Главная » Статьи » В помощь учителю » Научная кафедра |
«Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно – указать дорогу» Ричард Олдингтон Начиная этот учебный год, я и не предполагала тотальные изменения ни в себе, ни в своей педагогической практике. Когда мне предложили ехать на курсы, честно говоря, согласилась только из любопытства. В голове звучало: ну что еще вы можете предложить? И так мы внедряем все, что нам предлагают. С таким скептическим настроем я и приехала на курсы. На первом этапе «Лицом к лицу» мы познакомились с Кембриджской программой обучения, которая основана на семи модулях. Приехав на практику, долго размышляла, смогу ли я внедрить идеи программы в свою практику. Вопросов было много, и ответы на них могла я найти, только проанализировав свою деятельность. Остановлюсь на одном из семи моделей – критическое мышление. Я учитель начальных классов и считаю, что развивать мышление нужно на начальном этапе обучения. Критическое мышление традиционно связывают с более поздними стадиями образования: с обучающимися старших классов средней школы и высших учебных заведений. Однако, основы критического мышления могут быть развиты и в работе с младшими школьниками, начиная с очень ранней стадии их обучения, в целях развития необходимых навыков. Идея модуля «Критическое мышление», сориентирована не только на сотрудничество учителя и учащихся, деятельностное участие самого ученика, а также на создание комфортных условий, снимающих психологическое напряжение. Учащийся реализует свои потребности и возможности учиться решать свои проблемы самостоятельно, а также обучается способам оценки своей собственной деятельности. Л. Выготский сказал, что мышление развивается в проблемной ситуации, когда ребенок сам «собирает» понятия о предмете. Первостепенной задачей для меня как для учителя является развивать у учащихся мыслительные навыки, умение анализировать т.к. начальное образование это первая ступень к дальнейшему обучению. Но прежде чем говорить о развитии критического мышления учащихся нужно развивать критическое мышление у себя. Мы живем в мире, где все время попадаем в огромный поток информации. Дэвид Клустер утверждает, что когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возрождаем и обмениваемся мнениями с другими, мы уточняем и углубляем свою позицию. Критическое мышление является отправной точкой для развития творческого мышления. Современное образование требует, чтобы ученик, выйдя из стен школы, был конкурентоспособным членом общества. Поэтому я, как учитель, должна приложить все усилия, чтобы мои ученики стали личностями, способными ориентироваться в условиях постоянно меняющегося мира. Составляя серию последовательных уроков, я использовала идеи модуля «Обучение критического мышления». Класс, в котором я работаю, имеет средний уровень знаний. Учащиеся уровня «А» - умеют находить информацию, анализировать ее, выделяя главное. Они знают, где и как применить полученные знания, выполняют задания опережающего характера, творчески подходят к работе. Помогают более слабым учащимся при работе в парах. Учащиеся уровня «В», которых большинство, знают определенные правила и понятия, но не могут применить их на практике. Дети с низким уровнем знаний «С», которых в классе три человека, не имеют навыки общения. У них маленький запас знаний, низкая мотивация к учению. Основной задачей меня как учителя является развивать через приемы критического мышления базовые качества личности, умение ставить и отвечать на вопросы высокого порядка. Через диалог развивать речь, обогащать словарный запас. Развивать такие качества, как приобретение доказательств посредством наблюдения и слушания, с учетом контекста, и применение соответствующих критериев для принятия решения. [1. стр.154] Работая традиционно, я считала, что мои уроки проходили на «отлично». Пересматривая свои уроки, я понимаю, что хотя и применяла приемы критического мышления, но они не давали никакого результата, т.к. не было систематичности в моей работе, не было никаких навыков. Свои уроки я строила на простых вопросах, которые не заставляли детей размышлять, анализировать. Не учила их ставить более глубокие вопросы, которые учат рассуждать, заставляют детей вступать в спор и аргументировать, доказывая свою точку зрения. Изучая различную литературу, я выделила для себя основу трехфазной структуры урока: этап вызова, осмысления (содержание), рефлексия. На первом этапе главной моей задачей было не только активизировать детей, но и мотивировать их к дальнейшей работе. Давала задания побуждающие «вызов» к уже имеющимся знаниям. Создавая атмосферу сотрудничества проводила такие задания как «Мозговой штурм», «Мозговая атака», составление кластеров, отгадывание кроссвордов, для того чтобы подвести учащихся к теме урока. Если раньше я начинала урок с того что озвучивала тему урока, то основной задачей сегодняшнего урока является научить выделяя главное строить гипотезы по отношению к теме урока. Т.е. строила подмостки, которые позволяют выполнить задание, которое сам ребенок не в состоянии был бы выполнить. Поэтому на данном этапе очень важно показать значимость каждого ребенка, вовлечь его в процесс работы. В конечном итоге дети научились сами определять тему урока, ставить перед собой цель, разрабатывать критерии оценивания. Т.е. теперь дети сами определяли, чему они должны научиться, и сами находили пути решения проблемы. Ранее полученные знания выводились на уровень осознания, что становилось базой для получения новых знаний. Но не у всех учащихся получалось по теме поставить самостоятельно цель. Дима К. старался повторить за другими учащимися, но конкретно для себя затруднялся определить, чего же он хочет добиться на уроке. На стадии осмысления я использовала таблицу «Знаю, Хочу узнать, узнал», которая заполнялась в течение всего урока, позволяла ребенку переосмыслить свои знания. Метод «Карусель», применяемый мною на уроках на этапе осмысления, учит формулировать проблемные вопросы и отвечать на них. Применяя этот метод, я преследовала цель научить учащихся слушать и слышать друг друга, потому что одним из критериев этого метода является то, что учащиеся совместно дают ответ на каждый проблемный вопрос, не повторяясь. Одной из проблем начального обучения как раз является то, что работая в группах, дети перебивают друг друга, каждый из них считает свое мнение основным. Поэтому, разработав критерии работы в группе, мы смогли к третьему уроку добиться результатов. Дети отдергивали друг друга, указывая на правила работы в группе. Для того чтобы научить учащихся вести диалог, работать с текстом на своих уроках я применяла метод Джигсо, т.к. считаю что на данном этапе этот метод позволяет детям среднего и низкого уровня знаний научиться работая с текстом выделять главное, систематизировать и анализировать текст. Делясь своим впечатлением об уроке, дети отмечали, что подача информации от одноклассников им понравилась, что такая работа привлекла и заставила интуитивно запомнить подаваемый материал. При работе в группах у учащихся высокого уровня знаний появляется возможность делиться знаниями, опираясь на жизненный опыт. Кроме того я считаю что работа в группах позволяет у детей обогащается словарный запас. Доказывая свое мнение, учащимся приходилось приводить аргументы в свою пользу. Аргументация может быть определена как продвижение и согласование идей и перспектив. Ученики способны исследовать и размышлять критически над альтернативными положениями через диалогические взаимодействия со своими ровесниками или экспертами, усваивая их опыт и стремясь к развитию более высокой умственной деятельности. Составление кластеров, которые я использовала на уроках, помогают систематизировать знания учащихся, помогают более точному и глубокому запоминанию материала. Так составление кластера на уроке по теме «Грамматическая основа», основывался на ранее изученном материале. У детей при проверке данной темы часто возникали проблемы - не могли вспомнить правило, оправдываясь забывчивостью, рассеяностью. Составив кластер у детей, данные знания пришли в систему, и при повторном опросе я уже видела, что Марина Ш., отвечая на вопрос по данной теме, опиралась на ранее составленный кластер (поднимая глаза вверх, вспоминала кластер). Анализирую собственные успехи, учащиеся на протяжении следующих уроков сами составляли кластеры так, чтобы раскрыть все основные понятия, т.е. работали более осознано и глубоко. Работая в группах, детям часто приходилось отвечать на вопросы, составлять вопросы самим. Учитывая возрастные особенности учащихся, т.к. это дети начальной школы, задавать вопросы другой группе я предлагала в виде игры «Подарок другу», «Поймай вопрос». Для того чтобы дети научились ставить вопросы высокого порядка я составила схемы вопросы в которых вопросы начинались со слов: «Почему», «Как вы думаете», «Что будет если…» и т.д. затем дети сами составляли вопросы высокого порядка, даже не обращаясь к схеме-опоре. Задавать такие вопросы нравилось всем. У детей низкого уровня знаний повысилась самооценка, они сами критически относились к неправильно поставленному вопросу. Часто сами перефразировали некорректно составленный вопрос. Проводя этап рефлексии, я просила учащихся еще раз обратиться к теме урока, обменяться мнениями, дает возможность поразмыслить над своими удачами, соотнести уже имеющиеся знания с полученными. Дает возможность оценить собственную позицию на «Дереве достижений». Рефлексию на уроке проводила в разных формах и на кластерах, и письменно в виде эссе и мини-сочинений, и устно, в виде формативного оценивания с использованием стикеров. Дети оценивали свою работу и работу своих одноклассников. Это дает возможность научиться объективному оцениванию, придерживаясь разработанных совместно критериев. Так на первых уроках дети писали на стикерах однозначные оценки такие как «хорошо», «молодец» позже я наблюдала уже у многих ребят такие записи как «работа выполнена на «отлично», раскрыта тема задания». Кроме того улучшает процесс осмысления и запоминания темы урока. В перечне подходов, обсуждение и диалог являются наиболее предпочтительными, благодаря своему познавательному потенциалу. В ходе диалога ученикам предоставляются альтернативные перспективы, и предлагается рассмотреть точку зрения другого человека способами, стимулирующими развитие и углубление их собственного концептуального понимания. При подборе методов, приемов, стратегий на уроки я учитывала возрастные особенности учащихся. Так например метод «Ромашка» я считаю для детей данного возраста очень сложен, поэтому будет неэффективен. Потеряв время на уроке для объяснения, нет уверенности, что дети смогут работать по данному методу и, соответственно, никакого результата не даст. Эффективность в выборе приемов повышает и уровень знаний и самооценки учащихся. Использование идей модуля Программы «Обучение критическому мышлению» позволило мне самой взглянуть на свои методы и приемы преподавания с другой стороны. Изучив Программу, я пришла к выводу, что, прежде всего «необходимо учитывать понятие рефлексивного преподавания и необходимости критического размышления в отношении содержания Программы». Если раньше, я не придавала значение тому, какие вопросы я ставила перед учащимися, то сейчас я пониманию, что конечно без вопросов низкого уровня нельзя обойтись, но ведь они не дают почву для размышления ни как мне учителю, ни моим детям. Заходя в класс, я озвучивала тему урока, которая зачастую была непонятна ребенку и не нацеливала ученика на какой-то конкретный результат, то теперь я долго и мучительно строю подмостки, которые помогут учащимся не только прийти к теме урока, но и поставить цель в зависимости от уровня способности ученика. Зарядки, проводимые в середине урока, давали детям расслабиться, отдохнуть. Подходить к выбору зарядок, тренингов я стала осознано, т.к. понимаю, что выбор тренинга должен учитываться с возрастными особенностями, выбор зарядки должен нести позитив на весь урок, создавая атмосферу сотрудничества. Эта работа тесно связана с модулем «Информационно-коммуникативные технологии», т.к. в поиске нужных тренингов, зарядок помогает интернет. Проводить зарядку интересней детям под музыкальное сопровождение и дублируя сказочных героев, чем просто выполнять упражнения которые показывает дежурный класса. Я считаю, что дублирование движений зарядки, тоже в какой то мере развивает критическое мышление у ребенка, потому что прежде чем сделать то или иное упражнение ребенку младшего школьного возраста, нужно проанализировать, как выполнить то или иное действие. Сделала для себя такой вывод, после того как попробовав самой выполнить такие упражнения, и попросив на родительском собрании выполнить те же упражнения родителей. Ученики сами находили зарядки в интернете и с удовольствием проводили их в классе не только во время уроков, но и на перемене. Пересмотрев свою практику работы, я стала использовать методы и приемы критического мышления, позволяющие на уроке добиться от учащихся, более развернутых ответов, думать критически, проявлять и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Изучение модуля «Обучение критическому мышлению» дает мне, как педагогу: 1) критически подходить к осмыслению и анализу моей педагогической работы и находить пути решения проблем 2) развивать самостоятельность в процессе обучения 3) сочетать другие методики в процессе обучения с этим идеями модуля «Обучение критическому мышлению». | |
Просмотров: 2086 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|