Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
Реформирования системы образования в современных условиях направлено на формирования у выпускников школы не только определенного набора знаний, умений, навыков, но и так называемых компетенций. Компетенция (по Хуторскому А.В) – совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним (наперед заданное требования к образовательной подготовке ученика). Ключевые компетенции включают в себя умения выполнять целостное, понятное, грамотное действие, решить реальную ситуацию, задачу. Наша школа в течении двух лет работает в рамках эксперимента «Медиаобразование», по теме «Создания школьной системы медиаобразование как условие формирования информационно-коммуникационных компетентностей учащихся ». Медиаобразование – это процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (массмедиа) с целью формирования культуры общения с ними, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, анализа, интерпретации и оценки медиатекстов - то есть, разнообразных произведений, распространяемых через масссмедиа. Созданы и внедрены педагогические технологии, направленные на формирование ключевых компетенций, однако для достижения этой цели можно задействовать и ресурсы самого урока. Целенаправленное формирование у учащихся во время урока и при выполнении домашних заданий умения работать с различными источниками информации приведет в дальнейшем к боле успешному усвоению изучаемого материала. На уроках физики и в повседневной жизни учащиеся встречаются со многими явлениями, но обычно не задумываются над их объяснением – на столько они привычны. Аристотель говорил, что « Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле.». Курс физики строится на использовании разнообразных методик обучения, направленных на усвоение большого потока информации. Согласно этому - цель изучения физики, выработка следующих компетенций: 1. Информационная компетентность Показатели: - умеет ставить и обосновывать цели своей деятельности; - владеет способами сбора информации; - умеет обрабатывать информацию, применяя логические операции; -планирует и осуществляет свою деятельность в соответствии с целью; - умеет критически относится к любой информации; - умеет осуществлять контроль за ходом и результатами своей работы. 2. Компьютерная компетентность Показатели: - создавать документы с помощью программ; - поиск информации в Интернете; -сохранять информацию на разных носителях; - работать в интерактивном режиме. 3. Коммуникативная компетентность Показатели: - легко входит в общение; -умеет строить взаимодействие для достижения цели; -умеет занимать различные позиции, понимает роли других; - проявляет корректность, лояльность, толерантность к другим. Информационная компетентность – способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий. И впоследствии использование этих способностей для успешной подготовки учащихся в образовательных областях. Одной из главных задач в преподавании школьной физики является формирование « информационной » личности, т.е. владеющей такими качествами, как информационная грамотность, информационный стиль мышления, информационное поведение, информационное мировоззрение. Информационная компетентность состоит из следующих критериев: 1. Информационно – грамотный школьник: - умеет пользоваться информационными системами; - умеет искать и отбирать информацию для достижения конкретно поставленной цели; - умеет рационально использовать и сохранять информационные данные. 2. Ученик, обладающий информационным стилем мышления: - умеет ставить задачи; - умеет строить информационные модели изучаемого материала; - умеет упорядочивать, систематизировать, структурировать данные и знания, знать способы представления данных; - умеет принимать решения о применении того или иного программного обеспечения; - умеет использовать современные информационные технологии. 3. Информационное поведение ученика: - умение организовывать поиск необходимой информации; - умение работать с отобранной информацией, т.е. структурировать, систематизировать, обобщать, представлять в виде, понятном другим ученикам; 4.Информационное мировоззрение учащегося: - знание законов функционирования информации в обществе; - понимание сущности происходящих информационных преобразований; - понимание своего места и своих задач в информационном обществе. Формирование перечисленных качеств учащегося возможно только через продуктивную учебную деятельность, ориентированную на использование в процессе обучения системы исследовательского инструментария. К исследовательским инструментам, использование которых ведет к формированию информационной компетентности можно отнести: - компьютерные программы; - компьютерные сети, в том числе Интернет; - электронная почта и электронная конференцсвязь; - интерактивные среды, использующие анимацию, звук и музыку. Практика показывает, что владение именно этими инструментами позволяет оценивать информационные качества современного образованного человека. Быстро подготовить документ и оформить его; составить качественный отчет, снабдив его наглядными графиками и иллюстрациями; обработать информацию и занести ее в базу данных; разослать и принять сообщения по электронной почте; активно использовать возможности анимации, звука и музыки в своих разработках, проектах и отчетах – этими умениями и навыками должен обладать человек сегодняшней действительности. Практический пример формирования информационной компетентности рассматривается мною и рамках дополнительного компонента при изучении спецкурса « Физика в лицах. ». Предмет физика в школе изучается учащимися с 7 по 11 класс на базовом уровне, но количество часов для полного изучения биографии и трудов известных физиков не хватает .Изучение прошлого и современности поможет глубже понять общий ход научного прогресса, вскрыть основные закономерности. Учащиеся при изучении данного спецкурса ознакомятся с биографией ученного, совершенными ими научными открытиями и о последствиях данных неизученных изысканий. Полученные данные помогут в систематизации знаний по физике. Цели данного спецкурса: - воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира и современных технологий; - уважение к труду ученого; - оживить преподавание и привить учащимся интерес к физике. Задачи: Образовательные: - поиск информации с использованием различных источников ( учебные тексты, справочные и научно-популярные издания, компьютерные базы данных и др. ) - обработка информации и представление ее в различных формах; - сотрудничество с другими учащимися в процессе совместной работы по разработке презентаций, слайд - фильмов… Воспитательные: - формирование потребности в саморазвитии; - познакомить учащихся с достижениями ученых; Повысить интерес к изучаемому предмету. Развивающие: - работать над формированием умений выделять главное, делать обобщения и анализировать факты; - закрепить самостоятельно, делать выводы и сравнивать факты. Формирование ИКТ- компетентностей учащихся и освоение умений работать с информацией происходит в рамках системно - деятельностного подхода в процессе изучения данного курса. Учащиеся научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники ее получения; критически относится к информации и к выбору источника информации. В результате проведения данного спецкурса учащиеся 10-х классов подготовили красочные, имеющие много дополнительного материала слайд – презентации, работы содержали материал , в котором рассматривались такие черты ученого , как гражданственность, гуманизм и социальную справедливость. Как итогом совместной работы с учащимися были выпущены газета « Школьная панорама ( Возникновение физики.) », небольшие, но содержащие много интересного материала книжечки о ученых физиках, буклеты и диски с работами учащихся. Развитие творческого мышления учащихся, умение самостоятельно приобретать и использовать знания на практике в тесной связи с учебными предметами образовательных областей « Естествознания». | |
Просмотров: 1497 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|