ДОКЛАД НА ТЕМУ : « УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ( В.В. ФИРСОВ )». Фирсов Виктор Васильевич – кандидат педагогических наук, руководитель центра «Образование для всех», г. Москва. В данной технологии предлагается введение 2 стандартов : для обучения (уровень, который должна обеспечить школа интересующемуся, способному выпускнику) и стандарта обязательной общеобразовательной подготовки (уровень, которого должен достичь каждый). Добровольное восхождение от обязательного к повышенным уровням способно реально обеспечить школьнику постоянное пребывание в зоне ближайшего развития, обучение на индивидуальном максимально посильном уровне. Целевые ориентации. 1. Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей. 2. Приспособление обучения к особенностям различных групп учащихся. Особенности содержания. Наличие стандартов базовых образовательных областей, состоящих из двух уровней требований : 1. К содержанию образования, которое школа обязана предоставить учащемуся. 2. К содержанию образования, которое школа должна потребовать от учащегося, и усвоение которого является минимально обязательным для учащегося. В связи с этим уровневая дифференциация обучения предусматривает : - наличие базового обязательного уровня общеобразовательной подготовки ; - базовый уровень является основой для дифференциации и индивидуализации требований к учащимся ; - базовый уровень должен быть реально выполним для всех учащихся ; - система результатов, которых должен достичь по базовому уровню учащийся, должна быть открытой (ученик знает, что с него требуют ) ; - на ряду с базовым уровнем учащемуся предоставляется возможность повышенной подготовки. Особенности методики. - блочная подача материала ; - работа с малыми группами на нескольких уровнях усвоения ; - наличие учебно-методического комплекса : банк заданий обязательного уровня, система специальных дидактических материалов, выделение обязательного материала в учебниках. Основное условие уровневой дифференциации по В.В. Фирсову - систематическая повседневная работа по предупреждению и ликвидации пробелов путем организации пересдачи зачетов. Оценивание знаний. Альтернативой традиционному способу оценки «вычитанием» является «оценка методом сложения», в основу которой кладется минимальный уровень общеобразовательной подготовки, достижение которого требуется в обязательном порядке от каждого учащегося. Критерии более высоких уровней строятся на базе учета того, что достигнуто сверх базового уровня, и системы зачетов. Предусматривается : - тематический контроль ; - полнота проверки обязательного уровня подготовки ; - открытость образцов проверочных заданий обязательного уровня ; - оценка методом сложения (общий зачет – сумма частных зачетов) ; - двоичность в оценке обязательного уровня (зачет – незачет); - повышенные оценки за достижения сверх базового уровня ; - «закрытие» пробелов (досдача, а не пересдача) ; - возможность «дробных» зачетов ; - кумулятивность итоговой оценки (годовая оценка вытекает из всех полученных). Зачеты проводятся в учебное время, при этом : - предусматривается резерв времени для доработки ; - возможна помощь учителя во время зачета ; - учащимся даются «ключи» к проверочным знаниям ; - на каждого ведется лист учета и контроля ; - в случае, если учащийся претендует на оценки «4» и «5» , итоговый контроль предусматривает экзамен «на подтверждение» по всему материалу.
|