Макарова Н.Г. учитель географии ССШ № 2 гор. Актобе Педагог- это не только воспитатель-это друг, человек, который помогает нашему обществу подниматься на высшую ступень культуры. Я.Колас Перед каждым творчески работающим учителем возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. Ключевые из них, на мой взгляд, следующие: • как обеспечить успешность в обучении каждого учащегося; • как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его учебной деятельности; • каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а, прежде всего, приобретение каждым учеником социального опыта. Во-первых, нет ни одного ребенка, похожего на другого. Каждый неповторим! У каждого свой индивидуальный сплав способностей, темперамента, характера, воли, мотивации, опыта и т.д. Эти особенности не носят фатальной предопределенности. Они развиваются, изменяются, поддаются коррекции. Значит, индивидуальные особенности даже отдельного ученика невозможно в полном объеме учесть при организации учебной деятельности. Во-вторых, дети являются не только, да и не столько объектом педагогического воздействия, сколько субъектом собственной деятельности. Задачей педагога при осуществлении данного подхода в обучении становится создание таких психолого-педагогических условий, которые обеспечивали бы активное стимулирование учащихся самоценной образовательной деятельностью на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями. Разрешить данную задачу, можно, адаптировав классно-урочную систему к возможностям и потребностям каждого ученика с его индивидуальным характером усвоения знаний, умений и навыков. Школа сегодня как социальный институт при всем многообразии конкретных условий должна обеспечить необходимый для современной жизни уровень развития подрастающего поколения. Свое выступление по теме «12-летняя средняя общеобразовательная школа» я построила на основании тех материалов, которые нам преподали на курсах повышения квалификации учителей географии в июне 2006 года. Глава государства в своем программном выступлении "Казахстан — только вперед!" выделил основные направления дальнейшего развития Казахстана: "Это высокое качество жизни. Это конкурентоспособная экономика. Это политическая модернизация". Если не во всем, то во многом качество жизни человека, благополучие, процветание, конкурентоспособность государства опреде¬ляет уровень образования, интеллектуаль¬ный потенциал общества и в этом контексте образование — важнейшая составляющая национального богатства, а образованность человека, стремление к творчеству и умение решать нестандартные задачи — основа прогресса, устойчивости и безопасности страны. На основе приоритетов Стратегического плана разработана и реализуется сегодня Государственная программа развития образования на 2005-2010 годы, одной из ключевых задач которой является переход на 12-летнее среднее общее образование. Система образования претерпевает постоянные изменения: во-первых, необходимо адаптироваться к изменениям в обществе; во-вторых, школа как «дворец науки» испытывает все большую конкуренцию со стороны других источников знания; в-третьих изменилась парадигма образования в обществе. Основные факторы, подтверждающие необходимость перехода на 12 летнее обучение: • Изменение парадигмы образования, • Повышение качество знании, • Сохранение здоровья детей, • Социализация учащихся, снижения социальной напряженности, Признание отечественных аттестатов за рубежом. Структура модели 12-летнего среднего образования Республики Казахстан Предполагается, что школа будет состоять из 3-х ступеней. 1 ступень начальное общее образование (1- 5 классы) Возраст начала обучения – 6 лет Продолжительность обучения – 5 лет Основное назначение 1 ступени – раскрытие индивидуальности обучаемого и в приобретении им возможностей к самореализации, осмыслении знаний об окружающей действительности; формирование желания и умения учиться, т.е. создание подлинной познавательной мотивации, необходимой на последующих ступенях обучения, формирование у младших школьников целостной учебной деятельности. Обеспечение становления личности ребенка, целостного развития его способностей. Организация учебной деятельности в начальной школе, способствующей приобретению необходимых умений и навыков, привития навыков чтения, письма, счета, овладение элементами творческого мышления, основами личной гигиены и здоровьесебережения. 2 ступень основное среднее образование (6-10 классы) Продолжительность обучения – 5 лет Основное назначение 2-й ступени – создание условий для получения основного общего образования; формирование целостного мировоззрения, культуры межличностного и межэтнического общения; самоопределение личности, организация учебной деятельности, способствующей овладению механизмами самоорганизации личности, методами научного познания, способами теоретического мышления, навыками исследовательской культуры, возникновению профессиональных и познавательных намерений. Основная школа является обязательной базовой, позволяющей продолжить обучение в профильной школе или организациях начального и среднего профессионального образования. Особенностью данной ступени является введение предпрофильной подготовки, как системы педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности школы, способствующей подготовке учащихся к осознанному выбору будущего профиля обучения и сферы профессиональной деятельности в школе третьей ступени 3-я ступень общее среднее образование (11-12 классы) Продолжительность обучения - 2 года Основное назначение третьей ступени – создание условий для реализации профильного обучения, которое является завершающим этапом среднего общего образования, ориентированного на индивидуализацию и дифференциацию обучения, осознанному и ответственному выбору будущей профессиональной деятельности, личностному и жизненному самоопределению учащихся. Профильное обучение осуществляется по следующим направлениям: естественно-математическому, социально-гуманитарному, технологическому. Реализация профильного обучения осуществляется в общеобразовательной школе, гимназии, лицее, специализированной школе для одаренных детей, специальной школе для детей с ограниченными возможностями. ПРИНЦИПЫ СТРАТЕГИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ • целенаправленная установка на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, четко осознающей свои права и обязанности, ясно представляющей себе спектр имеющихся на сегодняшний день возможностей и ресурсов и способной успешно реализовать избранную позицию в том или ином социальном пространстве • постепенная переориентация доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляции системы ЗУНов (объем и динамика развития современной информационной среды просто обесценивают качество и значимость любой подобной системы) к личностно-ориентированному обучению и формированию компетенций, которые рассматриваются как способности человека реализовать свои замыслы в условиях многофакторного информационного и коммуникационного пространства ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ • обеспечить изучение предметов на повышенном уровне в объеме среднего общего образования согласно выбранному профилю; - обеспечить вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса в школе; • дать возможность выбора учащимися в образовательном процессе значимых элементов содержания и соответствующих им форм учебной деятельности; • усилить практическую ориентацию образовательного процесса, усиление деятельностного компонента (освоение проектно-исследовательских и коммуникативных умений); • установить для учащихся из различных социальных категорий равный доступ для получения среднего общего образования согласно индивидуальным способностям и потребностям; • создать условия для профильной и уровневой дифференциации образовательного процесса; • максимально подготовить выпускника средней школы к обучению в высшем учебном заведении. Компетенция - социальный заказ к образовательной подготовке ученика, необходимой для его успешной деятельности в целях удовлетворения индивидуальных и общественных требований. Компетентность- это личностное качество ( или взаимосвязанных качеств личности), проявляющихся в способности к осуществлению деятельности на основе обладания соответствующей компетенцией. Ключевые компетенции учащихся- ожидаемый результат образования -ценностно-ориентационная компетенция -общекультурная компетенция -когнитивная компетенция -информационно-технологическая компетенция -компетенция социального взаимодействия -коммуникативная компетенция -компетенция личностного саморазвития Важнейшей целью государственной кадровой политики является создание интеллектуального и профессионального ресурса, способного обеспечить высокие темпы социально-экономического развития страны, которое невозможно без качественного казахстанского образования. Согласитесь, что во всей государственной образовательной политике главным ос¬тается личность человека. И поэтому приоритетная значимость должна отводиться формированию нравственно-духовного становления личности, развитию патриотизма у детей и подростков. Наши дети должны получать в стенах школы не только знания. Здоровые, образованные дети, с развитым чувством гражданственности — мечта и основная надежда любого общества. Эффективное решение вопросов обеспечения организованного перехода на 12-летнее обучение требует консолидации усилий всего педагогического сообщества, от каждого из нас будет зависеть, насколько успешно будет реализовываться национальная политика Республики Казахстан в области образования в условиях перехода на 12- летнее среднее общее образование. Уважаемые коллеги! В заключение хотела бы отметить, что развитие экономики и качество жизни в стране напрямую зависит от системы профессионального образования. Помните великий Абай говорил: "Хочешь быть богатым — учись ремеслу".
|