Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт

Управление качеством образования на диагностической основе в начальной школе
Великданова Л.Н.
учитель начальных классов
ГУ «Общеобразовательная средняя школа №2»
г. Тайынша Северо-Казахстанская область

Тема доклада: «Управление качеством образования на диагностической основе в начальной школе»
Комплексная педагогическая диагностика входит в систему контроля и оценивания результативности образования. КПД представляет самостоятельную систему обследования общих учебных умений школьников, предлагает решение проблем психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в общеобразовательных учебных заведениях. Существенной особенностью данной системы является определение общей обученности школьников как результирующей всего процесса образования на определенной его ступени, в частности при переходе из начальной школы в основную.
Обученность – это глубинная характеристика личности учащегося и одновременно показатель успешности усвоения знаний, умений и навыков учебной деятельности, готовности к продолжению образования.
В ней проявляются активность личности, ее отношение к учению, способам учения и нравственно- волевые усилия к достижению целей образования. Обученность как измеряемая величина служит мерой интегрированности (дезинтегрированности) развития психофизиологических функций и состояния учащихся (психофизиологического статуса). Благодаря этому обученность обуславливает обучаемость школьника, то есть, как диагностическая величина характеризуется еще и прогностичностью процесса образования.
С позиции информационной теории обучаемость - это способность человека с определенной скоростью и точностью воспринимать, запоминать и преобразовывать информацию разного вида, понятийно-образную и словесно- изобразительную.
Цели педагогической диагностики состоят именно в изучении и измерении обученности и обучаемости школьников, которые позволяют оценивать результативность и качество обучения, с одной стороны, а с другой – прогнозировать успешность обучения на последующих этапах.
Вторую существенную особенность педагогической диагностики составляет ее инструментарий. В качестве базовых показателей обученности и обучаемости принимаются общие умения- навыки информационной работы учащихся. Эти умения естественным образом реализуются в навыках чтения и письма, а также произвольного внимания и самооценивания. Чтение и письмо выступают как метапсихические функции в общей структуре познавательной и практической деятельности человека.
Речевые и речемыслительные умения- навыки составляют основу учения и учебной саморегуляции и адаптации. Одновременно они входят в состав важнейших продуктов образования и обучения в школе.
Многолетние исследования и опыт применения педдиагностики показали, что именно чтение и письмо как два наиболее совершенных вида речемыслительной деятельности обладают естественными признаками, поддающимися объективному измерению. Следовательно, третью существенную особенность комплексной педагогической диагностики составляет квалиметрия чтения и письма.
Таблица 1. Оценивание навыка чтения вслух в 1- ом классе.
Общая оценка
Способ чтения Темп чтения, при котором осознает текст Чтение без ошибок Осознанность чтения
«Справился»
Слоговой способ чтения 25-30 сл/ мин Не более 4 ошибок (искажения читаемых слов, неправильная постановка ударений) Понимание значения отдельных слов и предложений

«Не справился» Слоговой способ чтения Менее 25-30 сл/мин Более 4 ошибок (искажения читаемых слов, неправильная постановка ударений) Непонимание значений отдельных слов и предложений

Оценивание навыка чтения вслух во 2-ом классе
Общая оценка Ответы по содержанию текста Чтение без ошибок Выразительность чтения Темп чтения, при котором осознает основную мысль текста
«Справился» Осознание общего смысла прочитанного текста Наличие не более 4-5 ошибок (искажения читаемых слов, неправильная постановка ударений) Умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев Не менее 45 слов/мин
«Не справился» Непонимание общего смысла прочитанного текста Более 4 ошибок(искажения читаемых слов, неправильная постановка ударений) Монотонность чтения, отсутствие средств выразительности Менее 45 сл/ мин

Таблица « Анализ чтения»
Ф. И ученика Показатель техники чтения Уровень техники чтения Уровень понимания прочитанного
Способ чтения Характерные ошибки Темп чтения
Бормотов Сл/ пл логопед 39/ 60/ 65/ 70 4 3
Галицкая ц/ сл плавно ударение 64/ 67/ 70/ 75 4 4
Коваленко Сл/ отр Окончания,б-д,к-г 32/ 35/ 37/ 37 2 2
Котлинская Д Бук +сл/отр Пут. Букв. 7/ 15/ 15 1 1
Кубрин Сл/ отр+сл/ пл логопед 16/ 20/ 23/ 30 2 2
Кубрин Бук+сл/ отр Оконч. Ударен. 13/ 16/ 16/20 1 1
Махомет Сл/отр Путает буквы 13/15/18/18 1 1
Майер Сл/плав Оконч. удар 35/37/39/н 3 2
Недомовный Букв. Сл/отр логопед 27/29/30/35 2 2
Островкина Сл/плав Оконч ударен 32/35/40/45 2 3
Пшеничный Букв. Сл/отр Оконч. пут. Букв. 35/40/43/46 2 3
Ромашкина Сл/пл+ц/сл Оконч. 48/50/60/65 4 4
Руденко Сл/отр логопед 30/32/36/38 3 3
Салий Сл/отр +сл/пл Оконч. Удар. 30/35/39/45 3 3
Сентюжанов Сл/пл +ц/сл Ударен. 46/48/56/65 4 4
Соломяная Сл/пл+ ц/сл логопед 50/56/65/70 4 4
Уржумова Сл/пл ц/сл Ударен. 42/46/55/65 3 3
Чепыга Букв. С учителем
Не зн. Букв. 5-6/ 7-8 1 1
Ющенко Букв. С учителем Не знает буквы 5-6/8 1 1

Оценка техники чтения4-ый уровень-техника чтения в норме
-чтение по слогам плавно или более совершенно
- чтение без ошибок или 1 ошибка на 30 слов;
-темп чтения 20-30 слов в минуту и выше
3-ий уровень - в норме только два основных показателя: способ чтения и правильность чтения;
2-ой уровень - в норме только два показателя, один из которых или способ чтения, или правильность чтения; 1-ый уровень – другие варианты
Оценка понимания прочитанного
4-ый уровень – самостоятельно придумывает названия, выражающее главную мысль прочитанного текста
3-ий уровень – выбирает наиболее точное название текста из нескольких предложенных;
2-ой уровень – правильно отвечает на все вопросы ;
1-ый уровень-прочитанное не понимает или улавливает лишь отдельные детали.
Таблица «Владение устной речью» 1-ый класс
Ф. И. ученика Внешняя характеристика речи Уровень связной речи
Показатели Уровень
1 2 3 4 5
Бормотов К - + + - + 2 4
Галицкая + + + + + 4 4
Коваленко - + + - + 2 3

Котлинская - + - + + 2 2
Кубрин + + - - + 2 3
Кубрин - + - + + 2 2
Махомет - + - - + 2 1
Майер + + - + + 3 3
Недомовный - + - - + 2 2
Островкина + + + - + 3 3
Пшеничный - + + + + 3 3
Ромашкина + + + + + 4 4
Руденко + + - - + 2 2
Салий + + + + + 3 3
Сентюжанов + + + + + 4 4
Соломяная + + + + + 2 3
Уржумова - + + - - 2 2
Чепыга - - + - + 2 2
Ющенко - - - - + 1 1
Оценка внешней характеристики устной речи по пяти показателям:
1)говорит охотно;
2)форма общения с учителем и учениками соответствует ситуации;
3)речь в основном грамматически правильная;
4)артикуляция чистая;
5)громкость нормативная.
Оценка связности устной речи учащихся
4-ый уровень – говорит связными предложениями; может дать развернутую характеристику объекта или явления;
3-ий уровень-речь состоит из предложений или отдельных слов, заменяющих предложение; характеристика объекта в виде малосвязных мыслей;
2-ой уровень-предложения почти не используются в речи, произносятся в основном отдельные слова; ученик испытывает большие трудности при характеристики объекта или явлений;
1-ый уровень- речь в основном состоит из междометий и частиц; содержание высказывания улавливается с трудом.
Динамика развития знаний и умений по русскому языку.
Ф. И. ученика Оценка составления текста Уровни самостоятельности Оценка списывания Уровни овладения навыком списывания Оценка графики
Бормотов 3 3 Искажения букв, исправления 2 1
Галицкая 4 4 Безуд. Гл. 3 4
Коваленко 2 3 Замена букв б-д,ж-г,безуд. Гл. 2 3
Котлинская 1 1 Пропуски букв, замена букв 1 1
Кубрин 2 2 Гласн. После шипящих ,оформл.,искажен.предл. 2 2
Кубрин 1 1 Замена, пропуски ,искажения букв 1 1
Махомет 1 1 Пропуски букв,искажения предл. 1 1
Майер 2 2 Исправления,перенос,безуд. Глас.,парн. Согл. 2 1
Недомовный 1 1 Пропуски,замен букв 2 3
Островкина 3 3 Исправления,замена букв п-д,б-т 2 3
Пшеничный 2 2 Замена букв,исправления. Гласн. После шипящих 2 2
Ромашкина 3 4 Безуд. Гласн. 4 4
Руденко 2 3 Искажение слов,замена букв 2 2
Салий 2 3 Исправления, парн. Согл.,безуд. Гл.
2 2
Сентюжанов 3 3 Исправления,безуд. Гл.,парн. Согл. 3 3
Соломяная 3 3 исправления 3 4
Уржумова 2 3 Безуд. Гласн. .замена букв 2 3
Чепыга 1 1 Искажения букв 1 1
Ющенко 1 1 Искажения букв 1 1

Оценка составления текста
4-ый уровень- все логико-смысловые части установлены правильно;
3-ий уровень- большинство связей установлены правильно;
2-ой уровень- большинство связей установлены неправильно»
1-ый уровень – хаотический набор предложений.
Уровни самостоятельности
4-ый уровень- задание выполняется с доски или с листа.
3-ий уровень – косвенная подсказка: каждое предложение записано на отдельном листочке (метод проб и ошибок);
2-ой уровень – прямая подсказка по части задания: указание на первое предложение;
1-ый уровень – текст составлен с помощью взрослого.
Уровни овладения навыком списывания
4-ый уровень - переписывает правильно, без ошибок;
3-ий уровень – допущены отдельные (1-2)ошибки или отдельные (1-3) исправления;
2-ой уровень - а) 3-4 ошибки или 4 исправления; б) 1-2 ошибки и отдельные (1-3) исправления;
1-ый уровень- работа показывает значительные трудности при списывании по большинству показателей.
Оценка графики
4-ый уровень - соответствует требованиям графически правильного письма.
3-ий уровень - частичное соответствие, негрубые нарушения;
2-ой уровень - более грубые нарушения;
1-ый уровень - грубые нарушения.
Педагогическая диагностика позволяет обнаружить феномен скрытой неуспеваемости детей, определенные пробелы в формировании и развитии учебных умений. Отстающие или слабые ученики отличаются своими недочетами в мотивации, целеполагании, эмоциональном отношении к учебе. Они не владеют вниманием на уроке, не умеют сосредоточиться. Слабо реагируют на плохие оценки. У слабых учащихся отмечается низкая познавательная активность, вплоть до проявления интеллектуальной пассивности. У слабых учащихся часто преобладают отрицательные эмоции.
Провести диагностику, поставить «диагноз» - это лишь половина дела. Важно организовать коррекционную работу по исправлению существенных пробелов в речевом развитии. И только после этого проводится повторная диагностика, позволяющая увидеть динамику развития речемыслительных навыков своих учащихся.
Категория: Опыт | Добавил: сова (2012-04-02) | Автор: Великданова Любовь Николаевна E
Просмотров: 1715 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 8:04 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru