Главная » Статьи » В помощь учителю » Научная кафедра |
Формы использования ИКТ и средств мультимедиа в преподавании географии (на примере изучения Восточного Казахстана) Трясунова А. А., Бурулько В. П. Говоря о Восточно-Казахстанской области, сразу представляешь Алтай. Но, несмотря на такую маленькую ассоциацию, на территории Восточного Казахстана выделяется очень большое разнообразие природных объектов – это горы, реки, озера, леса и многое другое. Для Восточного Казахстана у природы нашлись самые лучшие краски. С вдохновением мастера использовала она их. В какую бы часть область вы не приехали, вам покажут самое красивое. И прежде всего природу. Она неожиданна и доверчива в любом уголке области. Каждый уголок ВКО покажет вам что-то своё, чем гордятся и любуются многие поколения. Наша область очень уникальна, если по географическим широтам существуют в мире пустыни, степи, тайга и т.д., то все эти виды географических ландшафтов представлены на этом маленьком кусочке Восточного Казахстана[1]. Главной особенностью Восточного Казахстана является наличие гор, которые представляют собой уникальный уголок природы, именно из-за наличия гор на территории Восточного Казахстана можно пронаблюдать почти весь спектр природных зон, начиная с пустынь и полупустынь, расположенных в Зайсанской котловине, степи – занимающей Прииртышье и высотную поясность – в горах Алтай, где встречается темнохвойная тайга, светлохвойная тайга, а также альпийские луга. К тому же Алтай называют кладовой цветных металлов Казахстана. Так как территория Алтая богата месторождениями полиметаллических металлов и золота[7]. Помимо гор, на территории Восточно-Казахстанской области протекает река Иртыш, которая является самой крупной рекой Казахстана. Он разделяет территорию на левобережье и правобережье. На своем пути Иртыш принимает многочисленные притоки. Наиболее многоводные из них правобережные - Бухтарма, Ульба, Уба. Левобережные в основном берут свое начало на Калбе и Чингизтау. Они небольшие по протяженности - это Кулуджун, Каинды, Песчанка, Таинты, Уланка, Аблакетка, Кызылсу, Чар, Мукур, Шаганидрутие. Истоки Иртыша лежат на западных склонах Монгольского Алтая на высоте 2500 м, и там он называется Кара Ертыс (Черный Иртыш). Черный Иртыш впадает в озеро Зайсан, а по выходе из него получает название Иртыш. Его длина в пределах области достигает 1311 км, а ширина - 120-150м. Наиболее крупный приток Иртыша – река Бухтарма, длина которой составляет 405 км. Река даст примерно столько же воды, сколько ее поступает по Черному Иртышу в озеро Зайсан. Истоки лежат у Бухтарминского ледника в Южном Алтае[2]. Около 30-40% запасов пресной воды Казахстана сосредоточено в ВКО, это благодаря все река и речушкам, которые несут свои воды с гор к Иртышу. На территории Восточного Казахстана расположено уникальное высокогорное озеро – заповедник – это Маркаколь. Озеро Маркаколь находится в горах Южного Алтая, лежит в самой глубокой части Маркакольской впадины между хребтами Курчумским и Азутау. Площадь его равна 455 км2, высота над уровнем моря 1449 м. Почти все берега заросли лиственницей, ивами, небольшими ельниками. Озеро Маркаколь проточное, в него впадают 27 небольших речек и ручьев, а вытекает одна река Кальджир. Территория озера охраняется, здесь находится Маркакольский государственный заповедник[1]. Одной из главных особенностей Восточного Казахстана является наличие реликтового соснового лен-точного бора, аналог которого имеется только в Канаде. 44% лесных ресурсов Казахстана сосредоточено в Восточно-Казахстанской области[7]. На территории Восточно-Казахстанской области расположено большое количество особо охраняемых природных территорий, в том числе Маркакольский государственный природный заповедник, Западно-Алтайский государственный природный заповедник, Алакольский государственный природный заповедник Катон-Карагайский национальный парк, государственный природный лесной резерват «Семей-орманы», Тарбагатайский государственный природный заказник, Кулуджунский государственный природный заказник, Нижне-Тургусунский государственный природный заказник, Государственный памятник природы «Синегорская пихтовая роща», Алтайский ботанический сад, и многие другие. [7] Такова прекрасна и необычайна природа Восточно-Казахстанской области, ведь не даром Восточный Казахстан называют второй Швейцарией, и каждый человек, родившийся на этой земле должен знать об этом. Любовь человека к Родине формируется через любовь к своей земле, на которой он родился и вырос, то есть к своей малой Родине. И чтобы всё это сохранить каждому из нас необходимо помнить о законах природы, об экологии. Главной задачей современности является сохранение уникальной природы Восточно-Казахстанской области, и одним из путей решения этой задачи является воспитание молодежи, формирование их экологического сознания и грамотности, которую решают в школе. В школьном образовании география единственный предмет, рассматривающий экологические проблемы на трех уровнях: глобальном, региональном и локальном, на основе краеведческого подхода. Принцип краеведения один из основных принципов изучения географии. Краеведение развивается в разнообразных формах и охватывает, как изучение программного материала, так и внеклассную работу (экскурсии, походы, кружковые занятия, географические вечера, конференции и т.д.) В процессе краеведческой работы происходит активное самостоятельное усвоение учащимися образовательного материала, и приобретаются навыки, связанные с жизнью, с подготовкой к практической деятельности. Краеведение необходимо рассматривать не только как деятельность, связанную с изучением своего края, но и как одно из условий обеспечивающих связь преподавания географии с жизнью[4]. В связи с тем, что на изучение родного края учащимся отводится мало времени, а именно, изучив учебную программу, мы выяснили, что отводится всего 4 часа, из них 2-а часа в 8-ом классе, при изучении природно-территориальных комплексов (Алтай и Саур-Тарбагатай) и 2-а часа в 9-ом классе, при изучении экономических районов Казахстана. Поэтому региональный компонент учитель старается ввести на каждом уроке, при изучении рельефа, внутренних вод, природных зон Казахстана и т.д. и здесь на помощь учителю приходят информационно-коммуникативные технологии, которые помогают не только оригинально представить изучаемый материал, но и сократить время затрачиваемое на изучение материала, делая информацию интересной и простой. В современном образовании подчеркивается необходимость усвоения обучающимися определенных знаний и всестороннего развития личности. Но какими бы талантливыми и образованными не были бы учителя, они не смогут дать ученику все те знания, которые ему будут необходимы в дальнейшей работе. Поэтому все чаще учителя использую технологию ИКТ на своих уроках. Так как значительная доля информации, с которой имеет дело человек, является пространственной – это различные виды карт, аэрокосмические снимки, планы городов, маршруты движения и т.д., а в современном обществе почти вся информация представлена в основном в электронном виде. Поэтому использование информационно-коммуникативных технологий является весьма актуальной темой и требует тщательного рассмотрения и изучения проблемы использования ИКТ в школе на уроках географии. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей. Изучив возможности применения информационно-коммуникативных технологий в преподавании географии[3], мы поставили перед собой следующую цель: выявить формы применения ИКТ в преподавании географии и их влияние на интерес учащихся к изучаемому материалу. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: • Изучить литературу по теме исследования; • Определить структуру, функции и формы ИКТ; • Изучить теоретические основы использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе; • Провести педагогический эксперимент с применением ИКТ на базе сельской школы, изучая природу ВКО. Для решения поставленных задач мы определили ряд методов: • Теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования; • Изучение опыта работы школ методом проведения анализа ППО учителей. • Практический сбор материала; • Обработка данных констатирующего и обучающего экспериментов; • Статистический; • Математический. Из которых наиболее важными считаем были: изучение опыта работы школ методом проведения анализа передового педагогического опыта учителей и практический сбор материала, то есть проведение педагогического эксперимента. Изучая методическую литературу по проблеме исследования, мы выделили несколько форм применения информационно-коммуникативных технологий, которые можно использовать в преподавании на уроках географии. Это такие формы, как готовые электронные продукты (электронные учебники, модули и т.д.), мультимедийные презентации, интернет-ресурсы, видеоролики, электронные тесты, аудиозаписи[6]. Изучив возможности и особенности применения, а также плюсы и минусы использования информационно-коммуникативных технологий в учебно-образовательном процессе[5], мы приступили к проведению педагогического эксперимента, который состоял из трех этапов: 1)проведение диагностического анкетирования, 2)проведение, непосредственно, самого эксперимента, 3)проведение контрольного анкетирования. Диагностическое анкетирование показало нам, что 7,5% учащихся имеют интерес к предмету, у 3% наблюдается полное отсутствие интереса. Что же касается остальных 89,5% учащихся география не вызывает особого интереса. Также анкетирование показало, что большинство учащихся, а это 60% считают материал сложным для изучения, в том числе и материал по родному краю. Для упрощения подачи материала и выявление влияния ИКТ на повышение интереса к предмету, нами были разработаны и проведены уроки географии с применением различных форм информационно-коммуникативных технологий, в общем количестве 2 урока (в 8-х классах, не посредственно при изучении физической географии Восточно-Казахстанской области), и кружковые занятия на тему «Моя малая Родина – ВКО» в ходе которых мы использовали различный мультимедийный материал и электронные задания (презентации, видеоролики, работа с электронным учебником, тестами, заданиями), в общем количестве 6 занятий для 7,8,9 классов. Также в ходе каждого урока географии в 6-11 классов мы старались внедрить региональный компонент (в общем количестве 106 уроков). Проводя анализ данных диагностического и контрольного анкетирования, можно четко увидеть, что интерес к предмету, после проведения уроков и использованием информационно-коммуникативных технологий возрос с 7,5% до 12,3%, сложность материала отмечают уже 42%. Также хочется отметить, что повысился и уровень знаний учащихся с 84% баллов до 90%, по итогам проведения контрольного среза знаний по Восточно-Казахстанской области. Результаты эксперимента преподавания и анкетирования показывают, что: • Использование ИКТ - технологий в преподавании способствует формированию положительной мотивации изучения предмета, формирует познавательный интерес, позволяя учащимся в полном объеме изучить весь материал; • Использование мультимедийных презентаций создает положительный эмоциональный фон, психологическую комфортность для большинства учащихся; • Большинство учащихся отмечают лучшее запоминание, понимание и усвоение изучаемого материала изученного с помощью информационно-коммуникативных технологий, что говорит о том что детям легче запоминать материал визуально; • Выполнение одной из главных дидактических задач – от известного к неизвестному, от близкого к далекому (Краеведческие знания учащихся играют важную роль и как база сравнения, так и как своеобразный эталон при изучении однородных объектов и явлений других частей мира). Подводя итог проведения эксперимента, хочется отметить большое влияние информационно-коммуникативных технологий на учебно-воспитательный процесс. ИКТ не только делает предмет наглядным и интересным, но и повышает уровень знаний учащихся, упрощая подачу материала, используя различный графический и анимационный материал. Информационно-коммуникативные технологии дают возможность преподавателю использовать на своем уроке различные технологии преподавания, сочетать их, тем самым не затрачивая большого количества времени, а также использовать карты, которых нет в атласах, различные программы обобщающего характера, которые повышают интерес учащихся к предмету география. Как уже отмечалось ранее география единственный учебный предмет, который может использовать региональный компонент почти на каждом уроке, не в зависимости от темы, будь то физическая или экономическая география, и поэтому география способна прививать чувство патриотизма, гордости за свою страну, а ведь это начинается с углубленного изучения родного края. Из этого следует, что изучение родного края, то есть Восточно-Казахстанской области, является очень важным моментов в патриотическом и экологическом воспитании учащихся. Помочь детям научится относиться к Земле, как к родному дому, и есть главная задача учителя на сегодняшний день. А обучение этому начинается с малого, со своей малой Родины. Литература 1. Егорина А.В., Зинченко Ю.К., Зинченко Е.С. Физическая география Восточно-Казахстанской области. Часть 1. Восточный субрегион. Усть-Каменогорск, 2000 2. Е. Н. Вилемов, А. А. Науменко, Л. К. Велесова, Б. Ж. Аубекеров. Физическая география Казахстана: Учебное пособие. – Алматы: Қазақ университеті, 2009. – 362 с. 3. Макарова Л.Н. Применение технических средств на уроках географии.//Вопросы Интернет образования, 2006. - № 36. - http://vio.fio.ru/vio_site/cd_site/Articles/archive.htm 4. Матрусов И. С. Школьное краеведение.— География в школе, 1963, № 3. 5. Ставрова О.Б. Современный урок с применением компьютера / М.: Школьная пресса, 2004 г. 6. Таможня Е.А. Компьютерные технологии: возможности использования // География в школе.- 2004. №4.- с.64-69 7. Уйсумбаев Б.С. и др. География Восточно-Казахстанской области. 8-9 класс. Семипалатинск. 2000 | |
Просмотров: 1807 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|