Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт

Творческая работа-эссе «Педагог в современном мире»
Творческая работа-эссе «Педагог в современном мире»

«Следующий век будет именно таким, какими будут воспитаны для него будущие граждане»
Я.А.Каменский.
Подавляющее большинство воспитанников - социальные сироты. Это дети, не имеющие примера созидательной, конструктивной деятельности в своей семье, легко усваивают позицию потребителя, о нуждах которого заботится государство. Условия жизни в детском доме ограничивают установление коммуникативных связей с внешним миром. Ребёнок-сирота, ограниченный в связях с внешним миром, испытывает трудности при выборе профессии. Отставание в физическом и интеллектуальном развитии, слабое здоровье становятся дополнительным, но весьма существенными факторами, осложняющими подготовку воспитанников к самостоятельной жизни. «Педагог - человек, который лучше знает, как воспитывать чужих детей, чем своих»- отмечал Ж. Фалкенаре.
Говорят, педагогика - самое тонкое искусство, а педагог- труженик горячего цеха, где куётся ценнейший сплав знаний, убеждений, практического действия. Избавляться от устаревших стереотипов, больше спрашивать себя, трудиться с полной отдачей, пополнять и обновлять свои знания - так понимаю требование времени и стараюсь соответствовать этому требованию.
Пытаясь, преодолеть негативное влияние факторов социального сиротства на формирование личности воспитанников, я выбрала основным направлением своей деятельности - развитие творческих начал через изотерапию и артпедагогику, где главной целью ставлю коррекцию эмоционально-волевой сферы и самопознание. Ведь детский рисунок-это не просто « красивая картина» для выставки, а результат работы души и интеллекта, он несёт особую информацию о состоянии здоровья ребенка, о его внутреннем мире. Мы прекрасно понимаем, что далеко не все наши дети могут быть творческими личностями в полном понимании значения этих слов, но творческое отношение к любому делу, использование творчества в работе под силу и необходимо каждому. Творчество-это, потаённое совершенствование и прогресс в любой деятельности. Даже когда мы выполняем повседневную работу - готовим еду, стираем одежду, мастерим что-то, ремонтируем квартиру, одеваемся, составляем букеты, общаемся с людьми, рисуем, можно внести что-то новое, неповторимое. Творческий человек всегда чем-то увлечён. От творческих возможностей человека зависит его жизненный уровень. Для нас не важно, чем придётся заниматься во взрослой жизни нашим воспитанникам: учить детей или строить дома. Главное-это делать творчески, т. е с фантазией, любовью, выдумкой, вдохновенно. Творчески развитый человек обязательно будет работать лучше, с ним будет интереснее. Это значит, что творчески развитый выпускник детского дома найдёт соратников и друзей, будет иметь свои симпатии, его переход к самостоятельной жизни, несомненно, облегчится. Раскрытие личности ребёнка возможно, если используется его индивидуальность, развитие его творческого потенциала, свободного, без нажима взрослого, основанного на самовыражении ребёнка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием гуманных методов и приёмов. Каким должен быть педагог, какие качества, необходимые для творческой работы, он должен воспитать в себе? В действительности бывают педагоги, хотя и владеющие техникой воспитания, но работающие неинтересно; они не способны зажечь своих воспитанников страстью познания. Такие педагоги и сами не получают от своей работы радости. «Зажечься смогут сто свечей лишь от одной свечи»- говорил Катран. Но если «свеча» не горит, как, же она может зажечь вторую?
Чтобы избежать этого, будущий педагог еще на студенческой скамье должен работать над собою, воспитывать в себе те качества личности и те умения, которые сделают его работу творческой и дадут ему высокое удовлетворение. «Кто не знает, куда идёт очень удивится, попав туда» - говорил Марк Твен.
Важны педагогические умения, среди которых я бы выделила следующие, основные, на мой взгляд, умения. Это умение предвидеть и решать педагогические ситуации и проблемы, понимать своего собеседника, изучать психологические особенности детей, умение формировать душу воспитанника в соответствии с требованиями общества. «Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника» так в своих трудах выделял В. Даль.
Современный педагог должен владеть педагогической интуицией, что очень важно для того, чтобы мгновенно сориентироваться в конкретной ситуации. Среди не менее важных качеств я бы отметила способность доступно передавать знания. Для этого необходим и творческий подход, и образность речи, и убедительность и др.
Однако все эти качества могут оказаться недостаточными, если учитель не воспитает в себе необходимые для работы с детьми черты характера: целеустремлённость; выдержку; самоконтроль, чуткость и тактичность, скромность и требовательность к себе. Все перечисленные качества и черты характера не даются педагогу в готовом виде, они формируются как результат нелёгкого процесса профессионального совершенствования. Для педагога важно знать предмет деятельности, быть требовательным и искренним в отношениях, постоянно стремиться к самообразованию, вырабатывать в себе наблюдательность, гуманность, уметь пользоваться голосом, жестами, мимикой. Амонашвили так характеризует основные качества и черты личности: «Это мудрый человек, отзывчивый, доброжелательный, принципиальный». Педласий выделяет человечность, терпение, эмоциональную уравновешенность. Ягупов отличает такие качества как педагогические способности, педагогическое творчество, творческое мышление. Творчество - высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека, а педагог- мастер своего дела. Это специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки и искусства, практически разбирающийся в вопросах общей и особенно детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания. «В горящем котле холодных капель не бывает» - так в своих работах отражал Конфуций. Воплощение педагогического искусства в жизнь невозможно без овладения воспитателем педагогического мастерства, техникой и технологией педагогического действия. « Воспитателем и учителем надо родиться, им руководит прирожденный такт» писал А. Дистервег. Всем известно изречение древнегреческого философа Ксенофонта: «Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится». Наиболее успешны именно те педагоги, кто не забыл эту простую истину. Я убеждена, что подлинное право на воспитание - это не диплом о профессиональном образовании, а призвание, главным критерием которого является неравнодушие к чужим судьбам, высокие человеческие достоинства, определяющие основу педагогической деятельности.
Для успешного осуществления своей деятельности педагог должен обладать компетенциями, а именно, проективными, конструктивными, коммуникативными, организаторскими. И ещё, чтобы отвечать современным требованиям, он должен:
- Постоянно пополнять знания, работать со значительным напряжением сил, обладать развитым чувством ответственности.
- Уметь организовывать процесс обучения и воспитания с учётом психофизических особенностей.
Таким образом, современный педагог становится сознательным творцом педагогической действительности и участником научного творчества в области педагогики.

Использованная литература:

1.Кан-Калик.В.А.Учителю о педагогическом общении.
2.Кащенко В.П.Педагогическая коррекция.
3.Крупенин Н.А.Крохина И.М.Эффективный учитель: Практическая психология для педагогов.
4.Караовский В.А воспитание? Воспитание, Воспитание! Теория и практика воспитательных систем.

Воспитатель СКШИ г. Астаны
Ибраимова З.О
Категория: Опыт | Добавил: zinaida-ibraimova (2013-01-12)
Просмотров: 4392 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 5:08 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru