Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
Фулей Елена Александровна, учитель начальных классов ГУ СОШГ № 9, Казахстан, г. Павлодар Статья «Модифицированный вариант технологии модульного обучения (М.М.Жанпеисовой) в начальной школе» В настоящее время в нашей стране происходят большие перемены в политической жизни, сфере экономики, политики и образования. В условиях реформирования, происходящих в системе образования, школа 21 века должна выполнить свою главную миссию - подготовить личность к созидательному преобразованию окружающего мира. На современном этапе идёт становление своей, национальной модели образования. А это требует изменения технологии учебного процесса в сторону приоритета опосредованного влияния педагога на учеников, разнообразия форм и методов учебного труда в контексте творческой познавательной деятельности, в которой доминирует преобладание активных форм организации учебного процесса ( 2,18 ). Анализ передового педагогического опыта показал, что образовательный процесс открывает и стимулирует личностный потенциал школьника через управление этим процессом как личностно-центрируемым. Характерной чертой современной педагогической науки является стремление к созданию новых образовательных технологий, ориентированных на личностное развитие ребёнка (4, 14 ). На сегодняшний день широко известны технология укрупнения дидактических единиц (УДЕ) П.М.Эрдниева, технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили, технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала В.Ф.Шаталова,технология проблемного модульного обучения М.Чошанова, технология модульного обучения П.И.Третьякова,К.Вазиной, технологии В.М.Монахова, В.П.Беспалько ( 2,56; 5,15). В Казахстане активно используются технологии обучения.К.А.Караева,А.А.Жунисбека,М.М.Жанпеисовой,Т.Т.Галиева и многих других ученых. Для современной школы исключительно важной остается проблема развития познавательных способностей учащихся. Этой проблемой занимались и продолжают заниматься ряд отечественных и зарубежных ученых. Как известно, способности, в том числе и познавательные, не только проявляются, но и формируются и развиваются в процессе деятельности. Основная цель обучения - научить каждого ученика самостоятельно добывать знания, формировать навыки самостоятельно выполнять практические задания. Известно, что каждый ученик усваивает знания в зависимости от своих умственных способностей, памяти, темперамента, навыков учебного труда. Так как уровень знаний и познавательных способностей не у всех детей одинаковый, то на уроках при коллективной форме работы необходим дифференцированный подход в подборе заданий при объяснении новой темы ( 3,28). Традиционные программы и учебники страдают рядом существенных недостатков. Так, если проанализировать действующую программу и учебники по познанию мира для начальной школы, то нетрудно заметить, что упор в них делается на запоминание и воспроизведение учебного материала. При таком подходе, фактически ориентированном на среднего ученика, страдают наиболее способные учащиеся, которые не получают достаточного материала для развития своих способностей. Их познавательная деятельность оказывается недостаточно нагруженной, они привыкают не прилагать усилий в учебной работе, ибо усвоить стереотипы могут без затруднений. Проанализировав существующие на сегодняшний день инновационные технологии, наша городская творческая группа остановилась на технологии модульного обучения М.М.Жанпеисовой. В 2002 году учителя нашего города были слушателями курсов при Центре педагогических исследований Республиканского института повышения квалификации руководящих и научно-педагогических кадров системы образования по данной технологии, встречались на лекциях М.М Жанпеисовой и, приехав в родной город, стали апробировать ее в учебном процессе. Поэтому возникла потребность в использовании технологии модульного обучения (далее ТМО) в начальных классах. К сожалению, практики было недостаточно. Организовав семинары-практикумы для учителей школ города, мы пришли к выводу, что необходим Центр по внедрению этой технологии. Учителей разделили на группы по предметам. Начальной школе пришлось выбирать предметы, по которым ТМО могла бы работать. Остановились на русском языке, познании мира и математике. Каждый учитель пробовал свои силы. Собирались и обсуждали составленные модули и открытые уроки. Много было трудностей. И вот тут во весь рост встала одна из главных проблем – формирование профессионального мастерства учителя. Необходимо было зажечь и убедить каждого учителя, который приходил познакомиться с технологией, что его дальнейшее профессиональное развитие определяется через индивидуальное восприятие технологии и процедуры ее внедрения. После того, как сформировалась творческая лаборатория, начался этап активного внедрения учителей в процесс освоения новой технологии. Для себя мы его разбили на несколько микроэтапов: - обучение учителей технологии через установочные семинары, семинары-практикумы, круглые столы, научных консультаций; - знакомство с рекомендациями и памятками по составлению учебных модулей. Мы определяли формы организации работы с учителями через семинары-практикумы, тренинги, мастер-классы.. Нами разработаны учебные модули для 2,3,4 класса (7; 8) на основе традиционных учебников русского языка и познания мира. Апробированы на практике учителями городской творческой группы. До недавнего времени модульная технология использовалась лишь в средней и старшей школе. Рассматривая вопрос о возможности использования модульной технологии в начальной школе, мы пришли к выводу о необходимости использования данной технологии, прежде всего, на уроках русского языка и познания мира. Преследуя в начальной школе цель воспитания любви к родной культуре, языку природе, невозможно добиться её на уроке, таящем в себе угрозу возникновения стрессовой ситуации. Кроме этого, русский язык является достаточно сложным для изучения предметом для многих младших школьников, а объем теоретического материала на уроках познания мира также вызывает трудности для запоминания. Мы считаем, что практика использования модульной технологии на уроках в начальной школе должна распространяться. Этот процесс, по нашему мнению, является трудоёмким. Всё это кажется сложным лишь на первый взгляд. Мы утверждаем, что любой учитель, попробовав составить один учебный модуль, в дальнейшем сможет применить модульную технологию на любом уроке при изучении любой темы. Самое главное при этом чётко представлять алгоритм технологии. Здоровьесберегающий эффект данной технологии, привлечение внимания младших школьников к русскому языку и родному краю, формирование у учащихся навыков самообразования являются теми причинами, по которым практика использования на уроках русского языка и познания мира в начальной школе модульной технологии заслуживает внимания и распространения. Мотивация обучения повышает интерес к предмету, занятость каждого ученика исключает нарушения дисциплины. Работу по освоению данной технологии мы считаем незавершённой. Для того чтобы сравнить прохождение и усвоение тем в учебных модулях, их нужно постоянно дорабатывать и дополнять. Необходимо также проводить мониторинг и диагностирование, составлять личные листы учёта контроля, затем сравнивать результаты прохождения тем и контрольных работ с традиционным. Результаты нашей работы таковы: увеличился объём работы, появились навыки самоконтроля, самооценки, улучшилась организация учебного труда, чаще работали в парах и группах, повысилось качество знаний учащихся. Думаем, что в этом направлении первые шаги сделаны. Источники материалов: 1.Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманитарная основа педагогического процесса.- М., 1984. 2.Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения.- М., 1995. 3.Жанпеисова М.М. Модульная технология обучения как средство развития ученика./ Ред. Н.М.Байганина/ - Алматы, 2001. 4.Казанская В.Г. Личность ученика и учителя в начальной школе.- СПб., 2004. 5.Педагогический поиск. / Сост. И.Н.Баженова.-2-е изд.- М., 1988. 6.Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика / Под ред. В.А.Сластенина/ М.,2004. 7. http://goo.kz/ 8. http://www.gymnasia8.kz/study/metodist/7/ Источник: http://goo.kz/ | |
Просмотров: 5541 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|