Использование метода проекта на уроках технологии Байсингарова А.А.- уитель ССШ№2 гор.Актобе Достижение нового результата образования в условиях современной школы должно опираться на новые педагогические технологии. Базовой образовательной технологией, поддерживающей комплексно-ориентированный подход в образовании, является метод проектов. По определению, проект - это совокупность определенных действий, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. - это всегда творческая деятельность; - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развитие определенных личностных качеств; - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Проектная деятельность обучающихся это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата. Творческие способности школьников развиваются в процессе выполнения проектных заданий. Поскольку раздел «Проект» входит в Программу по «Технологии», то каждый учитель этой дисциплины должен знать методику проектной деятельности учащихся, поэтому главная цель данной работы - рассмотреть методику проектной деятельности учащихся в школьном курсе «Технология». Сущность проектной деятельности учащихся. Программой новой образовательной области "Технология" предусмотрено выполнение учащимися, ежегодно не менее одного творческого проекта. Именно творческая проектная деятельность школьников будет способствовать технологическому образованию, формированию технологической культуры каждого подрастающего человека, что поможет ему по-иному взглянуть на среду обитания, более рационально использовать имеющиеся ресурсы Отечества, приумножать природные богатства и человеческий потенциал. Возрождающийся проектный метод обучения, при его умелом применении, по-настоящему позволяет выявлять и развивать задатки личности, ее способности. Проектный метод обучения «Технологии» предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества. Цели проектирования Выполняя проекты, учащиеся на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделий - от зарождения замысла до материальной реализации и использования на практике. При этом важной стороной проектирования является оптимизация предметного мира, соотнесение затрат и достигаемых результатов. Задачи проектирования. Задача проектирования - сформировать у учащихся систему интеллектуальных и общетрудовых знаний, умений и навыков, воплощенных в конечные потребительские предметы и услуги, способствовать развитию творческих способностей, инициативы и самостоятельности. В процессе выполнения проектных заданий учащиеся должны приобрести различные умения (которые будут, конечно, иметь разные уровни успешности в зависимости от половозрастных и индивидуальных особенностей). • Проект, с точки зрения учащихся это возможность проявить свою индивидуальность, раскрыть творческий потенциал, пробовать свои силы, проявлять знания, показать публично полученный результат. • Учащиеся должны выбрать для себя объект проектирования, тему проекта, т.е. изделие, которое они действительно хотели бы усовершенствовать, предложить на рынок, ввести в предметный мир, чтобы удовлетворить реальные потребности людей. К выбору темы проекта предъявляются требования, которые должны быть восприняты учащимися почти как инструкция, руководство: 1. объект (изделие) должен быть хорошо знаком, понятен и, главное, интересен; 2. будущее новое изделие должно изготовляться промышленным или кустарным способом с определенной программой выпуска и расчетом на массового или единичного потребителя; 3. необходимо предчувствие, что объект позволит разработчику реализовать себя в творчестве, что он ему по силам; 4. не страшно, если темы будут повторяться в учебной группе; в процессе проектирования учащиеся сами поймут, что двух одинаковых изделий (или услуг) никто предложить на рынок не может. В школьной программе по технологии разделу «культура дома» уделено немного часов, в связи с этим и возникла идея создания мультимедийной галереи, которая состоит из презентаций учащихся. Работа над проектом носит групповой характер, что позволяет распределить знания внутри группы согласно интересам и умениям учащихся ( кто-то хорошо работает в указанных программах, у кого-то развит эстетический вкус и т.д.). таким образом, через создание презентации те учащиеся, для которых культура дома не была предметом интереса, приобщаются к ней. Механизм реализации этого проекта представлен следующим образом: • Цели и задачи учителя: в ходе создания презентации раскрыть индивидуальные особенности и творческий потенциал ученика, научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей. • Воспитывать духовно развитую личность, умение использовать различные источники информации, методы исследования и обработки полученной информации; • Развивать логическое и образное мышление, эстетический вкус. • Цель учащихся: Создать мультимедийную презентацию «Оформление окон» • Задачи учащихся: Отобрать необходимый материал. • Отработать навыки работы в программе POWER POINT, FOTOSHOP, POINT. • Разработать дизайн презентации. Основные этапы выполнения проекта этап задача Деятельность учащихся Деятельность учителя начинание Создание мультимедийной презентации Уточняют информации, обсуждают задания, выбор темы, формирование группы. Мотивировка учащихся, объяснение цели проекта, наблюдение. планирование Определение источников информации, постановка задач. Формируют задачи, уточняют информацию ( источники). Помогает в анализе и синтезе (по просьбе), наблюдает. Принятие решения Сбор и уточнение информации, выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности. Работа с информацией, проводят анализ и синтез идей. Наблюдает , консультирует. выполнение Выполнение проекта Работают над проектом, оформляют проект. Наблюдает, советует (по просьбе). Защита проекта Обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов, коллективная защита проекта, оценка. Защищают проект, участвуют в коллективной оценке результатов проекта. Оценка результатов Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов, (успехов и неудач). Участвуют в коллективном анализе проекта и самооценке. Наблюдает, направляет процесс анализа (если это необходимо). • Критерии оценивания презентации: Реализация всех условий проекта. • Дизайн проекта. • Учебно-методическая ценность. • Качество представления проекта.
|