Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
6 класс 2 четверть. « Профессиональная музыка западной Европы 18 века» Урок 1. Музыкальные инструменты: от арфы до рояля. Цели и задачи: 1. Воспитание интереса и любви к классической музыке. 2. Способствовать лучшему усвоению основных знаний урока. 3. Познакомить с историей развития музыкальных инструментов. Ход урока: Музыкальное приветствие. Сегодня мы поговорим с вами об истории создания инструментов. А какие инструменты вы знаете? ( народные, профессиональные) Перечислите некоторые из них. ( презентация) Когда то давным –давно, ученый – математик Древней Греции Пифагор натянул струну на прямоугольный ящик для очередного опыта. Он изучал её свойства, заставляя колебаться то всю струну, то её половину, то треть. Так мы узнали физические свойства звука ( амплитуда колебания). Затем этот инструмент, названный монохорд ( моно- один, хорда- отрезок, 1 струна),превратился в многострунную арфу. От неё берет начало клавесин. Больше других он полюбился музыкантам. В 16 веке « клавис» - это ключ. В клавесине клавиши действительно работали, как « включатели» звука. От силы удара по клавише клавесина сила звука совершенно не зависела, звуки были как бы одинаковы. Удар по клавише клавесина приводил в движение перышко, которое как бы « щипало» струны. Звук получался звонкий, отрывистый и быстро затихал. Для усиления звука применялись удвоенные, утроенные и даже учетвертенные струны. Позже стали делать клавесины с двумя клавиатурами- мануалами ( вспомните орган). Таков был механизм клавесина. На нём было хорошо играть полифонические произведения. Ведь в полифонии все голоса равнозвучны. Для этого инструмента написано большое количество произведений И. С. Бахом: 48 прелюдий и фуг ( 2 тома), « Английские» и « Французские» сюиты, « Маленькие прелюдии и фуги», « Итальянский концерт», « 15 двухголосных инвенций» и другие. В начале 18 века итальянский мастер Бартоломмео Кристофори создал инструмент, в котором по струне ударяли молоточки, обтянутые кожей. И самое главное, что от силы удара по клавише зависела сила звука. Это музыкантам показалось столь важным, что инструменты с такой механикой стали называть « фортепьяно». « Форте»- громко, « Пиано»- тихо. Долгое время клавесин не хотел уступать дорогу новому инструменту. Но решающее слово сказали композиторы. Они стали сочинять для фортепиано такую музыку, которую на клавесине играть было невозможно. Ещё Моцарт играл на клавесине и фортепьяно. А Бетховен играл и сочинял для рояля. Рояль- означает « королевский». И действительно, среди музыкальных инструментов ему нет равных по умению звучать так разнообразно. Он одновременно и многозвучномощный, и нежный, он умеет звучать с виртуозным блеском, петь самыми нежными и певучими голосами. Словом, настоящий инструмент- оркестр. Целый вечер пианист может играть на концерте на этом инструменте, и слушателям не покажется его звук однообразным. Многие композиторы были и выдающимися пианистами- Моцарт, Бетховен, Лист, Шуберт, Шопен, Рахманинов и другие. Музыкальный материал: произведения И.С. Баха, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Листа. ( слушание) Разучивание и исполнение: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Презентация музыкальных инструментов. Повторение и закрепление: 1. Как назывался первый струнный инструмент с одной струной? 2. От какого инструмента берет начало клавесин? 3. Что означает слово клавесин и когда он стал популярным? 4. В каком веке появился инструмент под название Фортепьяно? 5. Какой инструмент считается концертным? | |
Просмотров: 2325 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|