Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
Учитель истории и ОГП, высшей категории СШ №3 город Атбасар Активные формы обучения на уроках истории, ОГП Философия преподавания: 1. «Не любить историю может человек совершенно не развитый умственно» (Н.Чернышевский). 2. «История – свидетельница эпохи, луч правды, жизнь памяти, посланница минувшего, наставница жизни». (античные мыслители). 3. «Каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно действующим гражданином» (В.Ключевский). Мое профессиональное кредо: каждый урок • источник радостного вдохновенного труда. • источник нового, неизвестного. • источник удивления. • школа самостоятельности и творчества. Долгие годы считалось, что главная задача учителя – передать ученикам знания, обеспечить и проконтролировать их усвоение. В традиционной знаниевой парадигме основной упор в процессе обучения делался на накопление знаний и только после – на их практическое применение, причём чаще всего – не в реальной, а в сугубо учебной ситуации. Таким образом, школа рассматривалась только как подготовка к будущей взрослой жизни, а огромное количество полученных знаний и навыков просто утрачивалось за невостребованностью. Однако последние результаты международного исследования РISA в очередной раз за последние несколько лет продемонстрировали трудности казахстанских школьников в решении сугубо практических задач, требующих применения знаний из самых разных областей науки одновременно, а иногда и просто здравого смысла, умения рассуждать и аргументировать своё мнение. Эффективная подготовка старшеклассников к ЕНТ также предполагает свободный, творческий, а не репродуктивный уровень владения материалом. Модернизация казахстанского образования, осуществляемая в настоящее время, предполагает переход от знаниевой парадигмы к компетентностной. В компетентностной парадигме образование ставит своей целью овладение набором компетенций, необходимых для успешной адаптации в постоянно меняющемся современном обществе. Научить учиться и научить думать, научить ставить цели и грамотно действовать в выбранном направлении – вот задача новой школы. При этом получение знаний становится не самоцелью, а средством достижения поставленной цели. А формирование компетенций происходит в процессе практической деятельности. Конечно, активные формы обучения давно применяются и в рамках знаниевой парадигмы, но, скорее, как исключение, и поэтому не дают нужного эффекта. Необходимо системное внедрение активных форм обучения в школе. Активные методы обучения. Выбор методов определяют: мотивация, психологические особенности, учебные навыки. Схемы использования: опорные сигналы, логические схемы (цепочки), творческие лаборатории, исторические исследования, деловые игры. Цели применения активных методов. • При изучении нового материала: развитие логического мышления, познание нового через ассоциации, привлечение внимания и интереса к проблеме, использование опоры на старые знания. Активизация мышления, создание реального образа. • При закреплении: запоминание ключевых моментов, осознание полученных знаний и себя в них, уточнение неясностей. • При обобщении: повторение изученного, систематизация знаний, осмысление логических связей. • При закреплении: проверка степени усвоения, оценка знаний. Принципы, характерные для активных методов: жизненность и типичность конкретных ситуаций, принятие решений в условиях неопределенности, риска, противодействия. Динамичность процесса управления. Наглядность последствий принимаемых решений. Прочная межпредметная связь. Раскрепощение творческих резервов человеческой психики. Нейтрализация чувства тревоги. Облегчение межличностного общения. Характеристика применяемых методов. «Критическое мышление» - от обыденного знания к новому научному знанию. «Мозговой штурм», опрос по «цепочке» и по полному циклу: учащиеся оценивают сами себя, рассказывают консультанту, тот выставляет оценку; все письменно воспроизводят конспект-схему, учитель выборочно слушает ответы устно, конспект-схема, конспект-настроение, окно в прошлое. Творческие лаборатории: реконструкция общества по археологическим находкам, календарные и обрядовые праздники древних славян, званый ужин в средневековом замке, счастье и несчастье помещика и крестьянина после 1861г., выпуск газеты «Один день в истории». «Я» в истории (погружение в предмет): письмо с фронта, письмо на фронт, мое послевоенное детство. Историческое исследование: мои родственники в разные периоды истории( гражданская война, нэп, коллективизация, Великая Отечественная война, освоение целины, перестройка). Коллективная защита рефератов: работа в минигруппах, оценка, выборы лучших, итог. Итоги. Активные методы учат: 1.обосновывать свою позицию, отстаивать свое решение, уважать коллектив, общаться. 2.Знания каждого ученика пополняются знаниями остальных. 3.Заинтересованность внешней стороной явлений перерастает в интерес к их внутренней сути. В своей практике я выработала определённую систему активных форм обучения на уроках ОГП, факультативных занятиях курса «Религиоведение» внедряемую в течение нескольких последних лет. Остановлюсь подробно на двух формах – групповой практической работе (командная развивающая игра, деловая игра) и индивидуальной практической работе (практикум-тест, практикум по решению познавательных задач). Ведь в компетентностной парадигме приоритетной задачей урока истории, обществознания становится обучение приёмам поиска исторической информации и работы с ней в процессе решения познавательных и практических задач различной сложности, развитие навыков делового и личного общения, самостоятельной и командной работы. Один из вариантов решения этой задачи – использование групповой формы обучения на уроках. Работа в малой группе способствует эффективному усвоению новой и актуализации уже имеющейся информации, отработке учебных умений. Групповая работа обеспечивает высокую мотивацию детей к изучению прошлого, установлению связей между прошлым и настоящим, развивает деятельностно-коммуникативные навыки, улучшает психологический климат в классе. Исходя из опыта работы, можно выделить несколько общих принципов, при соблюдении которых групповая практическая работа на уроке будет по-настоящему эффективной. Внедрение групповых форм работы на уроке должно быть системным, т.е. групповые формы должны применяться не от случая к случаю, а периодически, причём именно тогда, когда они могут дать максимальный эффект. Оптимальный вариант – полноценные, интенсивные занятия в малых группах равномерно в течение учебного года, по 1-2 занятия в каждом крупном тематическом блоке. Групповая практическая работа особенно эффективна на уроке, посвящённом закреплению и углублению новых знаний или отработке умений и навыков, на повторительно-обобщающем уроке, а также на уроке изучения нового материала, если этот материал хорошо известен ученикам помимо школьного урока. Группы должны формироваться с учётом психологических особенностей данного класса. Оценка деятельности ученика на уроке должна складываться из оценки его личной деятельности и деятельности группы в целом. Недопустимо выставлять одинаковую отметку всем членам группы независимо от их личного участия в работе. Обычно я практикую в конце такого урока обсуждение оценки работы каждого ученика сначала самой группой, а потом обоснование каждой оценки перед классом. Естественно, оценивая работу других, человек обязательно оценивает и свою работу. Это способствует развитию рефлексии. В 5-7 классах, на мой взгляд, наиболее эффективны командные развивающие игры, несущие в себе соревновательный элемент, а в 8-11 классах – деловые игры и семинары. Не менее важна также индивидуальная практическая работа. Она содействует процессу интериоризации (работает механизм «действие – ощущение – мысль»), развитию абстрактно-логического мышления, обеспечивает усвоение главного в изучаемом материале, постоянную актуализацию и применение уже имеющихся знаний и навыков, способствует приобретению новых компетенций, позволяют осмыслить уже известное по-новому, индивидуализируют процесс обучения, помогает организовать постоянный, глубокий и всесторонний мониторинг качества обучения. Много работая над созданием системы индивидуальных письменных заданий по ОГП, я приняла для себя и могла бы рекомендовать учителям некоторые общие условия, обеспечивающие эффективность индивидуальной практической работы как на уроке, так и дома. Индивидуальную практическую работу лучше выполнять письменно, особенно в старших классах – это способствует развитию письменной речи и готовит к новому формату экзаменов. Индивидуальная практическая работа (практикум) наиболее целесообразна на уроках закрепления и углубления нового материала и развития умений и навыков, иногда – в качестве домашнего задания (естественно, объём домашней работы не должен быть слишком большим). Необходимо использовать задания разных уровней сложности – от узнавания до оценки (по классификации Блума), причём уровень сложности должен постепенно повышаться и в пределах одного практикума, и, естественно, от класса к классу. Кроме того, необходимо различать как базовый и профильный уровни изучения предмета, так и индивидуальные возможности разных учеников. Важнейшая задача индивидуальной практической работы – обучение навыкам работы с текстом (от учебника – к историческому источнику, научной или публицистической статье). Ребята учатся понимать исторический текст, различать его виды, анализировать содержащуюся в тексте информацию, делать выводы, различать точки зрения, формулировать и аргументировать своё мнение. Предлагаю такой алгоритм планирования индивидуальной практической работы как формы урока: Определение целей и отбор материала 1. Определение области ранее полученных знаний, которые должны быть применены в процессе самостоятельной работы. 2. Определение области новых знаний, которые должны быть получены в процессе самостоятельной работы. 3. Выделение главного в изучаемом материале. 4. Определение тех мыслительных операций и учебных умений, которые должны развиваться в процессе самостоятельной работы. 5. Формулировка цели урока для учителя в соответствии с местом и ролью изучаемой темы в курсе истории. 6. Отбор основного материала для изучения в форме самостоятельной практической работы (возможны и даже желательны, особенно в старших классах, комбинированные варианты). 7. Формулировка цели самостоятельной практической работы для учащихся. Основной материал для изучения Документ (исторический источник, научный, публицистический или художественный текст) Текст учебника Видео- или аудиоматериал Историческая карта, картина Технология создания раздаточного материала 1.Подбор заданий, направленных на воспроизведение и первичное осм ысление изучаемого материала. 2. Подбор заданий, направленных на установление связей между ранее полученными и новыми знаниями, анализ изучаемого материала. 3. Подбор заданий обобщающего и оценочного характера, позволяющих творчески осмыслить изучаемый материал, научиться формулировать и аргументировать собственное мнение. В своей практике я часто использую активные формы учебных занятий (дебаты, деловые игры, командные развивающие игры, конференции, семинары). В настоящее время, в связи с постепенным переходом к ЕНТ, активные формы обучения приобретают особое значение. Ведь они позволяют не «натаскать» на экзамен, а обеспечить свободное владение предметом, развивают самостоятельность мышления и особенно историческую интуицию, что важно не только при выполнении заданий части С, но и при выполнении стандартных тестовых заданий частей А и В. В связи с этим целесообразна следующая структура изучения любого тематического блока в 10-11 классах: вводная лекция с элементами беседы, практикум-обучающий тест (предусмотрено свободное использование любых доступных источников информации), практикум по решению познавательных задач, в завершение – семинар, деловая игра или дебаты. Такая методика обучения позволяет добиваться прочного усвоения исторических фактов без механического заучивания, расширяет круг используемых учениками источников информации, вовлекает в работу каждого ученика на доступном ему уровне сложности. А главное – учащиеся самостоятельно устанавливают разнообразные логические связи между историческими событиями и явлениями, воспринимают исторический процесс во всём его многообразии, высказывают аргументированные суждения по поводу изучаемого материала. Таким образом, системное внедрение активных форм обучения на уроках истории, ОГП, факультативных занятиях «Религиоведения» позволяет эффективно развивать ключевые компетенции, связанные с поиском и практическим применением исторической информации. | |
Просмотров: 3758 | Комментарии: 1 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|