной справочной, научной литературы.
Данная технология включает в себя сово­купность исследовательских, поисковых и проблемных методов, творческих по своей сути.

Методы критического мышления используют на занятиях и воспитатели в дошкольной гимназии (пятистишье, метод ассоциаций успешно используется уже в дошкольной гимназии, в школе Венндиаграммы, метод направленного чтения).
Если же говорить о навыках критического мышления, то можно выделить: умение самостоятельно анализировать учебную проблему, оценивать предлагаемые решения, соотносить свое решение с возможными вариантами других учеников, выбирать наиболее эффективные для данного типа задачи и т.д. И не все навыки возможно оценить с помощью отметки: например, способность ученика отказаться от своего мнения в пользу мнения другого ученика, умение корректно выражать свои суждения, умение работать в группе.


Компьютер активно входит в нашу жизнь. Из экзотического инструмента он постепенно превращается в столь же обычный атрибут нашей жизни, как телевизор или видеомагнитофон. В отличие от взрослых наши ученики учатся пользоваться компьютером с детства. Для них это вполне обычный инструмент для работы и развлечений.
Преподаватель ИВТ вместе с воспитателями проводят интегрированные занятия с использованием компьютеров (ознакомление с окружающим, обучение грамоте, математику).
В компьютерный класс на занятия по ознакомлению с окружающим приходят дети со 2-й младшей группы, интерактивная доска незаменимое наглядное средство познания окружающего.
Овладение новыми технологиями обучения требует формирование внутренней готовности учителя к серьезной работе по преобразованию самого себя. Огромную помощь в этой работе оказывает система повышения квалификации, на базе комплекса прошли курсы ИПК «Методика работы с интерактивной доской в учебно-воспитательном процессе».
У нас на первом плане прежде всего содержательные моменты, настрой на инновационную работу всего педагогического, родительского и ученического коллективов.
Заключение. Мы считаем так: чем больше педагогов и образовательных учреждений самых разных и по уровню работы, и по профилю, и по составу педагогических коллективов, и по опыту деятельности будут принимать участие в общей работе, тем точнее и реальнее будет в конце концов модель Детского сада Будущего и Школы Будущего, а в целом — модель системы образования, которую мы будем выстраивать для будущего.

В рамках деятельности инновационного учреждения мы реализуем три концептуальных принципа развития образования.

«Принцип партнерства» - это совместная деятельность образовательных учреждений различного типа: детский сад — школа

«Принцип целостности» — действие в рамках единой стратегии деятельности УВК в развитии способностей детей на различных возрастных этапах.

«Принцип саморазвития» - базовая площадка ИПК, единая система взаимодействия различных ОУ методические объединения- кафедры
УВК успешно работает как инновационное учебное заведение -дошкольная гимназия- начальная школа.
Совершенствует собственное профессиональное мастерство и делится своими педагогическими находками с коллегами , работая в режиме школы- лаборатории.
Ведет работу по накоплению и распространению опыта в городе и области, являясь базовой площадкой ИПК.
Анализ перечисленных параметров позволяет спланировать работу с педагогическим персоналом на перспективу.
Категория: Опыт | Добавил: Методист (2011-06-07) | Автор: Галина Котелкина E W
Просмотров: 2943 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 10:46 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru