Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЦИОНАЛЬНОГО ОПЫТА В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ Современное казахстанское общество требует от человека не только политехнизма знаний, высокого культурного уровня, глубокой специализации в различных областях науки и техники, но и умения жить, сосуществовать в обществе. Основными параметрами личностного развития ребенка можно считать его ориентацию на общечеловеческие ценности, гуманизм, интеллигентность, креативность, активность, чувство собственного достоинства, независимость в суждениях. Уровень развития этих качеств можно рассматривать как показатели сформированности социальной компетентности и социального становления личности. В ежегодном Послании народу Казахстана 27 января 2012 г. Н.А. Назарбаев отметил, что по-прежнему «важно усиливать воспитательный компонент процесса обучения - патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, законопослушание, физическое и духовное развитие должны прививаться во всех учебных заведениях». Данная цель будет актуальной всегда, ибо, как говорил Теодор Рузвельт, «воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества». Главная задача системы образования – создание необходимых условий для формирования, развития и профессионального становления личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей; реализация прав ребенка на воспитание, образование и всестороннее развитие, сохранение родного языка, культуры, национальных обычаев и традиций, на информированность, укрепление здоровья. Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. Для современного развития нашей страны характерно стремление к социальной реконструкции общества: усилению государственности, демократизации, переходу к рыночной экономике. Изменения в социальной жизни общества предъявляют новые требования, как к выпускнику, так и к самой школе. Учащиеся должны не только овладеть современной системой знаний, но и адаптироваться к постоянно меняющимся социальным условиям. Процесс социализации сопровождается включением индивида в новые социальные отношения, усвоением индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. Переход к рыночной экономике привел к резкому изменению ценностных ориентаций и в значительной мере осложнил процесс социализации. Меняются не только социально значимые ценности, но и механизмы их освоения. Существенно изменились требования к уровню и характеру подготовленности учащихся, осмысленному выбору профессии и осознанию своего соответствия ей, самостоятельной познавательной деятельности, профессиональному образованию, личной жизни, общению с другими людьми, общественно-политической жизни, разумной организации своего досуга. Наша практика показала, что если брать примерный социальный портрет ученика, то школа реализует свою дидактическую функцию, давая детям необходимые знания, учит детей критически мыслить, рассуждать, доказывать, самостоятельно думать и решать проблемные ситуации, активно и творчески использовать полученную информацию на практике, рационально трудиться. Анализ нормативно-правовой базы показал широкое использование понятий «развитие лич¬ности», «права человека», «интересы личности» и других. Данные формулировки предполагают демократизацию, прежде всего, на первичном уровне организаций образования. Как приоритетные цен¬ности выделяются индивидуальное саморазвитие, успешная самореа¬лизация и самоопределение. Соответственно, возникает необходимость исследования процесса социализации в обучении и выявлении наиболее оптимальных факторов, которые могли бы повысить эффективность формирования социально значимых и индивидуальных качеств личности. Проблемы социализации личности стали предметом исследования в трудах Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, Дж. Бэллэнтайн, Э. Дюркгейма, И.С. Кона, Ч.Х. Кули, А.Н. Леонтьева, Д.Г. Мида, А.В. Мудрика, Б.П. Парыгина, В.И. Петрищева, Ж. Пиаже, В.Я. Пилиповского, Н. Смелзера, Г. Уайта, 3. Фрейда, Э. Фромма, Н. И. Шевандрина, И.Л. Элкина, Э. Эриксона и других. Обзор литературы и диссертационных исследований в области социализации позволяет сделать вывод, что проблема социализации личности в настоящее время активно исследуется. В психологии и педагогике рассмотрены внутренние механизмы социализации (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, А.Н. Леонтьев, А.В. Мудрик), индивидуализации (А.Г. Асмолов, Л.И. Божович), становления творческой индивидуальности и базисных качеств личности В.И. Андреев,С.Л. Рубинштейн). Необходимо отметить, что особое внимание в концепции образования РК уделено развитию познавательных интересов детей и молодежи, их творческих способностей, общеучебных умений, навыков самопознания и самообразования, способствующих дальнейшему развитию и самореализации и социализации личности. Также это формирование личностно и профессионально значимых качеств, необходимых для жизни в современном обществе и эффективной социальной профессиональной деятельности, развитие потребности в непрерывном личностном и профессиональном самосовершенствовании, воспитание на основе сформированных в казахстанском обществе устойчивых традиций этнической и религиозной толерантности. Формирование у детей и молодежи навыков противодействия различным формам этнорелигиозного экстремизма и радикализма, проникающим в Казахстан извне. Возрождение системы семейного воспитания и включение семьи в воспитательную систему школы. В ряде организаций образования Республики Казахстан созданы и успешно функционируют воспитательные системы, ориентированные на потребности учащихся, педагогов и родителей, учитывающие конкретные социально-педагогические условия, что позволяет расширить диапазон возможностей воспитательного воздействия на личность. Основные принципы воспитательной политики Казахстана, определенные Конституцией Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан «Об образовании», Законом Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан», Законом Республики Казахстан «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» Законом Республики Казахстан «О браке и семье», Стратегией «Казахстан – 2030», Законом Республики Казахстан «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности» Законом Республики Казахстан «О детских деревнях семейного типа и домах юношества», Законом Республики Казахстан «О профилактике заболевания СПИД», Законом Республики Казахстан «О профилактике и ограничении табакокуре¬ния», Указом Президента Республики Казахстан «О Государственной программе «Здоровье народа», Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2010 года, Государственной программой развития образования Концепцией развития образования Республики Казахстан до 2015 года, Конвенцией «О правах ребенка» и др. В условиях перехода на новую модель образования и усиления роли воспитания в образовательном процессе правомерно рассмотреть вопрос о переориентации содержания воспитания. Поскольку сегодня в образовательном процессе большое внимание уделяется духовно-нравственному развитию личности, то, что именно воспитание нравственности и формирование духовности, а также становится стержнем всего воспитательного процесса. Содержание воспитания определяется его целями и задачами, которые закономерно зависят от содержания и направленности общественного развития и призвано обеспечить становление личности человека на основе усвоения системы гуманистических ценностей, развития всех ее сущностных сфер. Сегодня целесообразно определить такие характерные составляющие воспитания, как вовлечение обучающихся в разнообразную творческую деятельность, в ходе которой осуществляется воспитание и развитие личности: познавательная, ценностно-ориентировочная, художественная, общественная, трудовая, спортивная, свободное общение. Необходимые качества личности, которые были определены в системе воспитательной работы Назарбаев Интеллектуальных школ: субъектность - сформированность жизненной позиции человека, предполагающая его самоопределение, активность и ответственность; образованность - способность человека быть адекватным меняющейся ситуации и работать с расширяющимся знанием; терпимость - принятие ценностей мира и человека, признание инакомыслия, осознание границ своей свободы и прав другого человека, готовность договариваться; функциональная грамотность - знание об окружающем мире и языке общения, обеспечивающее человеку возможность реализовывать жизненные цели различного масштаба. Ожидаемые результаты воспитательной работы НИШ: патриот, который активно участвует в улучшении жизни общества, страны, окружающих его людей уверенный человек, который понимает, что хорошо, а что плохо, легко адаптируется и мобилен, критически мыслит, легко находит общий язык; самостоятельный учащийся, умеет самостоятельно учиться; активный участник, способный работать эффективно в командах, проявлять инициативу, творчество, внедрять инновации и стремится к совершенству; высоконравственная личность, обладающая человеческими, моральными и духовными ценностями Направлениями воспитательной работы школы являются: 1. Патриотическое воспитание 2. Интеллектуальное развитие 3. Нравственное воспитание 4. Физическое и психологическое развитие 5. Поликультурное развитие 6. Развитие лидерских качеств 7. Художественно-эстетическое развитие. Социально-педагогическая деятельность в школе направлена на развитие данных направлений, которое напрямую зависит от наличия действенного механизма педагогического регулирования социального взаимодействия подростка с социальной средой, осуществление которого предполагает следующие направления: • Изучение условий социального развития ребёнка • Включение подростка в активное взаимодействие с социальной средой • Подключение родителей к разрешению возникающих проблем у ребенка • Организация социально-профилактического пространства в образовательном учреждении • Оказание социально-педагогической помощи детям, имеющим проблемы в процессе социализации • Подключение специалистов по работе с ребенком и семьей • Организация взаимодействия всех социальных институтов, функционирующих в социальном окружении подростка. Меняющаяся социальная и политическая среда оказывает влияние на формирование личности ученика. В условиях современной жизни нашего общества актуальной проблемой становится способность учащихся решать социально-значимые проблемы, формирование активной гражданской позиции, патриотических убеждений, приверженность демократическим ценностям, позитивная социализация. Таким образом, важным направлением в нашей воспитательной деятельности является развитие социально активной личности, формирование социально - значимых компетенций, а также развитие высоконравственной личности, обладающей человеческими, моральными и духовными ценностями. Список использованной литературы 1. Послание Президента РК Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана», Январь, 2012 г. 2. Система воспитательной работы АОО Назарбаев Интеллектуальные школы, Астана, ноябрь, 2011 г. // Презентация Microsoft Office Power Point 3. АОО Назарбаев Интеллектуальные школы – Стратегия развития до 2020 года. 4. Сластаненин В., Исаев И., Педагогика //file://localhost/F:/МО/71_slas4.html 5. Конституция Республики Казахстан. 6. Закон Республики Казахстан «Об образовании». 7. Закон Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан». 8. Закон Республики Казахстан «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях». 9. Закон Республики Казахстан «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности». 10. Конвенция «О правах ребенка». | |
Просмотров: 3313 | Комментарии: 2 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|