Богославская И.Ю. преподаватель спецдисциплин Актюбинский колледж транспорта, коммуникаций и новых технологий В педагогической практике давно применяется термин «активные методы и формы обучения». Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня активности учебной деятельности учащихся. В последнее время получил распространение ещё один термин - «интерактивное обучение». Современная наука об образования приблизилась к тому моменту, когда возникла потребность в создании педагогических технологий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе – развитие личности каждого учащегося, его активности. Необходимо создавать такие условия обучения, чтобы учащийся стремился получить новые результаты своей работы и в дальнейшем успешно применить их в практической деятельности. На сегодняшний день мы не можем не задумываться над тем, что ожидает наших учащихся. Известно, что будущее потребует от них огромного запаса знаний не только по выбранной специальности, но в области современных технологий. Сегодня большинство предложений о работе требуют минимальных компьютерных знаний, поэтому очень важно при подготовке специалистов учитывать то, что современные информационные технологии всё глубже проникают в нашу жизнь. Предметы спецдисциплин являются одними из основополагающих при получении знаний по профессии. Поэтому от того, насколько качественными знаниями овладеет учащийся, будет зависеть его квалификация. Быстрое развитие компьютерных технологий позволяет во многом решить проблему качественной подготовки специалистов, путем создания интерактивных, динамических обучающих комплексов. Работа с интерактивными устройствами существенно помогает учебе. Это хороший выбор для тех преподавателей, которые хотят заинтересовать своих учащихся, повысить успеваемость и посещаемость, облегчить усвоение учебного материала. Внедрение компьютерных технологий в учебный процесс по большинству предметов способствует повышению интереса учащихся к обучению. Естественно, что эти нововведения требуют изменения технологии преподавания и творчества от самого преподавателя. На сегодняшний день в образовательном процессе для повышения качества обучения необходимо применять не только разнообразные методы, формы работы и современные технологии образования, но и современные достижения техники - мультимедиа, интерактивную доску, компьютеры. Внедрение мультимедиа технологий в образовательные процессы является одним из ключевых моментов информатизации образования. В настоящее время мультимедиа технологии относятся к одним из наиболее динамично развивающихся и перспективных направлений информационных технологий. Актуальность применения мультимедиа технологий в учебном процессе обусловлена тем, что на современном этапе нашего общественного развития происходит информатизация общества и широкое распространение глобальной компьютерной сети Интернет. Компьютерные технологии на сегодняшний день стали уже неотъемлемой частью жизни многих учащихся. Они зачастую воспринимают их с большим интересом, чем обычный учебник. Использование информационных технологий дает большую степень усвоения материала учащимися. Интерактивность является очень важной составляющей мультимедиа. Люди запоминают только 20% того, что видят, 30% того, что слышат, 50% того, что видят и слышат, и целых 80% того, что они видят, слышат, и делают одновременно. Специфика подготовки специалистов для работы на железнодорожном транспорте заключается в том, что в дальнейшей профессиональной деятельности от них требуется не только точное знание основных нормативных документов, правил, инструкций, но и умение в экстренных ситуациях мобилизоваться, в короткий срок принять единственно верное решение, ведь в большинстве случаев им доверена жизнь людей. Как преподаватель спецдисциплин я требую от своих учащихся не только точных формулировок, правил, но и понимания сущности происходящего, умения воспользоваться полученными знаниями. В своей педагогической практике я стараюсь использовать различные формы и методы преподавания спецпредметов, современные технологии образования. Изучение предмета «Организация грузовой и коммерческой работы на железнодорожном транспорте» требует от учащихся знаний по основам организации перевозочного процесса, правил оформления документов и актов, специфики перевозки различных грузов. Поэтому весь теоретический материал был разбит на учебные блоки - модули, по каждому из которых подготовлены конспекты лекций, слайды, практические работы, тестовые задания. При объяснении отдельных тем широко используются электронные учебники, видео материал, презентации, обучающие программы. Использование электронных учебников помогает более наглядно и демонстративно представить учебный материал. Электронные учебники – мощная технология, позволяющая хранить и передавать основной объем изучаемого материала, использовать текст, графику, фото, видео. Индивидуальная работа с ними обеспечивает глубокое понимание и освоение материала. Так как теория предмета «Организация грузовой и коммерческой работы на железнодорожном транспорте» связана с большим количеством нормативных документов, правил, порядком их составления, многое учащимся приходится заучивать. Чтобы облегчить этот процесс запоминания и дать возможность правильно использовать материал, учащиеся по каждому учебному блоку выполняют практические работы. Главная задача – не просто заучить необходимые термины и правила, но и уметь применять их в решении практических задач. Многократное и разнообразное повторение – залог твердых и прочных знаний. Для успешного освоения материала необходим постоянный контроль знаний учащихся. Я применяю различные формы контроля – интерактивное и бланковое тестирование, индивидуальное собеседование, контрольные работы. Применение тестовых технологий позволяет проводить промежуточную и итоговую аттестацию. Целью тестирования является проверка усвоения нового материала, базового уровня. Интерактивное тестирование более привлекательно для учащихся, чем бланковое, результат они видят сразу. Учащийся видит объективную оценку компьютера, с которой сложно не согласиться. Результаты опроса и тестирования позволяют судить об эффективности используемых на уроках методах. Совершенствование системы организации перевозок связано с тем, что в настоящее время на железной дороге практически все рабочие места компьютеризированы, большинство профессий, связанных с движением поездов, подготовкой и оформлением поездных и перевозочных документов, оснащены автоматизированными рабочими местами. Поэтому вся система изучения спецдисциплин в колледже основана на широком использовании компьютерных программ, и в дальнейшем выпускники колледжа быстро адаптируются на рабочих местах. Однако компьютеризированное обучение на базе технологии мультимедиа не может заменить человека - преподавателя, но оно может дополнить и усовершенствовать его деятельность, особенно в тех областях, в которых развиваются самостоятельность, творческое мышление. В нашем колледже транспорта, коммуникаций и новых технологий применяются мультимедиа технологии по следующим направлениям: интерактивная доска, система интерактивного опроса, различные образовательные программы, мультимедийный экран. При использовании интерактивной доски обычный урок становится более эффектным, повышается динамичность урока, открывается возможность видео действия, возможность оперативного получения информации. Обучение с помощью интерактивных досок существенно отличается от привычных методов преподавания, хотя основы успешного проведения занятия одни и те же. Прежде всего, любое занятие, в том числе и с использованием интерактивных технологий, должно иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Все это помогает учащимся лучше усвоить материал и соотнести его с тем, что они уже знают. Интерактивное творчество учителя и ученика безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных целей – подготовки высококвалифицированного специалиста. .
|