Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
Соколова З.А., учитель математики, Сергеева О.А., учитель физики ГУ «СОШ № 28» г.Семей «Работа с детьми с повышенным уровнем мотивации к учёбе». Личность - звено между мотивацией и её реализацией. Мотивация - важнейший компонент структуры учебной деятельности, влияющий на весь её ход и результаты. Для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий её формирования. Он заключается в том, что ребёнок получает «удовольствие от самой деятельности, значимости для личности, непосредственного её результата» ( Б. И. Додонов). В каждой школе, в каждом классе всегда есть дети, проявляющие интерес к приобретению знаний. Проблема обучения и воспитания учеников особо мотивированных к учёбе вызывает интерес не только у нас, но и во всём мире. Несмотря на интенсивные попытки выработать единые теоретические позиции по данной проблеме, по-прежнему наблюдаются расхождения во мнениях. Среди них можно выделить три основных подхода. Первый заключается в том, что дети обучаются в условиях обычного класса, но по отдельным программам. Второй подход - это создание специализированных классов в структуре обычной школы. Третий подход - организация отдельных школ. Второй проблемой, подтолкнувшей нас к необходимости решения этого вопроса, послужило увеличение разрыва между возможным уровнем знаний выпускников и требованиями, предъявляемыми на вступительных экзаменах в ВУЗы Мы отдали предпочтение специализированному классу для детей, проявляющих особый интерес к изучению физики и математики. С одной стороны, такие классы не отгораживают этих детей от остальных школьников, а с другой - обеспечивают им возможность учиться вместе с такими же или ещё более способными учениками. Поставив перед собой главной целью -обеспечить такому ребёнку соответствующую интеллектуальную нагрузку. После создания классов возникли вопросы: «Чему учить? Как учить? Как учить результативно?» Поиски ответов на эти вопросы привели нас к изучению, обобщению и применению в своей работе элементов различных педагогических технологий (технология обучения на основе решения задач Р. Хозанкина, технология интеграции, укрупнения дидактических единиц П. Эрдниева и др.). В основу нашей работы положены следующие принципы: 1) принцип воспитывающего обучения - учить самостоятельности, умению планировать свою деятельность, самостоятельно принимать решения, развивать волю и целеустремлённость; 2) принцип ориентации на успех - каждый ученик имеет право быть умным на уроке; 3) принцип ориентации на зону ближайшего развития - заметить и не пропустить малейший успех, закрепить его и идти дальше; 4) учёт результатов учебной деятельности через систему заданий и накопительную систему оценок. Таким образом, в нашей работе можно выделить ряд основных аспектов: 1. Личностный подход. Успех работы во многом зависит от личности учителя. Учащихся интересуют не только профессиональные качества их педагога, но и особенность его характера, манера общения. В основе наших отношений с детьми лежит принцип диалогичности и сотрудничества. Мы рядом с учениками: вместе решаем их проблемы, радуемся их успехам, помогаем в трудной ситуации. 2. Преемственность в обучении. На первых этапах изучения физики и математики в 7-8-х классах учителя выявляют ребят, наиболее интересующихся математикой и физикой. Уделяют им особое внимание, осуществляют индивидуальный поход в обучении. Интенсивная работа продолжается в старших классах: ученики получают индивидуальные задания, привлекаются к работе во внешкольных научных кружках и секциях, принимают участие в школьных и городских олимпиадах и конкурсах. 3. Обучать точным наукам = обучать решению задач! Поиск решения задачи развивает логическое мышление, сообразительность и наблюдательность, инициативу и настойчивость, умению самостоятельно осуществлять небольшие исследования. Чтобы выделить время для такого поиска, теоретический материал вводим довольно крупными порциями, тем самым быстро создаётся достаточно полная система факторов, необходимых для решения задач по изучаемой теме. Такая форма работы проходит по схеме: 1. урок - лекция; 2. урок контроля теоретических знаний; 3. урок решения «ключевых задач»; 4. урок поиска рациональных решений; 5. семинар-практикум; 6. урок проверки практических умений и навыков. Чтобы инициировать интерес учащихся к предмету, необходимо предлагать им такие задачи, которые требуют для решения приёмы и способы, используемые в высшей школе, в науке, а также в современных престижных профессиях. Тем самым будет аргументировано доказана фундаментальность физико - математического мышления, его необходимость в жизни человека. Более того, при работе с задачами следует обучать школьников вычленению из возможных ситуаций тех, которые могут дать инновационные решения, что связано с формированием определённого стиля мышления, направленного на получение нового знания на основе известных сведений. Эти сведения могут быть почерпнуты им не только из физики, но и из химии, биологии, информатики и др. школьных предметов. Иными словами, у учащихся необходимо вырабатывать панорамное мышление, способность привлекать знания из различных областей для поиска решения, удовлетворяющего нужным критериям. 4. Укрупнение дидактических единиц. Работая в этом направлении, там, где это возможно, собираем воедино весь, необходимый материал, и объясняем тему в комплексе. Есть темы, изучение которых начинается в 7-м, а заканчивается в 11-м классе. Можно выделить темы, которые практически не затрагиваются в школьном курсе, но встречаются на вступительных экзаменах в ВУЗы. В физике: «Элементы статики» (9 класс), « Поверхностное натяжение и капиллярные явления» (10 класс), «Неинерциальные системы отсчёта», «Системы линз и зеркал» (11 класс). В математике: «Функция и её свойства», «Модуль действительного числа», «Задачи с параметрами». / 5. Интеграция. Работая в старших классах, занимаясь подготовкой ребят в ВУЗы, видим необходимость интеграции изучаемых предметов. Поэтому, когда это возможно, связываем темы разных предметов, тем самым обогащая и расширяя кругозор школьников, формируя целостное и гармоничное понимание мира. Наиболее удачна интеграция математики с физикой. Например, « Механика» и « Геометрическая оптика» тесно связаны с темой « Площади фигур», изучение векторов скорости, ускорения, перемещения связано с темой «Векторы». С помощью элементов математического анализа решают задачи более сложного уровня из разделов «Кинематика», «Оптика», «Термодинамика» и других. Итогом этой работы являются интегрированные уроки практикума решения задач «Применение методов математического анализа при решении физических задач». 6. Повышение удельного веса теоретических знаний. В процессе изучения точных наук ученик сталкивается с понятиями, посредством которых воспроизводится предмет и система его связей. Поскольку именно теоретическое мышление оперирует этими понятиями, то возрастание роли теоретических знаний вполне обосновано. Изучение теории - один из наиболее трудных с методической точки зрения вопросов преподавания точных наук. В процессе объяснения материала стараемся повысить активность учащихся, используя для этого различные формы работы: лекции, диалоги, консультации. После изучения темы проводим зачёт по теории, который сдают все учащиеся класса. В него включаются вопросы не только последней темы, но и ранее изученные. Это даёт возможность проверить глубину и прочность теоретических знаний. 7. Управление общением школьников. Общение школьников, обучающихся в наших специализированных классах, основано не только на ощущении собственной значимости, но и на взаимопомощи: старшеклассники являются наставниками для десятиклассников, а наиболее способные ученики 10-го класса помогают старшим повторять ранее изученное. 8. Формирование навыков самостоятельной учебной деятельности. Навык самостоятельной учебной деятельности - это элемент волевой мотивации, являющийся стержнем личности, к которому стягиваются такие её свойства, как направленность на ценные ориентации, установки, социальные переживания, притязания, эмоции, волевые качества. Самостоятельная учебная деятельность имеет не только учебное, но и личностное, и общественное значение. Это организуемая самим школьником в силу своих внутренних познавательных мотивов в наиболее удобное, рациональное, с его точки зрения, время, деятельность на уроке и в ходе домашней самоподготовки. 9. Сочетание урочной и внеурочной работы. Работа по предметам продолжается и после уроков. На консультациях ученики получают ответы на возникшие вопросы. Ведутся дискуссии с учителем, разрешаются споры. 10. Индивидуальные летние задания. Работа над выполнением летних заданий способствует осуществлению обобщающего повторения, систематизации знаний учащихся, непрерывности обучения. В систему летних занятий входят следующие типы заданий: 1) задания для повторения программного материала; 2) задания, способствующие углублению знаний по школьной программе; 3) задания, связанные с повторением дополнительного материала; 4) задания олимпиадного характера. После дачи дополнительного задания проводим с учащимися консультацию о правильном выборе времени для его выполнения, а так же беседы с родителями по ознакомлению с целями и задачами летних работ, по организации помощи детям в соблюдении режима дня, правильного питания и, конечно, летнего отдыха ребят. Главная цель всей работы - положительная мотивация. Применяя разнообразные методы работы, стараемся достигнуть значительного расширения интереса учащихся в познании физико -математических истин, научить делать свои, пусть маленькие, но открытия! | |
Просмотров: 3772 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|