Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
Конспект открытого интегрированного занятия учителя-логопеда и педагога по ЛФК по теме: Дикие животные. Лесная сказка. Подготовили и провели: учитель - логопед Лопаткина Л.Е. педагог по лечебной физкультуре Дегтярева Т.О Цель: Образовательная: 1. Обучение упражнениям, способствующим укреплению осанки. 2. Обучение правильному дыханию. 3. Развитие представлений об обитателях леса, их детенышах и их жизни в разные времена года. 4. Уточнение знаний о последовательности времен года и их признаках 5. Развитие навыка словообразования и словоизменения(образование формы единственного и множественного числа существительных,) 6. Образование притяжательных прилагательных. 7. Развитие активного и пассивного словаря по теме «Дикие животные». Коррекционная: 1. Снять напряжения через упражнения на статистическую растяжку мышц. 2. Развитие координации. 3. Развитие внимания, памяти, мышления. 4. Развитие подвижности органов артикуляционного аппарата. 5. Развитие общей и мелкой моторики пальцев рук. 6. Обогащение и развитие словарного запаса по лексическим темам: лесные звери, времена года и их признаки Воспитательная: 1. Развитие навыков самостоятельного выполнения элементов игрового стретчинга. 2. Учить взаимодействию в группе. Оборудование: магнитофон, фонограмма песни «Мишка косолапый» (из программы Е. Железновой «Музыка с мамой», диск «Песни - инсценировки»), массажные шарики Су-Джок, магнитные картинки Времена года, картинки предметные: лиса, медведь, веточка, змея, лось, сорока, шишка; музыкальное сопровождение к игровому стрейчингу . Маски медвежат Ход занятия: I. Организационный момент. Психолого – педагогический настрой. Сообщение темы и хода занятия (выполняет Лопаткина Л.Е..) -сегодня у нас необычное занятие, мы отправимся в путешествие. Вот только куда я никак не могу разобраться. Детям предлагается собрать картинки, вставив детали в окошечки такой же формы. Работа по картинкам -Что вы видите? Куда ведет дорога? Что оставило след на дороге? Какая дорога? Какое время года? Что видно на свежевыпавшем снегу? На картинках действительно лес, но только это глубокая осень, близится начало зимы. Обращается внимание детей на признаки, снег. Свойства нега. Снег, какой? Дети оставляют «следы» на снеге в лотке. Следы около лесного озера. Кто их мог оставить? Кто живет в лесу? Дети называют диких животных. - Как падает снег? Можно ли это услышать? Объясняются условия игры «Снежинки» - прислушиваемся к тишине, успокаиваемся. На протяжении занятия внимание детей по необходимости обращается на карточку со снежинками. Проведение психогимнастического этюда. Звучит музыка. На улице близится зима. Все кругом белым-бело. Свежевыпавший снег поскрипывает под ногами. Мы встали на лыжи и отправились в лес. В лесу тихо. Ветви деревьев стали тяжелыми от снега и опустились вниз. Деревья, словно из сказки: пушистые снежинки облепили все веточки. Крона (так называется верхняя часть дерева) вся ослепительно белая, только ствол темнеет на фоне пушистого снега. Стоит подуть ветерку, как снег начинает осыпаться с веток. И это так красиво. А теперь, дети, откроем глаза. Я скажу вам по секрету, что маленький уголок сказочного леса находиться рядом с нами. Посмотрите и прислушайтесь? Дети. Тут тихо. Стоят зеленые елочки, усыпанные снежинками. На деревьях птички. Наша прогулка только началась, но мне уже холодно. Дети поёживаются переступают с ноги на ногу. Пора согреется. Разминка для активизации работы организма: Зарядка для ушей. Массаж ушных раковин (выполняет Дегтярева Т.О.) «Согреем ушки». Дети садятся в позе «Индеец» в круг, в которой находятся все время между выполнением упражнений. - Представьте себя вождем индейцев с гордой осанкой и все время за ней следить. И. п. - сидя по-турецки. Ребенок лепит ушки для Чебурашки или для доброго, милого слона. 1. Поглаживает ушные раковины по краям, затем по бороздкам внутри раковин, за ушами. 2. Загибает уши вперед, сначала мизинцем, а потом всеми пальцами. Прижмите ушные раковины к голове, затем отпустите. Повторите несколько раз, чтобы вы ощущали в ушах хлопок. Гибкость ушных раковин способствует общему укреплению организма. 3.Большим и указательным пальцами прижимает выступ ушной раковины, находящийся спереди. Сдавливайте и поворачивайте его во все стороны в течение 20—30 секунд. Этот приём рекомендуется применять регулярно, так как это укрепляет нос, горло, гортань. 4. Ласково оттягивает ушные раковины вверх, вниз, в стороны (по 5-6 раз в каждую сторону). 5. Нажимает на мочки ушей ("вешает на них красивые сережки"). 6. Лепит ушки внутри. Пальцами внутри раковины делает 7-8 вращательных движений по часовой, затем против часовой стрелки (пусть ушки будут чистыми и всеслышащими). 7. С усилием "примазывает глину" вокруг ушных раковин - проверяет прочность, заглаживает поверхность вокруг ушных раковин на расстоянии 1-1,5 см. 8.Сильно трет оба уха. \уши замерзли\. Разминка для кончика носа. Самомассаж для стимуляции деятельности головного мозга. 1.Указательным и средним пальцами нажимать на кончик носа. 2.Сгибать кончик носа вправо, влево. 3.Кончик носа поднимать вверх, сгибать вниз. 4.Вращать кончик носа по часовой стрелке. Выполнять 1-2 мин. Массаж пальцев рук массажным кольцом Су-Ждок: массаж пальцев рук массажным кольцом Су-Джок , мизинцев правой, затем левой руки и больших пальцев. Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики. (выполняет Лопаткина Л.Е.) Упражнение Выполнение Движение рук «Солнышко» Одновременно надуть обе щеки. Пальцами обеих рук удерживаем форму шара «Сосулька» Одновременно втянуть обе щечки. Сомкнуть ладони обеих рук, пальцы прижаты друг к другу «Орешек» Языком дотронуться до правой щеки и удержать положение, затем до левой. Ладонь параллельно полу , пальцы собраны в кулачек, вращаем кулачком влево - в право, соответственно упору языка «Покатай орешек» Языком дотронуться до правой щеки и «покатать орешек», затем дотронуться до левой и также «покатать орешек». Ладонь параллельно полу , пальцы собраны в кулачек, вращаем кулачком влево - вправо, выполняя вращательные движения кулачком, соответственно упору языка «Улыбка» Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить « И». Удерживать так под счет от 5 до 10. Пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 –пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. «Трубочка» Сомкнуть зубы, сделав « Заборчик». Округлить губы и вытянуть вперед, как при произнесении звука «О». Удерживать под счет от 1 до 10. Расслабить губы и повторить упражнение четыре – пять раз без перерыва . На счет "раз" ребенок собирает все пальцы правой (или левой) руки в щепоть. А на счет "два" пальцы должны "разбежаться" врозь, в открытую ладошка с прямыми пальцами. Чередовать «Улыбка» - «Трубочка» Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить « И». Удерживать так под счет от 5 до 10. Сомкнуть зубы, сделав « Заборчик». Округлить губы и вытянуть вперед, как при произнесении звука «О». Удерживать под счет от 1 до 10. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз. Пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 –пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 – ребенок собирает все пальцы правой (или левой) руки в щепоть. «Причесываем губки», «Утюжок» В первой части упражнения нижние зубы ребенка касаются его верхней губы. Во второй части упражнения верхние зубы ребенка касаются его нижней губы. Выполнение упражнения . В первой части движением нижней челюсти вперед и обратно почесываем верхнюю губу. Во второй части упражнения, опять-таки поступательными движениями нижней челюсти нижнюю губу о верхние зубы. При выполнении упражнения кисть должна быть неподвижна. Двигаются только пальцы. Располагаем ладонь вверх. Сомкнутыми четырьмя пальцами выполняем движения, как бы почесывая животик у щенка. Вторая доля упражнения выполняется так же, только ладонь повернута вниз. II. Основная часть. 1. Следы животных(выполняет Лопаткина Л.Е.) Обращается внимание детей на звериную тропу. По которой, прошли разные животные . А вот кто прошел нам поможет Даша следопыт. Работа по презентации «Даша следопыт» 2. Закрепление. Теперь мы можем назвать, кто же прошел по этой тропе. Дети называют следы. Образуя притяжательную форму прилагательных. 3.Логоритмическое упражнение «Мишка косолапый». Движения сопряженные с речью. (выполняет Лопаткина Л.Е.) А теперь мы отправимся в путь. Представив себя медвежатами, вы узнаем, что делает медведи в лесе в эту пору. Детям надевают маски медвежат. Песня «Мишка косолапый» Мишка косолапый Дети идут покачиваясь с ноги на ногу По лесу гулял, Для своей берлоги Двигаются на четвереньках Место выбирал. Под сосной высокой Сидя на коленях выполняют движения Землю стал копать, по тексту Выкопал берлогу И улегся спать. Руки под щеку Звездочки снежинки Сидя на коленях выполняют движения Падают с небес по тексту Снег покрыл дорожки и дома, и лес И всю зиму ветер Сидя на коленях выполняют движения В том лесу шумел руками изображая веточки И всю зиму мишка под сосной храпел 4. Дыхательная гимнастика. Упражнение для развития физиологического и речевого дыхания. (выполняет Лопаткина Л.Е.) «Медвежонок в берлоге» Цель: активизировать глубокий спокойный вдох и шумный выдох носом. Описание: Дети ложатся на ковер удобно устраиваются как в берлоге и поворачиваются с боку на бок. Логопед: Медведь в берлоге сладко спит И шумно, на весь лес сопит. Дети выполняют 8-12 шумных вдохов. Выдох произвольный. 5.Сказка из программы игровой стрейтчинг «Медвежонок» (выполняет Дегтярева Т.О.) Далее начинается игра, сказка из программы игровой стрейтчинг «Медвежонок», для формирования правильной осанки. 1 упражнение «Зернышко» - Подготавливает позвоночник к основной нагрузке. (И.п. – сесть на корточки. Пятки на полу. Пальцы рук сцепить в замок и вытянуть вперед, опустить голову. Чуть наклонить туловище. Медленно поднимаясь, выпрямить ноги, а затем, одновременно поднимая туловище и прямые руки и не отрывая пяток от пола, вытянуться вверх, развернув ладони. Руки через стороны опустить вниз. Дыхание произвольное.) 2 упражнение «Медвежонок»- Предупреждает развитие плоскостопия, способствует развитию подвижности суставов ног, улучшению осанки. (И.п. – сесть в позу прямого угла, ноги согнуть в коленях, слегка разведя их. Пятки приблизить к ягодицам. Руки провести под внешнюю сторону согнутых ног, захватить ладонью стопу с внешней стороны. Поднять правой рукой правую ногу, стараясь выпрямить колено. Задержаться некоторое время, то же левой ногой.) 3 упражнение «Ходьба»- Предупреждает развитие плоскостопия, способствует развитию подвижности суставов ног, улучшению осанки. (И.п. – сесть в позу прямого угла, ноги вместе, носки вытянуты, руки в упоре сзади – высокий упор. Попеременно тянуть носки на себя, придерживаясь ритма музыки. Дыхание произвольное.) 4 упражнение «Ветка»- Улучшает гибкость позвоночника, способствует увеличению роста. (И.п. – лечь на спину, ноги вместе, носки оттянуты. Руки в упоре сзади на предплечьях. Не сгибая колени, медленно поднять ноги в вертикальное положение, стараясь сохранять носки оттянутыми. Задержать нужное время. Вернуться в и.п. Вдох в 1-й фазе, выдох во 2-й.) 5 упражнение «Белочка» - Улучшает гибкость позвоночника, способствует увеличению роста. ( И.п. – сесть прямо, ноги вместе, носки оттянуты. Руки на коленях. Достать носки ног.) 6 упражнение «Бег»- Оказывает большое воздействие на поджелудочную железу, что предохраняет от диабета. Восстанавливает и очищает органы пищеварения. (И.п. – лечь на спину, руки положить за голову. Поднять ноги, носки оттяну-ты. Попеременно выпрямлять и сгибать ноги, не опуская их на пол. Движение динамичное, дыхание произвольное.) 7 упражнение «Змея»- Повышает внутриполостное давление, прямые мышцы брюшного пресса растягиваются. В результате обильного притока крови к позвоночнику и симпатическим нервам все внутренние органы обильно снабжаются кислородом и питательными веществами, что способствует улучшению их работы. Преодолевается скованность позвоночника и его деформация. Активизируется работа почек, улучшается мозговая деятельность, нервная проводимость. Отгибание головы назад способствует притоку крови к миндалинам, что помогает при простудных заболеваниях, ангинах. (И.п. – лечь на живот, ноги вместе, руки в упоре возле груди на полу. Мед-ленно поднимаясь на руках, поднять сначала голову, затем грудь. Прогнуться, насколько возможно, не очень сильно запрокидывая голову назад. Живот лежит на полу. Задержаться нужное время. Медленно вернуться в исходное положение. Вдох в первой фазе, выдох во второй.) 8 упражнение «Птица»- Растягивает мышцы спины и ног, воздействует на поясничные нервы. Предупреждает функциональные расстройства желудка, печени, кишечника, селезенки. Улучшает гибкость позвоночника благодаря максимальной продольной нагрузке на него. Способствует увеличению роста. (И.п. – сесть в позу прямого угла, ноги развести как можно шире, носки оття-нуть, руки соединить за спиной «полочкой», спина прямая. Раз! – взмах руками, наклон к правой ноге, стараемся дотянуться до носка, задерживаемся. Два! – возвращаемся в и.п. Три! – тот же наклон к левой ноге, Четыре! – и.п. Вдох при взмахе, выдох при наклоне.) 9 упражнение «Лисичка» -Укрепляется позвоночник, предупреждается его деформация. Тонизируются органы брюшной полости.(И.п. сесть на пятки. Руки за спиной. Сесть на пол справа от пяток, затем слева.) 10 упражнение «Лось»- Предупреждает развитие плоскостопия, способствует развитию подвижности суставов ног, улучшению осанки. (и.п. Встать на колени. Держа колени вместе, раздвинуть ноги. Сесть на пол между ног. Дыхание нормальное.) - Кого встретил медвежонок в сказке ? - Дети называют героев и на магнитной доске вывешиваются картинки. 6. Игры «Что изменилось?», «Кого не стало?» (выполняет Лопаткина Л.Е.) Обращается внимание детей на героев сказки и вывешенные картинки. Дети называют, кого встретил Медвежонок в лесу. Используя 4-5 картинок, проводятся игры. 7. Игры «Один-много», «Назови детеныша» занятия (выполняет Дегтярева Т.О. и Лопаткина Л.Е) Дети рассаживаются «звездочкой» вместе с педагогами. Перекатывая мяч Осуществляется игра. III. Заключительная часть. (выполняет Дегтярева Т.О. и Лопаткина Л.Е) Итог. Рефлексия - Кого встретил Медвежонок в лесу? Как называются животные леса? Какая игра понравилась больше всего? Что напугало Мишку? Оценивается деятельность Медвежат (медвежонок-Юра, медвеженок – Настя и т.д.). Домашнее задание - Вы очень хорошо поработали, были внимательными и старательными. Выполняя дома упражнения, для язычка не забываем о прямой спинке, Сказку с показом всех движений повторите дома. Поиграйте с родителями в игры, в которые играли на занятии. Детям раздаются шишки. Содержание рекомендаций для родителей, по организации занятий дома. УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! Мы работаем по теме: «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ». Словарь по теме: Предметы: Звери, медведь, лиса, волк, заяц, белка, еж. Барсук, енот, лось, олень, куница, выдра, детеныши, берлога, нора, дупло, заросли, водопой, рога, копыта, клыки, шерсть, грива, мех, иголки, шкура. Действия: Добывать, прыгать, рыскать, прятаться, охотиться, рычать, выть, учить, охранять, лязгать, притаиться, пищать, подкрадываться. Признаки: Лохматый, косматый, пушистый, сильный, хитрый, колючий, быстрый, ловкий, бурый, зубастый, неуклюжий, косолапый, гибкий, неповоротливый, осторожный, хищный. «Давайте поиграем» с орехами (шишками). Для развития мелкой моторики Дети зажимают орехи, шишки в кулачок (5-10 раз), прокатывают между ладонями (вверх-вниз, вправо-влево), делают круговые движения по ладоням, затем вытягивают правую руку, большим и указательным пальцами удерживают данные предметы и медленно отводят руку вправо, влево, делают круговые движения рукой и внимательно следят глазами за движением предмета, не поворачивая головы. ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ: 1. «Подбери признак»: медведь - огромный, сильный, неуклюжий, косолапый, бурый...; лиса, волк, заяц, еж, лось; 2. «Подбери действия»: медведь - ходит, переваливается, спит в берлоге, рычит, ревет, лакомится медом, сосет лапу...; 3. «Подбери родственные слова»: медведь - медведица, медвежонок, медведушка, медведище, медвежатник... 4. «Образуй признаки от предметов»: медведь - медвежий, медвежья, медвежьи, медвежье; 5. «Назови детенышей»: медведь - медвежонок, медвежата; 6. «Назови ласково»: медведь - медведушко, медведик; 7. «Подбери предметы к признакам»: медвежий - хвост, глаз, нос; медвежья - лапа, шкура, шерсть, берлога; медвежье - ухо, жилище, урчание, 8. «Скажи иначе» (синонимы): медведь большой - огромный, громадный, могучий, большущий, крупный, здоровенный... 9. Повторите (выучите) с детьми загадки о животных: Хвост пушистый, Он в берлоге спит зимой Мех золотистый, Под большущею сосной, В лесу живет, А когда придет весна, В деревне кур крадет. Просыпается от сна. (лиса) (медведь) Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Еж). Зимой белый, летом серый. (Заяц). Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (Волк). По веткам скачет, Да не птица, Рыжая, Да не лисица. (Белка). 10. «Опиши любого зверя по плану»: -название; -где живет; - внешний вид; -повадки; -чем питается; -как добывает корм; -как защищается -детеныши; 11. «Кто где живет?»: медведь - в берлоге;... 12. «Кто как зимует?»: Медведь спит в берлоге, волк рыщет по лесам,... 13. Прочитайте детям: Рассказы Е.Чарушина «Заяц», «Белка», «Волк»; Русские народные сказки «Кот, лиса и петух», «Лиса и журавль», «Хвосты». 14. Нарисуйте (приклейте картинки) диких животных в альбом. Источник: http://из опыта работы | |
Просмотров: 2571 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|