Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт

"Аналитико-синтетическая обработка документов."(Т. Цафт ООШ № 134 г. Караганды)
Аналитико-синтетическая обработка
документов

1. Охарактеризуйте, какими методами достигается
однозначность языка предметных рубрик (примеры) .
Однозначность, то есть точную и недвусмысленную
семантику лексических единиц, достигают с помощью
выявления и устранения синонимии, омонимии и
полисемии.
При создании словаря предметных рубрик в него
вводятся все синонимы и эквивалентные по смыслу
выражения, возможные в естественном языке. Но для
предметизации используется лишь один из смысловых
вариантов — остальные исключаются с помощью отсылок,
обозначаемых пометкой “СМ. ЗАПИСЬ” . Например,
“АЭРОПЛАНЫ СМ. САМОЛЁТЫ” — эта запись означает,
что из двух возможных слов для предметизации
разрешается использовать только термин “самолёты” .
При разыскании синонимов могут помочь словари
синонимов, толковые словари, терминологические и
энциклопедические словари. Помимо лексических
синонимов и эквивалентных по смыслу выражений можно
отметить ещё несколько видов синонимии, которую
необходимо учитывать в языке предметных рубрик: a.
Сокращённая и полная форма термина, выраженного
словосочетанием. Например, “ПЛАСТМАССЫ” и
“ПЛАСТМАТИЧЕСКИЕ МАССЫ” . В большинстве случаев
используется полная форма термина.
b. Инверсированная и прямая форма лексической
единицы. Например, “ПОРШНЕВЫЕ НАСОСЫ” и
“НАСОСЫ ПОРШНЕВЫЕ” .
c. Возможные варианты написания имён и фамилий.
Например: “ГАШЕК Я. и ХАШЕК Я.” d. Наличие
псевдонима. Например: “ГОРЬКИЙ М. — ПЕШКОВ А. М.”
.
Во всех перечисленных случаях необходимо сделать
отсылку от отвергнутой формулировки к термину,
используемому для предметизации литературы.
Омонимичные слова разделяются в своих значениях
и вводятся в язык предметны рубрик столько раз, сколько
значений имеет омонимичное слово. Явления омонимии и
полисемии слов (неоднозначность выражений) в языке
предметных рубрик устраняются различными средствами: a.
терминологическом совпадении наименований объектов
содержание собираемою в рубрике материалов уточняется
путём пометок в скобках: “Колумбия (округ) ” и “Колумбия
(республика) ” . В тех случаях, когда это возможно,
омонимия устраняется с помощью указания отрасли:
“Миксеры (радиотехника) ” , “Миксеры (бытовая) ” ,
“Миксеры (металлургические) ” . Точно также с помощью
пометок разделяются значения многозначных слов
“Информация (процесс) ” , “Информация (сведения) ” ,
“Информация (философия) ” .
b. К одному из значений многозначного слова
подбирается термин-синоним, который с помощью
отсылки вводится в качестве индексационного термина
взамен отвергнутого. Например, “Библиография (наука) см.
Библиографоведение” . При использовании отсылки каждое
из значений термина может иногда не уточняться
пометками. Например, “КАТАЛОГ СМ. 1.
БИБЛИОТЕЧНЫЙ КАТАЛОГ; 2. ПРОМЫШЛЕННЫЕ
КАТАЛОГИ” Отсылки могут быть сделаны и при помощи
развёрнутой справки. Например, в списке предметных
рубрик ИНИОН — “Здесь собирается литература об...
Литература о.... см. В рубрике” c. Даётся краткое
определение понятия, выраженного заголовком
предметной рубрики: “БЕРЁЗКА, ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ
АНСАМБЛЬ” , “ДЖАВА, КУРОРТ” .
d. Для развёрнутой формулировки лексической
единицы используется словосочетания. Например,
“МЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРОБКИ” , “ПЛАСТИЧЕСКАЯ МАССА
ТЕРМОПЛАСТИЧНЫЕ КАК ФОТОГРАФИЧЕСКИЙ
МАТЕРИАЛ” .
e. К заголовку рубрики присоединяются подрубрики,
которые уточняют контекст термина. Например, термин
“КЛЕТКА” требует уточнения, т.к. это может быть клетка
для зверей, биологич. кл. и т.д. Присоединения подрубрик
“ДЕЛЕНИЕ” или “ОДЕРЕВЕНЕНО” (“КЛ. -
ОДЕРЕВЕНЕНИЯ” ) делает термин заголовка однозначным.
Если многозначное слово находится в подрубрике, то
контекст всей рубрики определяет, какое оно имеет
значение. Например, “ТРУБОЛИНЕЙНОЕ
ПРОИЗВОДСТВО-ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ СПОСОБ-
ПРИМЕНЕНИЕ МИКСЕРОВ” . В данном случае слово
“МИКСЕР” не требует уточняющей пометки (металлург.) 1.
Какие признаки документа отражаются в предметных
рубриках с помощью заголовка и подзаголовка? Назовите и
охарактеризуйте виды подзаголовков. Привести примеры
сложных предметных рубрик с использованием различных
подзаголовков (и указать какие) . Можно воспользоваться
списками предметных рубрик или предметным каталогом.
Лексическая единица — смысловое единство
(простое и сложное понятия) , выраженное одним словом
или сочетанием слов, ни одно из которых не может быть
отброшено без изменения смысла этого единства.
Множество лексических единиц, включённое в словарь,
называется словарным фондом или лексикой ИПЯ. В языке
предметных рубрик лексические единицы называются
заголовками. Следовательно, лексика языка предметных
рубрик делится на две части: а) предметные заголовки
(заголовки предметных рубрик) ; б) подзаголовки
(подрубрики) .
Предметный заголовок (или заголовок предметной
рубрики) включает наименование основного предмета. Им
может быть конкретное или абстрактное понятие, как
единичное, так и общее.
Конкретное понятие отражает предмет. Например,
“Солнце” , “РГБ” или классификацию предметов.
Например, “Каталоги” , “Библиотеки” .
Абстрактное понятие отображает не данный
предмет как таковой, а свойства предметов и отношение
между предметами. Например, “Вязкость (нефти) ” ,
“Склеивание (бумаги) ” .
Подзаголовки отражают тот или иной аспект
рассмотрения предмета, выраженного заголовком
предметной рубрики. Лексику подзаголовков можно
подразделить на следующие виды: 1. Тематические
подзаголовки (общие, типовые, специфические) ; 2.
Подзаголовки среды (географической и социальной) ; 3.
Хронологические подзаголовки; 4. Формальные
подзаголовки.
Тематические подзаголовки отражают части, детали,
процессы, свойства, идеологическую характеристику,
оценку и др. стороны, аспекты рассмотрения предмета,
выраженного заголовком предметной рубрики. Например,
“Ядерные реакции — Изотопный эффект” .
В лексике тематических подзаголовков различают
общие подзаголовки, соответствующие понятиям с
широким объёмом и использующиеся в терминологии всех
областей знаний. Например, “Происхождение” , “Методика”
.
Типовые подзаголовки представляют собой
термины, использующиеся в нескольких областях знаний
для характеристики однородных групп предметов,
выраженных заголовком рубрики. Например, для многих
видов материала (древесины, пластмассы и т.д.) будут
типовыми следующие подзаголовки: “Вентиляция” ,
“Оборудование” , “Анализ” .
Специфические подзаголовки служат для выделения
аспектов, характерных только для определённого класса
предметов. Например, “Гашение (извести) ” , “Пошив
(одежды) ” .
Подзаголовки среды (географической и социальной)
применяются для дополнительной характеристики
предмета в территориальном и географическом аспекте, а
также в аспекте социальной среды, влияющей на его
развитие. Например, “Музыка — Средняя Азия — История”
.
Географические подзаголовки отражают
географическое положение объекта. Например, “Музеи —
Англия” .
К подзаголовкам социальной среды можно отнести
такие термины, как физические и биологические системы и
др.
Хронологические подзаголовки характеризуют время
существования предмета или явления (“Городские
восстания — Россия, 17 — 19 вв” , “Лермонтов Михаил
Юрьевич, 1814 — 1841 — Лирика” ) или указывается на
какой-то исторический период, рамками которого
ограничено рассмотрение предмета или события (Франция
–Живопись, 17- 19 вв.) Формальные подзаголовки
характеризуют не предмет, рассматриваемый в документе, а
сам документ со стороны его читательского назначения,
формы изложения материала, типа и вида издания.
Например, “Альбом” , “Словарь” , “Справочник” ,
“Энциклопедия” , “Таблицы” .
Лексика заголовков в сложной предметной рубрике
может использоваться в качестве подзаголовков. Например,
в рубрике “Корневая система — Дыхание” термин
“корневая система” является заголовком. “Берёза —
корневая система” , “Растение — питание — роль корневой
системы” . Этот термин используется в качестве
тематической подрубрики.
1. Составить библиографическое описание и
аннотацию трёх документов технической тематики: книга о
материалах или сырье; книга о технологических процессах;
книга о технологическом оборудовании.
Запредметизировать их. Придать предметной рубрике
стандартный вид.
2. Дайте определение понятия “библиографическое
описание” и обоснуйте его роль в создании библиотечных
каталогов. Перечислите виды библиографических описаний
и приведите примеры каждого из них.
Библиографическое описание — совокупность
библиографических сведений о документе, его составной
части или группе документов, приведённых по
определённым правилам и необходимых и достаточных для
общей характеристики и идентификации документа.
Библиографическое описание служит основой для
составления каталогов, библиографических описаний, а так
же применяется для отражения произведений печати везде,
где в этом встречается необходимость. От правильного
составления библиографического описания зависит
полнота раскрытия содержания БФ, правильность
организации каталогов.
Библиографическое описание может быть
составлено на издание в целом (книгу, журнал) —
монографическое, на часть издания или произведения
(главу, статью из журнала) — аналитическое, а также на
группу произведений печати — сводное.
Монографическое — составляется на однотомное
издание или отдельный том многотомного или сериального
издания, состоящих из одной части.
Аналитическое — состоит из 2-х частей: сведения в
составной части книги или сериального издания и сведения
об издании, в котором она опубликована.
Сводное — составляют на совокупность томов
многотомного или сериального издания. Состоит из 2-х
частей.
3. Сравните понятия “библиографическое описание”
и “библиографическая запись” , укажите их различия и
назначения. Привести примеры на одной книге.
Библиографическая запись состоит из нескольких
элементов. В ней могут быть представлены полностью или
по частям: библиографическое описание, аннотация,
реферат, классификационный индекс, предметная рубрика.
Библиографическое описание — это совокупность
сведений о документе которые приведены по
определенным правилам, для того чтобы
идентифицировать его.
4. Дайте определение сводного описания, покажите
его структурные отличия от монографического. Приведите
пример сводного описания многотомного издания (со
спецификацией в полной форме, со спецификацией в
короткой форме, без спецификации) , а также пример
описания закрытой и открытой формы.
Сводное описание содержит совокупность сведений
об издании в целом или о группе его томов. Оно может
состоять из общей части и спецификации или только общей
части. В общей части приводят сведения, общие для всех
или большинства томов, а в спецификации — сведения
частные, характеризующие отдельные тома.
5. Охарактеризуйте структуру авторского комплекса в
алфавитном каталоге. Определите понятие “автор” в
каталогизации. Приведите пример авторского комплекса
индивидуального автора.
Специфика построения АК позволяет собрать в
одном месте все произведения определённого автора
независимо от их содержания, а также от того, выступает
ли данное лицо в качестве индивидуального
(самостоятельного) автора или соавтора, редактора или
переводчика, составителя или комментатора и т.п. таким
образом, в каталоге создаются авторские комплексы.
Информационная и поисковая функции АК
заключаются в том, что он раскрывает фонд библиотеки по
авторскому признаку и обеспечивает поиск читателю по
фамилии автора, наименование коллектива или названия
издания.
АК не без основания называется авторским, т.к.
никакой другой каталог не раскрывает в этом аспекте состав
фонда с такой полнотой. Однако термин “авторский
комплекс” понимается условно, т.к. в АК указываются не
все авторы, работы которых предоставлены в фонде. При
описании книг, написанных четырьмя и более авторами,
добавочное описание делается лишь на фамилию первого.
Не выявляются обычно все фамилии авторов статей, вкл. В
сборники, труды, учёные записки. Теоретически возможно
полное раскрытие авторского состава фонда библиотеки в
АК, но практически это нереализуемо в карточном каталоге.
Но только АК в состоянии раскрыт фонд по авторскому
признаку.
Под индивидуальным автором следует понимать
лицо, написавшие книгу или составившее её из
произведений других авторов. Вынесение фамилии автора
в начало описания имеет важное принципиальное
значение, т.к. позволяет объединить в одном месте АК,
имеющиеся в данной библиотеке произведения
определённого автора.
Под коллективным автором понимается учреждение,
общественная или иная организация, в том числе и
временного характера (например, конференция, выставка) ,
рассматриваемые при описании в качестве автором
материалов, опубликованных от их имени. Так же как при
описании под индивидуальном автором, на первое место
выносится автор в данном случае коллективный, то есть
наименование учреждения (официальные и ведомственные
организации) . Описание под коллективным автором
позволяет сосредоточить в одном месте АК все издания
одного учреждения или одной организации.
При организации произведений одного автора, если
у него наряду с отдельными работами имеются собрания
сочинений, описания всех этих изданий предполагается
располагать двумя группами. В первой группе отражаются
собрания сочинений, которые внутри группы
расставляются не в алфавите заглавий, а в логическом
порядке убывающей полноты изданий: а) полное собрание
сочинений; б) собрание сочинений; в) сочинения; г)
избранные произведения; д) избранные сочинения. Ко
второй группе относятся отдельные издания, независимо от
того, включают ли они одно произведение или являются
сборником (например, РАССКАЗЫ, ДНЕВНИКИ,
ПИСЬМА) , а также описания отдельных частей или
отрывков каких-либо произведений. В пределах второй
группы описания располагаются в алфавите первых слов
заглавий согласно общим правилам расстановки по
заглавиям.
6. Дайте пример аналитического описания и
приведите примеры (статья из газеты, статья из журнала,
статья из сборника) .
Аналитическое описание — составляется на
составную часть издания. В аналитическом описании
сначала приводят сведения о составной части, затем об
издании, в котором она помещена. После сведений об
издании приводят примечания, относящиеся и к составной
части и к изданию в целом.

Список использованной литературы:
Гринина Р. Ф. — Предметный каталог как
информационно-поисковая система.
Гринина Р. Ф. — Теоретические основы
предметизации и предметного каталога.
Практическая работа в РНБ Предметный каталог.
Предметная рубрика.
1. Найти литературу по теме: “Коптская литература” .
Охарактеризовать путь поиска.
2. Охарактеризовать структуру и ССА рубрики:
“Фильмы” .
3. Определить роль и место ссылочных и
отсылочных карточек в ПК.
1. Сначала я стал искать напрямую предмет
“Коптская литература” .


Коптская литература


См. также Коптский роман об
Александре.
А, найдя ссылочную карточку, уже по ссылке
указанной на ней нашел искомый термин.
86-
4 9870

Коптский роман об Александре.
Хосроев, А. Л.

Роман об Александре на Ближнем
Востоке (Коптская версия) : Автореф. дис.
на соиск. учен.
степ. канд. филол. наук. (10,10,06) .
— Л.: 1983. — 15 с.
I. Александр Македонский, о нем.
2.


Фильмы

См. также Видовые фильмы Военно-
исторические фильмы Детективные
Документальные фильмы Железно-
дорожный транспорт — фильмы
Животноводческие фильмы
3. Отсылки создают классы условной
эквивалентности в языке предметных рубрик.
Ссылки используются в одном направлении — от
общего к частному и свойством симметричности не
обладают.
Категория: Опыт | Добавил: tatyana_tsaft (2011-07-07)
Просмотров: 968 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 10:55 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru