Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт

Как активизировать внимание учащихся к нравственным проблемам изучаемых произведений.
Гарбузова З.В., учитель
русского языка и литерату-ры ГУ «Средняя общеобра-зовательная школа №23» г.Семей, 071401, ВКО, г.Семей, ул.Люксембург,66
тел.505124, 83332413083

Как активизировать внимание учащихся к нравственным проблемам изучаемых произведений
В программу V – XI классов включены ценнейшие в идейно-художественном отношении произведения отечественной и зарубежной литературы. К окончанию XI класса они изучены, школьники получили определенный круг знаний. Но значит ли это, что нравственные устои выпускников стали достаточно прочными? Конечно, это не всегда так! Поэтому очень важно, чтобы учащиеся при изучении литературы прониклись теми высокими идеалами, которым следует писатель и его положительный герой, чтобы эти идеалы были ими прочувствованы, пережиты, стали их личными убеждениями.
В связи с этим встает вопрос о проблемном подходе к изучению литературы в школе, так как в VI, VIII-XI классах по программе на изучение литературы отводится всего на два часа в неделю. Как же сделать так, чтобы современный школьник, увлеченный компьютером, был заинтересован классической литературой, урок прошел интересно, познавательно, оставил след в памяти?
Естественно, начинать работу по формированию самостоятельных суждений учащихся и их личного отношения к прочитанному нужно с младших классов. Интерес к произведению будет у школьника возрастать тогда, когда классные занятия по изучению произведения будут связаны по тематике с внеклассными. Например: в V классе мы изучаем басни И.А.Крылова. Ребятам можно предложить инсценировку басни с подбором костюмов, или предложить написать небольшой рассказ на заданную тему: «Когда в товарищах согласья нет…», «Невежи и невежды в моем понимании», Не все ребята будут стремиться выполнить задание хорошо, но основная задача – активизация внимания к нравственным проблемам – на первом этапе будет выполнена.
На внеклассном мероприятии можно предложить ребятам небольшую разминку. «Кто он?». Учитель называет литературного героя, а учащиеся быстро его характеризуют. Можно брать за основу начальные буквы имени героя или его прозвища, а можно использовать ассоциации. Например: Змей Горыныч (злой, приносит горе); царевна – лягушка (живущая на болоте, найденная Иваном); Кощей Бессмертный (коварный, бессердечный; его смерть на конце иглы) и другое.
Определенная работа по активизации внимания учащихся к нравственным проблемам изучаемых произведений проводилась и при сопостовлении в V классе рассказов Н.Н. Веревочкина «Лешка» и И.С. Тургенева «Муму». Когда ребята составляли диаграмму Вена, они подчеркивали не только характерные черты собак (их окрас, породу), но и отношение к ним близких и чужих людей (врагов). Чужие люди причиняют животным боль, другие – любят своих питомцев, оберегают от зла человеческого. Обязательно нужно, чтобы дети делали выводы после каждой выполненной ими работы. Учащиеся под руководством учителя не только уяснят идейную направленность произведения, но и разберутся в его нравственных аспектах.
В VI классе мы изучаем мифологию разных народов. Можно предложить учащимся выполнить сюжетные рисунки, а на уроке предоставлять возможность слабым учащимся делать по ним пересказ. У ребят всегда по прочтению произведения остается в памяти некая сюжетная картика, а если есть еще и наглядность, то ученик уже более уверенно будет стремиться к ответу на уроке. Вы скажете, что это тяжело и будет затрачено много времени. Но ведь наша задача – активизация внимания учащихся, которая будет развивать у детей желание знать, стремление уметь, а главное - укрепит уверенность в себе.
Можно давать детям вопросы нравственного характера, которые способствуют формированию умений в работе с текстом художественного произведения. Изучаем рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека». Произвеление сложное, требует понимания психологического состояния и героя, и отношения автора-рассказчика к изображаемому. Под руководством учителя можно найти ответы на вопросы:
1. Может ли человек жить в одиночестве?
2. Почему А. Соколова, находящегося в плену, фашисты не расстреляли?
3. Какие эпизоды рассказа говорят о чуткости военнопленных, их готовности помочь друг другу?
4. Что значит «русский солдат»?
Важно, чтобы учащиеся научились осмысливать и систематизировать материал. Анализируя произведение, необходимо остановиться на таких проблемах, как формирование характера настоящего человека, на вопросах любви, долга, ответственности перед Родиной.
В качестве домашнего задания можно предложить ребятам придумать продолжение рассказа о дальнейшей судьбе Андрея Соколова и Ванюшки.
В VIІІ классе мы изучаем все литературные методы (направления). Можно использовать форму групповых заданий. Каждой группе учащихся можно дать поработать с текстом, выявить его основные черты, определяющие его принадлежность к тому или иному литературному направлению. Работа над текстом усиливает интерес учащихся к изучаемому произведению и значительно повышает их активность на уроке. Каждый ученик может рассказать о своих наблюдениях, дополнить или уточнить суждения своих товарищей. Задача учителя - следить за работой в группах, видеть и отбирать наиболее существенное в ответах школьников, словесно поощрять их вклад в работу всей группы.
В IX классе при работе с большим эпическим произведением можно использовать также групповую форму работы. Например, изучая поэму Н.В.Гоголя «Мёртвые души» , можно дать задание каждой группе поработать над образами помещиков. Ребята с удовольствием будут работать с текстом. Задача учителя – составить карту – маршрут, по которой группы будут работать. Учащиеся должны хорошо уметь ориентироваться в тексте, уметь цитировать, делать выводы. Работа большая, но нужно её сделать интересной в объеме одного часа. А вот работе над образом Чичикова будут отведен тоже один час. И в этом плане можно опять провести групповую форму работы, но уже более детально раскрыть данный образ.
В ходе урока школьники поймут нравственную позицию каждого персонажа, осознают его отношение к жизни.
В ходе урока школьники ответят на вопросы: в чем заключается жизненная позиция каждого человека, каковы его нравственные устои?
К сожалению, в школьной практике встречаются случаи, когда учащиеся пишут «правильные слова», высказывают интересные мысли, а в жизни поступают по-другому.
Значит, важно не только научить школьников давать самостоятельную оценку герою, событию, произведению, но и добиваться от них искренности, ибо в противном случае знания не станут убеждениями и, следовательно, нормой поведения. Искренность возможна лишь при условии тактичного, бережного, терпимого от ношения учителя к высказыванием учеников, в том числе заведомо неправильным. Важен при этом не только такт педагога, если учитель спрашивает, полюбился ли учащимся тот или иной герой и почему, то он сам должен быть готов ответить на него. И тогда в ответ на свои вопросы он получит не набор шаблонных фраз, а своеобразные, оригинальные суждения, пусть скромные, но идущие от сердца.
Когда мы обсуждаем нравственные проблемы, поднимаемые в литературном произведении, то, несомненно, способствуем активизиции мышлению школьников, более глубокому осмыслению ими действительности и своего отношения к тому, что происходит в стране и в мире. Ведь проблемы нравственности, поднимаемые изучаемых произведениях, актуальны сегодня.
Категория: Опыт | Добавил: roksibela (2011-12-11) | Автор: Гарбузова Зоя Васильевна E
Просмотров: 1416 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 1:40 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru