Главная » Статьи » В помощь учителю » Научная кафедра |
Глобализация всех сфер жизни ускоряет внедрение инновационных подходов в практику Б. Жумагулов Независимость - это любовь к родной земле, к людям, живущим на ней. Независимость- это труд на пользу не только себе, но и к своему государству, личный вклад в его развитие. Независимость – это готовность держать ответ перед всеми на вопросы: «Какова твоя жизненная позиция, твоя сущность, твоя ценность для тех, с кем рядом живешь?» Поэтому каждый раз с волнением ждешь обращение Главы Государства к народу, пропускаешь через себя каждое его слово, открываешь перед собой новые перспективы, новые горизонты. Каждый день учителя должен быть наполнен знаниями, нельзя останавливаться в течение всей жизни, нужно повышать свой потенциал. Передо мной, как учителем, отчетливо видимо образовательное пространство до линии горизонта. Но я понимаю, что качественное конкурентно-способное - это иное образование, оно за линией горизонта. Необходимо заглядывать туда, потомучто знания стали необходимостью. Сегодня образование становится локомотивом общественного развития. Образовательная программа всегда должна быть в развитии, потому что модернизация образования- это дело всего общества. В своейпрограммной статье «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда», Лидер нации Н.А. Назарбаев, обозначил принципы модернизационного процесса: эволюционность, общая ответственность, партнерское участие, стимулирование и профессионализм. В статье отражены не только перспективы развития нашего общества, но и обозначены пути достижения. А альтернативой является идея Общества Всеобщего Труда. «В конечном счете, все ценности мировой цивилизации, все экономические и культурные богатства создаются человеческим трудом… Поэтому именно реальный труд мы должны ставить в основу нашей политики социальной модернизации». [1] Все,чего хочет человек, о чем он мечтает можно добиться только честным, самоотверженным трудом– я знаю из личного опыта, и это верно подмечено Главой государства, поэтому важно со школьного возраста воспитывать в детях уважение к труду, разъяснять им, показывать на личном примере, что все достигается только трудом. Наша страна входит в новый этап развития. Интеллектуальный капитал, человек труда, инновационное мышление становятся главными ценностями нового Казахстана. В программной статье, выдвинуты поручения для сферы образования. Это показывает огромное внимание государства к вопросам качественного образования подрастающего поколения и высокому качеству предлагаемых образовательных услуг. Поэтому в республике начат процессобновления системы повышения квалификации учителей. Практически по всей стране стартовал 5- летний проект переформатирования существующей системы повышения квалификации. Каждый учитель понимает, что повышение его профессионализма- инвестиции в человеческий капитал. Этот проект радует, что есть возможность и желание совершенствовать свой профессионализм на протяжении всей трудовой деятельности, накопить человеческий капитал, который обеспечит конкурентное преимущество.Невозможно не согласиться с высказыванием министра образования и науки РК БакытжанаЖумагулова, о том, что учителю предоставляется возможность «для качественного прорыва в образовании, развития наших учеников, которым предстоит строить «умную» экономику Казахстана». [2] Современная школа нуждается непросто в урокодателе, а в учителе, думающем, исследующем, способном раскрыть в ребенке интерес к получению знаний и развитию творческих способностей. Наше общество, государство видит учителя, как наставника, который сделает процесс познания привлекательным и интересным, необходимым в течение всей жизни.[3]Как лидеру, так и учителю необходим набор качеств и инструментов, которыми он должен владеть в своей работе. Необходимо развивать в себе компетенции личностные (личностное планирование, управление временем, эмоциями и т.д.) и групповые (динамика развития группы, мотивация, командообразование, ситуационное лидерство, передача информации т.д.) [4] Но нельзя забывать о том, что у истоков модернизации современной педагогики лежат ее традиции, ее основные цели и задачи «сформировать, развивать, воспитывать» и, конечно, они должны основываться на личностно- деятельной парадигме, технологиях, ориентированных на субъектную роль детей. Учеников важно не просто «вводить в страну Знаний», а помочь им самим отправиться в увлекательное для них путешествие. И хочется верить, что любопытные глаза превратятся в заинтересованные, равнодушные – в горящие, и эти важнейшие метаморфозы, ради которых стоит заходить ежедневно в класс. Чем более заинтересованными, душевными будем мы, учителя, тем благодарнее будут наши ученики в дальнейшем, тем более высоким будет наш статус в общественном сознании. Сегодня наши ученики становятся соучастниками рождения мысли и это ощущение ни с чем не сравнить. Секрет учительского успехаобъясняет великий педагог- практик В.А. Сухомлинский:«Учительская профессия – это человековедение. Постоянное непрерывное проникновение в сложный духовный мир человека… Если в каждом ребенке вы почувствуете его индивидуальность, если в ваше сердце постучатся радости и горести каждого ребенка и отзовутся вашими думами, заботами, тревогами- вы найдете в благородном учительском труде радость творчества».[5] Чувство любви учителя к детям – одно из социальных чувств, появление и развитие, которого обусловлено необходимостью общества заботиться о своем будущем, оно обладает большой педагогической действенностью. Любовь к детям- не только педагогическая, но и общечеловеческая нравственная норма. Особенностью этой любви является ее педагогическая направленность, любовь к проектирующему человеку, способствующая развитию этого человека, несущая радость от общения с детьми и создающая благоприятный эмоциональный фон для учебно-воспитательного процесса. Любить детей- значит готовить их к преодолению жизненных трудностей, учить их переделывать мир, в котором они живут и который призваны изменить к лучшему. Любовь к ученикам - это не только чувство, но и деятельность, которой продиктованы творческие искания учителя. Учитель стремиться своим трудом вызвать у детей чувство радости и уверенности в себе, интерес к творчеству. Трудно назвать лучшего советчика, движущей силы в воспитании и обучении детей, чем любовь к ним. Мудрая и вечна, эта любовь находит в себе силы и опыт для решения самых сложных проблем. Можно научиться всему: и методическому мастерству, и приемам психологического анализа. Но главное – состояние творческого поиска- должно присутствовать в работе каждого учителя, а направлять этот поиск будут дети с их непосредственностью, пытливостью и эмоциональностью. Невозможно обмануть чувства ребёнка, невозможно быть любимым учителем, если не знаешь свой предмет, невозможно разыгрывать любовь к ученикам – поймут и возненавидят; невозможно покорить ребячьи сердца, если работа тебе не приносит удовольствие - они поймут, что в тягость тебе и замкнутся. Никогда не полюбят того, кто не интересуется их миром: музыкой, танцами, сленгом, модой. Будут считать несовременным, «устаревшим». Но главное невозможно достичь успеха учителю, если он не искренен в своих словах и поступках. Ведь дети – индикаторы чистоты. «Надо вживаться в мир детства; если хотите, в каждом учителе должна сиять и никогда не угасать маленькая искорка ребенка».[5] Но как же книжные знания, сухую информацию увязать с проявлениями человеческой души, любовью, сердцем? Этим как раз и занимается учитель, любая тема урока преподносится им через призму человеческих отношений, законов мироздания, законов гармонии и любви, и порой даже невдомек воспитанным в узком обывательском мирке маленьким людям, что существует в мире огромной силы человеческая черта – самоотверженность, готовность жертвовать своим, ради других. Вот еще один воспитательный момент – расширить мир школьника, показать ему личным примером, что существуют в мире высокие человеческие ценности. Глубоко убеждена, что как бы ни захватывал современный мир с его жестокими законами рыночной экономики и быт сознание учеников, учитель должен противостоять им хотя бы личным примером. Дети подсознательно тянутся к идеалам, в них генетически присутствует понимание нравственной чистоты, тяга к ней. Конечно, они живут в реальном мире, но учитель должен быть образцом идеального. Учитель сегодняшнего дня – это человек преданный своему делу и своим ученикам, который умеет не только учить детей, но и сам способен учиться, ибо учитель живет до тех пор, пока он учиться, как только он перестает учиться в нем умирает учитель. Учитель не имеет права быть недобросовестным в своей деятельности, потому что больше всего дети реагируют на фальшь и недоброжелательность. «Нетерпимость к детским проказам, шалостям, делает учителя холодным резонером, рассудочным надзирателем, ненавистным детям».[5] И нужно бояться большого несчастья – «сердечного сгорания». Опираясь на многовековой опыт и технологии учителей- новаторов, свой личный опыт, учитель должен расширять информационную и коммуникативную систему обучения. В соответствии с Концепцией развитияобразования до 2015 года, целью образования в республике Казахстан является формирование образованной, творческой, компетентной и конкурентоспособной личности, способной жить в информационном обществе, готовой к самоактуализации, как в своих собственных интересах, так и в интересах общества. Поэтому необходимоэффективное использование новых педагогических и информационно- коммуникативных технологийв образовательном процессе. Стремительное развитие информационного общества, появление и широкое распространение технологий мультимедиа и сетевых технологий позволяют использовать информационные технологии в качестве средства общения и воспитания. Информационные технологии, применяемые учителем в педагогической практике, рассматриваются в трех аспектах: как предмет изучения, как средство обучения, как инструмент автоматизации учебной деятельности. [6]Современные информационно- коммуникационные технологии становятся одним из важнейших инструментов модернизации образования и коренным образом способствуют перестройки всего учебно- воспитательного процесса. Они облегчают труд педагога, дают возможность снизить аудиторную нагрузку для учащихся, разнообразить формы и методы обучения, организовать процесс обучения с учетом личностных характеристик ученика, а так же отследить конкретные результаты образования.[7] Компьютерные технологии помогут улучшить преподавание традиционных, хорошо обеспеченных методически школьных предметов. Использование телекоммуникационных технологий способствуют улучшению компьютерной грамотности учителей, повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс, разнообразить его и, несомненно, является одним из условий достижения нового качества образования. А так же, формирует положительную мотивацию учебной деятельности и дает совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, способствует развитию самообразования и стремлению к самосовершенствованию. Целью современной школы является формирование личности информационной, способной принимать критические решения и устанавливать новые отношения в быстро меняющейся реальности. От учителя, а значит лично и от меня, в данных условиях требуется построить педагогический процесс в соответствии с потребностями и целями современного общества, а это значит быть в постоянном поиске резервов профессионального роста и «спросить себя, что сделала для того, чтобы побороть инерцию, прежде всего, в самой себе?» Список литературы: [1] Н.А. Назарбаев Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда. //Учитель Казахстана, №22-25(2891), август 2012г. С.5-10 [2]Б.Т. Жумагулов Модернизация системы образования – главный вектор качественного роста человеческого капитала //Учитель Казахстана, №22-25(2891), август 2012г. С.2-4 [3]Пархоменко М. Повышение профессионализма - инвестиции в человеческий капитал // Директор казахстанской школы, №3. 2012. С.7-8 [4]Л.А. Попова Резервы профессионального роста учителя// «Открытая школа» №6 (117), август 2012. С.16-81 [5]В.А. Сухомлинский Сердце отдаю детям//М. «Просвещение», 1987. С. 10 [6]Гусев С.В. Целесообразность компьютеризации детских образовательных учреждений -http//www.rusedu.info/(19.04.2012) [7]Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно- коммуникативных средств. М.:НИИ школьных технологий, 2005.(Серия «Энциклопедия образовательных технологий») | |
Просмотров: 1128 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|