Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт

Статья на тему: "Развитие речи и творческих способностей учащихся через исследовательскую деятельность".
Трухина Ирина Михайловна
Казахстан
ВКО, г. Семей
ГУ СОШ №29 «Пальмира»
учитель начальных классов
13 разряд

Развитие речи и творческих способностей учащихся через исследовательскую деятельность.

Работая над темой «Развитие речи и творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время на основе личностно- ориентированного обучения», я пришла к выводу, что развить творческие способности и речь можно не только на уроках, внеурочных занятиях, экскурсиях, походах, но и в исследовательской деятельности младших школьников. Детская любознательность, жажда новых впечатлений, стремление наблюдать- вот важнейшие черты детского поведения. Экскурсии, поездки на занятия в Областной биологический центр г. Семей в течение трёх лет (2-4 классы) позволили собрать интересный материал о природе живой и неживой, о животных. Уникальная природа острова Полковничий, где расположен ОБЦ, отличается исключительным разнообразием. Посещая центр, дети познакомились с деятельностью людей по охране и защите этого уголка природы, научились определять растения и познакомились с повадками животных. Так родилась идея заняться исследовательской деятельностью. Обсудив с детьми и их родителями темы для исследований, мы с ребятами стали целенаправленно готовиться.
Основные этапы исследовательской деятельности:
• определили проблему и направление исследования
• выбрали тему, определили задачи исследования
• сформулировали гипотезу
• выбрали методы исследования
• провели сбор и обработку информации, наблюдения, эксперименты
• анализ и обобщение полученных результатов
• сделали выводы, подготовили сообщения по результатам исследования
• публичная презентация (классная, далее среди учащихся начальной школы и выступление среди учащихся 8-11 классов на общешкольной конференции)
• обсуждение итогов завершённой работы, рефлексия
Исследовательская деятельность должна иметь временные и пространственные границы, должна быть конкретной, ориентированной на определённые задачи. Исходным пунктом её является выбранная проблема, а завершением- решение проблемы и презентация результатов своей деятельности. Проблема является «магнитом», который притягивает к себе необходимый материал и организует его. Ученик и учитель участвуют в исследовательской работе вместе, переживая и осмысливая новое, и, таким образом, достигается индивидуальное развитие и социализация ученика.
Дети в течение полутора лет занимались исследовательской деятельностью по темам: «Город и бытовые отходы», «Выращивание овощных культур на балконе, в квартире», «Представители класса Рыб, обитающие в водоёмах Восточно- Казахстанской области», «Культурное растение помидор. Выращивание плода из семени». На классной конференции в середине учебного года дети рассказали о том, как продвигается исследовательская деятельность, в чём трудность работы. Здесь задача учителя заключалась в том, чтобы поддержать интерес детей, ведь эмоция интереса стимулирует познавательную активность, а так же восприятие и внимание. Интерес- единственная эмоция, которая обеспечивает работоспособность человека. Педагог, активизируя интерес учащихся, способствует самостоятельному развитию исследовательских умений, умений работать с книгой, пользоваться компьютером и Интернетом, проводить эксперименты, представлять результат, умение общаться с другими людьми при сборе информации. Итогом исследований стала презентация работ на школьной конференции с участием детей и родителей с показом презентаций, фотовыставок, декоративных изделий из отходов. Наряду со старшеклассниками, учащиеся моего 4 «А» класса успешно защитили свои проекты и получили благодарственные письма от школы. Работа учителя над развитием речи и творческих способностей учащихся дала свои плоды. Участники конференции грамотно презентовали свои работы, сделали выводы, ответили на вопросы, что оставило у детей ощущение гордости за полученный результат.
Итак, работа над развитием речи учащихся и их познавательной активностью привела к работе над проектами, помогла учащимся в оформлении работ, общении с другими людьми. При работе над проектами идёт активная познавательная деятельность учащихся при скрытом руководстве учителя, развивается мышление, воображение, преобладает деловое сотрудничество, направленное на позитивные изменения в ребёнке, на создание «ситуации успеха». У ребёнка появляется чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.
Работа над проектами стала одной из точек соприкосновения между этапами начального и основного образования, стала показателем важнейшей универсальной способности человека- потребности в самообразовании.
Категория: Опыт | Добавил: truhina_irina (2012-01-08) | Автор: Трухина Ирина МИхайловна E
Просмотров: 1479 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 2:14 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru