Главная » Статьи » В помощь учителю » Научная кафедра |
Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным сделайте его крепким и здоровым. /Жан Жак Руссо/ Здоровьесберегающие образовательные технологии: • личностно-ориентированного обучения; . дифференцированного обучения; . проблемного обучения; . диалогового обучения; . рефлексного обучения. Здоровьесберегающий урок должен: • воспитывать • стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми • учить их ощущать радость от каждого прожитого дня • показывать им, что жизнь - это прекрасно • вызывать у них позитивную самооценку». Методические приемы: • применение алгоритмов • поиск дополнительных материалов по темам, • осуществление проектной деятельности (типы проектов: исследовательские, творческие, информационные и проектно – ориентированные), • игровые моменты (викторина, биологический маршрут, игра-минутка «Руки вверх», игры-тренажеры «Крестики-нолики», биологическое лото, биологические головоломки, загадки, кроссворды, игра-минутка «Найди ошибку», биологическое. домино, био. кубики, биологические ребусы), • работа в группах и в парах, • индивидуальный и дифференцированный подход, • создание творческой атмосферы в коллективе, Критерии здоровьесбережения на уроке, их крат¬кая характеристика и уровни гигиенической рациональности урока ^ Критерии здоровьесбережения Характеристика Обстановка и гигиенические условия в классе Температура 18-200, свежесть воздуха, освещение класса и доски, отсутствие посторонних звуков Количество видов учебной деятельности (опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т. д. ) 4-7 видов. Отсутствие однообразной деятельности. Творческие задания снижают утомляемость Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности 7-10 мин Количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа) Не боле 3ех Чередование видов преподавания Через 10-15 минут Наличие и место методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества). Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, ролевая и деловая игра, дискуссия, семинар). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки). Место и длительность применения ТСО Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения Непрерывная деятельность учащегося непосредственно с ПК: 1 кл. – 10 мин., 2-5 кл. – 15 мин., 6-7 кл. – 20 мин., 8-9 кл. – 25 мин., 10-11 кл. – 30 мин. Поза учащегося, чередование позы Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек (на 15-20 минут урока 1 минута) Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке, организация успеха ученика в учебной деятельности Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу. Психологический климат на уроке Взаимоотношения на уроке: учитель — ученик (комфорт — напряжение, сотрудниче¬ство — авторитарность, учет возрастных особенностей); ученик — ученик(сотрудничество — соперничество, дружелюбие — враждебность, активность — пассивность, заинтересованность — безразличие) Эмоциональные разрядки на уроке Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная кар¬тинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие Наличие в содержании урока материала о ЗОЖ Выработка способов безопасного поведения, влияние различных веществ на организм человека Организация условий для запоминания и применения учебного материала Памятки, алгоритмы, схемы и т.д. Плотность урока Количество времени, затраченное школьником на учебную работу не менее 60% и не более 80% Момент наступления утомления и снижения учебной активности Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности Темп окончания урока Спокойное завершение урока, комментирование д/з Карта наблюдения за уроком Дата _______________Предмет __________________________________Учитель __________________________________ Класс ____________________________________ Соблюдение принципов сохранения здоровья Соответ-ствует полностью Соответ- ствует частично Не Соответ-ствует Учет возрастно-половых особенностей обучающихся учет состояния здоровья детей данного класса учет индивидуальных психофизических особенностей детей структурирование урока на основе закономерностей изменения работоспособности смена видов учебной деятельности (чтение, слушание, письмо, говорение, просмотр, вопрос-ответ, решение задач…) смена методов преподавания через каждые 10-15 минут урока (словесно-наглядные, аудио - визуальные, самостоятельная работа) различные формы учебной деятельности (индивидуальная, групповая (в парах), фронтальная) использование наглядности и сочетание различных форм предоставления информации; создание на уроке эмоционально благоприятной атмосферы формирование положительной мотивации к учебе («педагогика успеха) опора в обучении на жизненный опыт ребенка, «присоединение» нового знания к прежнему знанию и опыту ТСО на уроке (грамотный выбор места и продолжительности) перемены поз учащихся и физкультминутки для решения проблемы недостатка двигательной активности, снятия напряжения органов зрения, снижения психологической нагрузки Достижение положительного настроя учащихся на выходе с урока Наблюдения вел учитель ______________________________ ___________ \____________\ предмет подпись расшифровка | |
Просмотров: 658 | Комментарии: 1 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|