Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
Учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель. К.Д. Ушинский Как еще в начале 20 века подчеркивал П.Ф.Каптеров, «личность учителя в обстановке обучения занимает первое место, те или другие свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние обучения». Так какой же он современный учитель? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим следующие критерии: • Профессиональные качества • Педагогические способности • Педагогические умения • Основные функции учителя • Личные качества • Качества, помогающие сформировать личность ребёнка • Стиль общения • Внешний вид • знание предмета Личностные и индивидуальные качества учителя: • Честность • Доброжелательность • Принципиальность • Требовательность к себе и другим • Толерантность • Коммуникабельность • Обаяние • Соответствие образу учителя • Открытость • Оптимизм • Терпение • Артистизм • Решительность • Выдержка • Настойчивость • Способность не подавлять своим авторитетом Стиль общения: • Доверительный • Доброжелательный • Демократичный Внешний вид: • Аккуратность • Деловой стиль одежды • Неброский макияж • Улыбка Личностные способности 1. Расположенность к детям. Под ним понимается разумная любовь и привязанность к детям, желание и стремление работать и общаться с ними. 2.Выдержка и самообладание. Важное для учителя качество - выдержка, способность всегда, в любой обстановке, в непредвиденных обстоятельствах владеть собой, сохранять самообладание, управлять своими чувствами, темпераментом, не теряя контроля над своим поведением. 3.Способность управлять своим психическим состоянием, настроением. Это способность всегда пребывать на уроке в оптимальном для работы психическом состоянии, которое отличается бодростью, жизнерадостностью, достаточной живостью, но без лишней возбудимости. Учитель должен входить в класс оптимистически настроенным, с благожелательной улыбкой. Организационно - коммуникативные способности 1.Организаторские способности. Проявляются они в двух видах. Во - первых, в способности организовывать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач, предоставив ему разумную степень инициативы и самостоятельности. Во -вторых, в способности правильно организовывать собственную работу, что предполагает аккуратность и чёткость, умение планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. 2.Коммуникативная способность. Это способность устанавливать правильные взаимоотношения со школьниками (коллективом и отдельными учениками), учитывая их индивидуальные и возрастные особенности. 3. Педагогическая наблюдательность. Это способность проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, проницательность, связанная с тонким пониманием личности ребёнка и его временных психических состояний. 4. Педагогический такт. Он проявляется в способности находить наиболее целесообразные меры воздействия на учащихся, принимая во внимание их возрастные и индивидуальные особенности, в зависимости от конкретной ситуации. 5. Суггестивная способность (в переводе с латинского - «основанная на внушении»). Это способность эмоционально - волевого воздействия на учащихся, способность предъявлять требования и добиваться условного их выполнения. Данная способность зависит от развития воли, глубокой уверенности в себе, чувства ответственности за обучение и воспитания школьников, от убеждённости учителя в своей правоте! 7.Распределение внимания. Хороший учитель обладает высокоразвитой способностью распределять внимание между двумя или несколькими деятельностями или объектами. Он внимательно следит за тем как излагает материал, как развёртывает свою мысль, в то же время держит в поле внимания всех учащихся, реагирует на признаки утомления, невнимательности, непонимания, следит за собственным поведением (позой, жестами, мимикой, походкой). Современный педагог 21 века должен обладать следующими важными качествами личности учителя: 1. любовь к детям – это главное качество. Если нет любви к детям, не будет настоящего учителя; 2. творчество педагога – это социально – педагогическая деятельность по глубокому познанию критериев и ступеней педагогической технологии, совершенствованию педагогического мастерства на базе передового опыта педагогической науки. 3. самостоятельность – характеризует творческую личность учителя. Это способность принимать решение и выполнять намеченное действие, не поддаваясь чужому влиянию. Самостоятельное выполнение действий помогает выработке уверенности в своих силах. 4. эрудированность – это качество означает широкую осведомленность в различных областях. Широта знаний не только доставляет большое удовлетворение учителю, но и имеет значение для успешного обучения, воспитания учащихся, завоевания у них авторитета. 5. выдержка и самообладание – это умение владеть собой. Контролируя свое поведение, педагог побеждает в себе импульсивные действия, аффекты. Поведение учащихся не редко раздражает учителя, и в таких случаях необходима большая выдержка. Самообладание помогает учителю подавлять растерянность, скованность, контролировать свои действия. 6. организаторские способности – это способности организовать ученический коллектив, направить его на решение важных задач, организовать работу. Взаимоотношения педагога с коллективом – это самая сложная область педагогического мастерства. В работе с коллективом подростков требуется исключительная тактичность. Бестактное отношение учителя к интересам подростков отрицательно сказывается на их активности, а тактичное отношение к ним создает простор для проявления инициативы. 7. распределение внимания и наблюдательности – это умение необходимое актеру, но оно в не меньшей степени важно и для педагога. Если учитель не умеет распределять внимание, он затрудняется в выборе правильных решений многочисленных ситуаций, возникающих в учебном – воспитательном процессе. Десять советов молодому учителю Совет первый. Не считай школу местом, не совсем достойным применения твоих выдающихся способностей, местом, куда тебя как бы сослали. Школа не нуждается в твоем снисхождении. Да, она тебя ждет, и, можно сказать, с распростертыми объятиями, она хочет, чтобы ты у нее был, но шлщлы есть свое достоинство. И это достоинство — дети. Поэтому не надо смотреть на школу свысока, не надо делать ей одолжение. Совет второй. Найди себя, свой образ. Учитель индивидуален, иначе не может быть и речи о творчестве. Это не исключает подражания, особенно на первых порах. Наоборот, приглядывайся к мастерам. Бери на вооружение то, что тебе кажется твоим, что тебе соответствует. Совет третий. Не замыкайся в своем учительстве. Если учитель — только учитель, это скучно. Играй на гитаре, пой, пиши стихи, играй в волейбол, ходи в горы, собирай марки, бывай в театре и на выставках. Расширяй круг друзей и знакомых. Общайся с самыми разнообразными людьми. Люби жизнь в разных ее проявлениях. Ты должен быть интересен детям. Совет четвертый. Помни о комплексном характере учительского труда. Увлеченность, многосторонний интерес нужны учителю не просто так, сами по себе, а в связи с особенностью его профессии. Не зря про учителя говорят, что он и швец, и жнец, и на дуде игрец. Совет пятый. Будь счастливым. Будь оптимистом. Верь! Ужасно, когда учитель не видит ничего хорошего ни в настоящем, ни в будущем. Ходит и ноет, как учителя из чеховских пьес. Строй планы, пусть иногда несбыточные, но конструктивные. Есть такая грамматическая фраза, в которой «чтобы» (и «что бы) пишется и слитно, и раздельно: «Что бы такое предпринять, чтобы освежиться?» Если глаголу «освежиться» придать метафорический смысл, эту фразу можно смело взять на вооружение как девиз. Совет шестой. Будь честным и правдивым. Совет седьмой. Цени юмор в общении с учениками. Если ты сам, как говорится, не блещешь остроумием, цени юмор в других. Совет восьмой. Будь естественным, не претворяйся, не старайся казаться умнее и лучше, чем ты есть. Бесполезно: дети тебя все равно раскусят. сладостного. Совет девятый. Не воображай о себе больше того, что ты есть на самом деле. Знай себе цену и будь скромным, не теряя достоинства. Не надо казаться, надо быть. Совет десятый. Обрети свою гражданскую позицию. Может быть, она у тебя уже есть, эта позиция. Но она формируется, стабилизируется и кристаллизируется в деле. В наше время крушения устоявшихся политических стереотипов важно помочь детям сформироваться, и вырасти стойкими и убежденными гуманистами. Предложение в решение педсовета. Продолжить изучение педагогического такта и педагогической этики на заседаниях методических объединений. Выступление на педагогическом совете школы «Основные качества личности учителя» Учитель Гречушникова Н.Н. | |
Просмотров: 1765 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|