Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
«ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНЫЙ ПРАКТИКУМ ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ В СРЕДЕ VISUAL BASIC» Аргимбаева Ж. Н. Немыслимо представить себе современный урок ХХI века без интерактивного оборудования и инновационных компьютерных технологий. Сейчас без компьютерной техники мы как без рук. Актуальность применения мультимедиа технологий в учебном процессе обусловлена тем, что на современном этапе нашего общественного развития происходит информатизация общества и широкое распространение глобальной компьютерной сети Интернет. Компьютерные технологии на сегодняшний день стали уже неотъемлемой частью жизни многих учащихся. Они зачастую воспринимают их с большим интересом, чем обычный учебник. Использование информационных технологий дает большую степень усвоения материала учащимися. Интерактивность является очень важной составляющей мультимедиа. Люди запоминают только 20% того, что видят, 30% того, что слышат, 50% того, что видят и слышат, и целых 80% того, что они видят, слышат, и делают одновременно. При использовании интерактивного оборудования обычный урок становится более эффективным, повышается динамичность урока, открывается возможность видео действия, возможность оперативного получения информации. Обучение с помощью интерактивных досок существенно отличается от привычных методов преподавания, хотя основы успешного проведения занятия одни и те же. Одним из важнейших аспектов является создание на каждом этапе обучения эффективной образовательной среды, которая, с одной стороны, включает необходимое современное программное обеспечение, с другой — учитывает возрастные особенности, уже имеющиеся знания и навыки учащихся, их склонность к определенному роду деятельности. Необходимо сочетать получение качественных знаний и навыков с поддержанием активного интереса у учащихся, что исключает выполнение ряда однообразных упражнений на заданную тему. При условии систематического использования электронных мультимедиа обучающих программ в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения детей с разноуровневой подготовкой. При этом происходит качественное усиление результата образования вследствие одновременного воздействия нескольких технологий. Современный этап применения компьютерной технологии обучения в учебном процессе заключается в использовании компьютера как средства обучения не эпизодически, а систематически с первого до последнего занятия при любом виде обучения. Мы можем показать и обработать текстовую, графическую, аудио и видеоинформацию с помощью компьютерной техники. Развитие электронных средств мультимедиа открывает для сферы обучения принципиально новые дидактические возможности. На сегодняшний день существует широкий спектр простейших тестовых и сложных контролирующих программ. Но существует такая проблема, как недостаточное оснащение учебного процесса обучающими электронными программами, специально разработанными для целей обучения и реализующих соответствующие методики, заложенные в них разработчиками. В связи с данной проблемой у нас возникла идея разработки электронного учебного практикума. Его целью является углубленное изучение основ объектно-ориентированного программирования в среде Visual Basic, самостоятельное выполнение практических работ за компьютером. Исходя из цели, были поставлены следующие задачи: изучение начальных элементов программирования в среде Visual Basic по школьной учебной программе; ознакомление с основными понятиями объектно-ориентированного программирования; демонстрация практических работ на интерактивной доске, на экране монитора; формирование представления о создании несложных программных приложений; формирование умений и навыков создания простейших программ; умение применять в жизни и в учебной деятельности интерактивные учебные приложения, разработанные в визуальной среде программирования Visual Basic. Данный практикум предназначен для учащихся 10-11 классов естественно-математического цикла. Ожидаемые результаты по использованию данного электронного учебного практикума по программированию. Учащиеся должны: иметь определенную базу знаний по программированию на Visual Basic; овладеть технологией объектно-ориентированного программирования; научиться решать задачи из реальной жизни и разрабатывать соответствующие приложения. Электронный учебный практикум по программированию был апробирован в 10-11 классах (101, 102, 111, 112 группах) КГУ «Экономический лицей». На основе результатов апробации электронного учебного практикума по программированию на уроках информатики, которая оценивалась по пятибалльной шкале, был проведен мониторинг результатов, которые во всех четырех группах оказались выше 4 баллов. Таким образом, апробация электронного практикума на практических занятиях показывает высокую результативность программы и достижение поставленной цели и соответствующих задач. Электронный учебный практикум по программированию в среде Visual Basic дает возможность учащимся визуально представить, как должна работать разрабатываемая ими программа, как работают те или иные объекты в программе, как себя ведут, для чего предназначены, какова их роль, какие свойства нужно применить, какие изменить и т.д. При выполнении практической работы учащийся загорается желанием, у него возникает азартный интерес, желание апробировать выполнение другого задания. Учащийся, справившийся с одной из работ, может приступить к выполнению другой работы, ознакомившись с заданием и просмотрев принцип действия программы, улучшить свой рейтинг успеваемости. Информатика имеет разные направления. При изучении информатики по школьной программе у учащихся часто возникают проблемы при освоении раздела программирования. Лицеистам легче даются разделы информатики пользовательского аспекта, чем разделы информатики, связанные с изучением основ программирования. А там где трудно для учащихся, там стоит задача учителя сделать материал более доступным и легко усваиваемым. Поэтому электронный учебный практикум разработан специально на визуальном языке программирования и предназначен для углубленного изучения основ объектно-ориентированного программирования в среде Visual Basic, для самостоятельного выполнения практических работ за компьютером. По названию проекта уже можно судить какую практическую значимость он несет. Почему практикум? Все мы знаем, что лучший способ овладения теорией - это практика. Практикум — учебное пособие с практическими заданиями, упражнениями, лабораторными работами, помогающими освоить учебную дисциплину практически. Преимущества электронного практикума при использовании в учебном процессе: - Значительно расширяет возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, мультипликации, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. - Позволяет усилить мотивацию учения, активно вовлекает учащихся в учебный процесс. - Работа с практикумом способствует повышению интереса к учебе. - Позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе - неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях и т.д. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение любой учебной задачи до конца, поскольку ему оказывается необходимая помощь, а если используются наиболее эффективные обучающие системы, то ему объясняется решение, он может обсудить его оптимальность и тупиковые ходы. Компьютер может влиять на мотивацию учащихся, раскрывая практическую значимость изучаемого материала, предоставляя им возможность испробовать умственные силы и проявить оригинальность, поставив интересную задачу, задавать любые вопросы и предлагать любые решения без риска получить за это низкий балл, - все это способствует формированию положительного отношения к учебе. - Позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. - Способствует формированию у учащихся рефлексии своей деятельности, позволяет учащимся наглядно представить результат своих действий. - Намного расширяются наборы применяемых учебных задач. Следует иметь в виду, что речь идет не столько о постановке задач (в принципе, любая форма обучения, в том числе и традиционная, допускает постановку любых задач), сколько об управлении процессом их решения. - Любой практикум – это один из эффективных форм организации обучения. Электронный учебный практикум по программированию в среде Visual Basic разработан в виде электронной учебной программы, составленной на объектно-ориентированном языке программирования Visual Basic 6.0, где представлены готовые систематизированные практические работы. Во время учебного процесса каждый учащийся индивидуально выполняет свою практическую работу, ознакомившись с заданием из электронного практикума. Каждая практическая работа предназначена для изучения определенной темы по программированию на Visual Basic. Любую работу можно продемонстрировать на интерактивной доске, на экране монитора, использовать при объяснении изучаемого материала, можно дополнительно с раздаточным материалом в текстовом формате или в электронном формате переслать по локальной сети и дать на самостоятельное выполнение практической работы, можно использовать на разных этапах урока, на разных этапах обучения. В содержание электронного учебного практикума входят следующие темы: 1. Проектирование первого приложения, окно программного кода, кнопка CommandButton, применение свойств, методов, событий. 2. Проектирование приложения, окно программного кода, элементы управления CommandButton, PictureBox, Label, применение свойств, методов, событий. 3. Арифметические операции языка Visual Basic 6.0 4. Встроенные математические функции языка Visual Basic. 5. Элемент управления: Текстовые поля (TextBox). 6. Элементы управления: Флажки (CheckBox), Переключатели (OptionButton). 7. Элементы управления: Списки (ListBox), комбинированные списки (ComboBox). 8. Элементы управления: Полосы прокрутки (HScrollBar, VScrollBar). 9. Элементы управления: Фигуры (Shape) и линии (Line). 10. Элементы управления: Полосы прокрутки (HScrollBar, VScrollBar). 11. Порядок проектирования Windows-приложения. 12. Проектирование Windows-приложения, составление программного кода, работа с объектами Label, Frame, CommandButton, TextBox, PictureBox. 13. Переменная, типы переменных, способы объявления переменных. 14. Зоны видимости переменных. 15. Программирование альтернатив. 16. Использование встроенных функций. 17. Графические методы. 18. Операторы условия. 19. Оператор выбора. 20. Применение оператора цикла с известным числом повторений. 21. Операторы цикла: цикл с предусловием, цикл с постусловием. 22. Массивы. Рассмотрим структуру электронного учебного практикума. Интерфейс программы достаточно простой, интуитивно понятный, удобный и наглядный. Образовательная информация визуально сочетается со средствами навигации; реализация программных средств для графики и анимации, интегрирована с другими средствами мультимедиа; определение структурной организации и формы представления учебного материала, соответствует поставленным целям. При выборе вкладки «Практические работы», появляется второе диалоговое окно, где отображаются пронумерованные практические работы. Выбираете практическую работу и нажимаете на соответствующую кнопку, например «Практическая работа №18», появляется текст заданий, где написано название практической работы, цель работы, само задание и дополнительные комментарии к заданию. При нажатии на стрелочку появляется следующее окно, где демонстрируется работа самой программы, которую ученик должен выполнить самостоятельно за своим компьютером. Если в практической работе предполагается выполнить несколько заданий, то вначале нужно ознакомиться с текстом заданий, а потом по заданиям смотреть принцип действия программ, т.е. их демонстрацию. Например. Практическая работа №18 Тема. Операторы условия Цель: изучить операторы условия, способы их программирования; отработать на практике применение условного оператора. Задание №1. 1. Спроектировать приложение, которое решает квадратное уравнение. 2. Математическая модель ах2+bх+с=0 d=b2 - 4ас при D>0 уравнение имеет два корня х1, 2= (-b±√D)/2a при D<0 уравнение не имеет корней при D=0 уравнение имеет один корень х1= -b/2a 3. Описание работы приложения: пользователь должен вводить коэффициенты а, b, с в текстовые поля; нажимать на кнопку «Расчет» и «Сброс»; на форме должно появляться сообщение о дискриминанте; корни уравнения. Эскиз экранной формы Задание №2. Допишите в эту программу условие, которое анализирует дискриминант, равный нулю. Для меток и для текстовых полей, примените следующие свойства: свойство Font (укажите размер - 14, начертание - жирный курсив), свойство ForeColor для изменения цвета шрифта (красный), свойство Alignment для выравнивания по центру 2-Center. Если выбрать вкладку «Список тем», то в диалоговом окне отображается перечень тем по программированию на Visual Basic, которые являются наименованием практических работ. По этому списку вы можете найти интересующую вас тему и по соответствующему номеру открыть нужную практическую работу. Вкладка «Учебное пособие» загружает файл в формате .pdf учебное пособие по программированию на Visual Basic, содержит 145 страниц. Где можно ознакомиться с основными понятиями Visual Basic, с типами данных, с арифметическими, логическими операциями, встроенными функциями, с назначением и работой разных операторов, где приведены примеры написания кодов программ, где можно найти необходимую информацию по теме практической работы, использовать данную вкладку как справочное руководство. Вкладка «Проверь себя!», в этом разделе учащиеся могут проверить свои теоретические знания по программированию на Visual Basic, двойным щелчком мыши загружаем специальный электронный тренажер для обучения и проверки знаний по учебному материалу. По окончании выполнения контрольной работы, на экране отображается результат: заработанные баллы, проценты, и оценка, а также время, потраченное на выполнение. Вкладка «Выход» закрывает полностью программу-практикум, а вкладка «О программе» показывает, где разработана программа и кто является автором программы. Применение электронного учебного практикума по программированию в учебном процессе не только увеличивает скорость передачи информации учащимся, но и повышает уровень ее понимания, способствует развитию таких важных качеств, как интуиция, образное мышление. В практикуме использованы разнообразные интересные задания для увлекательного программирования. С целью повышения заинтересованности учащихся к программированию, эффективности изучения основ объектно-ориентированного программирования, в практикум включены экономические, математические, физические, графические и другие задачи «жизненной» направленности. Кроме того электронный учебный практикум по программированию позволяет до 75% повысить долю усвоения материала за счет воздействия на все виды восприятия и познания, а так же использования различных средств наглядности, обеспечивая обучаемому устойчивый интерес к предмету (мотивация) и положительно-эмоциональный психологический комфорт во время учебного занятия. В данный практикум вошел не весь отобранный и переработанный материал, вошли не все задания, охвачены не все темы, не все программные моменты, а только самые важные темы по программированию в среде Visual Basic, его можно ещё доработать, учитывая ситуации, которые возникали во время апробации. Конечно, что и говорить этапы создания практикума занимают много времени, это изучение литературы, поиск, подбор и систематизация материала, а особенно много времени занимает разработка самого программного продукта. Зато, какое удовольствие получаешь, когда проводишь практическое занятие или урок с объяснением нового материала, это наглядность, оперативность, понятность, интерактивность, заинтересованность учащихся. Данный практикум способствует развитию логическое мышления, памяти, интуиции, образного мышления, внимания, формирует навыки и умения в создании простейших приложений в среде Visual Basic, умение решать задачи из разных предметных областей, развивает коммуникативные способности. На современных уроках, не только по информатики, а также на других предметах, сейчас очень актуально и модно использовать электронные пособия, электронные тренажеры, электронные учебники, электронные энциклопедии и другие мультимедиа технологии. Разработанный мною электронный практикум по программированию очень своевременно подходит новым реалиям времени. Электронный учебный практикум по программированию на Visual Basic рекомендован в первую очередь для учителей информатики как электронное учебно-методическое пособие, для учащихся и для начинающих программистов как электронное учебное пособие. Данный практикум можно корректировать, дополнять задания, менять структуру, на основе данной идеи можно разрабатывать другие электронные учебные практикумы по другим разделам информатики и не только, а также по другим предметным дисциплинам. Список литературы Виктор Зиборов "Visual Basic 2010 на примерах" Издательство: БХВ-Петербург Год издания: 2010 В. Долженков, М. Мозговой "Visual Basic .NET. Учебный курс "Издательство: СПб.: Питер Год издания: 2003 Зеньковский В.А. Программирование на Visual Basic 6.5 и Visual Basic.Net. Москва: Солон-Пресс 2006 Никита Культин "Visual Basic освой на примерах " Издательство:BHV Год издания: 2004 Нортон П., Уилтон Р. IBM PC PS/2. Руководство по программированию: Пер. с англ. – М.: Радио и связь, 1994 Трусов М. А. "Visual Basic.NET Практическое руководство для начинающего программиста" Издательство: НТ Пресс Год издания: 2006 Учебно-образовательные интернет-ресурсы. method-kopilka.ru Яндекс.Словари›Издательский словарь-справочник | |
Просмотров: 3366 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|