Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт

Обучение критическому мышлению
г. Костанай
ШОД "Озат"
Нугуманова Карина Ансагановна

Прежде чем объяснить – заинтересовать;
Прежде чем заставить действовать – приготовить к действию;
Прежде чем обратиться к реакциям – подготовить установку;
Прежде чем сообщить что-нибудь новое – вызвать ожидание нового.
Л.С. Выготский
Обучение критическому мышлению
Понятие «критическое мышление» применительно к педагогике охарактеризовано в трудах Д. Дьюи, который утверждал, что «обдумывать вещь, размышлять – значит искать добавочных данных, новых фактов, которые разовьют мысль, или подтвердят ее, или сделают очевидной ее нелепость».
В основу технологии критического мышления положены идеи Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития, К. Поппера и Р. Пола об основах формирования и развития критического мышления. Приемы данной технологии разработали К. Мередит и Дж. Стилл (Химия в школе).
Критическое мышление представляет собой сложный процесс, включающий в себя много компонентов: осмысление, оценка, анализ, синтез, наблюдение, опыт, размышления, рассуждения (Руководство для учителя).
Сначала человек методом наблюдения принимает информацию, потом размышляет или рассуждает, т.е. происходит процесс осмысления, после чего наступает стадия анализа и синтеза, в результате которой появляется оценка полученной информации.
Таким образом можно придти к выводу, что критическое мышление развивает навыки приобретения доказательств.
В школьной практике существует много приемов технологий, использующихся активно преподавателями.
Я в своей практике использую методы обучения критическому мышлению посредством диалога («Таблица тонких и толстых вопросов», «Ромашка Блума») также приемы этой технологии такие как: таблица ЗУХ, кластер, фишбоун.
Сначала я предложила ученикам заполнять таблицу ЗУХ, они все были в восторге, потому что при заполнении графы «Знаю» этой таблицы они воспроизводят тот багаж знаний, который был пройден на прошлом уроке, потом заполняют графу «Узнал», но уже после прохождения новой темы, и в конце урока пишут то, что «Хотят узнать».
Этот прием помогает детям «отсеять» ненужную информацию и работать только с полезной информацией.
Заполняя такую таблицу систематически ученики приобретают навыки осмысления, анализа и оценки информации.
А ведь это главное свойство выделения нужного материала, так как в книгах пишут очень многое, но знать нужно основное.
И именно таблица ЗУХ помогает вычленить суть проблемы. Используя этот прием критического мышления я помогаю обучающимся освоить информацию, проходя через весьма не простой процесс.
Также я предложила обучающимся составлять кластеры по темам или подтемам, им очень понравилось, так как они учатся находить основные идеи, доказывать их, ссылаясь на доказательства, полученные в процессе наблюдения.
Групповая работа по составлению кластеров проходит интересно, активно, дружелюбно.
В результате они вывешивают полученный кластер, и один из членов группы или полностью группа защищают свой проект.
Защита проектов проходит довольно интересно, члены команды действуют согласованно.
Ученикам очень понравилась совместная работа в группах, так как именно в группе способны проявиться скрытые знания, умения и навыки некоторых обучающихся.
Также обучение критическому мышлению можно научить посредством диалога.
В своей практике я использую вопросы низкого и высокого порядка, так как принцип обучения гласит от простого к сложному, т.е. все должно происходить последовательно.
На вопросы низкого порядка ученики отвечают очень легко, не испытывая затруднений, а вот на вопросы высокого уровня поначалу затруднялись отвечать. Потому что после того как задан вопрос высокого порядка ученикам обязательно требуется некоторое время для осмысления и понимания вопроса, необходимо осознать, проанализировать ответ для такого вопроса.
Но позже после применения нескольких раз таких вопросов, ученики активно вступали в обсуждения.
После применения мною в школьной практике вопросов разных порядков четко прослеживается нить учащихся, которые способны мыслить критически.
Таким образом еще раз могу подтвердить, что диалог в процессе обучения занимает центральное место и способствует развитию навыков критического мышления обучающихся.
На моих уроках все ученики старались «заговорить», следовательно могу сказать, что нужно развивать критическое мышление у подрастающего поколения различными приемами, техниками и новыми подходами в обучении.
И тогда «молчунов» не останется в классах и наступит благоприятная атмосфера для активного процесса обучения.
Еще развитию критическому мышлению помогает применение информационно – коммуникационных технологий в обучении. Так как на интерактивной доске можно поместить различные рисунки и попросить учеников определить тему, цели и задачи урока, или же для этих целей можно использовать кроссворды, ребусы, загадки.
Еще можно показать видеофрагменты и попросить учащихся озвучить происходящее.
Еще критическое мышление способствует управлению и лидерству в обучении.
Так как критически мыслящего ученика в классе все одноклассники хорошо воспринимают и относятся как к лидеру.
Принцип преподавания в соответствии с возрастными особенностями также прослеживается при применении приемов технологии критического мышления, потому что в основном, многие учащиеся обладают такими способностями или стараются овладеть ими.
При обучении и выявлении талантливых и одаренных детей также приемы критического мышления играют особую роль. Потому что одаренные дети в большинстве случаев обладают способностью и умениями критически мыслить. Дневники тройных записей помогают систематизировать информацию и высказывать в них свои мысли и идеи.
Также при использовании в обучении технологии критического мышления наравне можно использовать некоторые методы оценивания такие как: критериальное суммативное и критериальное формативное.
Способами оценивания можно стимулировать навыки критического мышления, находить нестандартные пути решения тех или иных ситуаций. Чем интересней ответ, значит и оценка будет выше.
Также важно в оценивании, что критерии могут с каждым уроком меняться или разбалловка может быть разной.
Еще одна особенность критериального оценивания в том, что ученики сами способны разработать критерии для их оценивания, а учитель только направляет их.
Рассмотрев применение технологии критического мышления в школе можно придти к такому умозаключению, что все идеи семи модулей тесно переплетаются при построении и проведении уроков, тем самым оказывая взаимное влияние друг на друга.
Отсюда, можно сделать такие выводы: технология критического мышления универсальна, потому что направлена на формирование и развитие ключевых компетенций учеников (компетентность в решении проблем, коммуникативная, информационная компетентность), которые имеют наибольшее значение для успешной жизни человека в социуме.
Технологией критического мышления могут пользоваться учителя разных предметных областей достигая при этом эффективных результатов в работе.

Источник: http://Руководство для учителя (НИШ), журнал "Химия в школе"
Категория: Опыт | Добавил: KARINAXIMIK (2013-02-09) E
Просмотров: 6798 | Комментарии: 7 | Рейтинг: 5.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 1:13 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru