Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Научная кафедра

Формы использования ИКТ и средств мультимедиа в преподавании географии (на примере изучения Восточного Казахстана)
Формы использования ИКТ и средств мультимедиа в преподавании географии (на примере изучения Восточного Казахстана)
Трясунова А. А., Бурулько В. П.

Говоря о Восточно-Казахстанской области, сразу представляешь Алтай. Но, несмотря на такую маленькую ассоциацию, на территории Восточного Казахстана выделяется очень большое разнообразие природных объектов – это горы, реки, озера, леса и многое другое.
Для Восточного Казахстана у природы нашлись самые лучшие краски. С вдохновением мастера использовала она их. В какую бы часть область вы не приехали, вам покажут самое красивое. И прежде всего природу. Она неожиданна и доверчива в любом уголке области. Каждый уголок ВКО покажет вам что-то своё, чем гордятся и любуются многие поколения.
Наша область очень уникальна, если по географическим широтам существуют в мире пустыни, степи, тайга и т.д., то все эти виды географических ландшафтов представлены на этом маленьком кусочке Восточного Казахстана[1].
Главной особенностью Восточного Казахстана является наличие гор, которые представляют собой уникальный уголок природы, именно из-за наличия гор на территории Восточного Казахстана можно пронаблюдать почти весь спектр природных зон, начиная с пустынь и полупустынь, расположенных в Зайсанской котловине, степи – занимающей Прииртышье и высотную поясность – в горах Алтай, где встречается темнохвойная тайга, светлохвойная тайга, а также альпийские луга. К тому же Алтай называют кладовой цветных металлов Казахстана. Так как территория Алтая богата месторождениями полиметаллических металлов и золота[7].
Помимо гор, на территории Восточно-Казахстанской области протекает река Иртыш, которая является самой крупной рекой Казахстана. Он разделяет территорию на левобережье и правобережье. На своем пути Иртыш принимает многочисленные притоки. Наиболее многоводные из них правобережные - Бухтарма, Ульба, Уба. Левобережные в основном берут свое начало на Калбе и Чингизтау. Они небольшие по протяженности - это Кулуджун, Каинды, Песчанка, Таинты, Уланка, Аблакетка, Кызылсу, Чар, Мукур, Шаганидрутие. Истоки Иртыша лежат на западных склонах Монгольского Алтая на высоте 2500 м, и там он называется Кара Ертыс (Черный Иртыш). Черный Иртыш впадает в озеро Зайсан, а по выходе из него получает название Иртыш. Его длина в пределах области достигает 1311 км, а ширина - 120-150м. Наиболее крупный приток Иртыша – река Бухтарма, длина которой составляет 405 км. Река даст примерно столько же воды, сколько ее поступает по Черному Иртышу в озеро Зайсан. Истоки лежат у Бухтарминского ледника в Южном Алтае[2].
Около 30-40% запасов пресной воды Казахстана сосредоточено в ВКО, это благодаря все река и речушкам, которые несут свои воды с гор к Иртышу.
На территории Восточного Казахстана расположено уникальное высокогорное озеро – заповедник – это Маркаколь. Озеро Маркаколь находится в горах Южного Алтая, лежит в самой глубокой части Маркакольской впадины между хребтами Курчумским и Азутау. Площадь его равна 455 км2, высота над уровнем моря 1449 м. Почти все берега заросли лиственницей, ивами, небольшими ельниками. Озеро Маркаколь проточное, в него впадают 27 небольших речек и ручьев, а вытекает одна река Кальджир. Территория озера охраняется, здесь находится Маркакольский государственный заповедник[1].
Одной из главных особенностей Восточного Казахстана является наличие реликтового соснового лен-точного бора, аналог которого имеется только в Канаде. 44% лесных ресурсов Казахстана сосредоточено в Восточно-Казахстанской области[7].
На территории Восточно-Казахстанской области расположено большое количество особо охраняемых природных территорий, в том числе Маркакольский государственный природный заповедник, Западно-Алтайский государственный природный заповедник, Алакольский государственный природный заповедник Катон-Карагайский национальный парк, государственный природный лесной резерват «Семей-орманы», Тарбагатайский государственный природный заказник, Кулуджунский государственный природный заказник, Нижне-Тургусунский государственный природный заказник, Государственный памятник природы «Синегорская пихтовая роща», Алтайский ботанический сад, и многие другие. [7]
Такова прекрасна и необычайна природа Восточно-Казахстанской области, ведь не даром Восточный Казахстан называют второй Швейцарией, и каждый человек, родившийся на этой земле должен знать об этом. Любовь человека к Родине формируется через любовь к своей земле, на которой он родился и вырос, то есть к своей малой Родине.
И чтобы всё это сохранить каждому из нас необходимо помнить о законах природы, об экологии.
Главной задачей современности является сохранение уникальной природы Восточно-Казахстанской области, и одним из путей решения этой задачи является воспитание молодежи, формирование их экологического сознания и грамотности, которую решают в школе.
В школьном образовании география единственный предмет, рассматривающий экологические проблемы на трех уровнях: глобальном, региональном и локальном, на основе краеведческого подхода. Принцип краеведения один из основных принципов изучения географии.
Краеведение развивается в разнообразных формах и охватывает, как изучение программного материала, так и внеклассную работу (экскурсии, походы, кружковые занятия, географические вечера, конференции и т.д.)
В процессе краеведческой работы происходит активное самостоятельное усвоение учащимися образовательного материала, и приобретаются навыки, связанные с жизнью, с подготовкой к практической деятельности.
Краеведение необходимо рассматривать не только как деятельность, связанную с изучением своего края, но и как одно из условий обеспечивающих связь преподавания географии с жизнью[4].
В связи с тем, что на изучение родного края учащимся отводится мало времени, а именно, изучив учебную программу, мы выяснили, что отводится всего 4 часа, из них 2-а часа в 8-ом классе, при изучении природно-территориальных комплексов (Алтай и Саур-Тарбагатай) и 2-а часа в 9-ом классе, при изучении экономических районов Казахстана. Поэтому региональный компонент учитель старается ввести на каждом уроке, при изучении рельефа, внутренних вод, природных зон Казахстана и т.д. и здесь на помощь учителю приходят информационно-коммуникативные технологии, которые помогают не только оригинально представить изучаемый материал, но и сократить время затрачиваемое на изучение материала, делая информацию интересной и простой.
В современном образовании подчеркивается необходимость усвоения обучающимися определенных знаний и всестороннего развития личности. Но какими бы талантливыми и образованными не были бы учителя, они не смогут дать ученику все те знания, которые ему будут необходимы в дальнейшей работе. Поэтому все чаще учителя использую технологию ИКТ на своих уроках.
Так как значительная доля информации, с которой имеет дело человек, является пространственной – это различные виды карт, аэрокосмические снимки, планы городов, маршруты движения и т.д., а в современном обществе почти вся информация представлена в основном в электронном виде.
Поэтому использование информационно-коммуникативных технологий является весьма актуальной темой и требует тщательного рассмотрения и изучения проблемы использования ИКТ в школе на уроках географии.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.
Изучив возможности применения информационно-коммуникативных технологий в преподавании географии[3], мы поставили перед собой следующую цель: выявить формы применения ИКТ в преподавании географии и их влияние на интерес учащихся к изучаемому материалу.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
• Изучить литературу по теме исследования;
• Определить структуру, функции и формы ИКТ;
• Изучить теоретические основы использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе;
• Провести педагогический эксперимент с применением ИКТ на базе сельской школы, изучая природу ВКО.
Для решения поставленных задач мы определили ряд методов:
• Теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования;
• Изучение опыта работы школ методом проведения анализа ППО учителей.
• Практический сбор материала;
• Обработка данных констатирующего и обучающего экспериментов;
• Статистический;
• Математический.
Из которых наиболее важными считаем были: изучение опыта работы школ методом проведения анализа передового педагогического опыта учителей и практический сбор материала, то есть проведение педагогического эксперимента.
Изучая методическую литературу по проблеме исследования, мы выделили несколько форм применения информационно-коммуникативных технологий, которые можно использовать в преподавании на уроках географии. Это такие формы, как готовые электронные продукты (электронные учебники, модули и т.д.), мультимедийные презентации, интернет-ресурсы, видеоролики, электронные тесты, аудиозаписи[6].
Изучив возможности и особенности применения, а также плюсы и минусы использования информационно-коммуникативных технологий в учебно-образовательном процессе[5], мы приступили к проведению педагогического эксперимента, который состоял из трех этапов: 1)проведение диагностического анкетирования, 2)проведение, непосредственно, самого эксперимента, 3)проведение контрольного анкетирования.
Диагностическое анкетирование показало нам, что 7,5% учащихся имеют интерес к предмету, у 3% наблюдается полное отсутствие интереса. Что же касается остальных 89,5% учащихся география не вызывает особого интереса. Также анкетирование показало, что большинство учащихся, а это 60% считают материал сложным для изучения, в том числе и материал по родному краю.
Для упрощения подачи материала и выявление влияния ИКТ на повышение интереса к предмету, нами были разработаны и проведены уроки географии с применением различных форм информационно-коммуникативных технологий, в общем количестве 2 урока (в 8-х классах, не посредственно при изучении физической географии Восточно-Казахстанской области), и кружковые занятия на тему «Моя малая Родина – ВКО» в ходе которых мы использовали различный мультимедийный материал и электронные задания (презентации, видеоролики, работа с электронным учебником, тестами, заданиями), в общем количестве 6 занятий для 7,8,9 классов. Также в ходе каждого урока географии в 6-11 классов мы старались внедрить региональный компонент (в общем количестве 106 уроков).
Проводя анализ данных диагностического и контрольного анкетирования, можно четко увидеть, что интерес к предмету, после проведения уроков и использованием информационно-коммуникативных технологий возрос с 7,5% до 12,3%, сложность материала отмечают уже 42%. Также хочется отметить, что повысился и уровень знаний учащихся с 84% баллов до 90%, по итогам проведения контрольного среза знаний по Восточно-Казахстанской области.
Результаты эксперимента преподавания и анкетирования показывают, что:
• Использование ИКТ - технологий в преподавании способствует формированию положительной мотивации изучения предмета, формирует познавательный интерес, позволяя учащимся в полном объеме изучить весь материал;
• Использование мультимедийных презентаций создает положительный эмоциональный фон, психологическую комфортность для большинства учащихся;
• Большинство учащихся отмечают лучшее запоминание, понимание и усвоение изучаемого материала изученного с помощью информационно-коммуникативных технологий, что говорит о том что детям легче запоминать материал визуально;
• Выполнение одной из главных дидактических задач – от известного к неизвестному, от близкого к далекому (Краеведческие знания учащихся играют важную роль и как база сравнения, так и как своеобразный эталон при изучении однородных объектов и явлений других частей мира).
Подводя итог проведения эксперимента, хочется отметить большое влияние информационно-коммуникативных технологий на учебно-воспитательный процесс. ИКТ не только делает предмет наглядным и интересным, но и повышает уровень знаний учащихся, упрощая подачу материала, используя различный графический и анимационный материал. Информационно-коммуникативные технологии дают возможность преподавателю использовать на своем уроке различные технологии преподавания, сочетать их, тем самым не затрачивая большого количества времени, а также использовать карты, которых нет в атласах, различные программы обобщающего характера, которые повышают интерес учащихся к предмету география.
Как уже отмечалось ранее география единственный учебный предмет, который может использовать региональный компонент почти на каждом уроке, не в зависимости от темы, будь то физическая или экономическая география, и поэтому география способна прививать чувство патриотизма, гордости за свою страну, а ведь это начинается с углубленного изучения родного края. Из этого следует, что изучение родного края, то есть Восточно-Казахстанской области, является очень важным моментов в патриотическом и экологическом воспитании учащихся.
Помочь детям научится относиться к Земле, как к родному дому, и есть главная задача учителя на сегодняшний день. А обучение этому начинается с малого, со своей малой Родины.

Литература

1. Егорина А.В., Зинченко Ю.К., Зинченко Е.С. Физическая география Восточно-Казахстанской области. Часть 1. Восточный субрегион. Усть-Каменогорск, 2000
2. Е. Н. Вилемов, А. А. Науменко, Л. К. Велесова, Б. Ж. Аубекеров. Физическая география Казахстана: Учебное пособие. – Алматы: Қазақ университеті, 2009. – 362 с.
3. Макарова Л.Н. Применение технических средств на уроках географии.//Вопросы Интернет образования, 2006. - № 36. - http://vio.fio.ru/vio_site/cd_site/Articles/archive.htm
4. Матрусов И. С. Школьное краеведение.— География в школе, 1963, № 3.
5. Ставрова О.Б. Современный урок с применением компьютера / М.: Школьная пресса, 2004 г.
6. Таможня Е.А. Компьютерные технологии: возможности использования // География в школе.- 2004. №4.- с.64-69
7. Уйсумбаев Б.С. и др. География Восточно-Казахстанской области. 8-9 класс. Семипалатинск. 2000
Категория: Научная кафедра | Добавил: Nastenka (2013-05-04) | Автор: Трясунова Анастасия Андреевна E
Просмотров: 1807 | Теги: ВКО, краеведение, ИКТ | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 7:47 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru