Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
Творческая работа-эссе «Педагог в современном мире» «Следующий век будет именно таким, какими будут воспитаны для него будущие граждане» Я.А.Каменский. Подавляющее большинство воспитанников - социальные сироты. Это дети, не имеющие примера созидательной, конструктивной деятельности в своей семье, легко усваивают позицию потребителя, о нуждах которого заботится государство. Условия жизни в детском доме ограничивают установление коммуникативных связей с внешним миром. Ребёнок-сирота, ограниченный в связях с внешним миром, испытывает трудности при выборе профессии. Отставание в физическом и интеллектуальном развитии, слабое здоровье становятся дополнительным, но весьма существенными факторами, осложняющими подготовку воспитанников к самостоятельной жизни. «Педагог - человек, который лучше знает, как воспитывать чужих детей, чем своих»- отмечал Ж. Фалкенаре. Говорят, педагогика - самое тонкое искусство, а педагог- труженик горячего цеха, где куётся ценнейший сплав знаний, убеждений, практического действия. Избавляться от устаревших стереотипов, больше спрашивать себя, трудиться с полной отдачей, пополнять и обновлять свои знания - так понимаю требование времени и стараюсь соответствовать этому требованию. Пытаясь, преодолеть негативное влияние факторов социального сиротства на формирование личности воспитанников, я выбрала основным направлением своей деятельности - развитие творческих начал через изотерапию и артпедагогику, где главной целью ставлю коррекцию эмоционально-волевой сферы и самопознание. Ведь детский рисунок-это не просто « красивая картина» для выставки, а результат работы души и интеллекта, он несёт особую информацию о состоянии здоровья ребенка, о его внутреннем мире. Мы прекрасно понимаем, что далеко не все наши дети могут быть творческими личностями в полном понимании значения этих слов, но творческое отношение к любому делу, использование творчества в работе под силу и необходимо каждому. Творчество-это, потаённое совершенствование и прогресс в любой деятельности. Даже когда мы выполняем повседневную работу - готовим еду, стираем одежду, мастерим что-то, ремонтируем квартиру, одеваемся, составляем букеты, общаемся с людьми, рисуем, можно внести что-то новое, неповторимое. Творческий человек всегда чем-то увлечён. От творческих возможностей человека зависит его жизненный уровень. Для нас не важно, чем придётся заниматься во взрослой жизни нашим воспитанникам: учить детей или строить дома. Главное-это делать творчески, т. е с фантазией, любовью, выдумкой, вдохновенно. Творчески развитый человек обязательно будет работать лучше, с ним будет интереснее. Это значит, что творчески развитый выпускник детского дома найдёт соратников и друзей, будет иметь свои симпатии, его переход к самостоятельной жизни, несомненно, облегчится. Раскрытие личности ребёнка возможно, если используется его индивидуальность, развитие его творческого потенциала, свободного, без нажима взрослого, основанного на самовыражении ребёнка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием гуманных методов и приёмов. Каким должен быть педагог, какие качества, необходимые для творческой работы, он должен воспитать в себе? В действительности бывают педагоги, хотя и владеющие техникой воспитания, но работающие неинтересно; они не способны зажечь своих воспитанников страстью познания. Такие педагоги и сами не получают от своей работы радости. «Зажечься смогут сто свечей лишь от одной свечи»- говорил Катран. Но если «свеча» не горит, как, же она может зажечь вторую? Чтобы избежать этого, будущий педагог еще на студенческой скамье должен работать над собою, воспитывать в себе те качества личности и те умения, которые сделают его работу творческой и дадут ему высокое удовлетворение. «Кто не знает, куда идёт очень удивится, попав туда» - говорил Марк Твен. Важны педагогические умения, среди которых я бы выделила следующие, основные, на мой взгляд, умения. Это умение предвидеть и решать педагогические ситуации и проблемы, понимать своего собеседника, изучать психологические особенности детей, умение формировать душу воспитанника в соответствии с требованиями общества. «Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника» так в своих трудах выделял В. Даль. Современный педагог должен владеть педагогической интуицией, что очень важно для того, чтобы мгновенно сориентироваться в конкретной ситуации. Среди не менее важных качеств я бы отметила способность доступно передавать знания. Для этого необходим и творческий подход, и образность речи, и убедительность и др. Однако все эти качества могут оказаться недостаточными, если учитель не воспитает в себе необходимые для работы с детьми черты характера: целеустремлённость; выдержку; самоконтроль, чуткость и тактичность, скромность и требовательность к себе. Все перечисленные качества и черты характера не даются педагогу в готовом виде, они формируются как результат нелёгкого процесса профессионального совершенствования. Для педагога важно знать предмет деятельности, быть требовательным и искренним в отношениях, постоянно стремиться к самообразованию, вырабатывать в себе наблюдательность, гуманность, уметь пользоваться голосом, жестами, мимикой. Амонашвили так характеризует основные качества и черты личности: «Это мудрый человек, отзывчивый, доброжелательный, принципиальный». Педласий выделяет человечность, терпение, эмоциональную уравновешенность. Ягупов отличает такие качества как педагогические способности, педагогическое творчество, творческое мышление. Творчество - высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека, а педагог- мастер своего дела. Это специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки и искусства, практически разбирающийся в вопросах общей и особенно детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания. «В горящем котле холодных капель не бывает» - так в своих работах отражал Конфуций. Воплощение педагогического искусства в жизнь невозможно без овладения воспитателем педагогического мастерства, техникой и технологией педагогического действия. « Воспитателем и учителем надо родиться, им руководит прирожденный такт» писал А. Дистервег. Всем известно изречение древнегреческого философа Ксенофонта: «Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится». Наиболее успешны именно те педагоги, кто не забыл эту простую истину. Я убеждена, что подлинное право на воспитание - это не диплом о профессиональном образовании, а призвание, главным критерием которого является неравнодушие к чужим судьбам, высокие человеческие достоинства, определяющие основу педагогической деятельности. Для успешного осуществления своей деятельности педагог должен обладать компетенциями, а именно, проективными, конструктивными, коммуникативными, организаторскими. И ещё, чтобы отвечать современным требованиям, он должен: - Постоянно пополнять знания, работать со значительным напряжением сил, обладать развитым чувством ответственности. - Уметь организовывать процесс обучения и воспитания с учётом психофизических особенностей. Таким образом, современный педагог становится сознательным творцом педагогической действительности и участником научного творчества в области педагогики. Использованная литература: 1.Кан-Калик.В.А.Учителю о педагогическом общении. 2.Кащенко В.П.Педагогическая коррекция. 3.Крупенин Н.А.Крохина И.М.Эффективный учитель: Практическая психология для педагогов. 4.Караовский В.А воспитание? Воспитание, Воспитание! Теория и практика воспитательных систем. Воспитатель СКШИ г. Астаны Ибраимова З.О | |
Просмотров: 4392 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|