Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
Трухина Ирина Михайловна Казахстан ВКО, г. Семей ГУ СОШ №29 «Пальмира» учитель начальных классов 13 разряд Развитие речи и творческих способностей учащихся через исследовательскую деятельность. Работая над темой «Развитие речи и творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время на основе личностно- ориентированного обучения», я пришла к выводу, что развить творческие способности и речь можно не только на уроках, внеурочных занятиях, экскурсиях, походах, но и в исследовательской деятельности младших школьников. Детская любознательность, жажда новых впечатлений, стремление наблюдать- вот важнейшие черты детского поведения. Экскурсии, поездки на занятия в Областной биологический центр г. Семей в течение трёх лет (2-4 классы) позволили собрать интересный материал о природе живой и неживой, о животных. Уникальная природа острова Полковничий, где расположен ОБЦ, отличается исключительным разнообразием. Посещая центр, дети познакомились с деятельностью людей по охране и защите этого уголка природы, научились определять растения и познакомились с повадками животных. Так родилась идея заняться исследовательской деятельностью. Обсудив с детьми и их родителями темы для исследований, мы с ребятами стали целенаправленно готовиться. Основные этапы исследовательской деятельности: • определили проблему и направление исследования • выбрали тему, определили задачи исследования • сформулировали гипотезу • выбрали методы исследования • провели сбор и обработку информации, наблюдения, эксперименты • анализ и обобщение полученных результатов • сделали выводы, подготовили сообщения по результатам исследования • публичная презентация (классная, далее среди учащихся начальной школы и выступление среди учащихся 8-11 классов на общешкольной конференции) • обсуждение итогов завершённой работы, рефлексия Исследовательская деятельность должна иметь временные и пространственные границы, должна быть конкретной, ориентированной на определённые задачи. Исходным пунктом её является выбранная проблема, а завершением- решение проблемы и презентация результатов своей деятельности. Проблема является «магнитом», который притягивает к себе необходимый материал и организует его. Ученик и учитель участвуют в исследовательской работе вместе, переживая и осмысливая новое, и, таким образом, достигается индивидуальное развитие и социализация ученика. Дети в течение полутора лет занимались исследовательской деятельностью по темам: «Город и бытовые отходы», «Выращивание овощных культур на балконе, в квартире», «Представители класса Рыб, обитающие в водоёмах Восточно- Казахстанской области», «Культурное растение помидор. Выращивание плода из семени». На классной конференции в середине учебного года дети рассказали о том, как продвигается исследовательская деятельность, в чём трудность работы. Здесь задача учителя заключалась в том, чтобы поддержать интерес детей, ведь эмоция интереса стимулирует познавательную активность, а так же восприятие и внимание. Интерес- единственная эмоция, которая обеспечивает работоспособность человека. Педагог, активизируя интерес учащихся, способствует самостоятельному развитию исследовательских умений, умений работать с книгой, пользоваться компьютером и Интернетом, проводить эксперименты, представлять результат, умение общаться с другими людьми при сборе информации. Итогом исследований стала презентация работ на школьной конференции с участием детей и родителей с показом презентаций, фотовыставок, декоративных изделий из отходов. Наряду со старшеклассниками, учащиеся моего 4 «А» класса успешно защитили свои проекты и получили благодарственные письма от школы. Работа учителя над развитием речи и творческих способностей учащихся дала свои плоды. Участники конференции грамотно презентовали свои работы, сделали выводы, ответили на вопросы, что оставило у детей ощущение гордости за полученный результат. Итак, работа над развитием речи учащихся и их познавательной активностью привела к работе над проектами, помогла учащимся в оформлении работ, общении с другими людьми. При работе над проектами идёт активная познавательная деятельность учащихся при скрытом руководстве учителя, развивается мышление, воображение, преобладает деловое сотрудничество, направленное на позитивные изменения в ребёнке, на создание «ситуации успеха». У ребёнка появляется чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Работа над проектами стала одной из точек соприкосновения между этапами начального и основного образования, стала показателем важнейшей универсальной способности человека- потребности в самообразовании. | |
Просмотров: 1479 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|