Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
Информационные технологии в образовательном процессе Мухаметкалиева Жадыра Муратхановна, учитель информатики ОСШ №32 Цель: совершенствование образовательного процесса, формирование образовательной среды, способствующей наиболее полной реализации реальных учебных возможностей обучающихся на уроках информатики , повышение качества образования через внедрение информационно – коммуникационных технологий. Задачи: 1. Изучение теоретическую и практическую часть использования информационных и коммуникационных технологий на уроках информатики. 2. Вовлечение обучающихся в мир поиска, решения научной задачи. 3. Внедрение методик и инновационных технологий к успешной реализации в образовательном процессе. 4. Использование ИКТ в разных направлениях и формах учебной деятельности в образовательном процессе. 5. Создание новых форм работы с учащимися, направленных на выявление наиболее способных детей. Самым актуальном вопросом при изучении современных педагогических технологии, является использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе. В настоящее время меняется восприятие обучающихся, он живет в мире информационных электронных символов и знаков, в мире электронной культуры. Поэтому научить ребенка, с самого раннего возраста попадающего в "электронную среду", ориентироваться в ней, приобретать навыки "чтения", переработки и анализа информации, получаемой из разных источников, критически осмыслять ее и есть одна из важнейших задач современной школы. Для активизации познавательной деятельности школьников на уроках информатики считаю целесообразным представлять учебный материал в мультимедийном и интерактивном виде. Такой материал может быть представлен в виде: • презентаций (с их помощью можно иллюстрировать материал, а можно предоставить учащимся возможность самостоятельно изучать, что более значимо); • компьютерных игр (естественно, тех игр, которые содержат развивающий или познавательный материал); • гипертекстовых приложений (могут содержать автоматизированные зачеты, испытательные стенды, среды для тестирования), интерактивных программ (чем больше участия принимает ученик в процессе обучения, тем больше значимости обретают полученные знания, умения и навыки); • графических демонстрационных материалов (это могут быть как обычные плакаты, стенды, раздаточные материалы, а лучше, если это будут изображения, которые школьник сам найдёт и просмотрит на ПК); • видеофильмы. Для обучающихся главное – попробовать самому. Тем более, информатика такой предмет, что именно практическая деятельность учащихся обеспечит познание изучаемого материала. Идеальным средством для решения этой задачи служит метод проектов. Проектная деятельность в зависимости от реализуемых образовательных задач может принимать всяческие формы: это может быть грандиозный проект на целый учебный год и более (он может быть и сквозным, то есть не прерывающим классические занятия), а может – проектом на один или несколько уроков (мини-проект). Как учитель информатики , изучающий передовые технологии не редко применяю в образовательном процессе кейс-метод обучения. Кейс-метод обучения — это метод активного обучения на основе реальных ситуаций. Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке учеников. В процессе обучения информатике и информационным технологиям кейс выступает как объект изучения (ученики сами разрабатывают их мультимедийные разновидности) и как эффективное средство обучения. Внедрение кейс-метода при обучении информатике и информационным технологиям позволяет на практике реализовать компетентностный подход, что развивает методическую систему информатики, обогащает содержание дисциплины. В целях активизации использую такие приёмы: • сформулировать цели деятельности обучающегося так, чтобы на первом плане была его личная заинтересованность (пусть это будет даже заинтересованность в отметке; или обозначив эту практическую деятельность как этап в решении более важных задач, который просто необходимо преодолеть); • добавить в обычный классический урок, особенно если он не слишком интересен, игровой, соревновательный момент, тогда он обретёт хотя бы временную значимость (действительно, почему бы вместо банального решения задач по переводу чисел из одной системы счисления в другую не устроить веселые соревнования; • создать необычную атмосферу во время деятельности, тем самым сделать урок нестандартным (например, составить вместе столы и попросить класс решить задачу урока совместно или группами, позволить обсуждение, распределить роли, назначить ответственных и т.п.). Для активизации познавательной деятельности при изучении сложного или «скучного» материала с самого начала демонстрирую удивительные результаты, которые может предоставить тот или иной изучаемый материал. Например, можно показать работу небольших программ, созданных с помощью подлежащего изучению языка, выполняющих потрясающие действия: двигающий объект на экране, воспроизводящих мелодию (особенный эффект это вызовет, если к компьютеру не подключены колонки). После такой демонстрации у части школьников может возникнуть желание самим создать что-то подобное. Кроме того, уместно сказать о том, что информатика в интеграции с другими предметами создаёт благодатную почву для активизации познавательного интереса обучающихся к другим областям знаний. Использую такие средства: решение проблем других областей средствами информационных технологий; o внедрение знаний из других областей в задачи, решаемые информатикой; o Интегрированные уроки (здесь могут присутствовать каждый или оба из предыдущих пунктов). Хочется лишь отметить, что связь между предметами всегда можно найти, даже если она не явно видна. Компьютер сегодня проникает во все сферы жизни, становясь инструментом решения многих проблем. Экономия учебного времени, т.е. увеличение плотности урока, обогащение урока новым содержанием; Возможность обеспечить аудио – визуальное восприятие информации. Включение учащихся в активную деятельность Развитие коммуникативных умений учащихся на уроке - коммуникативно-речевые способности, речевое развитие, владение технологией составления текста, умение анализировать текст; Позволяет работать с учеником дифференцированно и индивидуально; Рационально использовать различные формы, методы и приемы работы (групповые, парные и фронтальные); Освобождение от рутинной бумажной работы: Создание отчётов, планов, конспектов уроков; Отслеживание успеваемости по различным параметрам (контрольные работы, самостоятельные и лабораторные работы, домашние задания, тесты и прочее) Обеспечить положительный эмоциональный фон урока: Возможность эмоционально и образно подать материал; Постоянный контакт учителя с классом (учитель не отворачивается к доске, видит реакцию учеников, может вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию); На уроке устанавливаются отношения взаимопонимания и взаимопомощи между учителем и учеником. Вместе с тем преимуществом использования ИКТ для учащихся: Доступность информации (изображение на экране дает возможность рассмотреть подробно устройство и принцип действия приборов); Урок приближен к мировосприятию современного ребенка (так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств); Позволяет ученику работать в своем темпе; Развивает нестандартное мышление; Воспитывает самостоятельность, способность принимать решения; Формирует уверенность в своих возможностях, способностях. В практической работе можно использовать различные виды применения ИКТ в образовательном процессе: Урок с мультимедийной поддержкой - в классе стоит один компьютер, им пользуется учитель в качестве «электронной доски». Учитель использует готовые электронные образовательные ресурсы или мультимедиа презентации, флипчарты, а так же презентации, созданные им с помощью программы Power Point. Ученики так же могут создавать и защищать свои презентации. Урок с компьютерной поддержкой - несколько компьютеров (обычно, в компьютерном классе), за ними работают все ученики одновременно или по очереди. Уроки с выходом во всемирную сеть Интернет (могут быть как с мультимедийной, так и компьютерной поддержкой). Урок с применением интерактивного оборудования –Интерактивная доска ACTIVstudio предоставляет преподавателям и ученикам прекрасную возможность наилучшего взаимодействия с учебным материалом и друг с другом. Всё это, безусловно, повышает уровень познавательной деятельности учащихся. | |
Просмотров: 2103 | Комментарии: 8 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|