Главная » Статьи » В помощь учителю » Научная кафедра |
При всём различии задач научного исследования в области биологической науки (открытие новых фактов и закономерностей в живой природе) и обучения биологии в средней школе (овладение элементарными знаниями основ биологии) нетрудно видеть, что методы преподавания биологии в школе знакомят обучающихся с некоторыми зачатками методики научного исследования. На методах обучения биологии сказывается специфика методов научного исследования применяемых в биологической науке. Наиболее употребительными методами научного биологического исследования являются наблюдение и эксперимент. Наблюдение – это целенаправленное, непосредственное, чувственное восприятие предметов и явлений природы в естественных условиях, без вмешательства в ход явлений или воспроизведение его в лабораторных условиях. Наблюдение объектов живой природы (в худшем случае их моделей, наглядных пособий) – важный этап процесса познания учеником объективной реальности. В результате наблюдения у обучающихся формируются представления, на базе которых образуются понятия, т. е. выделяются существенные признаки изучаемых предметов и устанавливаются связи между ними. Наблюдение проводится в процессе изучения нового материала с целью поиска ответа на поставленный вопрос. Высокие результаты даёт применение наблюдения над объектами живой природы на экскурсии, лабораторной или практической работе. Непосредственное наблюдение объектов живой природы побуждает к развитию мышления обучающихся. К. Д. Ушинский писал: «Я считаю предметы из естественной истории самыми удобными, чтобы приучать детский ум к логичности». Для достижения высоких результатов при наблюдении важно ясно поставить цель перед учениками, раскрыть этапы работы, определить объект наблюдения, соблюдать оптимальную меру самостоятельности обучающихся, ориентировать их на самостоятельное получение выводов. Высокая степень самостоятельности свидетельствует о том, что ученик хорошо владеет мыслительными операциями. Наблюдения обучающихся при наглядном методе существенно отличаются от наблюдения как вида практического метода. В первом случае обучающиеся наблюдают демонстрируемые учителем таблицы, опыты, видеосюжеты и т. п. Во втором обучающиеся, наблюдая, проводят работу, измеряют, вычисляют, записывают, зарисовывают, засушивают растения или их части, делают графики и т. п. В результате таких наблюдений ученик предоставляет материал, доказывающий явление, которое он наблюдал. Наблюдения подразделяются на кратковременные и длительные. Кратковременные наблюдения включаются в урок и проводятся с раздаточным материалом или в форме самонаблюдений. Например, при изучении темы «Отделы скелета» в 8 классе обучающиеся прощупывают у себя ключицу, плечо, предплечье, определяют гибкость позвоночника и т. п., или при изучении раздела «Сердечнососудистая система» им предлагают измерить артериальное давление, подсчитать пульс. К длительным наблюдениям относят, например наблюдение за прорастанием семени при изучении основ ботаники или наблюдение за развитием насекомого при изучении основ зоологии. Эксперимент – проводится в искусственно созданных условиях, причём из сложного комплекса влияющих на организм факторов отбирается и изучается воздействие отдельных из них. Эксперимент относится к числу наиболее эффективных методов изучения явлений и процессов живой природы. Он позволяет широко проводить исследовательский принцип, проблемный подход, развивает самостоятельность, мышление обучающихся, знакомит с научными методами, формирует определённые умения. Говоря словами И.П. Павлова: «Наблюдение собирает то, что предлагает природа, опыт же берёт у природы то, что он хочет». Кратковременные эксперименты включаются в урок. Например, при изучении темы «Пищеварение в ротовой полости» в 8 классе, обучающиеся определяют влияние амилазы слюны на крахмал, или при изучении темы «Органические соединения» девятиклассники определяют влияние каталазы картофеля на перекись водорода. К длительным экспериментам относятся опыты по выработке условных рефлексов у позвоночных животных. Деятельность обучающихся, связанная с методами наблюдения и эксперимента, должна включать следующие этапы: 1. Постановка вопроса, обуславливающего цель работы 2. Технический и организационный инструктаж 3. Выполнение работы 4. Фиксация результатов 5. Выводы 6. Отчёт Результатом исследовательской деятельности является решение следующих методических задач: 1. Овладение обучающимися техническими приёмами научного биологического исследования (опыт, контроль, повторность, взвешивание, измерение, запись, зарисовка, сбор необходимых объектов, определение, гербаризация, коллекционирование, изготовление микропрепаратов и т. д.) 2. Развитие у обучающихся аналитико-синтетического мышления 3. Развитие у обучающихся интереса к предмету 4. Профессиональная ориентация обучающихся 5. Воспитание у обучающихся терпения, аккуратности, пунктуальности | |
Просмотров: 1592 | Комментарии: 2 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|