Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
Аналитико-синтетическая обработка документов 1. Охарактеризуйте, какими методами достигается однозначность языка предметных рубрик (примеры) . Однозначность, то есть точную и недвусмысленную семантику лексических единиц, достигают с помощью выявления и устранения синонимии, омонимии и полисемии. При создании словаря предметных рубрик в него вводятся все синонимы и эквивалентные по смыслу выражения, возможные в естественном языке. Но для предметизации используется лишь один из смысловых вариантов — остальные исключаются с помощью отсылок, обозначаемых пометкой “СМ. ЗАПИСЬ” . Например, “АЭРОПЛАНЫ СМ. САМОЛЁТЫ” — эта запись означает, что из двух возможных слов для предметизации разрешается использовать только термин “самолёты” . При разыскании синонимов могут помочь словари синонимов, толковые словари, терминологические и энциклопедические словари. Помимо лексических синонимов и эквивалентных по смыслу выражений можно отметить ещё несколько видов синонимии, которую необходимо учитывать в языке предметных рубрик: a. Сокращённая и полная форма термина, выраженного словосочетанием. Например, “ПЛАСТМАССЫ” и “ПЛАСТМАТИЧЕСКИЕ МАССЫ” . В большинстве случаев используется полная форма термина. b. Инверсированная и прямая форма лексической единицы. Например, “ПОРШНЕВЫЕ НАСОСЫ” и “НАСОСЫ ПОРШНЕВЫЕ” . c. Возможные варианты написания имён и фамилий. Например: “ГАШЕК Я. и ХАШЕК Я.” d. Наличие псевдонима. Например: “ГОРЬКИЙ М. — ПЕШКОВ А. М.” . Во всех перечисленных случаях необходимо сделать отсылку от отвергнутой формулировки к термину, используемому для предметизации литературы. Омонимичные слова разделяются в своих значениях и вводятся в язык предметны рубрик столько раз, сколько значений имеет омонимичное слово. Явления омонимии и полисемии слов (неоднозначность выражений) в языке предметных рубрик устраняются различными средствами: a. терминологическом совпадении наименований объектов содержание собираемою в рубрике материалов уточняется путём пометок в скобках: “Колумбия (округ) ” и “Колумбия (республика) ” . В тех случаях, когда это возможно, омонимия устраняется с помощью указания отрасли: “Миксеры (радиотехника) ” , “Миксеры (бытовая) ” , “Миксеры (металлургические) ” . Точно также с помощью пометок разделяются значения многозначных слов “Информация (процесс) ” , “Информация (сведения) ” , “Информация (философия) ” . b. К одному из значений многозначного слова подбирается термин-синоним, который с помощью отсылки вводится в качестве индексационного термина взамен отвергнутого. Например, “Библиография (наука) см. Библиографоведение” . При использовании отсылки каждое из значений термина может иногда не уточняться пометками. Например, “КАТАЛОГ СМ. 1. БИБЛИОТЕЧНЫЙ КАТАЛОГ; 2. ПРОМЫШЛЕННЫЕ КАТАЛОГИ” Отсылки могут быть сделаны и при помощи развёрнутой справки. Например, в списке предметных рубрик ИНИОН — “Здесь собирается литература об... Литература о.... см. В рубрике” c. Даётся краткое определение понятия, выраженного заголовком предметной рубрики: “БЕРЁЗКА, ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ АНСАМБЛЬ” , “ДЖАВА, КУРОРТ” . d. Для развёрнутой формулировки лексической единицы используется словосочетания. Например, “МЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРОБКИ” , “ПЛАСТИЧЕСКАЯ МАССА ТЕРМОПЛАСТИЧНЫЕ КАК ФОТОГРАФИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ” . e. К заголовку рубрики присоединяются подрубрики, которые уточняют контекст термина. Например, термин “КЛЕТКА” требует уточнения, т.к. это может быть клетка для зверей, биологич. кл. и т.д. Присоединения подрубрик “ДЕЛЕНИЕ” или “ОДЕРЕВЕНЕНО” (“КЛ. - ОДЕРЕВЕНЕНИЯ” ) делает термин заголовка однозначным. Если многозначное слово находится в подрубрике, то контекст всей рубрики определяет, какое оно имеет значение. Например, “ТРУБОЛИНЕЙНОЕ ПРОИЗВОДСТВО-ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ СПОСОБ- ПРИМЕНЕНИЕ МИКСЕРОВ” . В данном случае слово “МИКСЕР” не требует уточняющей пометки (металлург.) 1. Какие признаки документа отражаются в предметных рубриках с помощью заголовка и подзаголовка? Назовите и охарактеризуйте виды подзаголовков. Привести примеры сложных предметных рубрик с использованием различных подзаголовков (и указать какие) . Можно воспользоваться списками предметных рубрик или предметным каталогом. Лексическая единица — смысловое единство (простое и сложное понятия) , выраженное одним словом или сочетанием слов, ни одно из которых не может быть отброшено без изменения смысла этого единства. Множество лексических единиц, включённое в словарь, называется словарным фондом или лексикой ИПЯ. В языке предметных рубрик лексические единицы называются заголовками. Следовательно, лексика языка предметных рубрик делится на две части: а) предметные заголовки (заголовки предметных рубрик) ; б) подзаголовки (подрубрики) . Предметный заголовок (или заголовок предметной рубрики) включает наименование основного предмета. Им может быть конкретное или абстрактное понятие, как единичное, так и общее. Конкретное понятие отражает предмет. Например, “Солнце” , “РГБ” или классификацию предметов. Например, “Каталоги” , “Библиотеки” . Абстрактное понятие отображает не данный предмет как таковой, а свойства предметов и отношение между предметами. Например, “Вязкость (нефти) ” , “Склеивание (бумаги) ” . Подзаголовки отражают тот или иной аспект рассмотрения предмета, выраженного заголовком предметной рубрики. Лексику подзаголовков можно подразделить на следующие виды: 1. Тематические подзаголовки (общие, типовые, специфические) ; 2. Подзаголовки среды (географической и социальной) ; 3. Хронологические подзаголовки; 4. Формальные подзаголовки. Тематические подзаголовки отражают части, детали, процессы, свойства, идеологическую характеристику, оценку и др. стороны, аспекты рассмотрения предмета, выраженного заголовком предметной рубрики. Например, “Ядерные реакции — Изотопный эффект” . В лексике тематических подзаголовков различают общие подзаголовки, соответствующие понятиям с широким объёмом и использующиеся в терминологии всех областей знаний. Например, “Происхождение” , “Методика” . Типовые подзаголовки представляют собой термины, использующиеся в нескольких областях знаний для характеристики однородных групп предметов, выраженных заголовком рубрики. Например, для многих видов материала (древесины, пластмассы и т.д.) будут типовыми следующие подзаголовки: “Вентиляция” , “Оборудование” , “Анализ” . Специфические подзаголовки служат для выделения аспектов, характерных только для определённого класса предметов. Например, “Гашение (извести) ” , “Пошив (одежды) ” . Подзаголовки среды (географической и социальной) применяются для дополнительной характеристики предмета в территориальном и географическом аспекте, а также в аспекте социальной среды, влияющей на его развитие. Например, “Музыка — Средняя Азия — История” . Географические подзаголовки отражают географическое положение объекта. Например, “Музеи — Англия” . К подзаголовкам социальной среды можно отнести такие термины, как физические и биологические системы и др. Хронологические подзаголовки характеризуют время существования предмета или явления (“Городские восстания — Россия, 17 — 19 вв” , “Лермонтов Михаил Юрьевич, 1814 — 1841 — Лирика” ) или указывается на какой-то исторический период, рамками которого ограничено рассмотрение предмета или события (Франция –Живопись, 17- 19 вв.) Формальные подзаголовки характеризуют не предмет, рассматриваемый в документе, а сам документ со стороны его читательского назначения, формы изложения материала, типа и вида издания. Например, “Альбом” , “Словарь” , “Справочник” , “Энциклопедия” , “Таблицы” . Лексика заголовков в сложной предметной рубрике может использоваться в качестве подзаголовков. Например, в рубрике “Корневая система — Дыхание” термин “корневая система” является заголовком. “Берёза — корневая система” , “Растение — питание — роль корневой системы” . Этот термин используется в качестве тематической подрубрики. 1. Составить библиографическое описание и аннотацию трёх документов технической тематики: книга о материалах или сырье; книга о технологических процессах; книга о технологическом оборудовании. Запредметизировать их. Придать предметной рубрике стандартный вид. 2. Дайте определение понятия “библиографическое описание” и обоснуйте его роль в создании библиотечных каталогов. Перечислите виды библиографических описаний и приведите примеры каждого из них. Библиографическое описание — совокупность библиографических сведений о документе, его составной части или группе документов, приведённых по определённым правилам и необходимых и достаточных для общей характеристики и идентификации документа. Библиографическое описание служит основой для составления каталогов, библиографических описаний, а так же применяется для отражения произведений печати везде, где в этом встречается необходимость. От правильного составления библиографического описания зависит полнота раскрытия содержания БФ, правильность организации каталогов. Библиографическое описание может быть составлено на издание в целом (книгу, журнал) — монографическое, на часть издания или произведения (главу, статью из журнала) — аналитическое, а также на группу произведений печати — сводное. Монографическое — составляется на однотомное издание или отдельный том многотомного или сериального издания, состоящих из одной части. Аналитическое — состоит из 2-х частей: сведения в составной части книги или сериального издания и сведения об издании, в котором она опубликована. Сводное — составляют на совокупность томов многотомного или сериального издания. Состоит из 2-х частей. 3. Сравните понятия “библиографическое описание” и “библиографическая запись” , укажите их различия и назначения. Привести примеры на одной книге. Библиографическая запись состоит из нескольких элементов. В ней могут быть представлены полностью или по частям: библиографическое описание, аннотация, реферат, классификационный индекс, предметная рубрика. Библиографическое описание — это совокупность сведений о документе которые приведены по определенным правилам, для того чтобы идентифицировать его. 4. Дайте определение сводного описания, покажите его структурные отличия от монографического. Приведите пример сводного описания многотомного издания (со спецификацией в полной форме, со спецификацией в короткой форме, без спецификации) , а также пример описания закрытой и открытой формы. Сводное описание содержит совокупность сведений об издании в целом или о группе его томов. Оно может состоять из общей части и спецификации или только общей части. В общей части приводят сведения, общие для всех или большинства томов, а в спецификации — сведения частные, характеризующие отдельные тома. 5. Охарактеризуйте структуру авторского комплекса в алфавитном каталоге. Определите понятие “автор” в каталогизации. Приведите пример авторского комплекса индивидуального автора. Специфика построения АК позволяет собрать в одном месте все произведения определённого автора независимо от их содержания, а также от того, выступает ли данное лицо в качестве индивидуального (самостоятельного) автора или соавтора, редактора или переводчика, составителя или комментатора и т.п. таким образом, в каталоге создаются авторские комплексы. Информационная и поисковая функции АК заключаются в том, что он раскрывает фонд библиотеки по авторскому признаку и обеспечивает поиск читателю по фамилии автора, наименование коллектива или названия издания. АК не без основания называется авторским, т.к. никакой другой каталог не раскрывает в этом аспекте состав фонда с такой полнотой. Однако термин “авторский комплекс” понимается условно, т.к. в АК указываются не все авторы, работы которых предоставлены в фонде. При описании книг, написанных четырьмя и более авторами, добавочное описание делается лишь на фамилию первого. Не выявляются обычно все фамилии авторов статей, вкл. В сборники, труды, учёные записки. Теоретически возможно полное раскрытие авторского состава фонда библиотеки в АК, но практически это нереализуемо в карточном каталоге. Но только АК в состоянии раскрыт фонд по авторскому признаку. Под индивидуальным автором следует понимать лицо, написавшие книгу или составившее её из произведений других авторов. Вынесение фамилии автора в начало описания имеет важное принципиальное значение, т.к. позволяет объединить в одном месте АК, имеющиеся в данной библиотеке произведения определённого автора. Под коллективным автором понимается учреждение, общественная или иная организация, в том числе и временного характера (например, конференция, выставка) , рассматриваемые при описании в качестве автором материалов, опубликованных от их имени. Так же как при описании под индивидуальном автором, на первое место выносится автор в данном случае коллективный, то есть наименование учреждения (официальные и ведомственные организации) . Описание под коллективным автором позволяет сосредоточить в одном месте АК все издания одного учреждения или одной организации. При организации произведений одного автора, если у него наряду с отдельными работами имеются собрания сочинений, описания всех этих изданий предполагается располагать двумя группами. В первой группе отражаются собрания сочинений, которые внутри группы расставляются не в алфавите заглавий, а в логическом порядке убывающей полноты изданий: а) полное собрание сочинений; б) собрание сочинений; в) сочинения; г) избранные произведения; д) избранные сочинения. Ко второй группе относятся отдельные издания, независимо от того, включают ли они одно произведение или являются сборником (например, РАССКАЗЫ, ДНЕВНИКИ, ПИСЬМА) , а также описания отдельных частей или отрывков каких-либо произведений. В пределах второй группы описания располагаются в алфавите первых слов заглавий согласно общим правилам расстановки по заглавиям. 6. Дайте пример аналитического описания и приведите примеры (статья из газеты, статья из журнала, статья из сборника) . Аналитическое описание — составляется на составную часть издания. В аналитическом описании сначала приводят сведения о составной части, затем об издании, в котором она помещена. После сведений об издании приводят примечания, относящиеся и к составной части и к изданию в целом. Список использованной литературы: Гринина Р. Ф. — Предметный каталог как информационно-поисковая система. Гринина Р. Ф. — Теоретические основы предметизации и предметного каталога. Практическая работа в РНБ Предметный каталог. Предметная рубрика. 1. Найти литературу по теме: “Коптская литература” . Охарактеризовать путь поиска. 2. Охарактеризовать структуру и ССА рубрики: “Фильмы” . 3. Определить роль и место ссылочных и отсылочных карточек в ПК. 1. Сначала я стал искать напрямую предмет “Коптская литература” . Коптская литература См. также Коптский роман об Александре. А, найдя ссылочную карточку, уже по ссылке указанной на ней нашел искомый термин. 86- 4 9870 Коптский роман об Александре. Хосроев, А. Л. Роман об Александре на Ближнем Востоке (Коптская версия) : Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. (10,10,06) . — Л.: 1983. — 15 с. I. Александр Македонский, о нем. 2. Фильмы См. также Видовые фильмы Военно- исторические фильмы Детективные Документальные фильмы Железно- дорожный транспорт — фильмы Животноводческие фильмы 3. Отсылки создают классы условной эквивалентности в языке предметных рубрик. Ссылки используются в одном направлении — от общего к частному и свойством симметричности не обладают. | |
Просмотров: 968 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|