Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
Сегодня, когда система школьного образования претерпевает серьёзные изменения, изменяется содержание обучения, на первый план выходят методы, приёмы, требующие активной мыслительной деятельности школьников, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, умение видеть проблемы, формировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты, а при необходимости повторять поиск. Одной из важнейших составляющих образовательного процесса является система оценки качество знаний учащихся. Школьная система оценивания, ориентированная на эффективное обучение ребенка, должна: содействовать становлению и развитию самооценки учащихся. Результаты диагностики степени готовности первоклассников к обучению в школе свидетельствуют, что среди учеников, поступивших в школу, более половины имеют высокую степень учебной мотивации, остальные – среднюю. Однако по мере их обучения в школе степень учебной мотивации снижается. И не последнюю роль в этом играет технология оценивания результатов обучения традиционная школьная система бальных оценок не всегда отражает качественное изменение учащихся в процессе обучения, фиксируя в ней лишь результат учебного процесса. В связи с этим вопрос об усовершенствовании системы оценивания качество знаний учащихся представляется одной из самых актуальных проблем современного образования. С недавних пор в процессе образования была введена новая система контроля и оценки знаний – система рейтингового контроля. Этот вид контроля не является чем-то новым для европейских стран. (В наших школах рейтинг стал применяться сравнительно недавно). Все, кто занимался рейтинговым контролем знаний учащихся учащихся (Аванесов В.С., Афанасьев Ю.А., Беспалько В.П. и др.), считают необходимостью внедрения данной системы оценивания. Сам термин рейтинг происходит от английского «Ratinq» - оценка, порядок, классификация и означает субъективную оценку какого-либо плохо измеряемого явление по заданной шкале. Рейтинговая система контроля это – совокупность правил, методических указаний и соответствующего математического аппарата, реализованного в программном комплексе, обеспечивающем обработку информации как по количественным, так и по качественным показаниям индивидуальной учебной деятельности, позволяющем присвоить персональный рейтинг каждому участнику рейтинга в разрезе любой дисциплины, любого вида занятия, а также обобщенно по ряду дисциплин. Я, заинтересовалась рейтинговой системой много лет назад в начале как завуч. И начала с рейтинговой деятельности педагогического коллектива. Он включает следующие параметры (таблица №1) - классное руководство; -выполнение плана; - итоги предметных олимпиад и научных проектов; - итоги дебатов, интеллектуальных конкурсов, смотров, выставок, -- спортивных соревнований; - участие в семинарах, курсах; - использование новых технологий; - наставничество, руководство ШМО, ШМС, творческих групп, ЮДН, КВН и т.д; - участие в учительских конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях; - количество данных открытых уроков и внеклассных мероприятий в школе, на город, на республику; - количество посещенных уроков в школе, в городе, в республике; - жюри, апробация учебников, публикации, рецензирование учебников, аппеляция и т.д; - исполнительская дисциплина; - активность и инициатива; - выступление на педсоветах и совещаниях; - сохранность, оформление и оборудование кабинетов; - летний труд и отдых; - ведение документации строгой отчетности. Так как вся выше указанная деятельность различна у классных руководителей 1-4, 5-11-х классов и учителей без классного руководства, мы делим её на 3 категории: Для учителей - 1-4 классов; Для учителей - классных руководителей 5-11 классов; Для учителей – без классного руководства. Разработаны критерии оценки деятельности учителей по 8 бальной системе. Подсчитывается баллы всех учителей. Называются победители 1-2 -3 места по каждой категории. Всего до 12 человек. Тут же на педсовете победители награждаются. Затем в течение года эти учителя стоят впереди при всех чествованиях, награждениях, распределении денежных премий. А мониторинг вывешивается на большом стенде в кабинете завучей и является доступным для всех. Данные по все видам деятельности каждого учителя предоставляют руководители МО в конце учебного года вместе с отчетом по работе своего МО. В конце августа (перед педсоветом) над этим материалом работает комиссия в составе заместителей директора по УВР, по ВР, по НР, социального педагога, психологов. Подсчитывается баллы, распределяются места. Итоги докладываются на первом педсовете. Четыре года назад я включила рейтинговую систему в алгоритм, «Школьный аудит и корректировка низкой успеваемости». Он начинает действовать с сентября: укомплектование 10-х классов, индивидуальные беседы с вновь прибывшими учащимся, с претендентами на аттестат и на свидетельство особого образца по итогам предыдущего года, со слабо успевающими учениками. Начинается подготовка к ЕНТ и ПГК. Активизируется работа по алгоритму «Школьный аудит и корректировка низкой успеваемости» по итогам I четверти данного года. Итак, во-первых, проводится сравнительный анализ успеваемости и мониторинг качества облученности школы-гимназии №31 по результатам итогов предыдущего года и I четверти данного года: • рейтинг по параллелям (таблица №2); • рейтинг гимназических классов (таблица №3); • рейтинг 1-4 классов общеобразовательного стандарта (таблица №4); • рейтинг 5-11-х классов общеобразовательного стандарта (таблица №5); • рейтинг классов коррекции за I четверть (таблица №6). Классы коррекции имеют успеваемость ниже 40% качества и выделяются из классов общеобразовательного стандарта. Во всех таблицах графы: класс, классный руководитель, отличников, хорошистов, неуспевающих, % качества, % успеваемости, место в рейтинге. Таким образом, выявляется положение каждой параллели, каждого класса, отличников, хорошистов, неуспевающих, неаттестованных, с 1-2 «3», с 1-2 «4». Определяются претенденты на получение «Алтын белгі», аттестата с отличием претендентов на получение свительств особого образца. Такой полный анализ я делаю на педагогическом совете или совещании при директоре по итогам I четверти и результаты вывешиваются на стенде I этаже на 2-3 недели для ознакомления учащимся, их родителями. Существует определенная схема «Процесс коррекции успеваемости в течение II четверти» (таблица №7). Кроме того, каждый классный руководитель этих классов получает таблицу «Рейтинг успешности учащихся» (таблица 8). Ее заполняет учитель вместе с активом класса, учитывая итоги деятельности каждого ученика за I четверть. В таблицу вносятся фамилия, имя всех учеников класса, а затем заполняются 3 блока их деятельности: 1- блок – успеваемость: количество «5», «4», «3», «2», н/а , выводится средний бал. 2 – блок – уровень воспитанности: форма, поведение, пропуск, опоздания. 3 – блок – социальная активность – это результативные выступления на школьных, городских и Республиканских конкурсах и соревнованиях по предметам, вне школьного обязательного стандарта и общественной деятельности. Сюда входят интеллектуальные конкурсы, спортивные и творческие конкурсы, лидерские качества. Разработаны критерии оценок по 2 и по 3 блоку по 5-ти бальной системе (таблицы №9 и №10). Вся указанная выше деятельность всех школьных служб, педагогического и ученического коллективов с каждой новой четвертью не начинается снова, а плавно продолжается из одной четверти в другую, из текущего учебного года в следующий. Результаты работы являются доступными для всех: заслушиваются на педсовете, совещании при директоре, на совещаниях при завучах, на планерках, на родительских собраниях, на собраниях учащихся, на классных часах. Вывешиваются на стендах. Завершается прошедший год педагогическим советом, с чего мы его и начинаем. Таким образом, получив положительные результаты рейтинговой системы оценки деятельности педагогического коллектива, контроля и оценки знаний учащихся классов, два года назад я решила использовать эту систему на уроках русского языка и литературы в классах, где я работаю, изменив, дополнив виды оцениваемых работ. Это 7-9 классы со слабой дисциплиной и сниженной степенью учебной мотивации. Из всех систем оценивания знаний, рейтинговая система позволяет более объективно оценивать учащихся, стимулирует их к самостоятельному поиску материалов, началу самостоятельной научно-исследовательской работы, что позволяет развивать интерес к изучаемому предмету и психологически перевести учащихся из разряда пассивных зрителей и слушателей в разряд активных участников педагогического процесса. Рейтинговая система контроля и оценки знаний позволяет: • дифференцировать значимость оценок, полученных учеником за выполнение различных видов работы (самостоятельная работа, контрольная работа, текущая, тренинг, домашняя, творческая и др.); • корректировать свою работу, исходя из анализа этой динамики не только учителю, но и ученику, тем самым, ставя его в позицию субъекта учебного процесса; • определить уровень подготовки русского языка и литературы на каждом этапе учебного процесса; • планировать, прогнозировать диапазон уровня знаний, соотнося возможности каждого ученика с образовательным стандартом русского языка и литературы; • повысить объективность оценки знаний, динамики учебного образования ученика по данному предмету не только в течение учебного года, но и за всё время обучение в школе Фактором, стимулирующим учебную деятельность, является информационная открытость системы, что даёт возможность учащимся сопоставлять результаты своей деятельности с результатами одноклассников. Рейтинговая система обеспечивает систематическую, максимально мотивированную работу не только учащихся, но и учителя. Цель внедрения рейтинговой системы контроля и оценки знаний состоит в том, чтобы создать условия для мотивации самостоятельности учащихся, средствами современной и систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями. Реализация внедрения данного педагогического опыта начинается со стадии подготовки к введению рейтинговой системы, когда учитель и учащийся заключают договор о взаимных обязательствах. Рейтинговая система контроля знаний не требует какой-либо существенной перестройки учебного процесса, хорошо сочетается с занятиями в режиме технологий личностно-ориентированного обучения. Выполняя какое-либо задание, учебник зарабатывает определённое количество баллов в зависимости от типа задания и от правильности его выполнения № Виды работы на уроках русского языка Количество баллов 1 Посещение уроков +5 баллов 2 Ведение тетради +10 баллов 3 Работа на уроке +10 баллов 4 Сообщение +15 баллов 5 Исследовательская работа в группе +5 баллов 6 Самостоятельная исследовательская работа +20 баллов 7 Выполнение домашнего задания +15 баллов 8 Участие в олимпиадах, конкурсах, смотрах +20 баллов Предусмотрено также начисление штрафных баллов, что позволяет осуществлять мотивационное эмоциональное регулирование отношения школьника к образованию: № Виды не выполненных работ Минус баллы 1 Пропуск урока по по неуважительной причине -20 баллов 2 Опоздание на урок по неуважительной причине -10 баллов 3 Без школьных принадлежностей (без тетрадей, книги, ручки и т.д) -30 баллов 4 Не выполнение домашнего задания (письменно или устно) -10 баллов 5 Нарушение дисциплины -10 баллов Рейтинговая технология предполагает внедрение новых организационных форм обучения, в том числе, специальные занятия по коррекции знаний и умений учащихся. По результатам деятельности учащегося учитель корректирует сроки, виды и этапы различных форм контроля уровня работы учащегося, тем самым обеспечивает возможность самоуправления образовательной деятельностью. Предусмотрена система перевода баллов в оценку по пятибалльной шкале, поскольку использование традиционный пятибалльной системы оценивания знаний, умений и навыков учащихся необходимо для выставления оценок в классный журнал, в свидетельство, что соответствует требованиям действующих нормативных документов по оценке знаний, умений и навыков учащихся по отдельным предметам. Учащиеся набравшие: 85%-100% от максимальной суммы получают «отлично»; 71%-85% - «хорошо»; 50%-70% - «удовлетворительно». Рейтинговая система оценивания знаний учащихся позволяет реализовать на практике современные педагогические технологий такие как дифференцированные обучение, ситуативное обучение, проблемное обучение, блочно-модульное обучение, ситуативное обучение, игровые технологий, педагогику сотрудничества. Главная сложность при внедрении рейтинговой системы – значительное увеличение временных затрат учителя на подготовку к урокам и на дополнительные занятия. | |
Просмотров: 5467 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|