_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Управление профессионализмом учителей через диагностику. Исмаилова Б.М.- замдиректора, учитель русского языка и литературы ССШ № 2 по УВР г. Актобе Изменения политической, экономической и социальной обстановки в нашей стране не могли не повлиять как на профессиональный менталитет учителя, так и на доверие родителей к эффективности различных типов учебных учреждений. Поэтому сейчас, особенно со стороны родителей наблюдается необыкновенная активность в плане поиска тех учреждений, которые могут дать достойное образование их детям. В связи с этим возрастают требования к профессиональной подготовке учителей, к формированию творчески работающего коллектива, т.е. - совершенствованию работы методобъединений, кафедры; - организаций освоения современных образовательных технологий и диагностики качества обучения; - организации публикации творческих работ учителей; - проведению семинаров по обмену опытом; - стимулированию творческих поисков учителей. На основе диагностики профессиональной компетентности мы строим анализ всей учебно-воспитательной работы, получаем богатейшую информацию для размышления и дальнейшего определения направлений и перспектив профессионального роста. Диагностика успешности учителя позволяет оптимально решать проблему аттестации учителя, поскольку максимально устраняет субъективизм и предвзятость оценок администрации школы. Диагностика успешности проводится для осуществления коррекции, консультации, адаптации и поддержки учителя. Педагогическая диагностика обеспечивает научный подход к организации работы с кадрами, их профессиональному развитию и саморазвитию. Проведение диагностики и особенно самодиагностики педагогической деятельности направлено на овладение каждым учителем навыками самоанализа, самооценки. Это позволяет перевести работу с педкадрами в режим активного саморегулирования и самокоррекции. 1-2 теста не могут дать достоверно информацию, поэтому мы используем разнообразные, подтверждающие друг друга методики, которые помогают создать школе ситуацию успеха для всех и каждого. Ряд методик был использован для диагностики профессинальной компетенции при проведении школой самоаттестации. Психогеометрическии тест позволил определить учителей по уровню организаторских способностей.(таблица): хорошие организаторы, удовлетворительные, плохие. Ежегодно проводится опрос по вопросам «Мои педагогические ошибки. Чем я могу поделиться с коллегами». Такая анкета дает возможность даже самому слабому учителю проявить и развить то, что у него лучше всего получается. По запросам. Затруднениям учителей составляем планы ежемесячных методических семинаров. Их выполнение не навязанное сверху «мероприятие», а необходимые каждому помощь, поддержка. Создаются временные проблемные, творческие группы в МО. В практике работы школы используется методика оценки работы учителя (МОРУ). Методика направлена на выявление индивидуального уровня проявления (демонстрации) учителем на уроке педагогических компетентностей (способностей). Проводится анкетирование по вопросу «Факторы, стимулирующие и препятствующие обучению, развитию и саморазвитию учителей».(диаграммы) В периоде самоаттестации школы учителя сами оценивали свои педагогические умения, оценку урокам давали учащиеся, родители, администрация, руководители МО (таблица). Также были изучены и оценены личные особенности и профессиональные проявления учителя, педагогическое общение. На основе их был составлен рейтинг учителей. Такая диагностика позволила выявить те качества учителя, которые мешают эффективности его профессионально- педагогической компетентности, и с учетом этого выстроить собственную программу профессионального и личностного роста. Большая предварительная работа по устранению недостатков способствовала успешной аттестации школы со стороны Гор ОО. Методика "Критерии качественных результатов деятельности учителя", разработанная Ю.К. Бабанским и другими, позволяет разделить учителей по итогам учебного года на 3 группы: 1. Учителя , требующие усиленного внимания . 2. Учителя с установившимся стилем работы. 3. Учителя, работающие творчески. По творческой активности учительский коллектив на протяжении ряда лет занимает в городе 3-5 места.По степени креативности (способности к творчеству) коллектив учителей дифференцируется: 1 группа - педагоги, нормально работающие в режиме функционирования. 2 группа - педагоги, ведущие небольшую опытную деятельность. 3 группа - педагоги, разрабатывающие новые технологии в рамках традиционного содержания, образования, работающие по индивидуальным программам. 4 группа - педагоги, работающие в экспериментальном режиме. Чтобы управлять, нужно знать взаимоотношения администрации и педагогов. При помощи анкеты "Мотивы трудового поведения" определяем наиболее значимые для учителя и ведущие в коллективе мотивы. Сравнивая выбор методов, ведущих в коллективе с лично значимыми для самого учителя, мы убедились, что в основном они совпадают. (Таблицы и диаграммы). Анализ результатов позволил нам использовать при индивидуальной работе с учителями следующие методы улучшения мотивации: 1. Экономические методы - премии. 2. Целевой метод. Постановка целей позволяет концентрировать 3. внимание и усилия на определенных направлениях. 4. Проектирование и перепроектирование работ (формальная и специфика действий, относящихся к работе педагога). 5. Соучастие педагогов: А) учет их мнения при решении проблемы; Б) целенаправленные и систематизированные попытки выявит и использовать опыт отдельных работников и всего коллектива; Г) совместное принятие решений; Д) действенное делегирование прав; Е) совместное выявление проблем и соответствующих действий; И) возможность создать надлежащие условия и установки. Проанализировав анкету "Оценка потребностей в развитии и саморазвитии", по школе получили следующие результаты: Активное развитие у 89,4% учителей. Развитие сильно зависит от условий у 10,6% учителей. Отрадно, что в коллективе нет ни одного учителя с остановившимся развитием. Также осуществляем опрос для оценки реальной ситуации в школе и необходимости изменений по вопросам: 1. цели образования и воспитания; 2. организационная структура; 3. микроклимат; 4. результаты учебного процесса. Анкетирование, проведенное в марте 2002 года дает возможностям в общ. плане на новые учебные года, учесть пожелания учителей по планированию внутришкольного контроля. В работе с учителями важен индивидуальный подход к каждому, так как эффективность и продуктивность зависит как от индивидуальных особенностей работников, так и от того, насколько мы удачно используем сильные стороны профессионально-личностного потенциала педагога. Методсовет уделяет большое внимание управлению профессиональной карьерой учителя, т.е. склонностью его реализовывать себя, своих возможностей на работе. Удовлетворять потребности кадров в профессиональной самореализации и одновременно решать эти вопросы в интересах школы позволяет планирование карьеры. План продвижения учителя составляется индивидуально по рекомендации администрации школы. Основанием для составления плана карьеры служит наличие следующих показателей: А) мотивация самого учителя на карьеру; Б) качественный и эффективный труд в течение ряда лет; В) профессиональная компетентность и эрудиция учителя; Г) надежность учителя и его лояльность в отношении школы; Д) деловая и психологическая пригодность к планируемой в дальнейшем деятельности. Схематично планирование карьеры можно представить в виде таблицы «Особенности профессионального роста и развития педагогических кадров». При составлении плана карьеры учитываем: А) продвижение учителя до того момента, с которого начинает планироваться его карьера; Б) мотивационную направленность самого человека; В) возможность представления должности в школе; Г) пути развития способностей учителя; Д) систематическую оценку и контроль над результатами обучения и продвижения учителя по ступеням запланированной карьеры. (Планы карьеры, лист карьеры, планирование самообразовательной работы прилагаются) Результаты плана карьеры, как и плана самообразования, оценивают руководители МО, завучи, директор (если планируется на руководящую должность). Оценку результатов работы даем в письменной форме с записью в протоколе МО, метод совета. Таким образом, диагностика успешности учителя позволяет администрации школы: - использовать каждого учителя с максимальной отдачей, определив ему место в соответствии с его способностями и возможностями; - организовать процесс повышения мастерства на индивидуальной и дифференцированной основе; - снять психологическую напряженность педагога переводя контроль за его деятельностью на стимулирующую основу; - более эффективно использовать механизм морального и материального стимулирования; - повысить аналитическую культуру учителей; - осуществлять, совместно с другими мерами, перевод школы в режим развития. Внедрение в управленческую деятельность диагностики успешности учителя способствует демократизации процесса управления.
|