Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Научная кафедра

Роль музыки в танцевальной арт-терапии
Роль музыки в танцевальной арт-терапии

Демешко Юлия Николаевна, преподаватель по классу хореографии
Школа искусств «Жас дарын» г. Петропавловск Северо-Казахстанская область

Всем известно, что музыка и вообще звуки воздействуют на нервную систему человека и животного. Музыка – это главная помогающая часть в танцевальной арт-терапии. В строгом смысле этого слова танцевально-двигательная терапия — это «вид психотерапии, который использует движение для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни человека» (официальное определение Американской Ассоциации ТДТ).
Музыкальное сопровождение используется со следующими целями: создание настроения; выявление стереотипов движения; обращение человека к своей памяти; для подкрепления ритмов, способствующих возникновению определенных чувств и отношений (например, ритмов, вызывающих сильные и мощные движения, приводящие к уменьшению напряжения и агрессии); стимулирование творческой экспрессии и широкого использования пространства[4].
Еще древними людьми было замечено, что грохот упавшего камня заставляет человека испуганно вздрогнуть, журчание ручья успокаивает нервную систему — есть вода — есть жизнь, птичьи крики предупреждают об опасности — все-таки, если птицы ни с того ни с сего поднялись в воздух — значит кто-то их спугнул. Ночной вой волчицы наводит ужас и тоску. Первые мелодии имитировали звуки природы, то есть мир, окружающий человека, и изменялись вместе с ним.
Сначала, для выражения своих эмоций, было достаточно пару раз как следует ударить по сухому полену, постепенно звуки приобретали ритм. Ритм рождался в душе человека и начинал властвовать над его подсознанием. Это свойство музыки было замечено первыми колдунами и жрецами, ритуальные барабаны которых направляли чувства и мысли соплеменников па войну, охоту, инициационные действа. И все это время человек не просто слушал музыку, он воспринимал ее всем своим телом, наполняясь ею и становясь, таким образом, живым воплощением чувства, рождаемого ею, — танцем.
Дискуссионным является вопрос о характере музыкального сопровождения арт-терапевтических занятий. Правильный выбор музыкальной программы — ключе¬вой фактор музыкотерапии. Одни руководители предпочитают стандартные записи народной и (или) танцевальной музыки, другие - собственное (или своих ассистентов) импровизированное музыкальное сопровождение. Во всех случаях подчеркивается, что индивидуально-культурная значимость предлагаемой для клиента музыки не должна перекрывать значимости и удовольствия собственной двигательной активности, поэтому лучше использовать незнакомые группе мелодии, умеренную громкость звучания и физиологически ориентированные ритмы, способствующие формированию трансовых состояний сознания.
Для того чтобы музыка кон¬тактировала с клиентом, она должна соответствовать его эмоциональному состоянию. Еще в 1916 г. В.М. Бехтерев писал: «Музыкальное произведение, по своему состоянию совпадающее с настроением слушающего, производит силь¬ное впечатление. Произведение, дисгармонирующее с на¬строением, может не только не нравиться, но даже раздра¬жать» [2]. Специальные физиологические исследования выявили влияние музыки на различные системы человека. Рядом исследований было показано, что восприятие музыки ускоря¬ет сердечные сокращения, повышает темп респирации. Было обнаружено усиливающее действие музыкальных раздражи¬телей на пульс, дыхание в зависимости от высоты, силы звука и тембра. Частота дыхательных движений и сердцеби¬ений изменялась в зависимости от темпа, тональности му¬зыкального произведения.
Физиологическое воздействие музыки на человека осно¬вано на том, что нервная система, а с ней и мускулатура обладают способностью усвоения ритма. Музыка как рит-мический раздражитель стимулирует физиологические про¬цессы организма, происходящие ритмично как в двигатель¬ной, так и в вегетативной сфере. Ритмы отдельных органов человека всегда соразмерны. Между ритмом движения и рит¬мом внутренних органов существует определенная связь. Ритмические движения представляют собой единую функ¬циональную систему, двигательный стереотип. Используя музыку как ритмический раздражитель, можно достигнуть повышения ритмических процессов организма в более стро¬гой компактности и экономичности энергетических затрат. Известно, что ритм марша, рассчитанный на сопровож¬дение отрядов войск в длительных походах, чуть медленнее ритма спокойной работы человеческого сердца. При таком ритме музыки можно идти очень долго, не испытывая силь¬ной усталости. В то же время марши, звучащие во время парадных шествий, более энергичны. Это несколько повы¬шает нормальный ритм человеческого сердца в спокойном состоянии. Поэтому такие марши оказывают бодрящее, мо¬билизующее воздействие. Показано, что ритм вальса в три четверти оказывает успокоительное воздействие. Не мень¬шей силой воздействия, чем ритм, обладает музыкальная интонация. Музыка использует в качестве своей основы как первичные голосовые реакции (плач, смех, крик), меха¬низмом которых служит безусловный рефлекс, так и раз¬вившиеся позднее на их основе условные интонации, в ко¬торых больше социально обобщенного значения. Такое со¬четание различных интонационных основ обеспечивает наибольшую выразительность. Среди музыкальных инструментов можно выделить ли¬дера по воздействию на состояние человека — это орган. При отборе музыкальных произведений необходимо учиты¬вать, что мелодичные произведения, обладающие четким, строго выдержанным ритмом, вызывают немедленную от¬ветную реакцию практически у всех слушателей. Если же в музыкальном произведении нет единого четко выдержан¬ного ритма, если оно отличается сложной архитектоникой, то воспринимать его во всей полноте, следить за развитием его тематики могут лишь люди, знакомые с музыкой, по-лучившие определенную музыкальную подготовку. В связи с этим и реакция на прослушивание такой музыки при отсутствии должной музыкальной культуры возникает не¬сколько замедленно, примерно через 1—4 мин после начала прослушивания. В целом наиболее сильную эмоциональную реакцию на музыкальное произведение проявляют люди со средней музыкальной культурой. Эти люди достаточно под¬готовлены, чтобы воспринять даже сложное музыкальное произведение во всей его полноте, и в то же время часть нюансов звучания, отдельные технические моменты — ис¬полнение, скрытое от них, не отвлекают их внимание от главного содержания музыки и не привносят в акт воспри¬ятия слишком явный элемент рассудочности, характерной для реакции знатоков и специалистов. Сердечно-сосудистая система заметно реагирует на му¬зыку, доставляющую удовольствие и создающую приятное настроение. В этом случае замедляется пульс, усиливаются сокращения сердца, снижается артериальное давление, рас¬ширяются кровеносные сосуды. При раздражающем же харак¬тере музыки сердцебиение учащается и становится слабее. Под действием музыки изменяются тонус мышц, мотор¬ная активность. Слушающий музыку не только воспроиз¬водит музыкальный ритм своим двигательным аппаратом, но и беззвучно пропевает музыку (перцептивная вокализа¬ция). Причем в беззвучных сокращениях связок точно от¬ражается частота, громкость и длительность воспринимае¬мых звуков. Музыкальная стимуляция уменьшает время двигательной реакции, повышает лабильность зрительного анализатора, улучшает память и чувство времени, оживляет условные рефлексы. Музыка оказывает влияние на холесте¬риновый обмен: спокойная музыка способствует переклю¬чению вегетативной нервной системы в трофотропном на¬правлении, возбуждающая музыка вызывает эрготропную реакцию. Музыка способна устанавливать общее настроение, при¬чем эмоциональная окраска образов, возникающих при ее восприятии, различна в зависимости от индивидуальных особенностей музыкального восприятия, степени музыкаль¬ной подготовки, интеллектуальных особенностей слушаю¬щего. Изучение эмоциональной значимости отдельных эле¬ментов музыки — ритма, тональности — показало их спо¬собность вызывать состояние, адекватное характеру раздражителя: минорные тональности обнаруживают деп¬рессивный эффект, быстрые пульсирующие ритмы действу¬ют возбуждающе и вызывают отрицательные эмоции, мяг¬кие ритмы успокаивают, диссонансы — возбуждают, кон¬сонансы — успокаивают. Положительные эмоции при музыкальном прослушивании, «художественное наслажде¬ние», по мнению Л.С. Выготского, не есть чистая рецеп¬ция, но требует высочайшей деятельности психики. Мучи¬тельные и неприятные аффекты при этом подвергаются некоторой разрядке, уничтожению, превращению в проти¬воположное [3].
С древних пор музыка и танец использовались как лечебный фактор. Известно, что уже Гиппократ и Пифагор специально прописывали своим больным курсы лечения музыкой, достигая высоких целительных эффектов, Интерес к музыкотерапии и танцетерапии врачей и психологов, которые на основе своих собственных опытов узнали терапевтиче¬скую ценность музыки, постоянно растет. В музыке заложен колоссальный потенциал для оздоровления, в силу воздействия на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический. Музыка - развивает экспрессию человека - двигательную, речевую, мимическую.
Она стимулирует фантазию и создает настроение. Музыка придает танцевальным движениям темп, силу, динамику. На занятиях по арт-терапии могут быть использованы все типы музыки – классическая, народная, африканская, джаз, поп-музыка и другие. При выборе музыки лучше исходить из внутреннего настроя и телесного ритма участника группы.
Каждый имеет свой собственный ритм, который ему подходит. Тот, кто позитивен, открыт и доволен жизнью, предпочитает музыку быструю, ритмичную. Каждый должен найти свой собственный ритм, и внутри, и снаружи.
Часто танцевальная терапия комбинируется с музыкой при работе с детьми. Музыка помогает маленьким пациентам вначале открыть те чувства, о которых они не подозревают, и затем переработать их. Дети могут перевести агрессию в сильные хлопки руками и топанье ногами, а не переносить ее на сверстников или терапевта. А гиперактивных детей музыка может успокоить. Можно использовать собственный голос, звуки, песни, стихи. Это помогает открыть дыхание. Музыка для детей с ограниченными возможностями-это необходимая структура во время танцевально-терапевтических сессий.
Музыка в арттерапии играет огромную и важную роль, она создает атмосферу происходящих событий, если по замыслу занятия отправляешься в ночь, то мелодия погружает нас в ее таинство полное предчувствий и самых неожиданных встреч.
По Н. Басиной и О.Сусловой «музыка - видима и невидима. Это ее парадокс «провоцирует» фантазию ребенка. Музыка есть движение, происходящее сегодня и сейчас (в отличие от живописи и архитектуры)»[7].
Ткань музыкального произведения предельна, абстрактна, невидима, но чрезвычайно чувственна. Музыка будто стремится преодолеть свою нематериальность, обрести плоть, стать видимой - работая с музыкальным произведением, мы создаем такую атмосферу, при которой к его восприятию подключаются все органы чувств ребенка: слух, зрение, осязание, обоняние, вкус. Он как бы «берет» ее в руки «рассматривает, какая она, тяжелая или легкая, страшная или веселая, колючая или мягкая, таинственная или магическая».
Классическая музыка особенно способствует возникновению чувств к рождению настроения и образов.
Таким образом, на занятиях музыкальное пространство и мелодия обретают новую жизнь в движении, становятся видимыми, дышат и звучат.
К. Стантон (Stanton- Jones, 1992) подчеркивает, что выбор музыки должен стимулировать и поддерживать свободную импровизацию и межличностное взаимодействие. Многие авторы (MacDonald, 1992; Meekums, 1992 и др.) указывают в этой связи на особую роль музыкального ритма в групповом процессе. М. Чейз, например, считала, что ритм есть основная предпосылка для координации, а совместные ритмические переживания в группе дают чувство сопричастности, солидарности и сопринадлежности.
«И взрослые, и дети - пишет дирижер Л. Стоковский - слушая музыку, нередко ощущают желание двигаться в ее ритм. Они начинают делать движения, руками, ногами, притопывать, покачивать головой - это бессознательный танец. Часто малыши, слушая музыку, импровизируют своеобразный ритмичный танец». Вместе с этим ритм может быть навязчивым, «душащим» свободное самовыражение. И в этом случае танцевальные терапевты используют вместе с клиентами любые способы обозначения «внутреннего» ритма человека — барабан, тамбурин, хлопки, выстукивания ногами, напевание и т. д.[7].
Критически важно хорошее знание различных музыкальных направлений, тонкое чувствование ритма, атмосферы, композиции музыкальных произведений и профессиональные навыки обращения с музыкальной аппаратурой. Оптимальным на сегодняшний день следует считать наличие hi-fi аппаратуры и работа со специально подобранными CD (например, набор, который распространяется на профессиональной программе А. Гиршона). Музыкальные центры и кассеты принципиально не могут дать необходимого качества и снижают эффективность процесса. Также важно, чтобы ведущий умел сменить диск, поставить новую композицию, изменить громкость, продолжая давать инструкции, не отвлекаясь от наблюдения за процессом, не теряя контакта с группой. Нужно знать продолжительность каждой используемой композиции и динамику ее развития.
Выбор музыкальных композиций для проведения занятий должен быть максимально осознанным и определяться целями как конкретного упражнения, так и тренинга в целом. Музыка — составная часть терапевтического процесса в танцтерапии и может служить связующей нитью между различными состояниями. Поэтому не следует на каждое упражнение ставить разные музыкальные композиции, но, если вы повторяете композицию, вы отчетливо понимаете, почему вы ее повторили, связь каких тем и состояний вы подчеркнули этим повтором.
В то же время набор музыкальных композиций для тренинга может быть достаточно разнообразным, чтобы помочь в активизации и интеграции различных чувств и состояний.
Не рекомендуется использовать популярные распространенные музыкальные композиции, особенно российскую «попсу», кроме тех случаев, когда идет работа с утрированием социальных клише и стереотипов. В данном случае использование такой «музыки» действует как прививка, потому что в больших количествах популярная музыка является ядом для психики. Не следует использовать музыку с понятными большей части группы словами, кроме тех случаев, когда это продиктовано конкретным контекстом процесса. Музыка с ярко выраженной стилистикой (например, классическая или хип-хоп) будет задавать стиль танца; если вы не планируете специально работать внутри этого стиля, не используйте такую музыку.
Для проведения арт-терапевтического тренинга можно использовать следующие группы музыкальных произведений:
Энергизирующая, активная музыка, с использованием барабанов, возможно, этническая. Прекрасным образцом такой музыки является творчество «городской шаманки» Gabrielle Roth и ее группы The Mirrors.
Эмоциональная, выражающая различные состояния — от яркой радости до драмы и скорби, особенно важна воодушевляющая, призывающая к движению, но при этом не очень энергичная музыка.
Нейтральная, активизирующая музыка без явно выраженного эмоционального состояния позволяет больше сосредоточиться на самом движении.
Релаксационная, медитативная, «прозрачная»; большая часть музыки «нью-эйдж» слишком искусственна и «сладка». Но среди нее можно найти по-настоящему достойные образцы.
«Странная» музыка; для формирования новых движений, стимулирования спонтанности, раскрытия ресурсов рекомендуется использовать незнакомую музыку, с рваным ритмом, не привычную для танцевания с точки зрения стереотипа восприятия танцевальной музыки.
И наконец, самое главное — вы используете только ту музыку, которая по-настоящему нравится вам, как ведущему, увлекает вас самих; только «пропуская ее через себя», вы дадите людям возможность действительно «отдаться потоку» музыки, танцевать всем своим существом.
Положительные эмоции от общения с искусством оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы, мобилизируют его резервные силы, обуславливают его творчество во все областях искусства, науки и всей жизни в целом.

Список использованной литературы:

1. Андреева Ю. Танцетерапия. — СПб.: «Издательство «ДИЛЯ», 2005. – 256
2. Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. — СПб.: «Издательство «Питер», 2001. – 256
3.Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. - М.: Сфера, 2002 - 510 с.
4. Малкина-Пых И.Г. Телесная терапия/ Справочник практического психолога. - М.: «Издательство «ЭКСМО», 2005. – 187 с.
5. Казарисова А.С. Музыка в системе психопрофилактики // Тр. Ленингр. НИИ психоневр. ин-та. - 1976. - Т. 70.
6. Козлов В. В., Пфшон А. Б., Веремеенко Н. И. Интегративная танцевально-двигательная терапия. — Издание 2-е, расширенное и дополненное. — СПб.: Речь, 2006. — 286 с.
7. Самойлова И. В. Влияние арттерапии на развитие творческих способностей детей дошкольного. возраста/http: //festival.1september.ru/articles/577267/
Категория: Научная кафедра | Добавил: Юлия6250 (2014-12-16) | Автор: Демешко Юлия Николаевна E
Просмотров: 2103 | Теги: Ритм, арт-терапия, Влияние музыки, роль музыки, музыка | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 2:16 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru