Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
Развитие компетенций учащихся в сфере познавательной деятельности. Дятчина Л.Н. : завуч по методической работе ГУ «Средняя школа №5» г. Петропавловска , СКО На современном этапе развития образования компетентностный подход стал ответом на появившееся противоречие между необходимостью обеспечения современного качества образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путём из-за увеличения объёма информации, подлежащей усвоению. Компетентностный подход акцентирует внимание на результате образования, причём в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Применительно к компетентностному подходу: смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся; содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем; организация образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования; образовательный результат основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения. Под компетенцией С.Е.Шишов и И.Г.Агапов понимают общую способность и готовность личности к деятельности. Основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированные на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе, а также направленные на её успешное включение в трудовую деятельность. Б.Д.Эльконин определяет компетентность как квалификационную характеристику индивида, взятую в момент его включения в деятельность. Б.И.Хасан отмечает, что компетенции – это цели (поставленные перед человеком), а компетентности – это результаты. А.В.Хуторской считает, что под компетенцией необходимо иметь в виду некоторое отчуждённое наперёд заданное требование к обязательной подготовке ученика, а под компетентностью – уже состоявшееся личностное качество (характеристику). И.Д.Фрумин выделяет, что “понятие компетентности связано с выполнением сложных практических задач”. Компетенция применяется для обозначения образовательного результата, выражающегося в освоении учащимися знаний определённой предметной области, в умениях мыслить её категориями, решать предметно-ориентированные задачи. Компетентность определяется как владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности; как качество личности, проявляющееся в способности и готовности её к деятельности, основанной на знаниях и опыте. В соответствии с направлениями реализации компетентностного подхода в образовании (ключевые компетенции, обобщённые предметные умения, прикладные предметные умения, жизненные навыки) компетенции разделяют на: ключевые компетенции – это общие компетенции человека, которые необходимы для социально-продуктивной деятельности, базовые – компетенции в определённой области и специальные – компетенции для выполнения конкретного действия, решения конкретной проблемы или задачи. А.В.Хуторской определяет: ключевые компетенции – наиболее общие (универсальные) культурно выработанные способы действия (способности и умения), позволяющие человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества; это способности человека реализовывать на практике свою компетентность. Они приобретаются в результате опыта успешного применения полученных в образовательном процессе умений (путём опыта их успешной реализации). Ядром компетентности являются деятельностные способности -совокупность способов действий. Важный компонент – опыт - интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач. Практика показывает, что ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, и поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом,чтобы ребенок оказывался в ситуациях, способствующих их становлению. Речь идет как о содержании учебных курсов,так и о формах организации образовательного процесса. Развитие компетентности - процесс, который не заканчивается однажды по причине ее окончательной сформированности, он не прерывается в течение всей жизни человека, так как в сферу его деятельности попадают новые, более сложные проблемы, требующие новых подходов к решению. Важность компетентности в сфере познавательной деятельности обусловлена тем, что познавательная деятельность: • вооружает знаниями, умениями, навыками; • содействует воспитанию мировоззрения, нравственных качеств учащихся; • развивает их познавательные силы, личностные образования, активность, самостоятельность; • выявляет и реализует потенциальные возможности учащихся; • приобщает к поисковой и творческой деятельности. Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности учащегося, которая стимулирует учебную деятельность на основе познавательного интереса. Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития учащегося и формирования его личности. Методический день как средство управления качеством образования. В процессе организации деятельности, контроля над качеством образовательного процесса в школе, администрация должна распознать и удержать хорошего учителя, создать условия для его компетентности и профессионального роста. В школе №-5 мы проводим методический день, что является средством стимулирования педагогического коллектива к повышению профессионального мастерства. Задачи методического дня: • выработка единой педагогической позиции; • создание условий для зарождения, оценки педагогического опыта; • поддержка педагогов, создающих и стремящихся к реализации авторских разработок; • использование разнообразных способов и организационных решений, форм для раскрытия творческого потенциала каждого члена коллектива. Методический день включает в себя различные формы методической работы, в том числе:* « круглый стол»; * семинар-практикум; * открытые уроки; * творческий отчёт; * теоретический семинар; * конкурс на лучшую разработку урока. Структура зависит от: 1. традиций школы; 2. содержания проблемы или вопроса; 3. уровня компетенции администрации; 4. уровня компетентности коллектива. Содержание этапов методического дня: Подготовительный этап- * Решение о проведении методического дня принимается на августовском педсовете. * Заместитель директора по учебно-методической работе организует деятельность по реализации задач дня. * Директор школы издаёт приказ « О проведении методического дня» и утверждении плана. Основной этап- * в рамках недели могут использоваться любые формы работы, обеспечивающие наиболее эффективную реализацию целей и задач методического дня. Заключительный этап-* рефлексия может проходить в виде конференции, семинара, «круглого стола», панорамы достижений и т.п. * разработка рекомендаций по обобщению и использованию методического дня. Тема методического дня называлась так: «Развитие компетенций учащихся на основе использования активных форм обучения». Всего было проведено 8 интегрированных уроков: химия и биология, ИЗО и музыка, музыка и ПУВВ, история и технология, казахская и русская литература, физика и математика, математика и казахский язык; 7 нестандартных уроков; 2 открытых заседания и психологический тренинг. Учителя 8 методических объединений приняли активное участие. Выводы: 1. В ходе методического дня выявлена тесная взаимосвязь активных методов с содержанием, формами и средствами обучения в соответствии с личностно-ориентированным подходом. 2. В ходе учебной деятельности учителями осуществлялось формирование компетенций учащихся через постановку целей и использование различных методов мотивации. 3. Поставленные задачи в ходе методического дня реализованы полностью. Рекомендации: * Руководителям МО включить в план работы вопрос по коррекции деятельности учащихся; * Осуществлять развитие познавательной активности учащихся путем использования различных форм дифференцированного обучения. Используемая литература Хуторской А.В. Статья «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования». Народное образование. – 2003-№2-с.58-64 Хасан Б.И. Статья «Развитие субъектов образовательной деятельности посредством формирования ключевых компетенций». Педагогика образования – 2004-№4-с.31-33 Эльконин Б.Д. Статья «Развитие образовательных компетенций на основе использования социального опыта». Научно-практический журнал «Завуч» - 2002 - №5-с.28-30 | |
Просмотров: 6402 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|