Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
Презентация курса "Граждановедение» « Голова должна воспитывать сердце, Или Человек всегда стоит перед выбором» Эта программа направлена на развитие у детей глобального сознания, формирование целостной концепции мира, творческого, критического и логического мышления. Она приучает их к самостоятельной исследовательской работе, умению совместно решать проблемы, вести диалог и дискуссию, принимать точку зрения другого человека. Гражданское образование должно предоставить человеку возможности для самоутверждения, самоопределения путем формирования у школьников активной жизненной позиции, критического мышления как важнейшего интеллектуального качества гражданина. Курс является межпредметным: его содержание включает обращение к основам политологии, права, литературы, мировой художественной культуры, истории, этики, психологии, социологии. Решение этих задач обеспечивается особым построением как содержания, так и методов обучения. Среди них центральными являются проблемно-диалогический метод при содействии технологии интерактивного обучения «Через участие и взаимодействие». Впервые опыт работы по данной технологии я получила в 2002 г., пройдя семинар-тренинг при НПО Европейской инициативы в области прав человека «Экологический проект». Принципиальным в данной технологии является широкое использование групповых методов исследования. Дети совместно решают самые разные проблемы, учась, таким образом, не только работать совместно, но и рассматривать проблему с разных точек зрения, с разных позиций, социальных ролей. В 2005-2006 учебном году был апробирован курс «Граждановедение» на базе 11 классов школы. Пилотной была выбрана именно данная параллель, т.к. основные вопросы правовой и юридической грамотности учащимися были уже получены в курсе «ОГП» за 9 класс и теперь они имели возможность реализовать себя с гражданской позиции. Занятия были рассчитаны на 34 учебных часа в год, т.е. 1 раз в неделю Методологической основой занятий были выбраны учебные пособия «Уроки демократии» под редакцией к.ю.н., профессора Мухтаровой А. и учебное пособие для учащихся старших классов «Введение в гражданское образование», подготовленное Международным Фондом Избирательных Систем (IFIS). На сегодняшний день учебно-методический комплекс значительно расширен. Участие в «Школе инновации» г.Алматы осенью 2007 г. дало мне возможность получить от авторов программы комплект учебных пособий от общества “Street Law-Казахстан» . А также материалы Национального плана действий в области прав человека при Президенте РК. В мае 2006 г. при содействии IFIS было проведено анкетирование учащихся на предмет целесообразности дальнейшего внедрения курса «Граждановедение», результаты которого показали высокую значимость данного курса для ребят и желание изучать предмет в дальнейшем. Поэтому, в ходе реализации программы развития профильного образования, мной была разработана разновозрастная программа курса, с 5 по 11 класс, которая получила утверждение областным департаментом образования г.Караганды. Тематика данного курса предлагает информацию не столько об аспектах политической жизни, как уделяет внимание правам и обязанностям детей и подростков, а также их родителей, т.е прежде чем глубоко осознавать политические процессы, происходящие в жизни страны, ребенок должен знать свои права и обязанности, а также уметь уважать права других членов сообщества. Для выполнения поставленных задач в программе курса по выбору усилен блок практикоориентированного характера: изучение источников, моделирование ситуаций, участие в диспутах, выполнение проектов, защита творческих работ и т. д. В ходе изучения курса осуществляется комбинирование лекционных занятий с практическими работами, подразумевающими индивидуальную и групповую формы деятельности. Работа по данному курсу по выбору подразумевает выполнение учащимися проектов по социально-политической проблематике по итогам изучения дисциплины. Промежуточный контроль выражается в проведении зачетных работ теоретического и практического характера; семинаров, «круглых столов», в ходе которых анализируется степень сформированности общеучебных и специальных умений и навыков. В ходе изучения курса проводится «рейтинг достижений», который отражает качественные показатели усвоения учащимися теоретической и практической части, степень активности, самостоятельности учеников, оригинальности предложенных ими материалов на основе разработанной «шкалы баллов».. Использование рейтинговой системы, помимо контрольно-аналитической функции, является средством мотивации учащихся, учит их оценивать деятельность самого себя и одноклассников. Самореализация, являясь высшим измерением навыков курса, показала высокую степень активности учащихся не только в урочной деятельности, но и в различных конкурсах городского- областного – республиканского уровней. Победители олимпиады по граждановедению (2005-2009 гг.) Призеры научно-практических конференций (2005-2010 гг.) Участники городского самоуправления в системе местных органов власти при акиме города Темиртау (2005-2007 гг) Призеры Всероссийского конкурса исследовательских проектов старшеклассников «Человек в истории» (2005) Победители областного конкурса сочинений «Юный юрист» при Кар.Университете «Болашак» (2008,2009 гг) Печатные публикации в журнале «Юный юрист» (2008,2009 гг) Обладатели финансовой поддержки в оплате обучения в юридических ВУЗах Караганды Участники республиканской игры «ЛидерXXI века» Разработчики информационно-обучающего пособия по правам ребенка Обладатели навыков профессиональной ориентации: o Юристы – 8 человек o Политологи – 2 человека o Историки – 4 человека Данные достижения учащихся позволили провести обобщение опыта учителя в 2006 г. и провести областной семинар по теме «Гражданское образование в действии». ( 2007 г.) Главным стержнем курса «Граждановедение» признается фундаментальная ценность личности человека, а признание прав человека и ребенка в качестве основного национального приоритета приведет к изменению сознания самой личности. Поэтому, конечным результатом программы мы получим: Высоконравственную личность с устойчивой гражданской позицией Специалистов, обладающих социальными навыками убеждения, умеющих вести переговоры, доказывать или идти на компромисс, подготовим будущих политических деятелей, т.к. научим организовывать кампании и протесты, привлекать внимание общественности, используя средства массовой информации, т.е. содействуем развитию общественно-политических навыков дадим возможность выбора профессиональной ориентации, обучая навыкам политико-правовой грамотности. Презентацию программы курса «Граждановедение» хотелось бы закончить словами Фелиса Тиббиттса: «Мы живем в волнующее время, когда растет осведомленность и заинтересованность общественности в правах человека. Нельзя упустить возможность сделать образование в этой области важнейшим средством изучения и развития общества». | |
Просмотров: 2033 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|