Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт

Школьное научное общество как элемент воспитания современного лидера
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте – люди, обладающие проектным типом мышления.
Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся – проектной деятельности.
Проектная деятельность может научить:
 увидеть проблему и преобразовать ее в цель собственной деятельности;
 поставить стратегическую цель (отдаленную по времени, но значимую) и разбить ее на тактические шаги;
 оценить имеющиеся ресурсы, в том числе собственные силы и время, распределить их;
 добывать информацию, критически оценивать ее, ранжировать по значимости, ограничивать по объему, использовать различные источники информации;
 планировать свою работу;
 выполнив работу, оценить ее результат, сравнить его с тем, что было заявлено в качестве цели работы;
 увидеть допущенные ошибки и не допускать их в будущем, а самое главное, уметь их анализировать.
Кроме того, проектная деятельность способствует:
 развитию адекватной самооценки, формированию позитивной Я-концепции (опыт интересной работы и публичной демонстрации ее результатов);
 развитию коммуникативной и информационной компетентности, других социальных навыков;
 решению профориентационных задач.
Проектная деятельность постепенно входит в практику работы нашей школы. Хочется напомнить, что учебный проект - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, которая осуществляется совместно с руководителем проекта – учителем-предметником.
Результат работы школьного научного общества учащихся – формирование и воспитание личности, владеющей проектной и исследовательской технологией на уровне компетентности.
Задачи современного образования в школе можно сформулировать следующим образом:
 научить организовывать свою деятельность;
 научить объяснять явления действительности (природной, социальной, культурной, технической среды);
 научить ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей;
 научить решать проблемы, связанные с выполнением человеком определенной социальной роли;
 сформировать ключевые навыки (ключевые компетентности);
 подготовить к профессиональному выбору.
Подростки обладают достаточными знаниями, опытом исследовательской работы, владеют навыками использования компьютера для поиска информации и оформления письменной части проекта. Они обладают необходимыми волевыми качествами, чтобы преодолевать возникающие трудности и не утрачивать интерес к длительной работе, способны не терять из поля зрения значимую цель, поражая своей целеустремленностью и настойчивостью, отстаивают свое мнение.
Если школа не предложит подростку способов реализации его чувства взрослости, оно может проявиться рискованным поведением, уверенностью в несправедливости и необъективности взрослых; таким образом, проектная деятельность удовлетворяет желание подростка почувствовать себя взрослым, потребность в равноправии, уважении и самостоятельности, доверительном отношении со стороны взрослых. К его мнению прислушиваются, а это вызывает определенную ответственность.
В нашей школе-гимназии вот уже более 10 лет работает научное общество учащихся (НОУ) «Парасат». Данное общество объединяет в своих рядах юных «ученых» с 1 по 11 класс.
Члены общества неоднократно становились победителями городского конкурса научных и творческих проектов учащихся – конкурсов Зерде и Дарын.
Есть еще одна сторона проектной деятельности, о которой необходимо упомянуть. Начиная работу над проектом, учащийся должен выбрать и пригласить к сотрудничеству кого-либо из педагогов школы, с которым ему предстоит длительное и тесное взаимодействие. Такое взаимодействие дает ребятам совершенно новый опыт общения с учителем, и это представляется очень важным. Инициатором сотрудничества и активной стороной взаимодействия в данном случае является школьник. Взрослый здесь выступает в роли консультанта, источника информации, вдохновителя.
Однако внедрение в школу проектных технологий вызывает у большинства учителей неприятие и даже некоторый страх перед принципиально новой формой педагогического процесса. Учитель выступает не как толкователь готовых знаний и их транслятор в оптимальном виде и оптимальной логике изложения, а как равноправный соучастник процесса добывания, обработки, анализа и представления знаний школьниками. Понятно, что это намного сложнее, требует добавочного времени как для ученика, так и для учителя, а также дополнительных усилий с обеих стороны.
Учителя-предметники и классные руководители, работающие в классах, где есть члены НОУ «Парасат», могут подтвердить, что учащиеся, занимающиеся проектной деятельностью, более успешны и коммуникабельны, они приобретают уверенность, умение анализировать, четко представлять проблему и поиск ее решения, не боятся нового и умеют добывать нужную информацию из различных источников.
Следует отметить, что НОУ «Парасат» сотрудничает с Международной школой творчества «Фиджип-Евроталант». Члены общества принимают участие в различных форумах и конференциях, проводимых ВУЗами и колледжами города, где становятся лауреатами. Это очень хорошая школа для учащихся, т.к. там они приобретают опыт общения и выступления на большую и компетентную аудиторию.
Категория: Опыт | Добавил: Парасат (2012-02-01) | Автор: Растокина Наталья Владимировна E
Просмотров: 740 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 5:15 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru