Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
Смирнова Роза Елтаевна, учитель математики, высшей категории средней школы № 18, города Астана, заместитель директора по учебно – воспитательной работе Математика является одним из опорных предметов школы. Основная задача обучения математике не только обеспечить прочное и осознанное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждого члена современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения обучения, но и формирование саморазвивающейся личности, т. е. личности желающей и умеющей учиться. Но для того, чтобы обучение математике было успешным, для активизации мыслительной деятельности младших школьников, необходимо включать в уроки самостоятельную работу. Надо обучить ребят деятельности, умению ставить цель, организовывать свою деятельность для её достижения При этом самостоятельные работы должны преследовать следующие цели: 1. Формирование и дальнейшее развитие мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения и т. д.; 2. Развитие и тренинг мышления вообще и творческого в частности; 3. Поддерживание интереса к деятельности учащихся вообще; 4. Развитие качеств творческой личности, таких, как познавательная активность, упорство в достижения цели, самостоятельность; 5. Регулярный контроль успеваемости учащихся по предмету. Психологи и теоретики выделяют четыре разновидности самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. Каждая из них отличается спецификой целеполагания и планирования: 1. Постановку цели и планирование предстоящей деятельности ученик осуществляет с помощью учителя; 2. Только постановка цели осуществляется с помощью учителя, а планирование предстоящей работы выполняется учеником самостоятельно; 3. Постановка цели и планирование предстоящей работы осуществляется учеником самостоятельно в рамках предъявленного учителем задания; 4. Работа осуществляется учеником по собственной инициативе; он без помощи учителя, сам определяет содержание, цель, план работы и самостоятельно ее выполняет. Все это дает возможность учителю спланировать самостоятельную деятельность ученика на различных этапах урока. Самостоятельная деятельность учеников на уроке всегда планируется учителем. При этом он не должен самоустраняться или проявлять излишнюю активность, постоянно дополнять свои инструкции, мешая тем самым учащимся сосредоточиться. Наблюдая за индивидуальной работой ученика или работой группы учеников важно давать индивидуальные указания, уделять больше внимания нуждающимся в помощи. И после выполнения самостоятельной работы важно совместно с учащимися проанализировать её, отметь недостатки, дать указания о том, как их устранить, привести примеры хороших работ. При выведении оценки нужно учитывать не только результаты работы, но и наблюдения за учащимися в ходе её выполнения. Навыки вдумчивого и целенаправленного чтения, самостоятельной работы с книгой вырабатываются в результате многократных упражнений, поэтому нельзя ограничиваться проведением такой работы на 1-2 занятиях. Вопросы формирования умений и навыков самостоятельной работы с книгой следует включить в перспективно- тематический план всего курса. Работа с учебником должна проводиться на всех этапах учебного процесса (при изучении нового учебного материала, закреплении и углублении знаний учащихся, повторении и обобщении изученного материала). Приведу пример. 8 класс. Теорема Виета. Учитель: « Ребята, вы уже знакомы с квадратным уравнениями, а также с формулами для вычисления дискриминанта и корней квадратного уравнения. Сегодня вы самостоятельно изучите тему «Теорема Виета». Вам необходимо будет заполнить таблицу и если у вас возникнуть вопросы, мы их обязательно обсудим: Этот материал я уже знал Я узнал новое Мне необходимо дополнительное объяснение, по следующим вопросам Такая работа дает возможность «сильным» ученикам самим изучить новый материал и применить его без помощи учителя, что несомненно способствует интереса к математике и повышает уровень самооценки ученика. Для учеников которые боле медленно понимают материал Развивающее обучение — это обучение, которое непосредственно ориентированно на развитие личности. Это обучение, в котором развивающий эффект является не побочным, а прямым результатом. Оно рассматривает ученика как личность, живущую сегодня, и создает максимум благоприятных условий для её развития. В ходе применения развивающего обучения происходит стимулирование познавательной деятельности, активизации процессов самопознания, саморазвития, самообразования. Поэтому применение самостоятельной работы дает возможность ученикам реализовать свои различные способности, возможность спорить, предлагать различные способы решения задач, а также оригинальные подходы к решению задач. Развивающие самостоятельные работы даются либо индивидуально каждому ученику, либо всему классу сразу с целью привлечения внимания к нестандартным заданиям, которые способствуют развитию логического мышления. Такие задания полезно давать ученикам в качестве домашней работы. Приведу пример. 5 класс. Ребята мы с вами изучили дроби как десятичные, так и обыкновенные. Вам необходимо придумать сказку как о дробных , целых числах и натуральных числах. Это будет ваше домашнее задание. Сказку можно написать в виде детской книжки или книжки для взрослых. Придумать слайд – презентацию и т.д. Видов самостоятельной деятельности учеников на у роке очень много и всеми ими необходимо владеть для развития творческого потенциала учащихся. В таблице собраны основные из них, применение которых позволить улучшить качество знаний по предмету: По образцу Реконструктивно-вариативные Частично-поисковые Исследовательские Самостоятельные работы, которые требуют переноса известного способа в аналогичную или отдаленно аналогичную внутри-предметную ситуацию Самостоятельные работы, которые требуют переноса известного способа с некоторой его модификация -цией в необычную внутри-предметную ситуацию Самостоятельные работы, которые требуют переноса нескольких известных способов в необычную внутри-предметную ситуацию и их комбинирования для решения новой задачи Самостоятельные работы, которые требуют создания нового способа, метода решения внутри-предметной проблемной задачи | |
Просмотров: 2526 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|