Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
Организация работы над научными проектоми, работа с одаренными учащимися на основе дифференцированного индивидуального подхода Эпиграф: «Скажи мне – и я услышу, Покажи мне – и я не увижу Вовлеки меня – и я научусь!» Научное исследование – процесс формирования новых знаний, вид познавательной деятельности, направленный на открытие объективных закономерностей событий, явлений истории, выявление «белых пятен», целью которых является формирование у учащихся исторического сознания, формирование творческой личности. Диагностика учащихся с целью выявления способностей: 44% – низкий, 51%-средний и 5% высокий Условия для занятия исследовательской деятельностью. - интерес к проблеме - умение работать с источниками - собирать и систематизировать информацию Приобретать опыт от зарождения идеи до итогов рефлексии Этапы работы учителя с учеником - Выбор темы -определение целей и задач - изучение литературы по данной проблеме -создание рабочей гипотезы, и определение методики исследования -проверка гипотезы через определенную методику - анализ полученных данных, построение выводов - описание исследований Что необходимо школьникам для успеха? -Способность творчески мыслить -Уметь работать самостоятельно, ставить задачи и успешно их решать -Определять приоритеты, планировать конкретные результаты и нести персональную ответственность за них. Во первых надо выбрать такую тему, чтобы она была интересной для ученика. Во вторых необходимо изучить и проанализировать литературу по данной проблеме с целью определения «белого пятна» и наметить пути решения проблемы. После того как тема выбрана определить цель исследования. Например: тема нашего исследования была: «История депортации на территории Семипалатинского Прииртышья в биографиях ее участников» После того как была выбрана тема мы определяем цель исследования: Проследить историю депортации на территории Семипалатинского Прииртышья( в 30- начале 40-х годов) через автобиографии ее участников. А также определили актуальность темы: 1. Формирование целостного и объективного мировоззрения на прошлое. 2. На основе объективных знаний формирование исторической культуры не может быть правильным, когда в прошлом современники пытаются найти или только черное или только белое, тем более, когда пытаются очернить или осмеять те или иные исторические события и действия конкретных субъектов, как составной части основной культуры человека, и т.д. Затем поставили перед собой задачи, которые должны решить в ходе исследования: 1. Поиск живых свидетелей депортации, проживающих на территории г. Семея 2.Поиск архивных материалов и других документов, свидетельствующих о депортации в Семипалатинскую область 3. Выяснить оценки депортации народов и условия их адаптирования и дальнейшего проживания на территории Казахстана современным населением города 4. Апробирование результатов исследования через публикацию в СМИ, научных изданиях. Затем выбрали методы исследования, например, к данному исследованию были выбраны следующие методы: - Интервью с участниками, свидетелями депортации - Сбор архивных материалов и других документальных свидетельств - Социальный опрос - Контекст – анализ историографии и материалов СМИ и др. В ходе исследования учащиеся работали в архивах города Семей и г. Усть – Каменогорска, а так же встречались с участниками, т. е. депортированными, это люди преклонного возраста и им непросто было пережить вновь то страшное для них время, многим становилось плохо с сердцем, так как непросто было возвратиться к тем событиям. Работали с литературой по данному периоду, но нигде не было личностного подхода к данной проблеме. По завершению работы совместно с СГУ им.Шакарима, с кандидатом исторических наук, директором центра социального мониторинга и прогнозирования Коноваловым А.П, который является научным консультантом, мы выпустили монографию: «Эхо» депортации 1937- 1946гг в свидетельствах и оценках современников (Восточно –Казахстанский регион) Преимущества персональных проектов: -План работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной четкостью -У учащихся полноценно формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от них самих. Учащийся приобретает опыт деятельности на всех без исключения этапах выполнения проекта – от зарождения идеи до итоговой рефлексии -Формирование у учащихся важнейших общеучебных умений и навыков, исследовательских, оценочных. Какова роль учителя в проектной деятельности? Авторитет учителя определяется его способностью быть инициатором интересных начинаний. Впереди будет тот, кто инициирует и провоцирует самостоятельную активность учащихся, кто бросает вызов их сообразительности и изобретательности. Это оказывается и вызовом самому себе. В определенном смысле учитель перестает быть только «чистым предметником» - он становится педагогом широкого профиля, педагогом, помогающим ученику увидеть мир во всем его единстве, красоте, многообразии. Выбирать тему надо такую, чтобы учитель был компетентен в данной проблеме и всегда мог помочь ученику, если тот будет затрудняться Образовательный потенциал проектной деятельности: - Создает у учащихся образ цельного знания - Повышает мотивацию учащихся в получении дополнительных знаний -Изучение важнейших методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод исследования) - интерпретация результатов Работа над научным проектом воспитывает у учащихся: - значимые общечеловеческие ценности - чувство ответственности, самодисциплины - способности к самоорганизации - желания делать свою работу качественно Работа над научными проектами развивает: - исследовательские и творческие способности личности - способность к самоопределению - умения самостоятельно конструировать свои знания - коммуникативные умения и навыки -способность разбираться в исторических событиях - умение планировать свою работу и время -навыки анализа и рефлексии, умение представить результаты своей работы Работа над проектом кропотливая работа, которая требует большой затраты времени, умений и навыков, но очень интересная работа, которая увлекает учащихся.Сами учащиеся говорят: Как стало интересно учиться в школе, мы столько узнали нового, о котором раньше и не представляли. Обычно над проектом мы работаем 2 года. Много факторов определяют успешность проекта: учащихся надо брать для исследования, которые проявляют интерес к исследованию, с хорошей речью, со знанием предмета по которому проводится исследование, так как учащиеся проходят тестирование по предмету и если они не набирают 60%, то они выбывают из конкурса. Умение правильно оформить сам проект, используя для этого документы, фотографии, которые необходимо разместить по тексту, так как просто набранный текст не вызовет интереса, и вряд ли такая работа заинтересует. Приготовить наглядность, яркую, которая бы содержала и и отражала всю проделанную работу. Немаловажный фактор как представить работу, как привлечь внимание к проблеме членов жюри. Работа над проблемой играет большое значение для воспитания у учащихся исторического сознания, а также воспитывает у учащихся патриотизм, ведь работа над проектом дает возможность прикоснуться руками к истории, встречаясь с участниками тех событий. Научный проект: «История освоения целинных и залежных земель 1954-1965 гг. в свидетельствах и оценках современников (полевые исследования в Восточном Казахстане)» Актуальность темы : 1. Необходимость изучения «Белых пятен», имеющихся в ИОЦЗЗ, в том числе и по Восточно-Казахстанской области, то есть, как показали исследования, таковых оказалось достаточно много. 2. Необходимость систематизации ряда исторических реалий, связанных с организацией и проведением такого рода крупномасштабных и глобальных мероприятий как освоение новых земель. 3. Определить оценки некоторых исторических последствий от распахивания значительных площадей пашен, строительства большого количества новых населённых пунктов, а так же от притока массы населения на территорию Казахстана и ВКО. 4. Выяснение взглядов и оценок современников на ИОЦЗЗ, как ими воспринимаются эти исторические события и как они руководствуются ими в социальной жизни. Цели исследования подчинены актуальным сторонам научного исследования. Проверить степень позитивных и негативных результатов оставленных целинной эпопеей. Проследить недостаточно известные страницы ИОЦЗЗ на территории Казахстана, Восточно-Казахстанской области (в 1954-1965 гг.) через имеющиеся документы и свидетельства её участников, а также выяснить оценки современников по данному периоду прошлого Казахстана. И самое главное нужно было убедиться в том, какие оценки преобладают среди населения ВКО по поводу последствий от распахивания 25 млн. га земли, от создания тысяч новых населенных пунктов и сельхоз производств и т.д. Методы исследования, получение научной информации: Историографический анализ. Интервью с участниками Целинной эпопей (этнографическое исследование). Работа с архивными материалами. Социологический опрос взрослого населения ВКО. Основные результаты исследования: • Нам удалось встретиться с участниками целинной эпопеи, проживающими на территории ВКО по вопросам их деятельности в данном периоде, опросили 16 первоцелинников. Это же подтверждается архивными материалами и документами. Вот некоторые фрагменты из бесед с первоцелинниками: Казаков Евгений Середонович, украинец, родился 21 июля 1938 года в Украинской области в городе Сталина. Проживает в Казахстане, г. Семей. “Приехали мы, - рассказывает Е.С., - в чистую степь. Зимовали в вагончиках, неделями не умывались, пока не создали бытовые условия… В те годы не было даже нормальных условий для выполнения труда и нам на помощь выделили новую технику в виде таких тракторов, как НАТЕ, ИТЗ, СТО. Что приехал на Целину я, не жалею. Казахстан стал для меня второй родиной…” Медончак Станислав Иосифович, украинец, родился 11 августа 1931года в Украине, в Винницкой области. Проживает в Казахстане, с. Новопокровка. -В 1955 г., я по путевке комсомола, в Переменовскую МТС, приехал с Украины. Если комсомольцев в 1954 году целина встретила морозами и метелями, - вспоминал Станислав Иосифович,- то нас в 1955 году - жарой и засухой. Выехали с Украины в июне, когда было все в зелени и через 7 дней приехали в такие места, где степь вся желтая. Приехали мы с группой целинников 22 июня, возле мастерской поставили 4 палатки для всех, и 23 июня мы уже были возле комбайнов, ремонтировали, работали, не считаясь со временем. Техники было мало, и поэтому уборка длилась долго. Весну 1956 года мы встретили как настоящие хлеборобы: пахали, бороновали, сеяли и убирали, а сколько радости смотреть на хлебные поля, возделанные нами. Один из ярких моментов тех лет, который я вспоминаю, по сей день, это когда летом после работы записывались в очередь поиграть в волейбол. Был один мяч в селе и одна сетка. Среди приезжих были люди различных национальностей. Но мы жили все как семья - дружно. В свободное время - каждый рассказывал о себе, о своих родных краях. • Нами проведен социологический опрос среди взрослого населения ВКО по поводу их отношения к ИОЦЗЗ и её последствиям для жизни современных казахстанцев. Цели социологического опроса исходили из исторической актуальности такого глобального мероприятия, коим было освоение новых земель в СССР, Казахстане, Восточно-Казахстанской области. Начать демонстрацию полученных материалов хотела бы с анализа того, чем сегодня больше всего озабочены восточноказахстанцы и, какое место среди общественно-значимых проблем занимают “белые пятна” истории освоения целинных и залежных земель, а также ее последствия в жизни современного Казахстана. Чем интересны представленные данные? Во-первых, они подтверждают известную истину, что для новых поколений людей актуальными остаются текущие проблемы – сиюминутные проблемы материального, социального и духовного бытия. Имеется ввиду, что такие нюансы как «Белые пятна» в истории интересуют далеко не всех современников (в рейтинге на двадцать седьмом месте). Отсюда, в частности, нетрудно сделать вывод, что многое из истории общества вряд ли может вызывать обострения социального самочувствия у нынешних современников. Как видим, большая часть населения знает, помнит о таком глобальном мероприятии, проходившем в СССР на протяжении более 10 лет. Однако имеются и те, кому не известно об этом историческом факте, точнее это 37,4% опрошенных. Среди таковых больше молодежи. Но с другой стороны очень отрадно, что Целина оценивается восточноказахстанцами положительно. В основном современники считают это событие как важным и нужным. Нынешняя молодежь, как люди и старшего поколения, видят в целине позитивный результат. А это крайне важно в деле исторического воспитания, уже их детей и внуков. Также важно, с точки зрения межнациональной ситуации, что абсолютное большинство жителей области (а это в основном казахи) сожалеет по поводу массового отъезда на историческую родину немцев, украинцев, русских и других национальностей. Прежде всего, нужно заметить, что непосредственных участников, свидетелей целинной эпопеи становится меньше. Большая часть респондентов в этом апеллирует к дедушкам, бабушкам и даже прадедушкам и прабабушкам. То есть здесь мы говорим об уменьшении численности непосредственных носителей знаний об истории Целины. Имеем ввиду, что сумма массы единичных свидетелей истории дает наиболее целостную и объективную картину рассматриваемого прошлого. О последствиях целинной эпопеи, хотела бы сказать, что Во-первых, среди населения ВКО превалируют позитивные мнения об итогах целинной кампании в СССР. То есть целина, по мнению абсолютного большинства опрошенных, принесла гораздо больше пользы, нежели вреда. Во-вторых, нынешняя молодёжь, как и люди старшего поколения, видит в целине позитивный результат. В-третьих, единственное, что имеет «темный» оттенок в социологической динамике – это подтверждение общеизвестного факта по поводу «урона», который нанесен Целиной этническому развитию казахов. Действительно, как свидетельствуют многие другие исследования, именно к концу целинной эпопеи в Казахстане удельный вес этнических казахов в структуре населения опустился до 32,8% и в общественной коммуникации основательно утвердился один язык – русский. Однако сегодня трудно сказать, как можно было избежать этой проблемы и одновременно реализовать столь масштабный продовольственный проект силами одних только казахстанцев – не получилось бы. Таким образом, исследования показали, что: 1.Целина явилась уникальным историческим событием, коснулась практически все народы СССР. Миллионами целинниками проведена огромная работа по решению продовольственной и социальной проблемы, в частности уже в 1955г. население Республики досыта наелись хлеба. 2.Для большинства участников целины данное мероприятие явилось основой для высокой целеустремлённости, мужества и трудового героизма. 3.Современные восточноказахстанцы в основном положительно оценивают ОЦЗЗ, ведь она была продиктована необходимостью, была решением продовольственной проблемы, острота которой в тот период была наивысшей. Современники так же не наблюдают трагических последствий от массовых ОЦЗЗ и в основном правильно понимают и её суть, и её содержание. (Количество опрошенных 1200 Восточноказахстанцев) В завершении хотела бы сослаться на следующие характерные предложения и замечания, вписанные респондентами по поводу целинной эпопеи и развития сельского хозяйства и современного аула Казахстана. Кардинальное техническое перевооружение сельского хозяйства. Больше новой, высокопроизводительной техники и механизмов. Подготовка кадров для сельского хозяйства. Больше грантов. После вузов направлять специалистов в села. Создавать им социальные условия, причем кардинальным образом. Заинтересовывать молодежь для работы на селе посредством высокой заработной платы, льготными кредитами и налогообложением, созданием культурных условий. Открывать новые производства по евростандартам (комплексы, заводы и т.д.). Результативность работы над научными проектами: 2009 году заняли Результаты исследования: 2008-2009 учебный году тема исследования: « Распространение алкогализма и наркомании среди подростков г. Семей.» Тищинко Юлия и Айдарова Арайлым стали победителями республиканского конкурса научных проектов, заняли 3 место и получили образовательные гранты, данные ученики являются студентами 3 курса университета Шакарима и продолжают заниматься исследованиями, участвуют в международных конференциях. В 2009-2010 году тема исследования: « История депортации на территории Семипалатинского Прииртышья в биографиях ее участников» республиканскими призерами стали Жакупбаева Аида и Атаева Дилбар, также обучаются на грантах одна ученица в Евразийском универститете г. Астаны, другая в университете Шакарим, данные ученицы вошли в золотой фонд Казахстана. В 2010г Актасова Диана заняла 3 место в городском конкурсе научных проектов. Тема исследования «История освоения целинных и залежных земель 1954- 1965гг в свидетельствах целинников и оценках современников» (Восточно – Казахстанский регион), приняли участие в международной конференции г.Барнаул, в 2011г в областном конкурсе научных проектов, Диана заняла 1 место, выпущена монография « Целинная эпопея в свидетельствах и оценках», которая издана в феврале месяце 2011г. Актасова Диана обучается на 1 курсе Евразийском университете в городе Астане. Учащиеся, которых в школе заинтересовали и научили работать над научными проектами, будучи студентами высших учебных заведений, продолжают заниматься исследованием, так как им очень интересно заниматься этим делом, являются успешными студентами. Учитель истории: Жилкова C. А. КГУ «Средняя общеобразовательная школа № 11» г.Семей | |
Просмотров: 1257 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|