Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт

Организация работы над научными проектоми, работа с одаренными учащимися на основе дифференцированного индивидуального подхода
Организация работы над научными проектоми, работа с одаренными учащимися на основе дифференцированного индивидуального подхода


Эпиграф: «Скажи мне – и я услышу,
Покажи мне – и я не увижу
Вовлеки меня – и я научусь!»

Научное исследование – процесс формирования новых знаний, вид познавательной деятельности, направленный на открытие объективных закономерностей событий, явлений истории, выявление «белых пятен», целью которых является формирование у учащихся исторического сознания, формирование творческой личности.
Диагностика учащихся с целью выявления способностей: 44% – низкий, 51%-средний и 5% высокий
Условия для занятия исследовательской деятельностью.
- интерес к проблеме
- умение работать с источниками
- собирать и систематизировать информацию
Приобретать опыт от зарождения идеи до итогов рефлексии
Этапы работы учителя с учеником
- Выбор темы
-определение целей и задач
- изучение литературы по данной проблеме
-создание рабочей гипотезы, и определение методики исследования
-проверка гипотезы через определенную методику
- анализ полученных данных, построение выводов
- описание исследований
Что необходимо школьникам для успеха?
-Способность творчески мыслить
-Уметь работать самостоятельно, ставить задачи и успешно их решать
-Определять приоритеты, планировать конкретные результаты и нести персональную ответственность за них.
Во первых надо выбрать такую тему, чтобы она была интересной для ученика.
Во вторых необходимо изучить и проанализировать литературу по данной проблеме с целью определения «белого пятна» и наметить пути решения проблемы. После того как тема выбрана определить цель исследования. Например: тема нашего исследования была: «История депортации на территории Семипалатинского Прииртышья в биографиях ее участников» После того как была выбрана тема мы определяем цель исследования: Проследить историю депортации на территории Семипалатинского Прииртышья( в 30- начале 40-х годов) через автобиографии ее участников.
А также определили актуальность темы: 1. Формирование целостного и объективного мировоззрения на прошлое.
2. На основе объективных знаний формирование исторической культуры не может быть правильным, когда в прошлом современники пытаются найти или только черное или только белое, тем более, когда пытаются очернить или осмеять те или иные исторические события и действия конкретных субъектов, как составной части основной культуры человека, и т.д.
Затем поставили перед собой задачи, которые должны решить в ходе исследования: 1. Поиск живых свидетелей депортации, проживающих на территории г. Семея
2.Поиск архивных материалов и других документов, свидетельствующих о депортации в Семипалатинскую область
3. Выяснить оценки депортации народов и условия их адаптирования и дальнейшего проживания на территории Казахстана современным населением города
4. Апробирование результатов исследования через публикацию в СМИ, научных изданиях.
Затем выбрали методы исследования, например, к данному исследованию были выбраны следующие методы:
- Интервью с участниками, свидетелями депортации
- Сбор архивных материалов и других документальных свидетельств
- Социальный опрос
- Контекст – анализ историографии и материалов СМИ и др. В ходе исследования учащиеся работали в архивах города Семей и г. Усть – Каменогорска, а так же встречались с участниками, т. е. депортированными, это люди преклонного возраста и им непросто было пережить вновь то страшное для них время, многим становилось плохо с сердцем, так как непросто было возвратиться к тем событиям. Работали с литературой по данному периоду, но нигде не было личностного подхода к данной проблеме. По завершению работы совместно с СГУ им.Шакарима, с кандидатом исторических наук, директором центра социального мониторинга и прогнозирования Коноваловым А.П, который является научным консультантом, мы выпустили монографию: «Эхо» депортации 1937- 1946гг в свидетельствах и оценках современников (Восточно –Казахстанский регион)
Преимущества персональных проектов:
-План работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной четкостью
-У учащихся полноценно формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от них самих.
Учащийся приобретает опыт деятельности на всех без исключения этапах выполнения проекта – от зарождения идеи до итоговой рефлексии
-Формирование у учащихся важнейших общеучебных умений и навыков, исследовательских, оценочных.
Какова роль учителя в проектной деятельности?
Авторитет учителя определяется его способностью быть инициатором интересных начинаний. Впереди будет тот, кто инициирует и провоцирует самостоятельную активность учащихся, кто бросает вызов их сообразительности и изобретательности. Это оказывается и вызовом самому себе. В определенном смысле учитель перестает быть только «чистым предметником» - он становится педагогом широкого профиля, педагогом, помогающим ученику увидеть мир во всем его единстве, красоте, многообразии. Выбирать тему надо такую, чтобы учитель был компетентен в данной проблеме и всегда мог помочь ученику, если тот будет затрудняться
Образовательный потенциал проектной деятельности:
- Создает у учащихся образ цельного знания
- Повышает мотивацию учащихся в получении дополнительных знаний
-Изучение важнейших методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод исследования)
- интерпретация результатов
Работа над научным проектом воспитывает у учащихся:
- значимые общечеловеческие ценности
- чувство ответственности, самодисциплины
- способности к самоорганизации
- желания делать свою работу качественно
Работа над научными проектами развивает:
- исследовательские и творческие способности личности
- способность к самоопределению
- умения самостоятельно конструировать свои знания
- коммуникативные умения и навыки
-способность разбираться в исторических событиях
- умение планировать свою работу и время
-навыки анализа и рефлексии, умение представить результаты своей работы
Работа над проектом кропотливая работа, которая требует большой затраты времени, умений и навыков, но очень интересная работа, которая увлекает учащихся.Сами учащиеся говорят: Как стало интересно учиться в школе, мы столько узнали нового, о котором раньше и не представляли. Обычно над проектом мы работаем 2 года. Много факторов определяют успешность проекта: учащихся надо брать для исследования, которые проявляют интерес к исследованию, с хорошей речью, со знанием предмета по которому проводится исследование, так как учащиеся проходят тестирование по предмету и если они не набирают 60%, то они выбывают из конкурса. Умение правильно оформить сам проект, используя для этого документы, фотографии, которые необходимо разместить по тексту, так как просто набранный текст не вызовет интереса, и вряд ли такая работа заинтересует. Приготовить наглядность, яркую, которая бы содержала и и отражала всю проделанную работу. Немаловажный фактор как представить работу, как привлечь внимание к проблеме членов жюри. Работа над проблемой играет большое значение для воспитания у учащихся исторического сознания, а также воспитывает у учащихся патриотизм, ведь работа над проектом дает возможность прикоснуться руками к истории, встречаясь с участниками тех событий.
Научный проект: «История освоения целинных и залежных земель 1954-1965 гг. в свидетельствах и оценках современников (полевые исследования в Восточном Казахстане)»
Актуальность темы :
1. Необходимость изучения «Белых пятен», имеющихся в ИОЦЗЗ, в том числе и по Восточно-Казахстанской области, то есть, как показали исследования, таковых оказалось достаточно много.
2. Необходимость систематизации ряда исторических реалий, связанных с организацией и проведением такого рода крупномасштабных и глобальных мероприятий как освоение новых земель.
3. Определить оценки некоторых исторических последствий от распахивания значительных площадей пашен, строительства большого количества новых населённых пунктов, а так же от притока массы населения на территорию Казахстана и ВКО.
4. Выяснение взглядов и оценок современников на ИОЦЗЗ, как ими воспринимаются эти исторические события и как они руководствуются ими в социальной жизни.
Цели исследования подчинены актуальным сторонам научного исследования. Проверить степень позитивных и негативных результатов оставленных целинной эпопеей. Проследить недостаточно известные страницы ИОЦЗЗ на территории Казахстана, Восточно-Казахстанской области (в 1954-1965 гг.) через имеющиеся документы и свидетельства её участников, а также выяснить оценки современников по данному периоду прошлого Казахстана. И самое главное нужно было убедиться в том, какие оценки преобладают среди населения ВКО по поводу последствий от распахивания 25 млн. га земли, от создания тысяч новых населенных пунктов и сельхоз производств и т.д.
Методы исследования, получение научной информации:
 Историографический анализ.
 Интервью с участниками Целинной эпопей (этнографическое исследование).
 Работа с архивными материалами.
 Социологический опрос взрослого населения ВКО.
Основные результаты исследования:
• Нам удалось встретиться с участниками целинной эпопеи, проживающими на территории ВКО по вопросам их деятельности в данном периоде, опросили 16 первоцелинников. Это же подтверждается архивными материалами и документами.
Вот некоторые фрагменты из бесед с первоцелинниками:
Казаков Евгений Середонович, украинец,
родился 21 июля 1938 года
в Украинской области
в городе Сталина.
Проживает в Казахстане,
г. Семей.
“Приехали мы, - рассказывает Е.С., - в чистую степь. Зимовали в вагончиках, неделями не умывались, пока не создали бытовые условия… В те годы не было даже нормальных условий для выполнения труда и нам на помощь выделили новую технику в виде таких тракторов, как НАТЕ, ИТЗ, СТО. Что приехал на Целину я, не жалею. Казахстан стал для меня второй родиной…”
Медончак Станислав Иосифович, украинец,
родился 11 августа 1931года
в Украине, в Винницкой области.
Проживает в Казахстане,
с. Новопокровка.
-В 1955 г., я по путевке комсомола, в Переменовскую МТС, приехал с Украины. Если комсомольцев в 1954 году целина встретила морозами и метелями, - вспоминал Станислав Иосифович,- то нас в 1955 году - жарой и засухой. Выехали с Украины в июне, когда было все в зелени и через 7 дней приехали в такие места, где степь вся желтая.
Приехали мы с группой целинников 22 июня, возле мастерской поставили 4 палатки для всех, и 23 июня мы уже были возле комбайнов, ремонтировали, работали, не считаясь со временем. Техники было мало, и поэтому уборка длилась долго.
Весну 1956 года мы встретили как настоящие хлеборобы: пахали, бороновали, сеяли и убирали, а сколько радости смотреть на хлебные поля, возделанные нами.
Один из ярких моментов тех лет, который я вспоминаю, по сей день, это когда летом после работы записывались в очередь поиграть в волейбол. Был один мяч в селе и одна сетка. Среди приезжих были люди различных национальностей. Но мы жили все как семья - дружно. В свободное время - каждый рассказывал о себе, о своих родных краях.
• Нами проведен социологический опрос среди взрослого населения ВКО по поводу их отношения к ИОЦЗЗ и её последствиям для жизни современных казахстанцев. Цели социологического опроса исходили из исторической актуальности такого глобального мероприятия, коим было освоение новых земель в СССР, Казахстане, Восточно-Казахстанской области.
Начать демонстрацию полученных материалов хотела бы с анализа того, чем сегодня больше всего озабочены восточноказахстанцы и, какое место среди общественно-значимых проблем занимают “белые пятна” истории освоения целинных и залежных земель, а также ее последствия в жизни современного Казахстана. Чем интересны представленные данные?
Во-первых, они подтверждают известную истину, что для новых поколений людей актуальными остаются текущие проблемы – сиюминутные проблемы материального, социального и духовного бытия. Имеется ввиду, что такие нюансы как «Белые пятна» в истории интересуют далеко не всех современников (в рейтинге на двадцать седьмом месте). Отсюда, в частности, нетрудно сделать вывод, что многое из истории общества вряд ли может вызывать обострения социального самочувствия у нынешних современников.
Как видим, большая часть населения знает, помнит о таком глобальном мероприятии, проходившем в СССР на протяжении более 10 лет. Однако имеются и те, кому не известно об этом историческом факте, точнее это 37,4% опрошенных. Среди таковых больше молодежи. Но с другой стороны очень отрадно, что Целина оценивается восточноказахстанцами положительно. В основном современники считают это событие как важным и нужным. Нынешняя молодежь, как люди и старшего поколения, видят в целине позитивный результат. А это крайне важно в деле исторического воспитания, уже их детей и внуков. Также важно, с точки зрения межнациональной ситуации, что абсолютное большинство жителей области (а это в основном казахи) сожалеет по поводу массового отъезда на историческую родину немцев, украинцев, русских и других национальностей. Прежде всего, нужно заметить, что непосредственных участников, свидетелей целинной эпопеи становится меньше. Большая часть респондентов в этом апеллирует к дедушкам, бабушкам и даже прадедушкам и прабабушкам. То есть здесь мы говорим об уменьшении численности непосредственных носителей знаний об истории Целины. Имеем ввиду, что сумма массы единичных свидетелей истории дает наиболее целостную и объективную картину рассматриваемого прошлого. О последствиях целинной эпопеи, хотела бы сказать, что Во-первых, среди населения ВКО превалируют позитивные мнения об итогах целинной кампании в СССР. То есть целина, по мнению абсолютного большинства опрошенных, принесла гораздо больше пользы, нежели вреда.
Во-вторых, нынешняя молодёжь, как и люди старшего поколения, видит в целине позитивный результат.
В-третьих, единственное, что имеет «темный» оттенок в социологической динамике – это подтверждение общеизвестного факта по поводу «урона», который нанесен Целиной этническому развитию казахов. Действительно, как свидетельствуют многие другие исследования, именно к концу целинной эпопеи в Казахстане удельный вес этнических казахов в структуре населения опустился до 32,8% и в общественной коммуникации основательно утвердился один язык – русский. Однако сегодня трудно сказать, как можно было избежать этой проблемы и одновременно реализовать столь масштабный продовольственный проект силами одних только казахстанцев – не получилось бы.
Таким образом, исследования показали, что:
1.Целина явилась уникальным историческим событием, коснулась практически все народы СССР. Миллионами целинниками проведена огромная работа по решению продовольственной и социальной проблемы, в частности уже в 1955г. население Республики досыта наелись хлеба.
2.Для большинства участников целины данное мероприятие явилось основой для высокой целеустремлённости, мужества и трудового героизма.
3.Современные восточноказахстанцы в основном положительно оценивают ОЦЗЗ, ведь она была продиктована необходимостью, была решением продовольственной проблемы, острота которой в тот период была наивысшей. Современники так же не наблюдают трагических последствий от массовых ОЦЗЗ и в основном правильно понимают и её суть, и её содержание. (Количество опрошенных 1200 Восточноказахстанцев)
В завершении хотела бы сослаться на следующие характерные предложения и замечания, вписанные респондентами по поводу целинной эпопеи и развития сельского хозяйства и современного аула Казахстана.
Кардинальное техническое перевооружение сельского хозяйства. Больше новой, высокопроизводительной техники и механизмов.
Подготовка кадров для сельского хозяйства. Больше грантов. После вузов направлять специалистов в села. Создавать им социальные условия, причем кардинальным образом.
Заинтересовывать молодежь для работы на селе посредством высокой заработной платы, льготными кредитами и налогообложением, созданием культурных условий.
Открывать новые производства по евростандартам (комплексы, заводы и т.д.).
Результативность работы над научными проектами: 2009 году заняли
Результаты исследования: 2008-2009 учебный году тема исследования: « Распространение алкогализма и наркомании среди подростков г. Семей.» Тищинко Юлия и Айдарова Арайлым стали победителями республиканского конкурса научных проектов, заняли 3 место и получили образовательные гранты, данные ученики являются студентами 3 курса университета Шакарима и продолжают заниматься исследованиями, участвуют в международных конференциях. В 2009-2010 году тема исследования: « История депортации на территории Семипалатинского Прииртышья в биографиях ее участников» республиканскими призерами стали Жакупбаева Аида и Атаева Дилбар, также обучаются на грантах одна ученица в Евразийском универститете г. Астаны, другая в университете Шакарим, данные ученицы вошли в золотой фонд Казахстана. В 2010г Актасова Диана заняла 3 место в городском конкурсе научных проектов. Тема исследования «История освоения целинных и залежных земель 1954- 1965гг в свидетельствах целинников и оценках современников» (Восточно – Казахстанский регион), приняли участие в международной конференции г.Барнаул, в 2011г в областном конкурсе научных проектов, Диана заняла 1 место, выпущена монография « Целинная эпопея в свидетельствах и оценках», которая издана в феврале месяце 2011г. Актасова Диана обучается на 1 курсе Евразийском университете в городе Астане. Учащиеся, которых в школе заинтересовали и научили работать над научными проектами, будучи студентами высших учебных заведений, продолжают заниматься исследованием, так как им очень интересно заниматься этим делом, являются успешными студентами.

Учитель истории: Жилкова C. А. КГУ «Средняя общеобразовательная школа № 11» г.Семей
Категория: Опыт | Добавил: Светлана_Алексеевна (2012-05-15)
Просмотров: 1257 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 10:44 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru