Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
ИМИДЖ ШКОЛЬНОГО БИБЛИОТЕКАРЯ Мыц Галина Владимировна, библиотекарь ССШ № 25 г. Актобе Процесс социально – общественного развития неумолимо движется вперёд. Одна общественная формация сменяет другую, сохраняя богатый опыт человечества и привнося новое, способствующее развитию цивилизации. Богатый опыт человечества накапливается в книгах, передаваясь от поколения к поколению. Для сохранения самих книг, для продления их «творческой жизни» и значимости человечество создало библиотеки. В сложившихся условиях периода повышения статуса библиотеки, её социально- образовательной значимости, одной из основных задач, стоящих перед современными библиотеками, становится развитие имиджа библиотеки, с учётом расширения значения самого понятия «имидж». Имидж библиотечной профессии. Имидж школьного библиотекаря. Что такое имидж? Образ? Но имидж не равен образу. Имидж - это тот образ, к которому имеется отношение. Имидж отражает впечатление, которое производит его носитель. Но впечатление - это бытовой, а не научный термин. Итак, все-таки имидж - это мнение. Ваше мнение о данном человеке, о данной профессии. Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе ничего сказать не можешь?» Козьма Прутков Долгое время в средствах массовой информации, художественной литературе (как русской, так и мировой), киноискусстве формировался отрицательный образ библиотекаря (тусклая внешность, волосы, убранные в пучок, тихая, а порой даже забитая женщина). И что удивительно - библиотекари не пытались сломать данное представление о себе. Но прошло время, и появился интерес к восприятию другими своей профессии. Это связано с изменениями в стране и в самом библиотечном сообществе. Библиотекари выходят на международный уровень, общаются с коллегами из разных стран, и как следствие этого приходит понимание себя и место своей профессии в мире. Возникает потребность во взгляде на себя со стороны, возникает проблема имиджа библиотечной профессии. Ваша внешность как источник мнения о вас: габитарный имидж школьного библиотекаря Восприятие человека по его одежде, макияжу, прическе, т.е. внешнему виду, называют «габитарным имиджем». У школьных библиотекарей он на низком уровне. И, наверно, главный враг на данном пути - низкая самооценка. Многие считают, что габитарный имидж не главное: «Пусть меня воспринимают такой, какая я есть, даже если я в рваных колготках и с немытой головой. Главное, какой я человек и специалист!» Не могу не прокомментировать данную позицию цитатой из книги Наталии Правдиной «Я люблю себя»: - «Чувствуете себя свободными - станете свободными, чувствуете себя независимыми - станете независимыми, потому что Ваши мысли влияют и на то, как Вы двигаетесь, и на то, как Вы начинаете говорить и даже на скорость и легкость Вашей походки. Но для начала Вам стоит воспитать в себе отношение к своим заслугам. Поощрение Ваших успехов способно в несколько раз увеличить темпы их роста... Женщина чувствует себя так, как она выглядит... Мы можем подумать, что нас могут оценить не по достоинству? Что значит не по достоинству? Ведь достоинство определяется Вашим собственным к себе отношением. Эта та цена, которую мы сами себе назначаем. И получается, что чем более мы себя ценим, тем у нас больше шансов быть правильно оцененными. И чем больше мы себя ценим, тем больше это проявляется в нашем внешнем виде и в поступках. Женщина, которая себя высоко ценит, не позволит появиться на людях с немытыми волосами, в несвежей блузке, в стоптанных туфлях». Одна из главных задач по формированию имиджа библиотечной профессии - это создание притяжения (аттракции), создание приятного мнения о специалистах в данной области. Школьный библиотекарь – это библиотекарь, разбирающийся в вопросах педагогики и психологии, умеющий найти ключ к сердцу юного читателя, способный понять горести и радости учащегося, помогая ему продолжить свой путь к книге и знанию. Это специалист, владеющий современными средствами коммуникации, информационными технологиями. Информационная, научная, досуговая, просветительская – вот сферы деятельности библиотекаря, которые дают возможность реализовать устремления каждого профессионала – библиотекаря. Одним из немаловажным профессиональным качеством любого специалиста является компетентность. Компетентность – мера соответствий знаний, умений и опыта. Какими же профессиональными компетенциями должен обладать библиотекарь школы? Карта профессиональных компетенций библиотекаря: 1. Проектировочные - Планирование работы: лично своей и библиотеки в целом; - Выявление проблем; - Определение целей, форм и методов библиотечной деятельности; - Прогнозирование результатов. - Умение внедрять передовой опыт. - Умение составлять отчёты. - Создание нового имиджа библиотеки. - Определение наиболее эффективных форм обслуживания и перспективы его развития. 2. Аналитические - Анализ деятельности библиотеки - Умение искать причины неудач в недостатках собственной деятельности. - Умение критически мыслить. - Изучение читательских интересов и особенностей чтения уч-ся в целях определения интенсивности чтения, установление изменений в чтении возрастных групп. -Мониторинговая деятельность -Способность оценивать и контролировать читательскую деятельность (пользователей и собственную) 3. Коммуникативные - Умение устанавливать оптимальные взаимоотношения с различными группами пользователей. - Умение находить путём решения проблем библиотеки с администрацией школы. - Умение координировать свою деятельность с работой учителей – предметников и классных руководителей. - Умение проявлять требовательность, касающуюся выполнения правил пользования библиотекой, бережного отношения к книжному фонду. - Умение выстраивать профессиональные отношения в коллективе библиотеки, во внешней среде, с другими учреждениями. - Ораторские (речевые умения) - Умение вести дискуссионные формы работы. - Умение излагать свои мысли чётко, логично, убедительно, образно, доступно. - Эмоциональная сдержанность в любых ситуациях. 4.Организаторские - Организация и проведение массовых мероприятий по формированию информационной культуры; - Совместная работа библиотеки с другими библиотеками города; - Управление деятельности библиотеки для реализации её планов и проектов; - Организация и предоставление библиотечных услуг; - Формирование читательского актива, читательских групп; - Стимулировать самообразование читателей. 5. Информационно – коммуникативные - Использование ресурсов сети Интернет; - Умение пользоваться сканером, принтером, копиром, цифровым фотоаппаратом, видео камерой; - Умение формировать базы и банки данных. Профессиональная компетентность библиотекаря формируется из следующих компонентов: • достаточный уровень профессионального образования; • профессиональный опыт; • высокая культура специалиста; • мотивированное стремление к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию; • творческое и ответственное отношение к делу. Информационная культура выражается в наличии у человека комплекса знаний, умений, навыков и рефлексивных установок во взаимодействии с информационной средой. Это место мы и попробуем обозначить в форме перечня основных направлений работы по формированию информационной культуры: * Формирование библиотечного фонда. * Организация комфортной информационной среды. * Информационная и методическая работа. * Реализация функций координационного центра в школе по формированию информационной культуры. * Массовая работа со школьниками (в том числе, выставочная). * Индивидуальная работа с читателями (в том числе, участие в проектной деятельности учащихся). * Систематическое повышение собственного профессионального уровня. Модель современного библиотекаря можно представить через три взаимосвязанных блока: «знать», «уметь», «иметь». «Знать» - знание нормативов, норм, правил, регламентов, технологий и стандартов библиотечного дела. «Уметь» - профессиональные и личностные умения и навыки. «Иметь» - способности, опыт и непосредственно деятельность. Если все три блока одинаково развиты в личности библиотекаря, то тогда можно говорить о специалисте высокого уровня, о компетентном профессионале. Роль в образовательном пространстве школы у библиотекаря многообразна. Можно определить две основные позиции современного библиотечного специалиста. Для учащегося – это педагог в области работы с художественной книгой и информацией, специалист, который формирует у ребят читательские и читательские компетентности. Для учителей - это методист, в области работы с художественной книгой и информацией, помогающий формированию подобных компетентностей и у них. Школьный библиотекарь нуждается в активном маркетинге самого себя и ежедневном доказательстве своей важности для школы. Многие считают, что для создания имиджа школьной библиотеки достаточно оснастить её оргтехникой, компьютером, сделать ремонт. Но главное в нашей работе- это информационное обслуживание, предоставление пользователям необходимой информации. Профессиональный рост как основная часть имиджа школьного библиотекаря И, наконец, самое главное - это потребность в постоянном обучении, повышении своей квалификации и как следствие - изменение пространства вокруг себя. Если раньше школьная библиотека с хорошим книжным фондом была пределом мечтаний, то современная информационная ситуация и появление новых нетрадиционных для библиотеки информационных продуктов ставит вопрос о создании на базе школьных библиотек медиатек. Благодаря Интернету, применению в практике работы библиотек компьютеров, оргтехники встал вопрос об обучении школьных библиотекарей современным информационным технологиям и влиянии последних на формирование имиджа современного школьного библиотекаря. | |
Просмотров: 1272 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|