Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт

Применение нетрадиционных приёмов и методов в логопедической работе для коррекции нарушения звукопроизношения.
ПРИМЕНЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПРИЕМОВ И МЕТОДОВ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

Н.Н.Назаренко - логопед
ГУ «ОС Ш И № 1 для детей с ОВР»
г. Шахтинск.

Результаты обследования учащихся младших классов с ОВР, страдающих дефектами произношения по типу замен звуков, показали, что наличие этого речевого развития обусловлено в равной мере как с несформированностью артикуляционной моторики, так и недостаточностью фонематического восприятия.
Необходимо в процессе логопедической работы стимулировать артикуляторные возможности детей и формировать их умения и навыки по опознанию и дифференциации заменяемых звуков речи.
В среднем на каждого ребенка приходится по 7,5 дефектных фонем. Если говорить о характере нарушений, то преобладает межзубное и боковое произношение. Реже встречается горловое и губно-зубное артикулирование.
В развитии мелкой моторики кистей рук недостаточная диференцированность движений пальцев и нескоординированность действий кистей рук, сложности переключения от одного положения к другому и несформированность кинестетической основы движений.
При изучении состояния общей моторики отмечено, что учащиеся не всегда справляются с пробами на статистическую координацию, ритмичность и реципрокною организацию движений.
При письме под диктовку с громким проговариванием записываемого ученики допускали в 2 раза больше ошибок, чем при письме с опорой на слуховое восприятие.
Определение структуры и механизмов нарушенного звукопроизношения у учащихся способствует разработке дифференцированных путей их коррекции на основе использования сохранных речевых, моторных и фонематических возможностей детей.
Дети с ОВР на занятия к логопеду попадают с повышенной двигательной активностью, с неустойчивым вниманием, повышенной отвлекаемостью, дети агрессивные или неуверенные в себе. Движения их неловки, отличаются плохой координацией. Очень часто эти дети необщительны, плохо адаптируются в окружающей среде. Как помочь этим детям?
В системе логопедической работы используются разные средства. Главное, чтобы они были насыщены положительными эмоциями, включали в себя игровые методики. Игровая деятельность несет в себе большой заряд позитивных эмоций. Чтобы заинтересовать ребенка на занятиях, удержать его внимание, раскрепостить, развить творческое воображение, логическое мышление, память, корригировать звукопроизношение, связную речь, помочь им преодолеть трудности в обучении, в систему коррекционной работы включаются элементы театрализованной игры.
Работа с ребенком должна быть динамичной, неутомительной, разнообразной и эмоционально приятной. Для развития слухового внимания и фонематического восприятия, речевого дыхания, тонкой и артикуляционной моторики, координации движений можно применить ряд нетрадиционных упражнений. Упражнения выполняются с постепенным наращиванием темпа и усложнением. Отмечено, что регулярное выполнение дыхательных упражнений являются профилактикой острых респираторных заболеваний.
I. Дыхательная гимнастика.
1. «Забей мяч, шайбу в ворота».
Скатываем мяч из кусочка ваты: Вдох-выдох. (Прямая спина, руки образуют поле с воротами. Мяч загоняем в ворота.)
2.Дыхание с помощью кистей рук. Нос - рот. Нос-нос. Рот- рот. ( Нос - клювик. Рот – ладонь сжатая - раскрывается.) Упражнение можно выполнять одновременно двумя кистями рук.
II.Упражнения, совершенствующие артикуляционную моторику.
1.Упражнения с шариком.
(Диаметр шарика 2-3см., длина веревки 60см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел.)
*Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево.
*Язык - « Чашечка», цель - поймать шарик в « Чашечку».
*Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выплевывая» его.
*Поймать шарик губами. Сомкнуть губы и покатать шарик от щеки к щеке.
*Рассказать чистоговорку с шариком во рту, держать руками веревочку.
2.Упражнения с ложкой.
*Зажать ложку в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо, поворачивая руку с ложкой.
*Язык «Лопаточка». Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.
*Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.
*Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против нее.
*Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).
*Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от уголков растянутого рта к вискам и обратно.
3.Игры по развитию тонкой моторики рук.
*Игры с пластилином, глиной, соленым тестом, проволокой, мозаикой, нанизыванием бусин на шнурок.
*Сортировка различных видов пуговиц, круп по величине, форме, цвету.
*Различные виды застежек: пуговицы, молнии, крючки, кнопки, шнуровка.
*Наборы веревочек различной длины, ширины, плетение косичек, завязывание и развязывание узелков.
*Пальчиковые игры со счетными палочками, спичками.
*Вырезывание картинок из журналов на заданный звук.
*Плоскостные игры «Танграм». «Монгольская игра».
*Дети выкладывают фигурки и буквы.
*Рисование мелкой петлей (штрихом, точками, снежинками, 8 и т.д.) обеими руками одновременно.
*Сжимать и ловить мягкий мячик, сжимать полоску большим и поочередно остальными пальцами, проговаривая звук, чистоговорку.
*Ладони прижаты к столу. Приподнимание пальцев от большого пальца правой руки к большому пальцу левой руки с проговариванием слоговых рядов на отрабатываемые звуки.
IV. Упражнения для развития внимания, фонематического восприятия, общей координации движений, артикуляции.
( с элементами кодирования)
*Применение схем – опор при характеристике звука, при дифференциации звуков: Ж Ш

Губы трубочкой
Зубы сближаются
Кончик языка поднимается к верху
Моторчик работает Моторчик выключен
Звонкий Глухой
Согласный
*Артикуляция звука с помощью рук
- губы улыбаются (поднятые локти, кисти рук прижимаем к груди)
- трубочкой (ладони образуют трубочку)
- зубы сближаются, но не соединяются (фаланги пальцев рук сближаются вертикально)
- кончик языка поднимается вверх, опускается вниз (ладонь и пальцы показывают направления языка)
*Определение глухого и звонкого звука (определяем с помощью ладони, приложенной к горлу)
«Моторчик работает» (указательным и длинным пальцем показываем, как вибрирует голосовые связки)
«Моторчик не работает» - пальцы раздвинуты
*Закрываем уши и произносим звуки поочередно. Прислушиваемся к звону в ушах. Делаем выводы.
*Обозначаем звуки цветовыми символами (кружками), выкладываем, указываем на определяемый звук, произносим его.
*Определение позиции звука на счетной линейке по счету.



Для правильного произнесения звуков и становления речи ребенка необходимо чтобы кора головного мозга достигла зрелости, а сенсомоторика - была достаточно развита. Все эти факты в значительной степени зависят от окружающей среды.

Литература.
1. Хватцев М. И. Логопедия. 1996г.
2. И.Г.Выгодская, Е.Л. Пеленгер, Л.П.Успенская. Устранение заикания у дошкольников в игре. М, «Просвещение» 1984.
3. Фомичева М.В. Воспитание у детей правильного произношения. М., «Просвещение»,1966г.
4. Назаренко Н.Н. Значение психогимнастики в речевом развитии ребенка с ОВР. Оскемен. 2006г../Материалы Международной научно-методической конференции\.
5. Из опыта работы.
Категория: Опыт | Добавил: Ninel (2011-12-19) | Автор: Назаренко Нина Николаевна E
Просмотров: 1943 | Комментарии: 3 | Теги: логопедия, коррекционная педагогика | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 1:49 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru