Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
Дигтярь Наталья Владимировна, педагог-психолог КГУ "ОСШ №31 г.Темиртау" ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ НА РАБОТУ С АУДИТОРИЕЙ. ПРИЕМЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ. 2 часа Цель: отработка навыков ответственного поведения, развитие навыков саморегуляции для снятия негативных последствий стресса, умения противостоять физическим и интеллектуальным перегрузкам. Материалы: маркеры, скотч, 2 карточки на каждую группу со схемами для работы в группах, стикеры в виде сердечек (каждому ученику), большое сердце, вырезанное из ватмана, тексты мини-лекций, бумага для рисования. Ход урока: I. ТСЗ (проверка ранее изученного). 1. введение 2-3. титульный лист 4. оглавление 5-6. обзор литературы 7-8-9. исследовательская часть работы 10. заключение 11-12. список литературы 13. приложения 14-15. отзыв руководителя II. ТСЗ (новые понятия). 1. стресс 2-3-4-5. человек, управляющий своим поведением 6-7-8-9. человек, неуправляющий своим поведением 10-11. уверенный человек 12-13. неуверенный человек 14. саморегуляция 15. релаксация III. Эпиграф. Повелевать собой – величайшая власть. Сенека. IV. Целеполагание. Мотивационный блок. - Я прочитаю 3 истории, а вы попробуете определить тему и цель занятия. 1. В Vв. до н.э. греческий воин, пробежавший 42 км. Из местечка Марафон в Афины и сообщив весть о победе греков над персами, упал мертвым. Это в память о нем самая длинная дистанция в современной легкой атлетике (42 км 195 м) называется марафонкой. 2. Во время одного из сражений к Наполеону подскакал посланец. Передавая письмо, он закачался в седле. - Вы ранены? – спросил Наполеон. - Нет, убит! – ответил посланец, падая мертвым. 3. В 1961 г., в центре Антарктиды, произошла история, которая потрясла мир. Зимовщик, врач Леонид Рогозов определил, что у него воспалился аппендицит. Понимая, что если операция не будет сделана, он умрет, и зимовщики останутся без врача. Врач сам сделал себе операцию и наложил швы. (после того, как ребята определят основную тематику занятия, обратиться к доске, на котрой написана тема урока и эпиграф). V. Последствия поведения. Работа в группах. - Очень многие люди умели и умеют управлять собой, своим поведением, своими поступками. Однако, параллельно существуют люди, которым это не удается или удается не всегда. - Какими последствиями для одной и другой группы людей оборачиваются эти умения? (каждая группа получает схему, где необходимо в обсуждении решить, какие последствия со знаком «+» могут возникнуть у человека, который может управлять своми поведением, и какие последствия со знаком «―» могут возникнуть у человека, который не может управлять своим поведением. А также привести примеры литературных героев. Время на обсуждение 5 минут, затем каждая группа защищает свое мнение и точку зрения). Схема. ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ УПРАВЛЯТЬ СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ ЧЕЛОВЕК НЕ МОЖЕТ УПРАВЛЯТЬ СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ Последствия со знаком «+» Последствия со знаком «―» Примеры литературных героев Примеры литературных героев Анализ: какие внутренние рычажки помогают управлять поведением человека? VI. Мини-лекция в группах. (каждой группе выдается часть лекции, необходимо изучить в группе и затем рассказать в доступной форме классу). Темы лекций: 1. Признаки стресса. 2. Как нейтрализовать стресс? VII. Дождь в джунглях. - Встанем в тесный круг друг за другом. • Представьте, что вы оказались в джунглях. • Погода сначала была великолепная, светило солнце, было очень жарко и душно. • Но вот подул легкий ветерок. Прикоснитесь к спине впереди стоящего человека и совершайте легкие движения руками. • Ветер усиливается (давление на спину увеличивается). • Начался ураган (сильные круговые движения). • Затем пошел мелкий дождь (легкие постукивания по спине партнера). • А вот начался ливень (движения пальцами ладони вверх-вниз). • Пошел град (сильные постукивающие движения всеми пальцами). • Снова пошел ливень, застучал мелкий дождь, пронесся ураган, подул сильный ветер, затем он стал слабым, и все в природе успокоилось. Опять выглянуло солнце. Анализ: 1. Как вы себя чувствуете после такого массажа? 2. Приятно или нет было выполнять те или иные действия? 3. поделитесь своими ощущениями и настроением. VIII. Портреты. - Попробуем составить портреты (словесные) 2-х разных людей – уверенного и неуверенного. (на листах составить словесное описание уверенного и неуверенного человека. Желательно минимально использовать слова с приставкой и частицей «не», например: не боится – смело себя ведет). Структура описания: • мимика; • жесты; • походка; • характер; • высказывания, • переживания; • манера говорить. Тексты портретов зачитываются. IX. Практические упражнения на снятие напряжения. - Одним из способов саморегуляции, если вы чувствуете нервно-психическое напряжение, является управление дыханием. Медленное и глубокое дыхание понижает возбудимость нервной системы, способствует мышечному расслаблению, т.е. релаксации. Способ 1. Сидя или стоя постарайтесь, по возможности, расслабить мышцы тела и сосредоточить внимание на дыхании. На счет 1-2-3-4 – медленный глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна). На следующие 1-2-3-4 – задержка дыхания. На 1-2-3-4-5-6 – плавный выдох. На 1-2-3-4 задержка дыхания. Через 3-5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало заметно спокойнее и уравновешенней (выполнить 3 раза). Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы. Способ 2. Поскольку добиться полноценного расслабления всех мышц сразу не удается, нужно сосредоточить внимание на наиболее напряженных частях тела (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот). • Сядьте удобно, закройте глаза, дышите глубоко и медленно, сосредоточьте свое внимание на мышцах плеч и рук. • Постарайтесь еще сильнее напрячь эти мышцы до дрожания, сжав кисти рук в кулаки. Делайте это при вдохе. • Прочувствуйте это напряжение. • Резко сбросьте напряжение – делайте это на выдохе. • Сделать так несколько раз. • В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести. Если зажим снять не удается, особенно на лице, попробуйте разгладить его с помощью легкого самомассажа круговыми движениями пальцев. Можно поделать гримасы – удивления, радости и пр. Способ 3. Можно попробовать задать ритм всему организму с помощью монотонных ритмичных движений: • движения большими пальцами рук в «полузамке»; • перебирание бусинок на ваших бусах; • перебирание четок; • пройтись по кабинету (коридору) несколько раз, делая на 2 шага вдох, на 5 шагов – выдох. Другие способы саморегуляции: • самоприказы («Разговаривать спокойно!») • самопрограммирование («Сегодня у меня все получится!») • самоодобрение («Здорово получилось!») X. Сердце нашей группы. - Обратите внимание на это огромное белое сердце. Оно не живое, не бьется, не трепещет. Но мы сейчас оживим его и вдохнем в него жизнь! Для этого надо немного. Взять сердечки и написать на них слово, обозначающее положительную эмоцию или слово, которое у вас ассоциируется с положительными эмоциями. Выходя, каждый произносит это слово и прикрепляет сердечко на большое сердце. - Посмотрите, как оно оживает на ваших глазах! - И это групповое сердце будет биться до следующего занятия. | |
Просмотров: 3379 | Комментарии: 1 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|