Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте – люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся – проектной деятельности. Проектная деятельность может научить: увидеть проблему и преобразовать ее в цель собственной деятельности; поставить стратегическую цель (отдаленную по времени, но значимую) и разбить ее на тактические шаги; оценить имеющиеся ресурсы, в том числе собственные силы и время, распределить их; добывать информацию, критически оценивать ее, ранжировать по значимости, ограничивать по объему, использовать различные источники информации; планировать свою работу; выполнив работу, оценить ее результат, сравнить его с тем, что было заявлено в качестве цели работы; увидеть допущенные ошибки и не допускать их в будущем, а самое главное, уметь их анализировать. Кроме того, проектная деятельность способствует: развитию адекватной самооценки, формированию позитивной Я-концепции (опыт интересной работы и публичной демонстрации ее результатов); развитию коммуникативной и информационной компетентности, других социальных навыков; решению профориентационных задач. Проектная деятельность постепенно входит в практику работы нашей школы. Хочется напомнить, что учебный проект - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, которая осуществляется совместно с руководителем проекта – учителем-предметником. Результат работы школьного научного общества учащихся – формирование и воспитание личности, владеющей проектной и исследовательской технологией на уровне компетентности. Задачи современного образования в школе можно сформулировать следующим образом: научить организовывать свою деятельность; научить объяснять явления действительности (природной, социальной, культурной, технической среды); научить ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей; научить решать проблемы, связанные с выполнением человеком определенной социальной роли; сформировать ключевые навыки (ключевые компетентности); подготовить к профессиональному выбору. Подростки обладают достаточными знаниями, опытом исследовательской работы, владеют навыками использования компьютера для поиска информации и оформления письменной части проекта. Они обладают необходимыми волевыми качествами, чтобы преодолевать возникающие трудности и не утрачивать интерес к длительной работе, способны не терять из поля зрения значимую цель, поражая своей целеустремленностью и настойчивостью, отстаивают свое мнение. Если школа не предложит подростку способов реализации его чувства взрослости, оно может проявиться рискованным поведением, уверенностью в несправедливости и необъективности взрослых; таким образом, проектная деятельность удовлетворяет желание подростка почувствовать себя взрослым, потребность в равноправии, уважении и самостоятельности, доверительном отношении со стороны взрослых. К его мнению прислушиваются, а это вызывает определенную ответственность. В нашей школе-гимназии вот уже более 10 лет работает научное общество учащихся (НОУ) «Парасат». Данное общество объединяет в своих рядах юных «ученых» с 1 по 11 класс. Члены общества неоднократно становились победителями городского конкурса научных и творческих проектов учащихся – конкурсов Зерде и Дарын. Есть еще одна сторона проектной деятельности, о которой необходимо упомянуть. Начиная работу над проектом, учащийся должен выбрать и пригласить к сотрудничеству кого-либо из педагогов школы, с которым ему предстоит длительное и тесное взаимодействие. Такое взаимодействие дает ребятам совершенно новый опыт общения с учителем, и это представляется очень важным. Инициатором сотрудничества и активной стороной взаимодействия в данном случае является школьник. Взрослый здесь выступает в роли консультанта, источника информации, вдохновителя. Однако внедрение в школу проектных технологий вызывает у большинства учителей неприятие и даже некоторый страх перед принципиально новой формой педагогического процесса. Учитель выступает не как толкователь готовых знаний и их транслятор в оптимальном виде и оптимальной логике изложения, а как равноправный соучастник процесса добывания, обработки, анализа и представления знаний школьниками. Понятно, что это намного сложнее, требует добавочного времени как для ученика, так и для учителя, а также дополнительных усилий с обеих стороны. Учителя-предметники и классные руководители, работающие в классах, где есть члены НОУ «Парасат», могут подтвердить, что учащиеся, занимающиеся проектной деятельностью, более успешны и коммуникабельны, они приобретают уверенность, умение анализировать, четко представлять проблему и поиск ее решения, не боятся нового и умеют добывать нужную информацию из различных источников. Следует отметить, что НОУ «Парасат» сотрудничает с Международной школой творчества «Фиджип-Евроталант». Члены общества принимают участие в различных форумах и конференциях, проводимых ВУЗами и колледжами города, где становятся лауреатами. Это очень хорошая школа для учащихся, т.к. там они приобретают опыт общения и выступления на большую и компетентную аудиторию. | |
Просмотров: 740 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|