Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт

«Развитие информационных компетентностей учащихся в рамках дополнительного компонента» (Спецкурс «Физика в лицах»)
Реформирования системы образования в современных условиях направлено на формирования у выпускников школы не только определенного набора знаний, умений, навыков, но и так называемых компетенций.
Компетенция (по Хуторскому А.В) – совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним (наперед заданное требования к образовательной подготовке ученика).
Ключевые компетенции включают в себя умения выполнять целостное, понятное, грамотное действие, решить реальную ситуацию, задачу.
Наша школа в течении двух лет работает в рамках эксперимента «Медиаобразование», по теме «Создания школьной системы медиаобразование как условие формирования информационно-коммуникационных компетентностей учащихся ».
Медиаобразование – это процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (массмедиа) с целью формирования культуры общения с ними, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, анализа, интерпретации и оценки медиатекстов - то есть, разнообразных произведений, распространяемых через масссмедиа.
Созданы и внедрены педагогические технологии, направленные на формирование ключевых компетенций, однако для достижения этой цели можно задействовать и ресурсы самого урока. Целенаправленное формирование у учащихся во время урока и при выполнении домашних заданий умения работать с различными источниками информации приведет в дальнейшем к боле успешному усвоению изучаемого материала.
На уроках физики и в повседневной жизни учащиеся встречаются со многими явлениями, но обычно не задумываются над их объяснением – на столько они привычны. Аристотель говорил, что « Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле.». Курс физики строится на использовании разнообразных методик обучения, направленных на усвоение большого потока информации. Согласно этому - цель изучения физики, выработка следующих компетенций:
1. Информационная компетентность
Показатели:
- умеет ставить и обосновывать цели своей деятельности;
- владеет способами сбора информации;
- умеет обрабатывать информацию, применяя логические операции;
-планирует и осуществляет свою деятельность в соответствии с целью;
- умеет критически относится к любой информации;
- умеет осуществлять контроль за ходом и результатами своей работы.


2. Компьютерная компетентность
Показатели:
- создавать документы с помощью программ;
- поиск информации в Интернете;
-сохранять информацию на разных носителях;
- работать в интерактивном режиме.
3. Коммуникативная компетентность
Показатели:
- легко входит в общение;
-умеет строить взаимодействие для достижения цели;
-умеет занимать различные позиции, понимает роли других;
- проявляет корректность, лояльность, толерантность к другим.
Информационная компетентность – способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий. И впоследствии использование этих способностей для успешной подготовки учащихся в образовательных областях. Одной из главных задач в преподавании школьной физики является формирование « информационной » личности, т.е. владеющей такими качествами, как информационная грамотность, информационный стиль мышления, информационное поведение, информационное мировоззрение.
Информационная компетентность состоит из следующих критериев:
1. Информационно – грамотный школьник:
- умеет пользоваться информационными системами;
- умеет искать и отбирать информацию для достижения конкретно поставленной цели;
- умеет рационально использовать и сохранять информационные данные.
2. Ученик, обладающий информационным стилем мышления:
- умеет ставить задачи;
- умеет строить информационные модели изучаемого материала;
- умеет упорядочивать, систематизировать, структурировать данные и знания, знать способы представления данных;
- умеет принимать решения о применении того или иного программного обеспечения;
- умеет использовать современные информационные технологии.
3. Информационное поведение ученика:
- умение организовывать поиск необходимой информации;
- умение работать с отобранной информацией, т.е. структурировать, систематизировать, обобщать, представлять в виде, понятном другим ученикам;
4.Информационное мировоззрение учащегося:
- знание законов функционирования информации в обществе;
- понимание сущности происходящих информационных преобразований;
- понимание своего места и своих задач в информационном обществе.
Формирование перечисленных качеств учащегося возможно только через продуктивную учебную деятельность, ориентированную на использование в процессе обучения системы исследовательского инструментария. К исследовательским инструментам, использование которых ведет к формированию информационной компетентности можно отнести:
- компьютерные программы;
- компьютерные сети, в том числе Интернет;
- электронная почта и электронная конференцсвязь;
- интерактивные среды, использующие анимацию, звук и музыку.
Практика показывает, что владение именно этими инструментами позволяет оценивать информационные качества современного образованного человека. Быстро подготовить документ и оформить его; составить качественный отчет, снабдив его наглядными графиками и иллюстрациями; обработать информацию и занести ее в базу данных; разослать и принять сообщения по электронной почте; активно использовать возможности анимации, звука и музыки в своих разработках, проектах и отчетах – этими умениями и навыками должен обладать человек сегодняшней действительности.
Практический пример формирования информационной компетентности рассматривается мною и рамках дополнительного компонента при изучении спецкурса « Физика в лицах. ».
Предмет физика в школе изучается учащимися с 7 по 11 класс на базовом уровне, но количество часов для полного изучения биографии и трудов известных физиков не хватает .Изучение прошлого и современности поможет глубже понять общий ход научного прогресса, вскрыть основные закономерности. Учащиеся при изучении данного спецкурса ознакомятся с биографией ученного, совершенными ими научными открытиями и о последствиях данных неизученных изысканий. Полученные данные помогут в систематизации знаний по физике.
Цели данного спецкурса:
- воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира и современных технологий;
- уважение к труду ученого;
- оживить преподавание и привить учащимся интерес к физике.
Задачи:
Образовательные:
- поиск информации с использованием различных источников ( учебные тексты, справочные и научно-популярные издания, компьютерные базы данных и др. )
- обработка информации и представление ее в различных формах;
- сотрудничество с другими учащимися в процессе совместной работы по разработке презентаций, слайд - фильмов…
Воспитательные:
- формирование потребности в саморазвитии;
- познакомить учащихся с достижениями ученых;
Повысить интерес к изучаемому предмету.
Развивающие:
- работать над формированием умений выделять главное, делать обобщения и анализировать факты;
- закрепить самостоятельно, делать выводы и сравнивать факты.
Формирование ИКТ- компетентностей учащихся и освоение умений работать с информацией происходит в рамках системно - деятельностного подхода в процессе изучения данного курса. Учащиеся научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники ее получения; критически относится к информации и к выбору источника информации.
В результате проведения данного спецкурса учащиеся 10-х классов подготовили красочные, имеющие много дополнительного материала слайд – презентации, работы содержали материал , в котором рассматривались такие черты ученого , как гражданственность, гуманизм и социальную справедливость. Как итогом совместной работы с учащимися были выпущены газета « Школьная панорама ( Возникновение физики.) », небольшие, но содержащие много интересного материала книжечки о ученых физиках, буклеты и диски с работами учащихся.
Развитие творческого мышления учащихся, умение самостоятельно приобретать и использовать знания на практике в тесной связи с учебными предметами образовательных областей « Естествознания».
Категория: Опыт | Добавил: aitzhan_kk (2012-06-11) | Автор: Парыгина Ю.Ю. ШГ №31 г. Астана E
Просмотров: 1497 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 1:45 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru