Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Научная кафедра

Профессиональный рост учителя- готовность к модернизации системы образования
Глобализация всех сфер жизни
ускоряет внедрение инновационных подходов в практику
Б. Жумагулов
Независимость - это любовь к родной земле, к людям, живущим на ней. Независимость- это труд на пользу не только себе, но и к своему государству, личный вклад в его развитие. Независимость – это готовность держать ответ перед всеми на вопросы: «Какова твоя жизненная позиция, твоя сущность, твоя ценность для тех, с кем рядом живешь?» Поэтому каждый раз с волнением ждешь обращение Главы Государства к народу, пропускаешь через себя каждое его слово, открываешь перед собой новые перспективы, новые горизонты.
Каждый день учителя должен быть наполнен знаниями, нельзя останавливаться в течение всей жизни, нужно повышать свой потенциал. Передо мной, как учителем, отчетливо видимо образовательное пространство до линии горизонта. Но я понимаю, что качественное конкурентно-способное - это иное образование, оно за линией горизонта. Необходимо заглядывать туда, потомучто знания стали необходимостью. Сегодня образование становится локомотивом общественного развития. Образовательная программа всегда должна быть в развитии, потому что модернизация образования- это дело всего общества.
В своейпрограммной статье «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда», Лидер нации Н.А. Назарбаев, обозначил принципы модернизационного процесса: эволюционность, общая ответственность, партнерское участие, стимулирование и профессионализм. В статье отражены не только перспективы развития нашего общества, но и обозначены пути достижения. А альтернативой является идея Общества Всеобщего Труда. «В конечном счете, все ценности мировой цивилизации, все экономические и культурные богатства создаются человеческим трудом… Поэтому именно реальный труд мы должны ставить в основу нашей политики социальной модернизации». [1]
Все,чего хочет человек, о чем он мечтает можно добиться только честным, самоотверженным трудом– я знаю из личного опыта, и это верно подмечено Главой государства, поэтому важно со школьного возраста воспитывать в детях уважение к труду, разъяснять им, показывать на личном примере, что все достигается только трудом. Наша страна входит в новый этап развития. Интеллектуальный капитал, человек труда, инновационное мышление становятся главными ценностями нового Казахстана. В программной статье, выдвинуты поручения для сферы образования. Это показывает огромное внимание государства к вопросам качественного образования подрастающего поколения и высокому качеству предлагаемых образовательных услуг. Поэтому в республике начат процессобновления системы повышения квалификации учителей. Практически по всей стране стартовал 5- летний проект переформатирования существующей системы повышения квалификации. Каждый учитель понимает, что повышение его профессионализма- инвестиции в человеческий капитал. Этот проект радует, что есть возможность и желание совершенствовать свой профессионализм на протяжении всей трудовой деятельности, накопить человеческий капитал, который обеспечит конкурентное преимущество.Невозможно не согласиться с высказыванием министра образования и науки РК БакытжанаЖумагулова, о том, что учителю предоставляется возможность «для качественного прорыва в образовании, развития наших учеников, которым предстоит строить «умную» экономику Казахстана». [2]
Современная школа нуждается непросто в урокодателе, а в учителе, думающем, исследующем, способном раскрыть в ребенке интерес к получению знаний и развитию творческих способностей. Наше общество, государство видит учителя, как наставника, который сделает процесс познания привлекательным и интересным, необходимым в течение всей жизни.[3]Как лидеру, так и учителю необходим набор качеств и инструментов, которыми он должен владеть в своей работе. Необходимо развивать в себе компетенции личностные (личностное планирование, управление временем, эмоциями и т.д.) и групповые (динамика развития группы, мотивация, командообразование, ситуационное лидерство, передача информации т.д.) [4]
Но нельзя забывать о том, что у истоков модернизации современной педагогики лежат ее традиции, ее основные цели и задачи «сформировать, развивать, воспитывать» и, конечно, они должны основываться на личностно- деятельной парадигме, технологиях, ориентированных на субъектную роль детей.
Учеников важно не просто «вводить в страну Знаний», а помочь им самим отправиться в увлекательное для них путешествие. И хочется верить, что любопытные глаза превратятся в заинтересованные, равнодушные – в горящие, и эти важнейшие метаморфозы, ради которых стоит заходить ежедневно в класс. Чем более заинтересованными, душевными будем мы, учителя, тем благодарнее будут наши ученики в дальнейшем, тем более высоким будет наш статус в общественном сознании. Сегодня наши ученики становятся соучастниками рождения мысли и это ощущение ни с чем не сравнить.
Секрет учительского успехаобъясняет великий педагог- практик В.А. Сухомлинский:«Учительская профессия – это человековедение. Постоянное непрерывное проникновение в сложный духовный мир человека… Если в каждом ребенке вы почувствуете его индивидуальность, если в ваше сердце постучатся радости и горести каждого ребенка и отзовутся вашими думами, заботами, тревогами- вы найдете в благородном учительском труде радость творчества».[5]
Чувство любви учителя к детям – одно из социальных чувств, появление и развитие, которого обусловлено необходимостью общества заботиться о своем будущем, оно обладает большой педагогической действенностью. Любовь к детям- не только педагогическая, но и общечеловеческая нравственная норма. Особенностью этой любви является ее педагогическая направленность, любовь к проектирующему человеку, способствующая развитию этого человека, несущая радость от общения с детьми и создающая благоприятный эмоциональный фон для учебно-воспитательного процесса. Любить детей- значит готовить их к преодолению жизненных трудностей, учить их переделывать мир, в котором они живут и который призваны изменить к лучшему. Любовь к ученикам - это не только чувство, но и деятельность, которой продиктованы творческие искания учителя. Учитель стремиться своим трудом вызвать у детей чувство радости и уверенности в себе, интерес к творчеству. Трудно назвать лучшего советчика, движущей силы в воспитании и обучении детей, чем любовь к ним. Мудрая и вечна, эта любовь находит в себе силы и опыт для решения самых сложных проблем.
Можно научиться всему: и методическому мастерству, и приемам психологического анализа. Но главное – состояние творческого поиска- должно присутствовать в работе каждого учителя, а направлять этот поиск будут дети с их непосредственностью, пытливостью и эмоциональностью.
Невозможно обмануть чувства ребёнка, невозможно быть любимым учителем, если не знаешь свой предмет, невозможно разыгрывать любовь к ученикам – поймут и возненавидят; невозможно покорить ребячьи сердца, если работа тебе не приносит удовольствие - они поймут, что в тягость тебе и замкнутся. Никогда не полюбят того, кто не интересуется их миром: музыкой, танцами, сленгом, модой. Будут считать несовременным, «устаревшим». Но главное невозможно достичь успеха учителю, если он не искренен в своих словах и поступках. Ведь дети – индикаторы чистоты. «Надо вживаться в мир детства; если хотите, в каждом учителе должна сиять и никогда не угасать маленькая искорка ребенка».[5]
Но как же книжные знания, сухую информацию увязать с проявлениями человеческой души, любовью, сердцем? Этим как раз и занимается учитель, любая тема урока преподносится им через призму человеческих отношений, законов мироздания, законов гармонии и любви, и порой даже невдомек воспитанным в узком обывательском мирке маленьким людям, что существует в мире огромной силы человеческая черта – самоотверженность, готовность жертвовать своим, ради других. Вот еще один воспитательный момент – расширить мир школьника, показать ему личным примером, что существуют в мире высокие человеческие ценности.
Глубоко убеждена, что как бы ни захватывал современный мир с его жестокими законами рыночной экономики и быт сознание учеников, учитель должен противостоять им хотя бы личным примером. Дети подсознательно тянутся к идеалам, в них генетически присутствует понимание нравственной чистоты, тяга к ней. Конечно, они живут в реальном мире, но учитель должен быть образцом идеального. Учитель сегодняшнего дня – это человек преданный своему делу и своим ученикам, который умеет не только учить детей, но и сам способен учиться, ибо учитель живет до тех пор, пока он учиться, как только он перестает учиться в нем умирает учитель. Учитель не имеет права быть недобросовестным в своей деятельности, потому что больше всего дети реагируют на фальшь и недоброжелательность. «Нетерпимость к детским проказам, шалостям, делает учителя холодным резонером, рассудочным надзирателем, ненавистным детям».[5] И нужно бояться большого несчастья – «сердечного сгорания».
Опираясь на многовековой опыт и технологии учителей- новаторов, свой личный опыт, учитель должен расширять информационную и коммуникативную систему обучения. В соответствии с Концепцией развитияобразования до 2015 года, целью образования в республике Казахстан является формирование образованной, творческой, компетентной и конкурентоспособной личности, способной жить в информационном обществе, готовой к самоактуализации, как в своих собственных интересах, так и в интересах общества. Поэтому необходимоэффективное использование новых педагогических и информационно- коммуникативных технологийв образовательном процессе. Стремительное развитие информационного общества, появление и широкое распространение технологий мультимедиа и сетевых технологий позволяют использовать информационные технологии в качестве средства общения и воспитания. Информационные технологии, применяемые учителем в педагогической практике, рассматриваются в трех аспектах: как предмет изучения, как средство обучения, как инструмент автоматизации учебной деятельности. [6]Современные информационно- коммуникационные технологии становятся одним из важнейших инструментов модернизации образования и коренным образом способствуют перестройки всего учебно- воспитательного процесса. Они облегчают труд педагога, дают возможность снизить аудиторную нагрузку для учащихся, разнообразить формы и методы обучения, организовать процесс обучения с учетом личностных характеристик ученика, а так же отследить конкретные результаты образования.[7] Компьютерные технологии помогут улучшить преподавание традиционных, хорошо обеспеченных методически школьных предметов. Использование телекоммуникационных технологий способствуют улучшению компьютерной грамотности учителей, повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс, разнообразить его и, несомненно, является одним из условий достижения нового качества образования. А так же, формирует положительную мотивацию учебной деятельности и дает совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, способствует развитию самообразования и стремлению к самосовершенствованию.
Целью современной школы является формирование личности информационной, способной принимать критические решения и устанавливать новые отношения в быстро меняющейся реальности. От учителя, а значит лично и от меня, в данных условиях требуется построить педагогический процесс в соответствии с потребностями и целями современного общества, а это значит быть в постоянном поиске резервов профессионального роста и «спросить себя, что сделала для того, чтобы побороть инерцию, прежде всего, в самой себе?»

Список литературы:
[1] Н.А. Назарбаев Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда. //Учитель Казахстана, №22-25(2891), август 2012г. С.5-10
[2]Б.Т. Жумагулов Модернизация системы образования – главный вектор качественного роста человеческого капитала //Учитель Казахстана, №22-25(2891), август 2012г. С.2-4
[3]Пархоменко М. Повышение профессионализма - инвестиции в человеческий капитал // Директор казахстанской школы, №3. 2012. С.7-8
[4]Л.А. Попова Резервы профессионального роста учителя// «Открытая школа» №6 (117), август 2012. С.16-81
[5]В.А. Сухомлинский Сердце отдаю детям//М. «Просвещение», 1987. С. 10
[6]Гусев С.В. Целесообразность компьютеризации детских образовательных учреждений
-http//www.rusedu.info/(19.04.2012)
[7]Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно- коммуникативных средств. М.:НИИ школьных технологий, 2005.(Серия «Энциклопедия образовательных технологий»)
Категория: Научная кафедра | Добавил: Викторовна0021 (2014-10-24) | Автор: Чаус Ольга Викторовна E
Просмотров: 1128 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 2:19 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru