Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
ПРИМЕНЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПРИЕМОВ И МЕТОДОВ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ Н.Н.Назаренко - логопед ГУ «ОС Ш И № 1 для детей с ОВР» г. Шахтинск. Результаты обследования учащихся младших классов с ОВР, страдающих дефектами произношения по типу замен звуков, показали, что наличие этого речевого развития обусловлено в равной мере как с несформированностью артикуляционной моторики, так и недостаточностью фонематического восприятия. Необходимо в процессе логопедической работы стимулировать артикуляторные возможности детей и формировать их умения и навыки по опознанию и дифференциации заменяемых звуков речи. В среднем на каждого ребенка приходится по 7,5 дефектных фонем. Если говорить о характере нарушений, то преобладает межзубное и боковое произношение. Реже встречается горловое и губно-зубное артикулирование. В развитии мелкой моторики кистей рук недостаточная диференцированность движений пальцев и нескоординированность действий кистей рук, сложности переключения от одного положения к другому и несформированность кинестетической основы движений. При изучении состояния общей моторики отмечено, что учащиеся не всегда справляются с пробами на статистическую координацию, ритмичность и реципрокною организацию движений. При письме под диктовку с громким проговариванием записываемого ученики допускали в 2 раза больше ошибок, чем при письме с опорой на слуховое восприятие. Определение структуры и механизмов нарушенного звукопроизношения у учащихся способствует разработке дифференцированных путей их коррекции на основе использования сохранных речевых, моторных и фонематических возможностей детей. Дети с ОВР на занятия к логопеду попадают с повышенной двигательной активностью, с неустойчивым вниманием, повышенной отвлекаемостью, дети агрессивные или неуверенные в себе. Движения их неловки, отличаются плохой координацией. Очень часто эти дети необщительны, плохо адаптируются в окружающей среде. Как помочь этим детям? В системе логопедической работы используются разные средства. Главное, чтобы они были насыщены положительными эмоциями, включали в себя игровые методики. Игровая деятельность несет в себе большой заряд позитивных эмоций. Чтобы заинтересовать ребенка на занятиях, удержать его внимание, раскрепостить, развить творческое воображение, логическое мышление, память, корригировать звукопроизношение, связную речь, помочь им преодолеть трудности в обучении, в систему коррекционной работы включаются элементы театрализованной игры. Работа с ребенком должна быть динамичной, неутомительной, разнообразной и эмоционально приятной. Для развития слухового внимания и фонематического восприятия, речевого дыхания, тонкой и артикуляционной моторики, координации движений можно применить ряд нетрадиционных упражнений. Упражнения выполняются с постепенным наращиванием темпа и усложнением. Отмечено, что регулярное выполнение дыхательных упражнений являются профилактикой острых респираторных заболеваний. I. Дыхательная гимнастика. 1. «Забей мяч, шайбу в ворота». Скатываем мяч из кусочка ваты: Вдох-выдох. (Прямая спина, руки образуют поле с воротами. Мяч загоняем в ворота.) 2.Дыхание с помощью кистей рук. Нос - рот. Нос-нос. Рот- рот. ( Нос - клювик. Рот – ладонь сжатая - раскрывается.) Упражнение можно выполнять одновременно двумя кистями рук. II.Упражнения, совершенствующие артикуляционную моторику. 1.Упражнения с шариком. (Диаметр шарика 2-3см., длина веревки 60см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел.) *Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево. *Язык - « Чашечка», цель - поймать шарик в « Чашечку». *Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выплевывая» его. *Поймать шарик губами. Сомкнуть губы и покатать шарик от щеки к щеке. *Рассказать чистоговорку с шариком во рту, держать руками веревочку. 2.Упражнения с ложкой. *Зажать ложку в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо, поворачивая руку с ложкой. *Язык «Лопаточка». Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку. *Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык. *Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против нее. *Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно). *Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от уголков растянутого рта к вискам и обратно. 3.Игры по развитию тонкой моторики рук. *Игры с пластилином, глиной, соленым тестом, проволокой, мозаикой, нанизыванием бусин на шнурок. *Сортировка различных видов пуговиц, круп по величине, форме, цвету. *Различные виды застежек: пуговицы, молнии, крючки, кнопки, шнуровка. *Наборы веревочек различной длины, ширины, плетение косичек, завязывание и развязывание узелков. *Пальчиковые игры со счетными палочками, спичками. *Вырезывание картинок из журналов на заданный звук. *Плоскостные игры «Танграм». «Монгольская игра». *Дети выкладывают фигурки и буквы. *Рисование мелкой петлей (штрихом, точками, снежинками, 8 и т.д.) обеими руками одновременно. *Сжимать и ловить мягкий мячик, сжимать полоску большим и поочередно остальными пальцами, проговаривая звук, чистоговорку. *Ладони прижаты к столу. Приподнимание пальцев от большого пальца правой руки к большому пальцу левой руки с проговариванием слоговых рядов на отрабатываемые звуки. IV. Упражнения для развития внимания, фонематического восприятия, общей координации движений, артикуляции. ( с элементами кодирования) *Применение схем – опор при характеристике звука, при дифференциации звуков: Ж Ш Губы трубочкой Зубы сближаются Кончик языка поднимается к верху Моторчик работает Моторчик выключен Звонкий Глухой Согласный *Артикуляция звука с помощью рук - губы улыбаются (поднятые локти, кисти рук прижимаем к груди) - трубочкой (ладони образуют трубочку) - зубы сближаются, но не соединяются (фаланги пальцев рук сближаются вертикально) - кончик языка поднимается вверх, опускается вниз (ладонь и пальцы показывают направления языка) *Определение глухого и звонкого звука (определяем с помощью ладони, приложенной к горлу) «Моторчик работает» (указательным и длинным пальцем показываем, как вибрирует голосовые связки) «Моторчик не работает» - пальцы раздвинуты *Закрываем уши и произносим звуки поочередно. Прислушиваемся к звону в ушах. Делаем выводы. *Обозначаем звуки цветовыми символами (кружками), выкладываем, указываем на определяемый звук, произносим его. *Определение позиции звука на счетной линейке по счету. Для правильного произнесения звуков и становления речи ребенка необходимо чтобы кора головного мозга достигла зрелости, а сенсомоторика - была достаточно развита. Все эти факты в значительной степени зависят от окружающей среды. Литература. 1. Хватцев М. И. Логопедия. 1996г. 2. И.Г.Выгодская, Е.Л. Пеленгер, Л.П.Успенская. Устранение заикания у дошкольников в игре. М, «Просвещение» 1984. 3. Фомичева М.В. Воспитание у детей правильного произношения. М., «Просвещение»,1966г. 4. Назаренко Н.Н. Значение психогимнастики в речевом развитии ребенка с ОВР. Оскемен. 2006г../Материалы Международной научно-методической конференции\. 5. Из опыта работы. | |
Просмотров: 1943 | Комментарии: 3 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|