Тема: Права ребенка в Республике Казахстан.
Цель: Дать понятие о Законе РК «О правах ребенка» и выработать практический опыт защиты своих прав. Формирование нравственных качеств, привитие уважения друг к другу, неприятие насилия и незаконности. Коррекционная цель: развитие речи, слуховой памяти, мышления, пополнения словаря, коррегирования речи. Оборудование: ЗУА, таблички, всеобщая декларация прав человека (таблица), Конвенция о правах ребенка, сокращенный текст, «Закона о правах ребенка в РК» от 8 августа 2002г. №345-II (в законе Республике Казахстан).
тематический словарь: «права человека», «права ребенка», «декларация», «закон», «конституция», «международный договор», «политические права и свободы», «нарушение прав».
«Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, без каких-то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального положения …».
Всеобщая Декларация прав человека, статья II-я.
Права – это система международных и национальных правовых норм, закрепляющих положение личности, правила взаимоотношений между людьми, отношения личности (гражданина) и государства.
Ход Занятия.
I. Организационный момент. Проверка ЗУА.
II. Звукоречевая тренировка.
III.Вступительное слово воспитателя.
Что такое права? Это законы, которые никто не вправе нарушать, каждый человек должен знать свои права, потому, что без прав, в первую очередь, нет нормальной жизни. Из словаря нам известно, что права – это совокупность обязательных правил поведения (норм), установленных или санкционированных государством. В нашем государстве человек имеет много прав и свобод, которые провозглашены и гарантируются конституцией Республики Казахстан.
Зачем человеку права? Этот вопрос часто мучает людей всех возрастов. Он был, есть и будет самым актуальным в течение длительного периода времени, а может быть, и на протяжении жизни на всей планете.
Сегодня на занятий мы рассмотрим Закон Республики Казахстан « О правах ребенка». Этот документ – результат серьезных демократических реформ в государстве.
Наша цель – выделить особые права ребенка и механизм их защиты.
В 1989 году ООН приняла конвенцию о правах ребенка, которой отражены особые права детей. Республика Казахстан, как и многие другие страны, ратифицировала (утвердила) конвенцию о прах ребенка, на основе данного документа, других международного – правовых актов, конституция Казахстана в августе 2002 года принят Закон « О правах ребенка Республике Казахстан».
Закон состоит из 10 глав, в которых рассматривается: Государственная политика в интересах детей; основные права и обязанности ребенка, оставшегося без попечения родителей; детей – инвалидов, защита прав и интересов ребенка.
II. Работа с дидактическими и раздаточным материалом.
III. Моделирование ситуаций.
Класс делится на 2 группы, каждой группе дается задание на карточках, которое содержит сокращенное положение из Закона РК «О правах ребенка». На основе данных положений каждой группе нужно составить моделированную ситуацию « Права ребенка» (I, группа), « Нарушение прав ребенка» (II, группа).
IV. Задание по классу.
V. Составить пирамиду Джосера используя перечень прав и свобод детей, закрепленных в законе РК « О правах ребенка», (карточка – перечень прав).
1. На жизнь;
2. На здоровье;
3. На отдых;
4. На охрану, достойный уход;
5. На личную жизнь;
6. На индивидуальность;
7. На личную свободу;
8. На свободу слова и советы;
9. На необходимый уровень жизни;
10. На образование;
11. На свободу труда;
12. На право жить и воспитываться в семье.
Поставьте номера предполагаемый перечень в порядке важности (на ваш взгляд), поэтому на доске и сделайте сравнительный анализ.
VI. Рефлексия.
Учащимися предлагается продолжить фразу; (использовать карточку с сокращенным текстом « Закон о правах ребенка РК»).
I группа.
« Все дети имеют права, независимо от ________________
( смотреть, глава I, страница 4 « Закон о правах ребенка РК»).
« Не допускается принуждению детей к______________, даже со стороны.»
(глава VII, станица 35)
VI группа.
« Ребенок, оставшийся без попечения родителей, имеет__________ на помощь __________» (глава VI, станица 17)
«Запрещается разлучать ребенка с родителями _________, Ребенок сам принимает решение __________».
(глава IV, страница 74).
VIIII. Обсуждение для беседы:
Вопросы для беседы:
1. Что такое право?
2. Что, по – вашему, означает термин « права человека?».
3. Где отражены (записаны) права человека?
4. Какие международные документы по правам человека вы знаете?
5. Классификация прав человека (4 группа).
6. В каких документах отражены права ребенка?
7. С какими особыми правами детей вы познакомились?
8. Кто защищает и гарантирует права детей?
9. Что бы вы еще хотели узнать из области прав человека?
Тема: Урок доброты (1-ое занятие)
Цель: Дать представление о доброте, научить быть добрым к себе и окружающим людям
- создать атмосферу добра на занятиях;
Коррекционные цели: работать над восприятием предлагаемого материала слухозрительно;
- формировать выразительную, эмоционально окрашенную речь;
- формировать произносительную сторону речи;
- обучать детей умению внимательно слушать;
Оборудование: ЗУА, карточки, картины, таблички с новыми словами, магнитофон.
Тематический словарь: добро, доброта, быть добрым, творить добро.
План занятия:
І. Орг. момент. Проверка ЗУА
ІІ. Тема, цель занятия, установка на занятие.
ІІІ. Чтение сказки.
ІV. Работа над текстом.
V. Выводы по тексту.
VІ. Игра «Угадай кто добрый?».
VІІ. Выводы. О чем мы узнали?
Ход занятия
І. Организационный момент
- Сядьте правильно.
- Я сел правильно!
- Наденьте наушники
- Я надел наушники
- Как слышите?
- Я слышу ... (хорошо, плохо)
Воспитатель: Какое сейчас занятие?
Аслан: Сейчас у нас внеклассное занятие.
Воспитатель: Что мы будем делать?
Нургуль: Мы будем слушать, отвечать на вопросы, играть.
Воспитатель: Говорите правильно, произносите четко, хорошо звуки «ш», «с», «ч», «ц», «ж»
- произносите эти слова и словосочетания:
добро, доброта, быть добрым, творить добро.
ІІ. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, сейчас я Вам расскажу небольшую сказку, а вы внимательно слушайте. ( прослушивание под музыку «Сказку о доброте» ).
« Жил – был беспокойный цыпленок, однажды он спросил у своей мамы: « Что такое доброта? ». « Ты еще маленький. Подрастешь- узнаешь », -сказала мама, но цыпленок был нетерпеливым он хотел поскорее узнать ответ и отправился в путь, чтобы найти его. По дороге он встретил плачущую козу, которая попросила его найти потерявшегося козленка. « Мне некогда,- сказал цыпленок, я хочу узнать, что такое доброта ». И он побежал дальше. На поляне он увидел девочку, которая пыталась достать шарик, повисший на дереве. « Цыпленок, цыпленок, помоги мне, пожалуйста, достань шарик », - попросила девочка. « Мне некогда, - сказал цыпленок,- я хочу узнать, что такое доброта ».
« А я знаю, что такое доброта. Мне мама часто рассказывает про добрых людей ». «Расскажи мне тоже, - попросил цыпленок, сначала достань шарик », - сказала девочка. Цыпленок взлетел и достал шарик. « Вот ты и сделал доброе дело. Это и есть и доброта ».
« так просто? » - удивился цыпленок.
Воспитатель: Ребята, вы только что прослушали сказку, ответьте мне, пожалуйста, на вопрос.
Воспитатель: О чем спросил цыпленок у своей мамы?
Нургуль: Цыпленок спросил у своей мамы « Что такое доброта? »
Воспитатель: Что ответила мама?
Меиргуль: Мама ответила « Ты еще маленький. Подрастешь - узнаешь ».
Воспитатель: Какой был цыпленок и что он сделал?
Аслан: Цыпленок был нетерпеливый. Он хотел быстрее узнать о доброте и отправился путь.
Воспитатель: Кого встретил цыпленок по дороге и что она попросила?
Молдир: По дороге цыпленок встретил плачущую козу, она попросила найти козленка.
Воспитатель: Кого еще встретил цыпленок?
Меиргуль: Цыпленок встретил девочку, которая не могла достать шарик.
Воспитатель: О чем попросила девочка цыпленка?
Молдир: Девочка попросила цыпленка, достать ей шарик.
Воспитатель: Что ответил цыпленок?
Гарифулла: Цыпленок ответил: « Мне некогда, я хочу узнать, что такое доброта ».
Воспитатель: Что тогда сказала девочка?
Гарифулла: Девочка сказала, я знаю, что такое доброта, мне мама часто рассказывает про добрых людей.
Воспитатель: О чем попросил цыпленок?
Арнур: Цыпленок попросил девочку, рассказать ему тоже.
Воспитатель: Что сказала девочка?
Жанарбек: Девочка сказала, сначала ты мне достань шарик.
Воспитатель: Что произошло потом?
Ербол: Когда цыпленок достал шарик, девочка сказала « Вот ты и сделал доброе дело. Это и есть доброта ».
ІІІ. Ребята, давайте подумаем и вместе сделаем выводы: « Что такое доброта? И что значит быть добрым? ».
Доброта - это когда помогаешь (заботишься) о других ( родителям, животным, растениям, людям).
А что значит быть добрым?
Это когда хорошо относишься ко всем, никогда никого не обижаешь.
ІV. Игра « Угадай, кто добрый? ».
Правила игры: Все дети становятся в кружок и вытягивают руки перед собой. Воспитатель держит в руках монетку или камешек, который симолизирует доброту. Воспитатель помещает сложенные в ладоши руки в руки каждого из детей и говорит: « Мадияр добрый », « Нургуль добрая » и т.д.
Каждый ребенок закрывает ладошки, как будто ему дали монетку. Воспитатель действительно оставляет монетку в руках одного из детей. Когда он обойдет круг, один из детей попытается отгадать у кого монетка, говоря при этом: « Аслан очень добрый ». После этого Аслан открывает ладоши и показывает, есть ли у него монетка. Ребенку дается три попытки чтобы отгадать у кого монетка.
V. Подведение итогов.
Воспитатель: О чем сегодня мы узнали?
Аслан: Сегодня мы узнали, что такое доброта.
Воспитатель: А что значит быть добрым?
Ербол: Быть добрым - это значит хорошо относиться ко всем, к людям, животным, вещам.
Тема: Урок доброты (2-ое занятие закрепление).
Цель: Закрепить полученные знания о доброте, выяснить насколько они хорошо усвоили это качество.
Воспитательные цели: научить детей применять это качество в повседневной жизни.
Коррекционные цели:
- формировать выразительную, эмоционально окрашенную речь;
- формировать произносительную сторону речи;
- работать над развитием диалогической, монологической, связной речи;
Оборудование: ЗУА, магнитофон, карточки, картины, таблички с новыми словами.
Тематический словарь: добро, доброта, быть добрым, творить добро, стараться сделать добро.
План занятия
І. Орг. момент. Проверка ЗУА
ІІ. Тема, цель занятия, установка на занятие.
ІІІ. Позитивный психологический настрой.
ІV. Разрешение нравственных ситуаций.
V. Проверочный тест « Шаги к успеху » (является ли добрым человек, который...?)
VІ. Игра «Угадай, кто добрый?».
VІІ. Подведение итогов.
VІІІ. Закрепление позитивного эмоционального настроя.
Ход занятия
І. Орг. момент. Проверка ЗУА.
- Молдир, как ты меня слышишь?
- Я слышу (хорошо, плохо)
Воспитатель: Аслан, что мы сегодня будем делать?
Аслан: Мы продолжим беседу о доброте.
Воспитатель: Говорите правильно, четко, внятно, правильно расставляя ударения.
Произносите четко, хорошо звуки «ш», «с», «ч», «ц», «ж».
Произносите правильно эти слова и словосочетания: добро, доброта, быть добрым, творить добро, стараться сделать добро.
ІІ. Основная часть.
І. Воспитатель: Ребята, сейчас все посмотрели на меня внимательно, слушайте и повторяйте со мной .
«Я добрый, я хорошо отношусь к людям и животным, я делаю все, чтобы помочь другим. Я всегда стараюсь быть добрым».
ІІ. Разрешение нравственных ситуаций.
Воспитатель: Сейчас я вам буду читать различные ситуации, а вы будете говорить чтобы вы сделали в том или в другом случае.
1-ая ситуация:
Аслан, твоя мама пришла с работы уставшая, если ты добрый, что ты сделаешь?
Аслан: Если я добрый человек, то я не буду шуметь, баловаться, сделаю все, чтобы мама отдохнула.
2-ая ситуация:
Ербол, на улице ты увидел птичку с подбитым крылышком, если ты добрый, что ты сделаешь?
Ербол: Если я добрый человек, то я перевяжу птичке крылышко и накормлю.
3-яя ситуация:
Нургуль, на улице тебе встретился очень старый дедушка и просит тебя довести его до аптеки, если ты добрая, что ты сделаешь?
Нургуль: Если я добрый челоек, то я доведу дедушку до аптеки.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Давайте еще раз повторим: «Я добрый, я хорошо отношусь ко всем людям и животным. Я делаю все, чтобы помочь другим. Я всегда стараюсь быть добрым».
ІІІ.Воспитатель: Ребята, сейчас мы сыграем игру. Я буду задавать вам вопросы, а вы должны ответить «да» или «нет». Игра называется « является ли добрым человек, который...?».
Воспитатель: Является ли добрым человек, который делает зимой для птиц кормушки?
Дети: Да.
Воспитатель: Является ли добрым человек, который всегда чувствует, кому нужна помощь?
Дети: Да.
Воспитатель: Является ли добрым человек, который стреляет в птиц из рогатки?
Дети: Нет.
Воспитатель: Является ли добрым человек, который каждый день ходит за покупками для старенькой бабушки?
Дети: Да.
Воспитатель: Молодцы, ребята я думаю, что многие из вас поняли « что доброта» и «что значит быть добрым ». И в жизни вы всегда сможете сделать добро другим, отличить добро от зла. Давайте вспомним и сыграем игру «Угадай, кто добрее?»
ІV. Подведение итогов.
Воспитатель: Ребята, о чем ы сегодня говорили?
- Мы гоорили о доброте.
Воспитатель: Кто ответит « что значит быть добрым? »
Аслан: Быть добрым – это значит хорошо относиться ко всем, к людям, животным, вещам.
Воспитатель: Давайте еще раз повторим ( под спокойную музыку ).
« Я добрый, я хорошо отношусь ко всем людям и животным, я делаю все чтобы помочь другим. Я всегда стараюсь быть добрым ».
|