Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
Великданова Л.Н. учитель начальных классов ГУ «Общеобразовательная средняя школа №2» г. Тайынша Северо-Казахстанская область Тема доклада: «Управление качеством образования на диагностической основе в начальной школе» Комплексная педагогическая диагностика входит в систему контроля и оценивания результативности образования. КПД представляет самостоятельную систему обследования общих учебных умений школьников, предлагает решение проблем психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в общеобразовательных учебных заведениях. Существенной особенностью данной системы является определение общей обученности школьников как результирующей всего процесса образования на определенной его ступени, в частности при переходе из начальной школы в основную. Обученность – это глубинная характеристика личности учащегося и одновременно показатель успешности усвоения знаний, умений и навыков учебной деятельности, готовности к продолжению образования. В ней проявляются активность личности, ее отношение к учению, способам учения и нравственно- волевые усилия к достижению целей образования. Обученность как измеряемая величина служит мерой интегрированности (дезинтегрированности) развития психофизиологических функций и состояния учащихся (психофизиологического статуса). Благодаря этому обученность обуславливает обучаемость школьника, то есть, как диагностическая величина характеризуется еще и прогностичностью процесса образования. С позиции информационной теории обучаемость - это способность человека с определенной скоростью и точностью воспринимать, запоминать и преобразовывать информацию разного вида, понятийно-образную и словесно- изобразительную. Цели педагогической диагностики состоят именно в изучении и измерении обученности и обучаемости школьников, которые позволяют оценивать результативность и качество обучения, с одной стороны, а с другой – прогнозировать успешность обучения на последующих этапах. Вторую существенную особенность педагогической диагностики составляет ее инструментарий. В качестве базовых показателей обученности и обучаемости принимаются общие умения- навыки информационной работы учащихся. Эти умения естественным образом реализуются в навыках чтения и письма, а также произвольного внимания и самооценивания. Чтение и письмо выступают как метапсихические функции в общей структуре познавательной и практической деятельности человека. Речевые и речемыслительные умения- навыки составляют основу учения и учебной саморегуляции и адаптации. Одновременно они входят в состав важнейших продуктов образования и обучения в школе. Многолетние исследования и опыт применения педдиагностики показали, что именно чтение и письмо как два наиболее совершенных вида речемыслительной деятельности обладают естественными признаками, поддающимися объективному измерению. Следовательно, третью существенную особенность комплексной педагогической диагностики составляет квалиметрия чтения и письма. Таблица 1. Оценивание навыка чтения вслух в 1- ом классе. Общая оценка Способ чтения Темп чтения, при котором осознает текст Чтение без ошибок Осознанность чтения «Справился» Слоговой способ чтения 25-30 сл/ мин Не более 4 ошибок (искажения читаемых слов, неправильная постановка ударений) Понимание значения отдельных слов и предложений «Не справился» Слоговой способ чтения Менее 25-30 сл/мин Более 4 ошибок (искажения читаемых слов, неправильная постановка ударений) Непонимание значений отдельных слов и предложений Оценивание навыка чтения вслух во 2-ом классе Общая оценка Ответы по содержанию текста Чтение без ошибок Выразительность чтения Темп чтения, при котором осознает основную мысль текста «Справился» Осознание общего смысла прочитанного текста Наличие не более 4-5 ошибок (искажения читаемых слов, неправильная постановка ударений) Умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев Не менее 45 слов/мин «Не справился» Непонимание общего смысла прочитанного текста Более 4 ошибок(искажения читаемых слов, неправильная постановка ударений) Монотонность чтения, отсутствие средств выразительности Менее 45 сл/ мин Таблица « Анализ чтения» Ф. И ученика Показатель техники чтения Уровень техники чтения Уровень понимания прочитанного Способ чтения Характерные ошибки Темп чтения Бормотов Сл/ пл логопед 39/ 60/ 65/ 70 4 3 Галицкая ц/ сл плавно ударение 64/ 67/ 70/ 75 4 4 Коваленко Сл/ отр Окончания,б-д,к-г 32/ 35/ 37/ 37 2 2 Котлинская Д Бук +сл/отр Пут. Букв. 7/ 15/ 15 1 1 Кубрин Сл/ отр+сл/ пл логопед 16/ 20/ 23/ 30 2 2 Кубрин Бук+сл/ отр Оконч. Ударен. 13/ 16/ 16/20 1 1 Махомет Сл/отр Путает буквы 13/15/18/18 1 1 Майер Сл/плав Оконч. удар 35/37/39/н 3 2 Недомовный Букв. Сл/отр логопед 27/29/30/35 2 2 Островкина Сл/плав Оконч ударен 32/35/40/45 2 3 Пшеничный Букв. Сл/отр Оконч. пут. Букв. 35/40/43/46 2 3 Ромашкина Сл/пл+ц/сл Оконч. 48/50/60/65 4 4 Руденко Сл/отр логопед 30/32/36/38 3 3 Салий Сл/отр +сл/пл Оконч. Удар. 30/35/39/45 3 3 Сентюжанов Сл/пл +ц/сл Ударен. 46/48/56/65 4 4 Соломяная Сл/пл+ ц/сл логопед 50/56/65/70 4 4 Уржумова Сл/пл ц/сл Ударен. 42/46/55/65 3 3 Чепыга Букв. С учителем Не зн. Букв. 5-6/ 7-8 1 1 Ющенко Букв. С учителем Не знает буквы 5-6/8 1 1 Оценка техники чтения4-ый уровень-техника чтения в норме -чтение по слогам плавно или более совершенно - чтение без ошибок или 1 ошибка на 30 слов; -темп чтения 20-30 слов в минуту и выше 3-ий уровень - в норме только два основных показателя: способ чтения и правильность чтения; 2-ой уровень - в норме только два показателя, один из которых или способ чтения, или правильность чтения; 1-ый уровень – другие варианты Оценка понимания прочитанного 4-ый уровень – самостоятельно придумывает названия, выражающее главную мысль прочитанного текста 3-ий уровень – выбирает наиболее точное название текста из нескольких предложенных; 2-ой уровень – правильно отвечает на все вопросы ; 1-ый уровень-прочитанное не понимает или улавливает лишь отдельные детали. Таблица «Владение устной речью» 1-ый класс Ф. И. ученика Внешняя характеристика речи Уровень связной речи Показатели Уровень 1 2 3 4 5 Бормотов К - + + - + 2 4 Галицкая + + + + + 4 4 Коваленко - + + - + 2 3 Котлинская - + - + + 2 2 Кубрин + + - - + 2 3 Кубрин - + - + + 2 2 Махомет - + - - + 2 1 Майер + + - + + 3 3 Недомовный - + - - + 2 2 Островкина + + + - + 3 3 Пшеничный - + + + + 3 3 Ромашкина + + + + + 4 4 Руденко + + - - + 2 2 Салий + + + + + 3 3 Сентюжанов + + + + + 4 4 Соломяная + + + + + 2 3 Уржумова - + + - - 2 2 Чепыга - - + - + 2 2 Ющенко - - - - + 1 1 Оценка внешней характеристики устной речи по пяти показателям: 1)говорит охотно; 2)форма общения с учителем и учениками соответствует ситуации; 3)речь в основном грамматически правильная; 4)артикуляция чистая; 5)громкость нормативная. Оценка связности устной речи учащихся 4-ый уровень – говорит связными предложениями; может дать развернутую характеристику объекта или явления; 3-ий уровень-речь состоит из предложений или отдельных слов, заменяющих предложение; характеристика объекта в виде малосвязных мыслей; 2-ой уровень-предложения почти не используются в речи, произносятся в основном отдельные слова; ученик испытывает большие трудности при характеристики объекта или явлений; 1-ый уровень- речь в основном состоит из междометий и частиц; содержание высказывания улавливается с трудом. Динамика развития знаний и умений по русскому языку. Ф. И. ученика Оценка составления текста Уровни самостоятельности Оценка списывания Уровни овладения навыком списывания Оценка графики Бормотов 3 3 Искажения букв, исправления 2 1 Галицкая 4 4 Безуд. Гл. 3 4 Коваленко 2 3 Замена букв б-д,ж-г,безуд. Гл. 2 3 Котлинская 1 1 Пропуски букв, замена букв 1 1 Кубрин 2 2 Гласн. После шипящих ,оформл.,искажен.предл. 2 2 Кубрин 1 1 Замена, пропуски ,искажения букв 1 1 Махомет 1 1 Пропуски букв,искажения предл. 1 1 Майер 2 2 Исправления,перенос,безуд. Глас.,парн. Согл. 2 1 Недомовный 1 1 Пропуски,замен букв 2 3 Островкина 3 3 Исправления,замена букв п-д,б-т 2 3 Пшеничный 2 2 Замена букв,исправления. Гласн. После шипящих 2 2 Ромашкина 3 4 Безуд. Гласн. 4 4 Руденко 2 3 Искажение слов,замена букв 2 2 Салий 2 3 Исправления, парн. Согл.,безуд. Гл. 2 2 Сентюжанов 3 3 Исправления,безуд. Гл.,парн. Согл. 3 3 Соломяная 3 3 исправления 3 4 Уржумова 2 3 Безуд. Гласн. .замена букв 2 3 Чепыга 1 1 Искажения букв 1 1 Ющенко 1 1 Искажения букв 1 1 Оценка составления текста 4-ый уровень- все логико-смысловые части установлены правильно; 3-ий уровень- большинство связей установлены правильно; 2-ой уровень- большинство связей установлены неправильно» 1-ый уровень – хаотический набор предложений. Уровни самостоятельности 4-ый уровень- задание выполняется с доски или с листа. 3-ий уровень – косвенная подсказка: каждое предложение записано на отдельном листочке (метод проб и ошибок); 2-ой уровень – прямая подсказка по части задания: указание на первое предложение; 1-ый уровень – текст составлен с помощью взрослого. Уровни овладения навыком списывания 4-ый уровень - переписывает правильно, без ошибок; 3-ий уровень – допущены отдельные (1-2)ошибки или отдельные (1-3) исправления; 2-ой уровень - а) 3-4 ошибки или 4 исправления; б) 1-2 ошибки и отдельные (1-3) исправления; 1-ый уровень- работа показывает значительные трудности при списывании по большинству показателей. Оценка графики 4-ый уровень - соответствует требованиям графически правильного письма. 3-ий уровень - частичное соответствие, негрубые нарушения; 2-ой уровень - более грубые нарушения; 1-ый уровень - грубые нарушения. Педагогическая диагностика позволяет обнаружить феномен скрытой неуспеваемости детей, определенные пробелы в формировании и развитии учебных умений. Отстающие или слабые ученики отличаются своими недочетами в мотивации, целеполагании, эмоциональном отношении к учебе. Они не владеют вниманием на уроке, не умеют сосредоточиться. Слабо реагируют на плохие оценки. У слабых учащихся отмечается низкая познавательная активность, вплоть до проявления интеллектуальной пассивности. У слабых учащихся часто преобладают отрицательные эмоции. Провести диагностику, поставить «диагноз» - это лишь половина дела. Важно организовать коррекционную работу по исправлению существенных пробелов в речевом развитии. И только после этого проводится повторная диагностика, позволяющая увидеть динамику развития речемыслительных навыков своих учащихся. | |
Просмотров: 1715 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|