Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт

Рейтинговая система оценивая знаний учащихся
Сегодня, когда система школьного образования претерпевает серьёзные изменения, изменяется содержание обучения, на первый план выходят методы, приёмы, требующие активной мыслительной деятельности школьников, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, умение видеть проблемы, формировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты, а при необходимости повторять поиск.
Одной из важнейших составляющих образовательного процесса является система оценки качество знаний учащихся.
Школьная система оценивания, ориентированная на эффективное обучение ребенка, должна: содействовать становлению и развитию самооценки учащихся.
Результаты диагностики степени готовности первоклассников к обучению в школе свидетельствуют, что среди учеников, поступивших в школу, более половины имеют высокую степень учебной мотивации, остальные – среднюю. Однако по мере их обучения в школе степень учебной мотивации снижается. И не последнюю роль в этом играет технология оценивания результатов обучения традиционная школьная система бальных оценок не всегда отражает качественное изменение учащихся в процессе обучения, фиксируя в ней лишь результат учебного процесса.
В связи с этим вопрос об усовершенствовании системы оценивания качество знаний учащихся представляется одной из самых актуальных проблем современного образования.
С недавних пор в процессе образования была введена новая система контроля и оценки знаний – система рейтингового контроля. Этот вид контроля не является чем-то новым для европейских стран. (В наших школах рейтинг стал применяться сравнительно недавно). Все, кто занимался рейтинговым контролем знаний учащихся учащихся (Аванесов В.С., Афанасьев Ю.А., Беспалько В.П. и др.), считают необходимостью внедрения данной системы оценивания.
Сам термин рейтинг происходит от английского «Ratinq» - оценка, порядок, классификация и означает субъективную оценку какого-либо плохо измеряемого явление по заданной шкале.
Рейтинговая система контроля это – совокупность правил, методических указаний и соответствующего математического аппарата, реализованного в программном комплексе, обеспечивающем обработку информации как по количественным, так и по качественным показаниям индивидуальной учебной деятельности, позволяющем присвоить персональный рейтинг каждому участнику рейтинга в разрезе любой дисциплины, любого вида занятия, а также обобщенно по ряду дисциплин.
Я, заинтересовалась рейтинговой системой много лет назад в начале как завуч. И начала с рейтинговой деятельности педагогического коллектива. Он включает следующие параметры (таблица №1)
- классное руководство;
-выполнение плана;
- итоги предметных олимпиад и научных проектов;
- итоги дебатов, интеллектуальных конкурсов, смотров, выставок, -- спортивных соревнований;
- участие в семинарах, курсах;
- использование новых технологий;
- наставничество, руководство ШМО, ШМС, творческих групп, ЮДН, КВН и т.д;
- участие в учительских конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях;
- количество данных открытых уроков и внеклассных мероприятий в школе, на город, на республику;
- количество посещенных уроков в школе, в городе, в республике;
- жюри, апробация учебников, публикации, рецензирование учебников, аппеляция и т.д;
- исполнительская дисциплина;
- активность и инициатива;
- выступление на педсоветах и совещаниях;
- сохранность, оформление и оборудование кабинетов;
- летний труд и отдых;
- ведение документации строгой отчетности.

Так как вся выше указанная деятельность различна у классных руководителей 1-4, 5-11-х классов и учителей без классного руководства, мы делим её на 3 категории:
Для учителей - 1-4 классов;
Для учителей - классных руководителей 5-11 классов;
Для учителей – без классного руководства.
Разработаны критерии оценки деятельности учителей по 8 бальной системе. Подсчитывается баллы всех учителей. Называются победители 1-2 -3 места по каждой категории. Всего до 12 человек.
Тут же на педсовете победители награждаются. Затем в течение года эти учителя стоят впереди при всех чествованиях, награждениях, распределении денежных премий.
А мониторинг вывешивается на большом стенде в кабинете завучей и является доступным для всех.
Данные по все видам деятельности каждого учителя предоставляют руководители МО в конце учебного года вместе с отчетом по работе своего МО.
В конце августа (перед педсоветом) над этим материалом работает комиссия в составе заместителей директора по УВР, по ВР, по НР, социального педагога, психологов. Подсчитывается баллы, распределяются места. Итоги докладываются на первом педсовете.
Четыре года назад я включила рейтинговую систему в алгоритм, «Школьный аудит и корректировка низкой успеваемости». Он начинает действовать с сентября: укомплектование 10-х классов, индивидуальные беседы с вновь прибывшими учащимся, с претендентами на аттестат и на свидетельство особого образца по итогам предыдущего года, со слабо успевающими учениками. Начинается подготовка к ЕНТ и ПГК.
Активизируется работа по алгоритму «Школьный аудит и корректировка низкой успеваемости» по итогам I четверти данного года. Итак, во-первых, проводится сравнительный анализ успеваемости и мониторинг качества облученности школы-гимназии №31 по результатам итогов предыдущего года и I четверти данного года:
• рейтинг по параллелям (таблица №2);
• рейтинг гимназических классов (таблица №3);
• рейтинг 1-4 классов общеобразовательного стандарта (таблица №4);
• рейтинг 5-11-х классов общеобразовательного стандарта (таблица №5);
• рейтинг классов коррекции за I четверть (таблица №6).
Классы коррекции имеют успеваемость ниже 40% качества и выделяются из классов общеобразовательного стандарта.
Во всех таблицах графы: класс, классный руководитель, отличников, хорошистов, неуспевающих, % качества, % успеваемости, место в рейтинге.
Таким образом, выявляется положение каждой параллели, каждого класса, отличников, хорошистов, неуспевающих, неаттестованных, с 1-2 «3», с 1-2 «4». Определяются претенденты на получение «Алтын белгі», аттестата с отличием претендентов на получение свительств особого образца.
Такой полный анализ я делаю на педагогическом совете или совещании при директоре по итогам I четверти и результаты вывешиваются на стенде I этаже на 2-3 недели для ознакомления учащимся, их родителями.
Существует определенная схема «Процесс коррекции успеваемости в течение II четверти» (таблица №7).
Кроме того, каждый классный руководитель этих классов получает таблицу «Рейтинг успешности учащихся» (таблица 8). Ее заполняет учитель вместе с активом класса, учитывая итоги деятельности каждого ученика за I четверть.
В таблицу вносятся фамилия, имя всех учеников класса, а затем заполняются 3 блока их деятельности:
1- блок – успеваемость: количество «5», «4», «3», «2», н/а , выводится средний бал.
2 – блок – уровень воспитанности: форма, поведение, пропуск, опоздания.
3 – блок – социальная активность – это результативные выступления на школьных, городских и Республиканских конкурсах и соревнованиях по предметам, вне школьного обязательного стандарта и общественной деятельности. Сюда входят интеллектуальные конкурсы, спортивные и творческие конкурсы, лидерские качества.
Разработаны критерии оценок по 2 и по 3 блоку по 5-ти бальной системе (таблицы №9 и №10).
Вся указанная выше деятельность всех школьных служб, педагогического и ученического коллективов с каждой новой четвертью не начинается снова, а плавно продолжается из одной четверти в другую, из текущего учебного года в следующий.
Результаты работы являются доступными для всех: заслушиваются на педсовете, совещании при директоре, на совещаниях при завучах, на планерках, на родительских собраниях, на собраниях учащихся, на классных часах. Вывешиваются на стендах. Завершается прошедший год педагогическим советом, с чего мы его и начинаем.
Таким образом, получив положительные результаты рейтинговой системы оценки деятельности педагогического коллектива, контроля и оценки знаний учащихся классов, два года назад я решила использовать эту систему на уроках русского языка и литературы в классах, где я работаю, изменив, дополнив виды оцениваемых работ. Это 7-9 классы со слабой дисциплиной и сниженной степенью учебной мотивации.
Из всех систем оценивания знаний, рейтинговая система позволяет более объективно оценивать учащихся, стимулирует их к самостоятельному поиску материалов, началу самостоятельной научно-исследовательской работы, что позволяет развивать интерес к изучаемому предмету и психологически перевести учащихся из разряда пассивных зрителей и слушателей в разряд активных участников педагогического процесса.
Рейтинговая система контроля и оценки знаний позволяет:
• дифференцировать значимость оценок, полученных учеником за выполнение различных видов работы (самостоятельная работа, контрольная работа, текущая, тренинг, домашняя, творческая и др.);
• корректировать свою работу, исходя из анализа этой динамики не только учителю, но и ученику, тем самым, ставя его в позицию субъекта учебного процесса;
• определить уровень подготовки русского языка и литературы на каждом этапе учебного процесса;
• планировать, прогнозировать диапазон уровня знаний, соотнося возможности каждого ученика с образовательным стандартом русского языка и литературы;
• повысить объективность оценки знаний, динамики учебного образования ученика по данному предмету не только в течение учебного года, но и за всё время обучение в школе
Фактором, стимулирующим учебную деятельность, является информационная открытость системы, что даёт возможность учащимся сопоставлять результаты своей деятельности с результатами одноклассников.
Рейтинговая система обеспечивает систематическую, максимально мотивированную работу не только учащихся, но и учителя.
Цель внедрения рейтинговой системы контроля и оценки знаний состоит в том, чтобы создать условия для мотивации самостоятельности учащихся, средствами современной и систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями.
Реализация внедрения данного педагогического опыта начинается со стадии подготовки к введению рейтинговой системы, когда учитель и учащийся заключают договор о взаимных обязательствах. Рейтинговая система контроля знаний не требует какой-либо существенной перестройки учебного процесса, хорошо сочетается с занятиями в режиме технологий личностно-ориентированного обучения.
Выполняя какое-либо задание, учебник зарабатывает определённое количество баллов в зависимости от типа задания и от правильности его выполнения

№ Виды работы на уроках русского языка Количество баллов
1 Посещение уроков +5 баллов
2 Ведение тетради +10 баллов
3 Работа на уроке +10 баллов
4 Сообщение +15 баллов
5 Исследовательская работа в группе +5 баллов
6 Самостоятельная исследовательская работа +20 баллов
7 Выполнение домашнего задания +15 баллов
8 Участие в олимпиадах, конкурсах, смотрах +20 баллов

Предусмотрено также начисление штрафных баллов, что позволяет осуществлять мотивационное эмоциональное регулирование отношения школьника к образованию:

№ Виды не выполненных работ Минус баллы
1 Пропуск урока по по неуважительной причине -20 баллов
2 Опоздание на урок по неуважительной причине -10 баллов
3 Без школьных принадлежностей (без тетрадей, книги, ручки и т.д) -30 баллов
4 Не выполнение домашнего задания (письменно или устно) -10 баллов
5 Нарушение дисциплины -10 баллов

Рейтинговая технология предполагает внедрение новых организационных форм обучения, в том числе, специальные занятия по коррекции знаний и умений учащихся. По результатам деятельности учащегося учитель корректирует сроки, виды и этапы различных форм контроля уровня работы учащегося, тем самым обеспечивает возможность самоуправления образовательной деятельностью.
Предусмотрена система перевода баллов в оценку по пятибалльной шкале, поскольку использование традиционный пятибалльной системы оценивания знаний, умений и навыков учащихся необходимо для выставления оценок в классный журнал, в свидетельство, что соответствует требованиям действующих нормативных документов по оценке знаний, умений и навыков учащихся по отдельным предметам.
Учащиеся набравшие:
 85%-100% от максимальной суммы получают «отлично»;
 71%-85% - «хорошо»;
 50%-70% - «удовлетворительно».
Рейтинговая система оценивания знаний учащихся позволяет реализовать на практике современные педагогические технологий такие как дифференцированные обучение, ситуативное обучение, проблемное обучение, блочно-модульное обучение, ситуативное обучение, игровые технологий, педагогику сотрудничества.
Главная сложность при внедрении рейтинговой системы – значительное увеличение временных затрат учителя на подготовку к урокам и на дополнительные занятия.
Категория: Опыт | Добавил: Анна_31 (2012-03-01) | Автор: Резонтова Нина Сергеевна E
Просмотров: 5467 | Рейтинг: 2.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 7:49 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru