Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
Самоанализ урока биологии с использованием игровой технологии: "Клетка – элементарная, структурная и функциональная единица живого" 9-м класс Цафт Татьяна Викторовна, учитель биологии и химии. ... Другого ничего в природе – нет, Ни здесь, ни там в космических глубинах: Всё – от песчинок малых до планет – Из элементов состоит единых. С.Щипачёв. Цель: -сформировать у учащихся представление о единстве состава живой материи, в основных группах химических элементов, образующих живое вещество биосферы; - информировать углубленные сведения о клетке; - охарактеризовать особенности строения молекулы воды в связи с её ролью в жизнедеятельности клетки; - нацелить уч-ся на особенности состава и структуры неорганических и органических веществ клетки. Задачи: • Актуализировать знания уч-ся о строении клеток, их особенностях; • Сформировать четкие представления об особенностях строения и функционировании каждого типа органоидов растений и животных.; • Выявить биологическое действие изучаемых веществ на живые организмы; • Развивать умение обобщать факты, строить аналогии и делать выводы; • Развивать биолого-экологическое мышление; • Развивать способность учащихся к биолого-химическому прогнозированию; • Воспитывать чувство ответственности за полученные знания; • Развивать умение оказания помощи в учебном процессе слабомотивированным уч-ся ассистентами учителя; • Обратить внимание присутствующих на игровые моменты методических технологий функционирования способных учащихся - ассистентов учителя; • Использование интегрированной формы урока-игры, с учётом межпредметных связей с химией, микробиологией, медициной и т.д.. Образовательные задачи формирования представлений : - особенностей строения различных типов клеток; - особенностей строения и функционирования различных типов органоидов; - этапов биологической роли разных типов размножения. Развивающие задачи: - работать с учебным текстом, выделяя главное; - обобщать полученные знания, выделяя и выстраивая их в логической последовательности; - сообщать полученную информацию кратко, в доступной форме. Воспитательные задачи: - формировать естественно - научное мировоззрение на основе знаний о естественном происхождении жизни ( единство химического состава живого и неживого); - формировать бережное отношение к жизни вообще на основе знаний о невозможности искусственного создания живых систем. Оборудование: доска, интерактивное оборудование, иллюстрации ,наглядные пособия, таблицы с изображением животной клетки, тканей, систем органов и их строение, таблицы и схемы дидактического материала рабочих тетрадей, методического руководства, учебных пособий, название команд и бейджики, микроскоп с оборудованием , аудиовизуальные средства, специальные рабочие тетради по биологии. До начала урока учитель объясняет предназначение листов хронометража рабочего времени, листы раздаются всем участникам игры. Тип урока – игры: комбинированный. Используется технология работы ассистентов учителя на уроке-игре, с учётом дифференцированного подхода к обучению. Этапы урока Деятельность учителя. Деятельность учащихся. Хронометраж раб.времени. 1.Организационный Постановка цели. Знакомство с этапами урока. 3-4мин. 2.Повторение пройденного материала. Работа ассистентов учителя. Экспресс-викторина. 5-6 мин. 3.Усвоение новых знаний. Работа ассистентов учителя. Экспресс-викторина. 5-6 мин. 4.Первичное и вторичное закрепление Усвоение пройденных тем. Работа над решением поставленной проблемы. Совместный ответ и задания в рабочих тетрадях. Экспресс-викторина: в рабочих тетрадях. Работа в группах с оказанием помощи слабомотивированным уч-ся. Выполнение заданий повышенной сложности с использованием знаний экспертной группы. 5 мин. 17 мин. 5.Итоги урока Выставление оценок, выдача жетонов. Запись дом.задания в рабочих тетрадях, учебниках. 4 мин. 6. Обсуждение урока-игры. Выполнение поставленных целей и задач. Рекомендации. 10 мин. Урок начинается с организационного момента, задача которого - подготовить учащихся к работе на уроке. (Приветствие друг друга, запись в журнал фамилии тех, кто отсутствует, проверка готовности ребят к занятию.) Этот этап урока, хотя и был непродолжительным, позволил быстро включить учащихся в ход урока. Организовать хронометраж рабочего времени урока-игры. Организационные моменты: организация хронометража рабочего времени на уроке, определение целей и задач урока-игры, распределение командного состава ( 3-4 мин.),где распределены рабочие места, согласно игровому моменту: 1ком. Кудайбергенова Аслана, 2 ком. Константинововй Юлии, 3 ком.:команда экспертов/ассистентов учителя/, 4 ком. – «Учёный совет» учителей, посетивших урок./ У каждой команды имеется своё название , бейджики/. Следующий этап - обзор изученного материала - повторение ранее изученных тем и проверка домашнего задания. Задача - выявить пробелы в знаниях и устранить их, совершенствовать знания и умения, подготовиться к восприятию новой темы. Чтобы определить уровень знаний большинства учеников за короткий промежуток времени, я пригласила для выполнения интерактивных упражнений мультимедийного учебного пособия ассистентов учителя: Шадрину Стеллу и Хамзину Асем, подготовили и провели для всех учащихся интересную «Экспресс-викторину».(Проверка д/з: 13-16 « Органические вещества, входящие в состав клетки». Стр. 13-16. Экспресс-викторина на стр. 16 ( 1-5).(Задание ассистентам учителя для закрепления пройденных тем). Тематический материал в дальнейшем использовался при изучении новой темы. Обязательны на этапе повторения комментирование ответов учащихся, оценка их знаний, умений и навыков, стимулирование деятельности школьников похвалой, одобрением, в том числе и ассистентами учителя. Этап изучения нового материала я начала с сообщения темы, целей и задач урока, поставила перед школьниками учебную проблему. Поскольку ребята уже знают важнейшие теоретические вопросы курса биологии, то большую часть учебного материала этого урока я предпочла преподавать дедуктивно. Для этого учащимся предлагаются вопросы, при ответе на которые школьники привлекают ранее приобретенные знания и в то же время изучают новый материал. К тому же это позволяет использовать такие важнейшие принципы дидактики, как научность и доступность. Новые понятия и схемы реакций предлагались учащимся по слайдам презентации. Соблюдая принцип систематичности, я шла по пути от известного к неизвестному, от простого к сложному. В игровых моментах используя деятельность ассистентов учителя Объяснение новой темы урока: стр.16-18 «Клетка – элементарная, структурная и функциональная единица живого». Объяснение новой темы урока проводят ассистенты учителя: Шадрина Стелла и Хамзина Асем. Ассистенты показывают классу схемы, конструкции клеток и их органоидов. (Задают вопросы по ходу объяснения нового материала, с учётом повторения пройденных тем).( Проверяем хронометраж раб. времени 4 команды учащихся). Спикеры команд объяснили результаты проблемного эксперимента, используя данные микроскопических исследований клетки, обсудили сравнение животной и растительной клеток, проверив правильность выполнения заданий на доске (обычной и интерактивной), перешли к работе с презентацией, составили названия к иллюстрациям. В ходе фронтальной беседы стремилась проверить качество усвоения материала, степень сформированности Для закрепления заданной темы урока сложную задачу с решением проблематичного задания каждой группе игроков.( За каждой из команд закреплён ассистент учителя). 1 команда: получает задание из рабочей тетради: ставится проблема в сравнении животной и растительной клетках с помощью микроскопа доказать, какие органоиды присутствуют и какие отсутствуют в той или иной клетке и по какой причине? 2 команда: получает задание из рабочей тетради: ставится проблема по видеоматериалу доказать, какие элементы Периодической системы Д.И.Менделеева необходимы клеткам для организации работы органоидов, что такое макро- и микроэлементы клетки? 3 команда: экспертов, ассистентов учителя/ получает задание повышенной сложности: доказать необходимость изучения стволовых клеток эмбриона для дальнейшего лечения тех или иных заболеваний. 4 команда: «Учёный совет» при консультации эксперта:Таибек Жансаи, работают по предложенным схемам учителя, посетившие урок-игру. Они должны выработать теорию ремиссии – излечения сердечно-сосудистой системы, нервной системы и т.д. на клеточном уровне. ( Проблема ЗОЖ, связанная с работой органоидов клетки).(Повтор.: записать хронометраж рабочего времени). Выступление спикеров команд, если есть затруднения, то отвечают или дополняют соперники. Затем была проведена актуализация опорных знаний. Запись схем, циклограмма и мониторинги по 4 командам позволило подвести итог в изучении новой темы. Никак нельзя обойтись на уроке без демонстрационного эксперимента, поскольку он способствует выработке умений и навыков проведения научного эксперимента. Реализации принципа систематичности способствует осуществление межпредметных связей. Установление таких связей помогает формированию в сознании учащихся целостной картины мира. Связь с экологией и химией особо тесная. На этом уроке она реализуется через систему понятий об атмосфере, рассмотрены значения ПДК углекислого и угарного газов, заслушано сообщение об экологической ситуации в (региональный компонент), прослежена зависимость между большим содержанием углекислого газа в атмосфере, что даёт учащимся выявлять мутационные изменения на клеточном уровне. Связь с химией и экологией видна при рассмотрении биологического воздействия на клеточном уровне оксидов углерода, причем основную информацию этого вопроса спикеры 4 команд вкратце изложили сами. При изучении нового материала учащиеся работали с рабочими тетрадями: записывали формулировки, составляли аналогии в структуре растительных и животных клеток , затем проверяли их правильность с изображением на экране (формат презентации строился таким образом, чтобы информация появлялась на слаидах постепенно). Для закрепления полученных знаний использовались схемы строения клеток, с подробным разбором деятельности органоидов по учебным пособиям и учебнику, с представленной логической цепочкой доказательной базы взаимодействия органоидов в структуре клеток. Индивидуально составлен план взаимодействий в уроке-игре слабомотивированных учащихся с ассистентами учителя ( способными учениками) и реализован в процессе проведения с использованием игровой технологии. Составлены схемы заданий слабомотивированным ученикам. Команды Фамилия и имя спикера Клетки (сходства, различия, органоиды) с названием. и ученика. растительная животная 1 команда 2 команда 3 команда 4 команда Целью этапа закрепления ставилось повторение, воспроизведение усвоенного, но не дословное, а преобразованное, что способствует выработке у учащихся умения применять полученные знания. Домашнее задание. Инструктажу по выполнению домашнего задания было уделено особое внимание, т.к. оно является сравнительным и требует качественного понимания темы в целом. Д/З: стр. 16-18 учить, п-ф 5:«Клетка – элементарная , структурная и функциональная единица живого», задание в рабочих тетрадях на стр.19-23 выполнить дома. Разбор хронометража рабочего времени на уроке-игре. Хронометраж рабочего времени на уроке. 1 этап урока 2 этап урока 3 этап урока Завершающим этапом была оценка учителем результатов урока, подведение итогов, комментирование деятельности учащихся, выставление отметок. Проведенный урок - комбинированный. В ходе урока были использованы объяснительно-иллюстративные методы («Экспресс-викторина», объяснение новой темы с участием способных учащихся, сообщение ученика), применялись средства наглядности (слайды презентации, демонстрационный эксперимент), эвристические методы (беседа в сравнении действия животной и растительной клеток), исследовательский метод (исследование структуры строения клеточных органоидов, макро- микроэлементов, органических и неорганических соединений). На уроке многократно использовались технические средства обучения: электронные учебники 6,8 и 9 классов, применялись видео- лабораторные работы, велась работа с учебником, рабочей тетрадью, использовались тетради для лабораторных работ. Для экспресс- проверки заранее были изготовлены карточки с шифроми. Оценивание происходило с учетом % правильных ответов: 7 – «5»,6 – «4»,5-4 –«3» и менее –«2». Итоги альтернативного тестового задания следующие: из 10 человек присутствующих в классе получили отметку: «5» - 2 , «4» - 4, «3» - 2,что составило успеваемость 100 %, качество - 60%. Проведенная проверочная работа и фронтальный опрос показали, что ученики, в целом, тему освоили, способны не только воспроизводить полученные знания, но и применять в нестандартных ситуациях. Но следует отметить, что проведенный урок не лишен недостатков: на этапе проверки домашнего задания ребята были несколько пассивны. В беседах школьники не всегда формулировали полные ответы. В целом урок прошел успешно. Электронное приложение с демонстрационной версией презентации в редакторе "PowerPoint". Длительность урока-игры 45 минут, с учётом свободной формы проведения. Министерство образования и науки Республики Казахстан Городской отдел образования г. Караганды ГУ «Общеобразовательная основная школа № 134 г. Караганды» Самоанализ урока биологии с использованием игровой технологии: "Клетка – элементарная, структурная и функциональная единица живого" 9-м класс /Методическое объединение учителей естественно-математического цикла./ Учитель биологии и химии: Цафт Татьяна Викторовна. 2009 - 2010у.г. Анализ урока необходим для повышения качества обучения. Урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т.е. как форма обучения, но и как деятельность ученика, т.е. как форма учения. Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны. Способствуя улучшению процесса преподавания в целом, анализ имеет первостепенное значение, прежде всего для самого учителя, дающего урок. В ходе анализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как - бы со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приёмов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками. Это - рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности. С.Л. Рубинштейн под анализом понимал "мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих его элементов, частей, моментов, сторон; анализом мы вычленяем явления из тех случайных несущественных связей, в которых они часто даны нам в восприятии". | |
Просмотров: 4039 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|