Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт

Цафт Т.В.: "Самоанализ урока биологии с использованием игровой технологии."
Самоанализ
урока биологии
с использованием игровой технологии:
"Клетка – элементарная, структурная и функциональная единица живого"
9-м класс
Цафт Татьяна Викторовна,
учитель биологии и химии.

... Другого ничего в природе – нет,
Ни здесь, ни там в космических глубинах:
Всё – от песчинок малых до планет –
Из элементов состоит единых.
С.Щипачёв.

Цель:
-сформировать у учащихся представление о единстве состава живой материи, в основных группах химических элементов, образующих живое вещество биосферы;
- информировать углубленные сведения о клетке;
- охарактеризовать особенности строения молекулы воды в связи с её ролью в жизнедеятельности клетки;
- нацелить уч-ся на особенности состава и структуры неорганических и органических веществ клетки.
Задачи:
• Актуализировать знания уч-ся о строении клеток, их особенностях;
• Сформировать четкие представления об особенностях строения и функционировании каждого типа органоидов растений и животных.;
• Выявить биологическое действие изучаемых веществ на живые организмы;
• Развивать умение обобщать факты, строить аналогии и делать выводы;
• Развивать биолого-экологическое мышление;
• Развивать способность учащихся к биолого-химическому прогнозированию;
• Воспитывать чувство ответственности за полученные знания;
• Развивать умение оказания помощи в учебном процессе слабомотивированным уч-ся ассистентами учителя;
• Обратить внимание присутствующих на игровые моменты методических технологий функционирования способных учащихся - ассистентов учителя;
• Использование интегрированной формы урока-игры, с учётом межпредметных связей с химией, микробиологией, медициной и т.д..

Образовательные задачи формирования представлений :

- особенностей строения различных типов клеток;
- особенностей строения и функционирования различных типов органоидов;
- этапов биологической роли разных типов размножения.

Развивающие задачи:

- работать с учебным текстом, выделяя главное;
- обобщать полученные знания, выделяя и выстраивая их в логической последовательности;
- сообщать полученную информацию кратко, в доступной форме.

Воспитательные задачи:

- формировать естественно - научное мировоззрение на основе знаний о естественном происхождении жизни ( единство химического состава живого и неживого);
- формировать бережное отношение к жизни вообще на основе знаний о невозможности искусственного создания живых систем.

Оборудование:
доска, интерактивное оборудование, иллюстрации ,наглядные пособия, таблицы с изображением животной клетки, тканей, систем органов и их строение, таблицы и схемы дидактического материала рабочих тетрадей, методического руководства, учебных пособий, название команд и бейджики, микроскоп с оборудованием , аудиовизуальные средства, специальные рабочие тетради по биологии. До начала урока учитель объясняет предназначение листов хронометража рабочего времени, листы раздаются всем участникам игры.
Тип урока – игры: комбинированный.
Используется технология работы ассистентов учителя на уроке-игре, с учётом дифференцированного подхода к обучению.
Этапы урока
Деятельность учителя. Деятельность учащихся. Хронометраж раб.времени.
1.Организационный
Постановка цели. Знакомство с
этапами урока. 3-4мин.
2.Повторение пройденного материала.
Работа ассистентов учителя.
Экспресс-викторина. 5-6 мин.
3.Усвоение новых знаний.
Работа ассистентов учителя.
Экспресс-викторина. 5-6 мин.
4.Первичное и вторичное закрепление
Усвоение пройденных тем. Работа над решением поставленной проблемы. Совместный ответ и задания в рабочих тетрадях. Экспресс-викторина: в рабочих тетрадях.
Работа в группах с оказанием помощи слабомотивированным уч-ся. Выполнение заданий повышенной сложности с использованием знаний экспертной группы. 5 мин.

17 мин.
5.Итоги урока
Выставление оценок, выдача жетонов. Запись дом.задания в рабочих тетрадях, учебниках. 4 мин.
6. Обсуждение урока-игры. Выполнение поставленных целей и задач. Рекомендации. 10 мин.

Урок начинается с организационного момента, задача которого - подготовить учащихся к работе на уроке. (Приветствие друг друга, запись в журнал фамилии тех, кто отсутствует, проверка готовности ребят к занятию.) Этот этап урока, хотя и был непродолжительным, позволил быстро включить учащихся в ход урока. Организовать хронометраж рабочего времени урока-игры. Организационные моменты: организация хронометража рабочего времени на уроке, определение целей и задач урока-игры, распределение командного состава ( 3-4 мин.),где распределены рабочие места, согласно игровому моменту: 1ком. Кудайбергенова Аслана, 2 ком. Константинововй Юлии, 3 ком.:команда экспертов/ассистентов учителя/, 4 ком. – «Учёный совет» учителей, посетивших урок./ У каждой команды имеется своё название , бейджики/.
Следующий этап - обзор изученного материала - повторение ранее изученных тем и проверка домашнего задания.
Задача - выявить пробелы в знаниях и устранить их, совершенствовать знания и умения, подготовиться к восприятию новой темы. Чтобы определить уровень знаний большинства учеников за короткий промежуток времени, я пригласила для выполнения интерактивных упражнений мультимедийного учебного пособия ассистентов учителя: Шадрину Стеллу и Хамзину Асем, подготовили и провели для всех учащихся интересную «Экспресс-викторину».(Проверка д/з: 13-16 « Органические вещества, входящие в состав клетки». Стр. 13-16. Экспресс-викторина на стр. 16 ( 1-5).(Задание ассистентам учителя для закрепления пройденных тем). Тематический материал в дальнейшем использовался при изучении новой темы.
Обязательны на этапе повторения комментирование ответов учащихся, оценка их знаний, умений и навыков, стимулирование деятельности школьников похвалой, одобрением, в том числе и ассистентами учителя.
Этап изучения нового материала я начала с сообщения темы, целей и задач урока, поставила перед школьниками учебную проблему. Поскольку ребята уже знают важнейшие теоретические вопросы курса биологии, то большую часть учебного материала этого урока я предпочла преподавать дедуктивно. Для этого учащимся предлагаются вопросы, при ответе на которые школьники привлекают ранее приобретенные знания и в то же время изучают новый материал. К тому же это позволяет использовать такие важнейшие принципы дидактики, как научность и доступность. Новые понятия и схемы реакций предлагались учащимся по слайдам презентации. Соблюдая принцип систематичности, я шла по пути от известного к неизвестному, от простого к сложному. В игровых моментах используя деятельность ассистентов учителя
Объяснение новой темы урока: стр.16-18
«Клетка – элементарная, структурная и функциональная единица живого».
Объяснение новой темы урока проводят ассистенты учителя: Шадрина Стелла и Хамзина Асем. Ассистенты показывают классу схемы, конструкции клеток и их органоидов. (Задают вопросы по ходу объяснения нового материала, с учётом повторения пройденных тем).( Проверяем хронометраж раб. времени 4 команды учащихся). Спикеры команд объяснили результаты проблемного эксперимента, используя данные микроскопических исследований клетки, обсудили сравнение животной и растительной клеток, проверив правильность выполнения заданий на доске (обычной и интерактивной), перешли к работе с презентацией, составили названия к иллюстрациям. В ходе фронтальной беседы стремилась проверить качество усвоения материала, степень сформированности
Для закрепления заданной темы урока сложную задачу с решением проблематичного задания каждой группе игроков.( За каждой из команд закреплён ассистент учителя).
1 команда: получает задание из рабочей тетради: ставится проблема в сравнении животной и растительной клетках с помощью микроскопа доказать, какие органоиды присутствуют и какие отсутствуют в той или иной клетке и по какой причине?
2 команда: получает задание из рабочей тетради: ставится проблема по видеоматериалу доказать, какие элементы Периодической системы Д.И.Менделеева необходимы клеткам для организации работы органоидов, что такое макро- и микроэлементы клетки?
3 команда: экспертов, ассистентов учителя/ получает задание повышенной сложности: доказать необходимость изучения стволовых клеток эмбриона для дальнейшего лечения тех или иных заболеваний.
4 команда: «Учёный совет» при консультации эксперта:Таибек Жансаи,
работают по предложенным схемам учителя, посетившие урок-игру. Они должны выработать теорию ремиссии – излечения сердечно-сосудистой системы, нервной системы и т.д. на клеточном уровне.
( Проблема ЗОЖ, связанная с работой органоидов клетки).(Повтор.: записать хронометраж рабочего времени).
Выступление спикеров команд, если есть затруднения, то отвечают или дополняют соперники.
Затем была проведена актуализация опорных знаний. Запись схем, циклограмма и мониторинги по 4 командам позволило подвести итог в изучении новой темы. Никак нельзя обойтись на уроке без демонстрационного эксперимента, поскольку он способствует выработке умений и навыков проведения научного эксперимента. Реализации принципа систематичности способствует осуществление межпредметных связей. Установление таких связей помогает формированию в сознании учащихся целостной картины мира. Связь с экологией и химией особо тесная. На этом уроке она реализуется через систему понятий об атмосфере, рассмотрены значения ПДК углекислого и угарного газов, заслушано сообщение об экологической ситуации в (региональный компонент), прослежена зависимость между большим содержанием углекислого газа в атмосфере, что даёт учащимся выявлять мутационные изменения на клеточном уровне. Связь с химией и экологией видна при рассмотрении биологического воздействия на клеточном уровне оксидов углерода, причем основную информацию этого вопроса спикеры 4 команд вкратце изложили сами. При изучении нового материала учащиеся работали с рабочими тетрадями: записывали формулировки, составляли аналогии в структуре растительных и животных клеток , затем проверяли их правильность с изображением на экране (формат презентации строился таким образом, чтобы информация появлялась на слаидах постепенно).
Для закрепления полученных знаний использовались схемы строения клеток, с подробным разбором деятельности органоидов по учебным пособиям и учебнику, с представленной логической цепочкой доказательной базы взаимодействия органоидов в структуре клеток. Индивидуально составлен план взаимодействий в уроке-игре слабомотивированных учащихся с ассистентами учителя ( способными учениками) и реализован в процессе проведения с использованием игровой технологии. Составлены схемы заданий слабомотивированным ученикам.
Команды Фамилия и имя спикера Клетки (сходства, различия, органоиды)
с названием. и ученика. растительная животная
1 команда
2 команда
3 команда
4 команда
Целью этапа закрепления ставилось повторение, воспроизведение усвоенного, но не дословное, а преобразованное, что способствует выработке у учащихся умения применять полученные знания.
Домашнее задание. Инструктажу по выполнению домашнего задания было уделено особое внимание, т.к. оно является сравнительным и требует качественного понимания темы в целом.
Д/З: стр. 16-18 учить, п-ф 5:«Клетка – элементарная , структурная и функциональная единица живого», задание в рабочих тетрадях на стр.19-23 выполнить дома.

Разбор хронометража рабочего времени на уроке-игре.

Хронометраж рабочего времени на уроке.

1 этап урока
2 этап урока 3 этап урока



Завершающим этапом была оценка учителем результатов урока, подведение итогов, комментирование деятельности учащихся, выставление отметок.
Проведенный урок - комбинированный. В ходе урока были использованы объяснительно-иллюстративные методы («Экспресс-викторина», объяснение новой темы с участием способных учащихся, сообщение ученика), применялись средства наглядности (слайды презентации, демонстрационный эксперимент), эвристические методы (беседа в сравнении действия животной и растительной клеток), исследовательский метод (исследование структуры строения клеточных органоидов, макро- микроэлементов, органических и неорганических соединений). На уроке многократно использовались технические средства обучения: электронные учебники 6,8 и 9 классов, применялись видео- лабораторные работы, велась работа с учебником, рабочей тетрадью, использовались тетради для лабораторных работ.
Для экспресс- проверки заранее были изготовлены карточки с шифроми. Оценивание происходило с учетом % правильных ответов: 7 – «5»,6 – «4»,5-4 –«3» и менее –«2».
Итоги альтернативного тестового задания следующие: из 10 человек присутствующих в классе получили отметку: «5» - 2 , «4» - 4, «3» - 2,что составило успеваемость 100 %, качество - 60%.
Проведенная проверочная работа и фронтальный опрос показали, что ученики, в целом, тему освоили, способны не только воспроизводить полученные знания, но и применять в нестандартных ситуациях.
Но следует отметить, что проведенный урок не лишен недостатков: на этапе проверки домашнего задания ребята были несколько пассивны. В беседах школьники не всегда формулировали полные ответы. В целом урок прошел успешно.
Электронное приложение с демонстрационной версией презентации в редакторе "PowerPoint".

Длительность урока-игры 45 минут, с учётом
свободной формы проведения.

Министерство образования и науки Республики Казахстан
Городской отдел образования г. Караганды
ГУ «Общеобразовательная основная школа № 134 г. Караганды»

Самоанализ
урока биологии
с использованием игровой технологии:
"Клетка – элементарная, структурная и
функциональная единица живого"
9-м класс
/Методическое объединение учителей естественно-математического цикла./

Учитель биологии и химии:
Цафт Татьяна Викторовна.

2009 - 2010у.г.

Анализ урока необходим для повышения качества обучения.
Урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т.е. как форма обучения, но и как деятельность ученика, т.е. как форма учения. Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны. Способствуя улучшению процесса преподавания в целом, анализ имеет первостепенное значение, прежде всего для самого учителя, дающего урок. В ходе анализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как - бы со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приёмов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками. Это - рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности.
С.Л. Рубинштейн под анализом понимал "мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих его элементов, частей, моментов, сторон; анализом мы вычленяем явления из тех случайных несущественных связей, в которых они часто даны нам в восприятии".
Категория: Опыт | Добавил: tatyana_tsaft (2012-06-21)
Просмотров: 4039 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 1:12 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru