Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
Информационно-коммуникационные технологии в преподавании естественных дисциплин Оспанова Мадина Рамазановна, учитель химии ШГ № 31 Школа — это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее. Барбюс Мозг ребенка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью медиасредств. Необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным. Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации учащимся средством осуществления, которых является компьютер. При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель не должен забывать, что это УРОК, а значит, составляет план урока исходя из его целей. При отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его. Такому уроку свойственно следующее: 1. Принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка; 2. Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения; 3. Интерактивность и диалоговый характер обучения: ИКТ обладают способностью "откликаться" на действия ученика и учителя; "вступать" с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения. 4. Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы; 5. Поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером; 6. Неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложение сколько угодно велики. Компьютер может использоваться на всех этапах: как при подготовке урока, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом компьютер выполняет следующие функции: 1. в функции учителя компьютер представляет собой: источник учебной информации; наглядное пособие; тренажер; средство диагностики и контроля. 2. в функции рабочего инструмента: средство подготовки текстов, их хранение; графический редактор; средство подготовки выступлений; вычислительная машина больших возможностей. Преимущества использования ИКТ 1. Индивидуализация обучения; 2. Интенсификация самостоятельной работы учащихся; 3. Рост объема выполненных на уроке заданий; 4. Расширение информационных потоков при использовании Internet. 5. Повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. Этот метод обучения очень привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует его профессиональный рост и все дальнейшее освоение компьютера. Существующие недостатки и проблемы применения ИКТ 1. Время самостоятельных занятий в компьютерных классах отведено далеко не во всех школах, не хватает компьютерного времени на всех. 2. В рабочем графике учителей не отведено время для исследования возможностей Интернет. 3. В школьном расписании не предусмотрено время для использования Интернет на уроках. 4. При недостаточной мотивации к работе учащиеся часто отвлекаются на игры, музыку, проверку характеристик ПК и т.п. 5. Существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам. Таким образом, использование информационных технологий на уроках – это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность урока. Я, глубоко убеждена, что повышение качества обучения в наш век глобальной компьютеризации, невозможно без внедрения информатизации в учебный процесс. | |
Просмотров: 1445 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|