Проблемы устойчивого развития занимают центральное место в долгосрочной программе развития республики, выдвинутой Президентом Назарбаевым Н.А., «Стратегия - 2030». Сущность ее сводится к определению предпосылок и условий неопределённо длительного существования человечества. Согласно данной концепции, каждое поколение людей должно таким образом жить и удовлетворять свои потребности, чтобы не нарушались меры природных, биосферных процессов, не ставились под угрозу предпосылки и условия жизни будущих поколений. Многочисленные исследования, выполненные как в нашей стране, так и в других странах, показали, что мир к концу ХХ века подошел к экологическому порогу, требующему радикального изменения ценностно- мировоззренческих, экономических, технологических основ социального развития. Именно в связи с этим была принята в 1992 г. в Рио-де-Жанейро на Конференции ООН по окружающей среде и развитию “Концепция устойчивого развития”. В документе, принятом на указанной конференции “Повестка дня на XXI век”, была дана оценка планетарной ситуации развития человечества. В ней отмечалось, что противоречие между сложившимся характером развития цивилизации и природой достигли своего предела; очевидна бесперспективность модели развития цивилизации, принятой развитыми странами; благополучие западных стран базируется на нерациональной эксплуатации природных ресурсов планеты, завышенном производстве и потреблении. В целом предполагается, что устойчивое развитие должно характеризоваться экономической эффективностью, биосферосовместимостью, социальной справедливостью и всесторонней безопасностью. Обеспечение безопасности при этом предполагается не посредством создания особых дополнительных структур защиты, а через гармоничное развитие личности, общества, воспитание патриотизма, продуманное взаимодействие с природой. Ведь страна, в которой живет человек – это не только территория и природные ресурсы, а ещё и родительский дом, семья, дети, традиции, обычаи и нравственные идеалы народа, его самобытная культура, богатая, героическая история – все, что объединяется великим и ёмким понятием – Родина. Недалёк тот день, когда будущее окажется в руках наших детей и внуков: от того, какие ценности они будут исповедовать, зависит их собственная жизнь и будущее планеты. Важнейшим условием перехода общества к устойчивому развитию должно стать формирование новых нравственных ценностей, ментальности, основанной на осознании ответственности перед будущими поколениями и необходимости гармоничного сосуществования с окружающей природой, противопоставив её господствующей ныне психологии потребления, прагматизму и эгоизму. По мнению многих учёных, экологическое образование, которое обладает давними традициями, приобретает новую функцию, становится образованием, обеспечивающим устойчивое развитие экологически безопасного, гражданского общества. Одно из основных условий достижения устойчивого развития – формирование экологической культуры каждого человека и общества в целом. Экологическая культура способствует трансформации общественного сознания, развитию экологического сегмента сознания, экологического мировоззрения, экологических ценностных установок, перерастающих в убеждения, которые должны становиться стилем жизни. Именно сложившийся тип экологического сознания определяет поведение людей по отношению к природе родного края. Экологическая культура, как и всякая культура – это не только комплекс знаний, это ещё совокупность навыков, постепенно преобразующихся в устойчивую привычку. Просто донести нужные, полезные знания до какой-либо категории людей мало, так как никакая сумма знаний сам по себе не может автоматически перейти во внутренние убеждения. Очень важно, не ослабляя внимания к экологическому образованию, экологическому воспитанию, делать упор на реализацию получаемых знаний в какие-либо общественно-значимые инициативы, движения, начинания, практические дела. Специфика настоящего момента состоит в том, что необходимо вводить и совершенствовать экологическое образование и воспитание одновременно на всех его этапах и уровнях: кризисное состояние природной среды не позволяет ждать, пока подрастут поколения, ставшие с раннего детства объектом целенаправленного экологического образования, и не оставляет времени на длительные эксперименты. Работа в этом направлении в основном ложится на плечи школы и учреждений дополнительного образования. Целью школьного экологического образования является воспитание граждан, обладающих экологическим мировоззрением, способных на экологически целесообразное поведение и деятельность, направленные на улучшение качества жизни. Практическая необходимость образования в интересах устойчивого развития ведёт к изменению традиционных форм обучения в сторону дистанционного образования, самообразования, практического освоения теории при помощи интерактивных средств обучения. Поэтому стержнем экологического образования становятся интерактивные методы обучения. В этом случае школьники работают в малых группах сотрудничества, где организуется альтернативная система вопросов и ответов, которая позволяет оценить глубину понимания экологических проблем и обеспечивает индивидуализацию этого понимания. В проведенных исследованиях по личностному отношению учителей общеобразовательных школ к интерактивному методу обучения опрошено 150 учителей разных дисциплин естественного и гуманитарного циклов. Некоторые результаты опроса: а) используют интерактивный метод – 66,3%, не использует – 33,7%; б) чаще всего используется: • игровой обобщающий урок – 66%, • моделирование – 10,3%, • проектную деятельность – 23,7%; в) положительно оценивают методы интерактивного обучения –77%, испытываю трудности – 23%; г) на что направлен метод оценки: • умение принимать решение – 26 чел. • умение применять знания на практике – 50 чел. • умение общаться – 20 чел. • умение анализировать – 44 чел. • умение прогнозировать – 10 чел. д) намеренны использовать в будущем экологические игры – 53%, из них: • на уроках – 70 чел., • совместно с другими учителями – 30 чел., • в системе дополнительного образования – 40 чел. В целом учителя относительно готовы к использованию интерактивного метода обучения и представляют себе цели, которые могут быть достигнуты при этом. И это не случайно. Преимущества интерактивного обучения по сравнению с традиционным очевидны. Это: а) когнитивное развитие (качественное развитие мышление, умение отстаивать свое мнение, аргументировать, прогнозировать и т.п.); б) постановка мотивации (формирование познавательной активности); в) воспитательная функция (формирование гражданской позиции гражданина планеты, ответственности за принимаемые решения, развитие коммуникативных навыков и навыков общения и др.); г) развитие навыков сотрудничества, групповой деятельности (толерантность, коллективное принятие решения и т.д.); д) улучшение организации обучения (экономия времени, доступность, творческий подход, интеграция знаний и т.д.). Общественным фондом «Экологический центр», в рамках реализации проекта «Чистая планета» по государственному социальному заказу Министерства культуры и информации РК, разработана программа обучения педагогов по использованию интерактивных методов в экологическом воспитании учащихся. В октябре-ноябре планируется проведение обучающих тренингов для педагогов. Нами выпущены пособия для педагогов по использованию интерактивных методов в экологическом воспитании учащихся. В электронном виде пособие для педагогов находится на сайте нашей организации по адресу www.ekocenter.kz. С целью большего охвата молодежи экологическим образованием организацией разработана программа обучения молодежи в дистанционном формате «Экология: проблемы и пути решения». Данный курс находится по адресу www.dl.iatp.net/courses. В программе курса учебные модули: • Экология как наука. • Экологическое право • Экономические аспекты охраны природных ресурсов. • Природопользование и экологические проблемы. • Пути решения экологических проблем. После изучения каждого модуля программой курса предусмотрено тестирование с получением оценки. Один раз в неделю участникам будет представляться возможность общения между собой и с представителями экологических организаций в режиме он-лайн, во время которых будут обсуждаться вопросы экологии, экологического воспитания и гражданского участия каждого в решении экологических проблем. Среди огромного разнообразия форм и методов дополнительного экологического образования особое место занимают акции – организованные действия экологической направленности, предпринимаемые для достижения поставленной цели и имеющие определённый общественный резонанс. Значимость большинства экологических акций определяется тем, что они являются эффективным инструментом формирования экологически целесообразного поведения личности (показателя сформированности экологической культуры). Направленность акций различна, но очевидно доминирование средоохранных, направленных на сохранение и улучшение жизнепригодных качеств родной природы. Организация и проведение акций – действенный инструмент педагогики сотрудничества, объединения различных социальных групп в созидательной деятельности, развития социального партнерства. Какой бы характер не носила экологическая акция, она является наиболее привлекательной формой работы в процессе воспитания патриотизма и гражданской ответственности молодежи, т.к. воздействует на все сферы сознания личности школьников и студентов: интеллектуальную, эмоциональную, волевую. Акции позволяют эффективно организовать различную практическую социально-значимую деятельность в природе (исследования состояния окружающей среды и её компонентов, уход за ландшафтом и агитационно-пропагандистскую работу). Деятельностный характер акций, получение ощутимых положительных результатов за относительно короткое время ведут к росту числа их участников, расширению сфер деятельности и ключевых компетенций людей ОФ «Экологический центр» постоянно проводит для молодежи экологические экскурсии и акции, которые учат понимать, любить и беречь природу наших замечательных гор Заилийского Алатау, формируют чувство сопричастности за судьбу Родины, в каком бы многообразии её не понимали – от родного двора, до нашего общего дома – планеты Земля. Подобные мероприятия стали поистине массовыми. Проведение экологических форумов, фестивалей, конкурсов, акций, семинаров, конференций помогают активизации сотрудничества экологических организаций с населением и, особенно, с подрастающим поколением, способствуют решению многих экологических проблем, формирует новую экологическую культуру, повышают эффективность перехода к устойчивому развитию. Объединяющим девизом для всех участников наших мероприятий являются слова: “У природы лишь один защитник – Человек!”. Однако, эффективность экологического просвещения может быть достигнута в том случае, если: 1. Просвещение населения будет частью региональной системы непрерывного экологического образования, носить общий (базовый) характер. 2. Работа с населением будет выстраиваться вокруг проблем, связанных с безопасностью жизнедеятельности, использованием ресурсов, утилизацией отходов и др., и осуществляться в рамках специально разработанных программ. 3. Просвещение населения, проживающего в экологически неблагополучных территориях (депрессивных сельских, техногенных городских), станет частью целевых социально-экономических региональных программ. Региональные целевые программы по экологическому просвещению населения должны выстраиваться на долгосрочной основе и выполнять функцию гибкого механизма.
|