Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
Недавно работники Республиканской детской библиотеки им. С.Бегалина провели конференцию «Читающие дети – будущее страны», участниками которой были не только казахстанцы, но и представители других стран. «Дети мои, утешение сердца моего!» – так обращался к детям, к потомкам великий сын казахского народа Абай. Ученый, просветитель, он всегда выступал мудрым наставником молодежи. Памятуя народную поговорку «Хорошие дети – радость, плохие – горе», в своих беседах с молодыми людьми и родителями Абай вел их по сложному пути воспитания, где главными считал знания и книги.
В своей знаменитой не только на Востоке «Книге слов» он пишет: «Ребенка, имеющего стремление к знаниям, можно считать человеком, можно питать надежду на то, что он будет стремиться... понять себя и окружающий мир, что он научится приобретать добро, не поступаясь честью, и будет избегать зла... Без науки нет блага ни на том, ни на этом свете... Развращенные сызмальства дети не могут иметь интереса к знаниям, религии, почтения к своим наставникам». Насколько актуальны слова этого великого человека и сейчас, почти два столетия спустя, знают педагоги, знаем мы, работники библиотек, ежедневно встречающиеся с детьми и подростками. Дети и подростки – особая часть населения, которую закономерно выделяют в отдельную категорию читателей, стремясь максимально помочь становлению растущей личности, привитию ей качеств настоящего человека и гражданина своей страны. Когда-то Антуан Сент-Экзепюри сказал замечательные слова: “Быть человеком – это чувствовать свою ответственность... Сознавать, что, кладя свой кирпич, и ты помогаешь строить мир”. Это в полной мере относится к работникам детских библиотек. Ведь подрастающее поколение определяет контуры будущего страны. Значит, мы, помогая детям определиться в мире книг, героев и характеров, “кладем свой кирпич” в их нравственное, патриотическое воспитание и тем самым помогаем строить новый мир в независимом обществе. И мы, наравне с семьей и школой, ответственны за будущее поколение, за их гражданскую позицию. Вперед вырываются те государства, те нации, где выше уровень образованности, степень накопленных знаний и их использования. Неслучайно Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев в ежегодном послании народу не раз подчеркивал, что процветание нашей страны напрямую связано с ростом интеллектуального потенциала нации, что развитие чтения и грамотности – одна из важнейших задач государства. Это прежде всего относится к подросткам и молодежи. Когда-то “самая читающая страна”, в годы лихолетья мы растеряли большую часть библиотек, взрослых и детских, и среди взрослого населения число тех, кто вообще не читает, скоро перекроет рубеж в 50 процентов. Лишь 17% казахстанцев можно отнести к активным читателям. А среди тех, кто читает, деловое чтение занимает ведущее место. “Когда не читает один человек – это его трагедия, если не читают миллионы людей – это проблема всей нации”, - сказал как-то известный поэт Иосиф Бродский. Как актуальны эти слова сейчас! А особенно большую проблему представляет детское чтение. К нашему всеобщему сожалению, за последние 15 лет у нас сформировалось целое поколение, которое незнакомо с серьезной литературой. Это как раз наша категория – дети, подростки и молодежь. Современные дети в большинстве своем тянутся к книге реже, не любят читать, не воспринимают общение с художественной литературой как жизненную необходимость. Чтение фундаментальной классической литературы многими подростками воспринимается как “тяжелый труд, старомодное занятие”. Некоторые убеждены, что в век телевизоров и компьютеров чтение не так уж и необходимо, мол, время нынче слишком дорого, чтобы тратить его на сидение с книгой. Нынешние дети читают другую литературу и по-другому. К великому сожалению, в нашей стране не проводились сравнительные исследования читательской активности. По статистическим данным, 28,5% населения Казахстана составляют дети и подростки до 16 лет, 17,5% – молодые люди юношеского возраста – это более пяти миллионов человек. И в то же время на сегодняшний день читателей – детей – немногим более 34%. Что же мы, взрослые, упустили в работе с этой категорией населения? Как можно ограничить круг проблем, которые требуют нашего вмешательства и скорейшего решения? 1. Это прежде всего недостаток внимания органов государственного управления к проблемам детского и юношеского чтения и воспитания вообще. 2. Слабая законодательная и – очень слабая! – финансовая поддержка библиотек как центров социализации формирующейся личности. 3. Широкое распространение получает “коммерческое чтение”, основанное на насилии и жестокости, а также “легкое чтение”, не требующее серьезной работы ума и сердца и базового образования – это фэнтези, дамские романы, детективы, то есть книги-однодневки, которые забываешь сразу после прочтения. 4. У отечественных СМИ отсутствует интерес к проблеме чтения. Кинофильмы и ТВ-сериалы, основанные на литературных произведениях, стремительно занимают традиционную “читательскую” нишу в сознании подростков, молодежи и создают иллюзию знания литературы: зачем читать книгу, если можно посмотреть экранизацию? Но разве могут они заменить книгу, чтение которой вызывает сопереживание, сочувствие, соучастие! Заменяя чтение книги различными сериалами и “дешевыми” детективами, мы просто оглупляем детей. 5. Отсутствуют публикации о книгах. Сегодня редко можно встретить в газетах и журналах книжные рецензии и обзоры, написанные профессиональными критиками. Сказывается отсутствие полномасштабных серьезных исследований проблем чтения, литературы и книг с точки зрения социологии, психологии. Эти проблемы мало интересуют отечественные СМИ и общественные организации. 6. К сожалению, в Казахстане нет современных авторов, пишущих для детей и юношества. Книга как элемент воспитания не теряет своего значения при любых обстоятельствах, времени и места. Сегодня, как никогда, необходимы книги, помогающие формировать у детей адекватное отношение к собственному здоровью, социальный иммунитет к вредным и опасным привычкам, в том числе к употреблению наркотиков и курению. Большой дефицит ярких иллюстрированных изданий, доступных каждой семье. Эти проблемы обсуждались на международном Конгрессе чтения «Читающее общество – основа конкурентоспособности страны», который проходил в апреле 2007 года в г.Астане – столице Казахстана. На конгрессе отмечалось, что книга – двигатель прогресса, на форуме «Библиотечная столица» (в рамках конгресса) был презентован проект программы «Читающий Казахстан». Но самое главное – на конгрессе приоритетным направлением обозначено детское чтение. Это напрямую связано с осознанием возрастающей роли грамотности, качества информации, книжной культуры – и в более широком смысле – культуры чтения. Еще ранее – с 2004 по 2006 годы – в республике была принята государственная программа “Культурное наследие”, направленная на воссоздание крупнейших историко-культурных, археологических и архитектурных памятников, создание целостной системы изданий культурного наследия, на подготовку и выпуск серийных изданий национальной и мировой научной мысли, культуры, литературы. Библиотеки в этой программе как общедоступный бесплатный канал получения информации вносят большой вклад в просвещение населения. Опыт мировой цивилизации показывает, что без чтения нет человека, нет личности. Именно книга стала тем незаменимым инструментом, который помогает сформировать нравственные принципы, моральные устои и культурные ценности, овладеть информацией, накопленной веками, развить фантазию, научить думать, оценивать собственные и чужие поступки. Именно книга, литература учат думать, учат жизни, благородству, доставляют эстетическое наслаждение, превращают часы скуки и безделья в увлекательную возможность перенестись в другие миры, в другие времена. “Книга – это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческого рода, она – рупор человеческих мыслей. Мир без книги – мир дикарей”, – эти слова писателя Н. Морозова актуальны сейчас, как никогда. Пока же проблема чтения отдана на откуп библиотекарям и школьным учителям, а не является проблемой семьи и широкой общественности. Именно библиотеки сегодня – пожалуй, единственный бесплатный институт, который открыт для юного населения страны. В первую очередь они – главные и активные помощники школе, образовательному процессу, причем для многих библиотек такая деятельность стала доминирующей. Хотя понятно, что детские библиотеки не должны подменять школьные. В настоящее время принято рассматривать библиотеку как информационный центр. Многие, идя по этому пути, забывают о том, что юные читатели – совершенно особая категория. В работе с ними главной задачей было, есть и будет формирование Читателя, воспитание у него любви к книге как к уникальному виду деятельности и состоянию души. Именно библиотеки должны помочь детям понять огромное количество приятных вещей, которые можно получить от чтения. Книги открывают новые миры. И библиотека играет роль стимулятора интереса к чтению у ребенка с самого раннего возраста, поскольку в наш век полноценным читателем надо успеть стать в детстве, иначе жизнь может не оставить для этого времени. Каким же способом приблизить книгу к читателю, как заинтересовать его чтением, как облегчить выбор хороших книг? Основа всего этого – поворот к личности ребенка, то есть улучшение индивидуальной работы на принципах педагогики сотрудничества, сотворчества, личное общение с юными читателями, при котором каждый ребенок выступает как равноправная личность, равноправный партнер, хотя инициатором общения является библиотекарь. Внедрение активных, нетрадиционных, новых форм массовой работы, игровых, дискуссионных, клубных. Развитие содружества библиотеки и семьи, ведь рождение ребенка как читателя происходит в семье, и выработать у него потребность в чтении невозможно без ее участия. Использование особых форм, способов и средств для стимулирования желания у читателей посещать библиотеку систематически. Важно, чтобы в годовом плане присутствовал читатель, его голос, возраст, работа с творчеством конкретного автора и конкретной книгой. Все формы наглядной, индивидуальной и массовой работы должны быть ориентированы на интересы, запросы и потребности конкретного читателя. Три составляющие – Семья, Школа, Библиотека – создают окружение, формирующее читающего человека XXI века. В этом плане наша библиотека работает в тесном контакте со школьными библиотеками. Ведь у нас общая задача – давать знания, чаще всего за пределами учебника, заботиться о широком культурном кругозоре подрастающего поколения. На базе нашей библиотеки создан “Информационно-образовательный центр” для библиотекарей и преподавателей. Это своеобразная школа повышения квалификации. Ежегодно по два-три раза в год проводятся семинары для школьных библиотекарей. На них мы рассматриваем разные вопросы, например, “Детское чтение на современном этапе”, “Пути взаимодействия ГДБ и школьных библиотек”, “Воспитание патриотизма и гражданственности детей средствами литературы”. Уже в этом году на семинарах поднимались темы: “Читающие дети – будущее страны” в рамках объявленного ЮНЕСКО Года литературы и чтения, “Язык есть исповедь народа” – объявленного в СНГ Года родного языка. На такие встречи приглашаются писатели, общественные деятели, библиотекари знакомятся с интерактивными формами работы с читателями-детьми, участвуют в мероприятиях, подготовленных сотрудниками библиотеки. В текущем году на занятиях нашей школы появилась еще одна категория работников образования – работники дошкольных учреждений. Ежемесячно мы встречаемся с разными категориями работников детских садов – заведующими, воспитателями, методистами, музыкальными работниками, и главная тема встреч – знакомство с детской литературой, проведение разнообразных мероприятий, праздников с дошкольниками. Библиотека располагает богатым фондом различных изданий и методических материалов для руководителей детского чтения, в эту категорию входят, кроме работников школ и дошкольных учреждений, студенты профильных факультетов вузов и колледжей. Для них мы создали и постоянно пополняем тематические папки – досье по различным направлениям работы – их сейчас около 120. Так что с системой образования у нас самая тесная связь. Можно очертить, может быть, главный круг задач библиотек на современном этапе: воспитание литературного и эстетического вкуса, работа с родителями, возрождение семейного чтения, укрепление взаимосвязи старшего и юного поколения. Ведь главной миссией библиотеки была и остается всемерная поддержка и развитие чтения как основы развития личности. Неслучайно несколько столетий назад великий философ Д.Дидро был убежден: “Люди перестают мыслить, когда перестают читать”. А замечательный педагог прошедшего столетия Сухомлинский считал: “Одной из истин моей педагогической веры является безграничная вера в воспитательную силу книги. Школа – это прежде всего книга. Воспитание – прежде всего слова, книга, живые человеческие отношения. Книга – это могучее оружие. Умная, вдохновенная книга нередко решает судьбу человека”. “Душа подростка обязана трудиться”, только вот заставить душу трудиться – задача неимоверно трудная. Нелегко привить детям любовь к книге и при этом научить ребенка читать правильно, понимать смысл прочитанного. Психологи считают и международные исследования подтверждают, что нельзя воспитать читателя только на обязательной программе чтения в школе, без досугового чтения ребенок не становится человеком читающим. Читать детей нужно научить к 9 годам. Если же ребенок не стал активным читателем к 10-12 годам, то полностью потом восстановить этот пробел он практически не сможет. А если не сделать этого профессионально, то ребенок не станет креативной творческой личностью. И в этом семья, а не школа является наиболее важным образовательным учреждением, и самые важные наставники в чтении – родители, а не учителя. Чтобы привить ребенку любовь к чтению, необходимо возродить и организовывать клубы семейного чтения, нужно научиться вместе волноваться, научиться переживать вместе с героями книг. Семья – это первый и наиболее важный институт, влияющий на приобщение детей и подростков к чтению. Родители передают детям представление о том, что такое хорошее и плохое чтение. При отсутствии близкого человека, увлеченного чтением, ребенка трудно заставить взять книгу самому. Если у родителей отсутствует культура чтения, дети также формируются вне ее. Неслучайно в одном опросе дети написали: “Воспитание – дело семьи, а родители не читают сами”. Подросток должен ощущать, что жизнь его родителей немыслима без книг, – тогда и в его жизнь они войдут. Никогда не будет читать тот ребенок, в семье которого нет книг вообще. Красноречиво высказывание Цицерона: “Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишенному души”. Привитию любви к чтению очень поможет семейная библиотека. Пусть она будет не очень большой, но, главное, не случайной. Ведь это просто здорово, когда книга имеет свою историю! О путях возрождения семейного чтения мы говорим на постоянно действующих Родительских собраниях при нашей детской биб-лиотеке им. С. Бегалина, которые библиотека проводит совместно с городским Управлением образования. “Школа гражданского образования для родителей”, по сути, является университетом народной педагогики. В помощь родителям и руководителям детского чтения в Год семьи в Казахстане (2006 год) мы подготовили и издали методическое пособие “Очаг, согревающий душу” на казахском и русском языках, “Семья – надежнейшее благо...” По тому, каким спросом пользуется этот материал – их пришлось переиздавать, – мы поняли, что “зерна падают в благодатную почву”. Другая задача родителей и руководителей детского чтения – сделать летние каникулы не только развлекательными, но и полезно-увлекательными – чтением интересной книги, с литературными играми и т.д. Для этого ежегодно в отделах обслуживания библиотеки разрабатываются программы летнего чтения. В 2007 году они назывались “Мир начинается с тебя”, “Сказочная азбука приглашает”. В текущем году – “Журналы, газеты читай – мир узнавай!” (по пропаганде периодики), “Любимые книги читая, профессии мы выбираем”. В программы летних чтений включается комплекс разнообразных занимательных форм работы с книгой: викторины, кроссворды, конкурсы. Презентация программ летнего чтения проводится в начале летних каникул, а подведение итогов и определение победителей – в начале учебного года. Библиотека – один из центров сосредоточения национальной и мировой культуры. Одновременно она является частью культурной среды своего города, страны. Через любовь к своему краю, к его истории, через патриотические чувства возможно воспитание духовности в юном читателе. Именно эту цель мы ставили перед собой, проводя республиканский конкурс сочинений “Времен связующая нить (История Отечества – через историю семьи)”, посвященный 15-летию независимости Казахстана. Несмотря на то, что тема была довольно сложной, нас удивило и порадовало, что в нем приняли участие ребята из всех регионов республики. Только на заключительном этапе в республиканский оргкомитет поступило более 500 сочинений на казахском и русском языках. В работах ребят – искренние размышления-исповеди о трудном пути страны к свободе и независимости, о том, как порой больно отразились события истории на судьбе родных и близких, но страна и народ неразделимы, и счастье страны – в их руках, в руках подрастающего поколения. Наша библиотека – член многих ассоциаций, фондов. Особенно полезной и нужной мы считаем работу с Департаментом по защите прав детей – ведь дети, как никто другой, порой нуждаются в защите и поддержке взрослых. Особенно это касается детей-сирот, воспитанников детских домов и интернатов. С этой категорией детей сотрудники библиотеки постоянно проводят встречи, презентации, акции помощи и поддержки. Своеобразным подведением итогов работы за год является праздник Книги и Чтения среди самых преданных читателей – “Ночь в библиотеке”. Мы провели его уже дважды, нынче готовим “Ночь в библиотеке-3”. В прошлом году дети и взрослые гости совершили полное “опасных приключений” путешествие на ночном экспрессе из Казахстана в Россию, Великобританию, Японию, Германию, Францию, разучивали стихи и песни той или иной страны, знакомились с их достопримечательностями, мастерили сувениры, готовили выступления. “Ночь в библиотеке” становится традиционной, удивительной и неповторимой. Комплектование фондов, информатизация библиотек – база для завоевания и поддержания авторитета у читателей. Ведь состояние библиотечных фондов, наличие современных информационных технологий напрямую влияет на решение острейшей проблемы – сохранение и увлечение книгой детей и подростков. При комплектовании фондов нам помогает то, что библиотека является членом Ассоциации книгоиздателей и книгораспространителей Казахстана, поэтому в меру своих возможностей мы стараемся влиять на планы различных издательств по выпуску детской литературы, проводим презентации лучших изданий. Иногда суждения детей могут оказать помощь в работе библиотекарей. Например, компьютер – друг или ...? Увлеченность компьютером нас не всегда радует, поскольку из вспомогательного современного средства он превращается во властелина дум и времени юных граждан, отучает думать самостоятельно, а при чтении художественной литературы теряется чувство языка, художественности и эстетической манеры автора. Очень интересно прошло в нашей библиотеке «судебное заседание» “Компьютер и книга – сотрудничество или противостояние?” Не столько сам вопрос, а размышления ребят, их умение аргументированно приводить свои доводы для организаторов представляли интерес. И было приятно видеть, что мнение большинства ребят сходится на выборе книги, ее приоритете перед электронным табло: признавая преимущество компьютера во всем, они уверены, что только книга дает полное ощущение чтения, сопереживания и т.д. Итак, сегодня перед нами ребенок, подросток, молодой человек – фигуры достаточно противоречивые. По результатам различных, проводимых в библиотеке исследований, мы знаем, что они могут заявлять: “чтение устарело”, “книг действительно интересных мало”, на уроках литературы “сплошное занудство”. В то же время они не отказались бы от совета и толковой помощи, и наша задача – быть на уровне требований подростка в современном сложном информационном мире, сделать все, чтобы включить детей в книжную культуру. Свое выступление я хотела бы закончить строчками о нас, нашей альма-матер, которые от души написал кто-то из наших коллег. Пусть они по форме не очень поэтичны, но по содержанию – что надо, отражают суть нашей работы! Как велико твое предназначенье С древнейших лет и до скончанья века! Собранье мыслей ты и знания свеченье, Хранительница книг – библиотека! "Учитель Алматы", № 4, 2009 г.
| |
Просмотров: 4614 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|